Государственные финансы и их взаимосвязь с финансами хозяйствующих субъектов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные финансы и их взаимосвязь с финансами хозяйствующих субъектов



ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Государственные финансы и их взаимосвязь с финансами хозяйствующих субъектов

 

С развитием капитализма, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского кредита, появлением разнообразных финансовых инструментов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), содержание понятия "финансы" выходит за старые рамки и помимо государственных (публичных) финансов включает уже и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

 

Соответственно формируются и две относительно самостоятельные науки о финансах:

 

- наука о государственных финансах;

 

- наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

 

Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая исследует наиболее рациональные пути формирования и использования децентрализованных денежных фондов в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в интересах сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.

 

Деньги - это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей.

 

Финансы - это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП).

 

Итак, к числу причин, порождающих финансы, относятся:

 

- возникновение государства;

 

- развитие товарно-денежных отношений;

 

- появление налогов в их денежной форме.

 

Финансы - стоимостная категория, но, в отличие от всех других стоимостных категорий, это не просто деньги, но система денежных отношений, порождаемых государством, которая связана с распределением и перераспределением ВВП и части рационального богатства.

Таким образом, государственные финансы представляют собой систему регламентированных государством перераспределительных денежных отношений, которые связаны с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения его функций.

 

Государственным финансам присущи три основных признака, действующих только в совокупности:

 

- это всегда денежные отношения;

 

- эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

 

- они (денежные отношения) связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

 

Если имеются в наличии все три признака, то отношения относятся именно к государственным финансам.

 

Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств.

 

К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды, каковыми в России являются:

 

- Пенсионный фонд РФ;

 

- Фонд социального страхования РФ;

 

- Государственный фонд занятости населения РФ;

 

- Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

 

С помощью системы централизованных фондов в РФ перераспределяется более чем 40% ВВП, в том числе через консолидированный бюджет - 27%. Весь этот перераспределительный процесс и обслуживают государственные финансы.

Принципы организации финансов предприятий

1. Принцип хозяйственной самостоятельности. Предполагает, что предприятие самостоятельно, независимо от организационно-правовой формы, определяет свою экономическую деятельность и направления вложения денежных средств с целью увеличения прибыли. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство регламентирует некоторые стороны деятельности предприятий (законодательно регламентируется взаимодействие предприятий с бюджетами всех уровней и бюджетными фондами, регламентирована амортизационная политика и др.)

2. Принцип самофинансирования. Означает полную или частичную окупаемость затрат на осуществление хозяйственной деятельности предприятия. Реализация данного принципа обеспечивает конкурентоспособность предприятия.

3. Принцип диверсификации источников финансирования. Заключается в сочетании собственных, заёмных и привлечённых источников.

4. Принцип эффективности и экономности использования финансовых ресурсов. Заключается в обеспечении достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджета (плана) объёма средств.

5. Принцип плановости. Состоит в установлении основных направлений и пропорций развития предприятия в перспективе при разработке финансовой политики предприятия. Текущее финансовое планирование на предприятии должно сочетаться с перспективным планированием, основанном на научно обоснованных прогнозах развития экономики и социальных процессов общества как на региональном, так и на общегосударственном уровнях

6. Учёта уровня риска. Обусловлен необходимостью формирования финансовых резервов, обеспечивающих операционно-хозяйственную деятельность предприятия, которая сопряжена с риском из-за возможности колебания рыночной коньюнктуры.

Реализация данного принципа предусматривает анализ факторов, влияющих на величину риска, оценку риска проекта, оценку риска форм и методов финансирования. Также данный метод предусматривает разработку мероприятий по снижению риска.

7. Принцип экономической обоснованности затрат. Экономическая обоснованность является обособленным понятием, которое в законодательстве отсутствует.

Принято считать, что любые затраты, произведённые для осуществление деятельности, направленной на получение дохода. Реализация принципа экономической обоснованности затрат обеспечивает целевое использование финансовых ресурсов предприятия.

8. Принцип экономической и правовой ответственности. Означает наличие определённой системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности , соблюдение финансовой дисциплины, норм гражданского, налогового и бюджетного законодательства. В целом, для хозяйствующего субъекта данный принцип реализуется через пеню и неустойки, через штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных сумм, при нарушении сроков погашения векселей, при нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путём применения к данному предприятию процедуры банкротства.

9. Принцип заинтересованности в результатах деятельности. Обусловлен основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуще работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация данного принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда и системой вознаграждений. Для предприятия данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельности предприятия.

 

 

Нераспределённая прибыль

Представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за отчётный период за вычетом причитающихся за счёт прибыли установленных законодательством РФ налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Может быть направлена на:

- пополнение резервного капитала

- увеличение уставного капитала

- увеличение добавочного капитала

- на выплату доходов учредителям

- на финансирование капитальных вложений

За счёт нераспределённой прибыли также формируются фонды накопления, фонды социальной сферы, фонды потребления. Порядок формирования фондов регулируется нормативными документами.

