То есть люди объединяются в общества не ради индивидуальной или групповой вражды, А вследствие взаимной потребности друг в друге. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

То есть люди объединяются в общества не ради индивидуальной или групповой вражды, А вследствие взаимной потребности друг в друге.



С его точки зрения, ведущая роль принадлежит социальному факту. "Эти специфические факты, - пишет Дюркгейм, - выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. в его членах. Поэтому социальные факты - это объективная реальность, не зависящая от индивида. Эти социальные факты "составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются", оказывая на него "внешнее принуждение". По Э. Дюркгейму это формирует социальный конфликт. Развитие общества осуществляется через формирование социальных групп и возникающую внутри них общественную солидарность, которая "является единственным арбитром для разрешения конфликтующих интересов в определении каждому соответствующих границ". Солидарность не позволяет индивидам уничтожать друг друга в ожесточенной борьбе. Таким образом Дюркгейм ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.
В сознании каждого индивида существует как бы два сознания: «одно, общее нам со всей нашей группой, которое представляет собой не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас; другое, наоборот, представляет собой то, что в нас есть личного и отличного, что делает из нас индивида». В этой двойственности индивидуального сознания заключаются решающие предпосылки личностного конфликта, который постоянно находится в поле зрения Дюркгейма.

17)Теоретическая концепция конфликта Р.Дарендорфа
сформулирована в русле марксистской концепции, но существенно отличается от неё. В отличие от Маркса он утверждает, что основной конфликт в рамках всех социальных институтов касается распределения скорее власти и авторитета, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения приводят к возникновению конф.
Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа, является участие или неучастие в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей (капиталистов) над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т.д.), где вообще существуют начальники и подчиненные.
Каждое общество изменяется в каждой своей точке; каждое общество пронизано конфликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество построено на подчинении одних членов общества другим.

наличие конфликтов – естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным. Конфликт – неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы.
Подавление социального конфликта, по Дарендорфу, ведет к его обострению, а "рациональная регуляция" - "к контролируемой эволюции". Хотя причины конфликтов неустранимы, "либеральное" общество может улаживать их на уровне конкуренции между индивидами, группами, классами.

Р. Дарендорф предлагает ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем.
1. Переговоры.

2. Посредничество.

3. Арбитраж
Регулирование конфликта:

1) Наличие ценностных предпосылок, признание различий и противостояния между оппонентами.

2) Уровень организации сторон

3) Наличие определенных правил игры, предоставление равенства возможностей для каждого их сторон конфликта. Основные работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Элементы теории социального конфликта», «Конфликт после класса», «Конфликт и свобода».

 

18)Теория социальных изменений в конфликтологии Н.Смелзер
Смелзер Нейл - выдающийся американский. Был соавтором Парсонса.

Вклад Н. Смелзера в теорию социальных изменений и социологию конфликта:

1) Описал фазы инновационного конфликта, который начинается с отрицания предлагаемого новшества, а заканчивается институциализацией вновь возникшего процесса.

2) Выявил основные компоненты социального действия – цели, ценности, нормы, способы организации людей, ситуационные возможности действия – к которым у индивидов складывается различное отношение. В случае несоответствия между компонентами возникает напряжение (коллективное поведение– возмущение: бунты, восстания. При регулировании напряженности Смелзер возлагает надежды на информационную и психологическую подготовку населения.

19)Теория позитивного функционализма Л.Козера

Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».Концентрирует внимание на позитивных функциях. Он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.

Не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, Конфликт – вовсе не социальная аномалия, а естественная и даже необходимая форма существования и развития социальной системы, которая нередко имеет негативные последствия, но может давать и заметно позитивный результат.

Козер изучал социальный конфликт.

Функции конфликта:

1. Разрядка напряженности;

2. Коммуникативно – информационная, т.е. люди в результате стокновений проверяют друг друга, получают информацию об окружающем мире и узнают свое соотношение сил;

3. Созидание, т.е.противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту;

4. Интеграция социальной структуры, т.е. конфликт не разрушает целостность,а поддерживает её;

5. Нормотворчество, т.е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.