Фонд накопления формируется для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества (приобретение отдельных квартир в объектах жилого фонда, индивидуальное опробование отдельных машин и механизмов с целью проверки их качества)

Фонд социальной сферы формируется для финансового обеспечения развития социальной сферы для инвестиций в объекты социальной сферы, за исключением капитальных вложений для материального поощрения работников, и на другие аналогичные мероприятия, не приводящие к образованию нового имущества предприятия.

 

 

Понятие капитала

Вещная" трактовка (капитал как средство про-ва). Адам Смит,капитал-накопленый общественный труд. Поль Самуэльсон, капитал-благо длительного пользования. Классическая школа. 2)Денежная трактовка. Капитал - это деньги. Неоклассическое направление . 3) Теория "человеческого капитала" Величина Чел. капитала оценивается потенциальным доходом, который он способный приносить. Неоклассическая школа. 4) Капитал как самовозрастающая стоимость (теория Маркса).

 

Средневзвешенная стоимость капитала

Фондоотдача

Эффективность использования основных фондов характеризует показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение объема выпуска продукции за год (на уровне предприятия) к среднегодовой полной стоимости основных фондов. На уровне же отраслей в качестве показателя продукции используется выпуск или валовая добавленная стоимость, а на уровне экономики в целом — стоимость валового внутреннего продукта.

Фондоотдача это объем выпущенной продукции деленный на среднюю сумму промышленно-производственных основных фондов по первоначальной стоимости.

Рациональное использование основных производственных фондов необходимо для увеличения производства общественного продукта и национального дохода.

Повышение уровня использования основных фондов позволяет увеличить размеры выпуска производства без дополнительных капитальных вложений и в более короткие сроки. Ускоряет темпы производства, уменьшает затраты на воспроизводство новых фондов и снижает издержки производства.

Экономическим эффектом повышения уровня использования основных фондов являтеся рост общественной производительности труда.

Фондоотдача показывает, сколько продукции (или прибыли) получает организация с каждого рубля имеющихся у нее основных фондов.

Фондоемкость

Фондоемкость является обратной величиной от фондоотдачи. Она характеризует сколько основных производственных фондов приходится на 1 рубль произведенной продукции.

Фондоемкость это средняя сумма промышленно производственных основных фондов по первоначальной стоимости деленная на объем выпущенной продукции.

Снижение фондоемкости означает экномию труда.

Величина фондоотдачи показывает сколько продукции получено с каждого рубля, вложенного в основные фонды, и служит для определения экономической эффективности использования действующих основных производственных фондов.

Величина фондоемкости показывает, сколько средств нужно затратить на основные фонды, чтобы получить необходимый объем продукции.

Фондовооруженность

Фондовооруженность оказывает огромное влияние на величины фондоотдачи и фондоемкости.

Фондовооруженность применяется для характеристики степерь оснащенности труда работающих.

Фондовооруженность и фондоотдача связаны между собой через показатель производительности труда (Производительность труда = Выпуск продукции / Среднесписочная численность работников).

 

 

Собственные средства

К источникам формирования собственных оборотных средств относят собственный капитал предприятия.

К заемным – краткосрочные кредиты и займы (банковские, коммерческие кредиты, инвестиционный налоговый кредит).

К привлеченным - кредиторская задолженность. При этом для целей финансирования оборотных активов из состава кредиторской задолженности используются в первую очередь устойчивые пассивы, а потом и другие элементы. Устойчивые пассивы – средства, не принадлежащие предприятию, но постоянно находящиеся в его обороте (мин задолженность по заработной плате и отчислениям во вбф, резерв предстоящих платежей, авансы заказчиков).

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Оптимальная обеспеченность оборотными средствами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия. Завышение оборотных средств ведет к излишнему их отвлечению в запасы, к замораживанию и омертвлению ресурсов. Это дорого обходится предприятию, поскольку возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. Занижение оборотных средств может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использование ресурсов, ведущее к потере выгоды.

Конкретные размеры оборотных средств определяются текущей потребностью и зависят от:

- характера и сложности производства;

- длительности производственного цикла;

- сезонности работы;

- темпов роста производства, изменений объемов и условий сбыта продукции;

- порядка расчетов и организации расчетно-кассового обслуживания;

- финансовых возможностей предприятия;

- периодичности и сроков поступления платежей и т.п.

Определение потребности в оборотных средствах предприятия тесно связано с плановой сметой затрат на производство продукции и с производственным планом предприятия. В производственном плане прорабатываются вопросы, от которых зависит обеспечение производства всеми видами ресурсов, в том числе и финансовыми, заключение договоров, условий поставки, способов расчетов. На базе производственного плана разрабатывается смета затрат на производство продукции, в которой определяется возможная себестоимость производимой продукции. Именно смета затрат закладывается в основу определения потребности в оборотных средствах.

Существует несколько методов расчета нормативов оборотных средств: метод прямого счета, аналитический и коэффициентный методы.

Метод прямого счета является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Он основан на определении научно обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств, т.е. стоимостного выражения запаса, который рассчитывается по каждому элементу (частные нормативы) и в целом по нормируемым оборотным средствам (совокупный норматив).

По этому методу: Норматив оборотных средств предприятия – это их величина минимальная, но достаточная для обеспечения непрерывного производственного процесса. Общий норматив оборотных средств определяется как сумма частных нормативов в соответствии с формулой:
Норматив оборотных средств (Нос) = Нпз + Ннп + Нрпб + Нгп,где
Нпз - норматив производственных запасов;

Ннп - норматив незавершенного производства;

Нрпб - норматив расходов будущих периодов;

Нгп - норматив готовой продукции на складе.

Производственные запасы включают в себя текущий, страховой и подготовительный (технологический) запасы материальных ресурсов. Норматив производственных запасов: Нпз = Зтек + Зстрах + Зтехн (подг)
Текущие производственные запасы создаются для обеспечения текущих потребностей предприятия в материальных ресурсах в период времени между двумя поставками.
Страховые запасы создаются на случай отклонения от установленного интервала поставки.

Технологические (подготовительные) запасы создаются только по тем материальным ресурсам, которые требуют подготовки перед запуском их в производство (расконсервация, комплектация, различные виды обработки).
Нормирование незавершенного производства заключается в определении необходимых средств для текущего финансирования процесса производства. ННП = ср сут * Тпц * Кнз, где

ср сут - среднесуточные затраты на производство;
Тпц – длительность производственного цикла изготовления изделия;
Кнз – коэффициент нарастания затрат в производстве (коэффициент средней технической готовности изделия в производстве).
Нормирование расходов будущих периодов осуществляется в соответствии с запланированной сметой этих расходов на планируемый период: Нрбп = РБПнач + PБПзапл – РБПпог, где
РБПнач - сумма средств в расходах будущих периодов на начало планируемого периода;
РБПзапл - сумма средств в расходах будущих периодов, запланированная на данный период;
РБПпог - сумма средств в расходах будущих периодов, погашаемая в течение данного периода.
Норматив готовой продукции на складе рассчитывается по следующей зависимости: Нгп = Sпр_ед * n * Тотгр, где
Sпp_ед – производственная себестоимость единицы продукции;
n – количество изделий, ежедневно сдаваемых на склад;
Тотгр - периодичность отгрузки готовой продукции в днях.

 

Аналитический (опытно-статистический) метод предполагает укрупненный расчет оборотных средств в размере их среднефактических остатков. Данный метод предполагает учет различных факторов, влияющих на организацию и формирование оборотных средств, и используется в тех случаях, когда не предполагаются существенные изменения в условиях работы предприятия и когда средства, вложенные в материальные ценности и запасы, занимают большой удельный вес.

Коэффициентный метод основан на определении нового норматива на базе имеющегося с учетом поправок на планируемое изменение объемов производства и сбыта продукции, на ускорение оборачиваемости оборотных средств.

 

Планирование прибыли предприятия

Планирование прибыли — составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период — квартал, полугодие.

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Это связано с тем, что производственная программа и запасы зависят от объема продаж. Однако этот объем может ограничиваться имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно они являются отправной точкой для планирования. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов.

Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать и изменения остатков незавершенного производства.

В свою очередь, производственная программа является основой для расчета потребности в материалах. Потребность в закупках материалов определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.

 

 

17. Виды и методы финансового планирования

Методы финансового планирования

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Государственные финансы и их взаимосвязь с финансами хозяйствующих субъектов

 

С развитием капитализма, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского кредита, появлением разнообразных финансовых инструментов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), содержание понятия "финансы" выходит за старые рамки и помимо государственных (публичных) финансов включает уже и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

 

Соответственно формируются и две относительно самостоятельные науки о финансах:

 

- наука о государственных финансах;

 

- наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

 

Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая исследует наиболее рациональные пути формирования и использования децентрализованных денежных фондов в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в интересах сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.

 

Деньги - это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей.

 

Финансы - это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП).

 

Итак, к числу причин, порождающих финансы, относятся:

 

- возникновение государства;

 

- развитие товарно-денежных отношений;

 

- появление налогов в их денежной форме.

 

Финансы - стоимостная категория, но, в отличие от всех других стоимостных категорий, это не просто деньги, но система денежных отношений, порождаемых государством, которая связана с распределением и перераспределением ВВП и части рационального богатства.

Таким образом, государственные финансы представляют собой систему регламентированных государством перераспределительных денежных отношений, которые связаны с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения его функций.

 

Государственным финансам присущи три основных признака, действующих только в совокупности:

 

- это всегда денежные отношения;

 

- эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

 

- они (денежные отношения) связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

 

Если имеются в наличии все три признака, то отношения относятся именно к государственным финансам.

 

Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств.

 

К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды, каковыми в России являются:

 

- Пенсионный фонд РФ;

 

- Фонд социального страхования РФ;

 

- Государственный фонд занятости населения РФ;

 

- Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

 

С помощью системы централизованных фондов в РФ перераспределяется более чем 40% ВВП, в том числе через консолидированный бюджет - 27%. Весь этот перераспределительный процесс и обслуживают государственные финансы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.3.192 (0.014 с.)