Основные положения:

1. Источником и причиной современного социального конфликта является дефицит ресурсов;

2. Хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом и демократическом обществе различны: в тоталитарном обществе конфликты носят разрушительный характер; в открытом обществе конфликтов больше, т.к. люди открыты, но конфликты ведут не к разрушению, а к созиданию; Цель конфликтологии – ограничить негативное последствие конфликта и добиться оптимальных позитивных результатов.

 

21)Природа человека и социальный конфликт. Концепция Аристотеля.
Прежде всего понимание конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это такое? И в чем состоит его собственная природа?

Аристотель (384-322 до н.э.)его знаменитый тракт «Политика»,

Аристотель утверждал:«государство- продукт естественного

возникновения.Государство принадлежит тому, что существует по природе,человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто... живет вне государства,- либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо

сверхчеловек".Государство существует по природе и по

природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому».

Как видно из приведенных высказываний.

приоритет обществу. Общество, государство для него есть первичное начало, это целостность, а отдельный человек - часть более широкого целого. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется. Аристотель относит к естественным законам природы.
В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.
Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче — как выбор между различного рода благами (зная добродетель, можно вести порочную жизнь).Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения. Слово «знать» употребляется в двух значениях: 1) «знает» говорят о том, кто только обладает знанием; 2) о том, кто применяет знание на практике. Обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его.

 

22)Технология переговорного процесса в концепции Р.Фишера и У.Юри.
Переговоры –
это древнее и универсальное средство общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения и взгляды расходятся.
Выделяют два вида переговоров: 1. ведущиеся в рамках конфликтных отношений. 2. условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать. Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждая из сторон переговоров сама решает, соглашаться или нет на то или иное предложение. Совместное решение - это единое решение, которое участники рассматривают как наилучшее в данной ситуации. Хотя переговоры происходят каждый день, вести их как следует нелегко.
Стандартная переговорная стратегия очень часто оставляет у людей чувство неудовлетворенности, изнурения или отчуждения, а нередко и всего вместе. Люди оказываются перед дилеммой. Они видят лишь две возможности ведения переговоров - быть податливыми или жесткими. Мягкий по характеру человек желает избежать личного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки.
Вторая
стандартная стратегия в переговорах предусматривает средний подход - между мягким и жестким, но включает в себя попытку сделки между стремлением достичь желаемого и ладить с людьми.
Есть третий путь ведения переговоров, предусматривающий позицию, основанную не на слабости или твердости, а скорее объединяющий и то и другое.
Метод «принципиальных переговоров», разработанный в рамках Гарвардского проекта по переговорам, состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, т. е. исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагает, что вы стремитесь найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где ваши интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-го справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров.


23)Сравнительный анализ конфликтологических концепций и подходов к изучению конфликта Конфуция.
Его учения включали в себя совокупность духовных и социальных норм; эти правила касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали определенный способ мышления. Цель конфуцианства – создать общественный порядок, основанный на этике и культуре личности, достичь политической гармонии путем развития внутренней гармонии человека. Основа социального порядка – строгое повиновение старшим.

Он утверждал, что злобу и застенчивость, а с ними и конфликты. Порождает неравенство и несхожесть людей. Он настаивал, что нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор.
.

К.Томас Киллмен

5 основных стратегий поведения человека в конфликте:

Стратегия избегания или ухода(игнорирование конфликта; оптимально, если ситуация не значительна)

Соперничество: позволяет добиться результата, способствует прогрессу,

Уступки: добрая воля служит позитивной поведенческой моделью для оппонента, позволяет сохранить ресурсы до более благоприятного момента, когда баланс сил не равен; лучший выход, но интересы не удовлетворяются.

Идеальный компромисс: удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину, часто служит временным выходом, так как интересы не удовлетворяются полностью.

Сотрудничество: стремление достигнуть максимального возможного удовлетворения своих интересов и интересов партнёра.

Конфликтология Томаса основана на методике определения факторов конфликта и их исправления.

25)Здравомыслов, Кудрявцев, Сорокин
А.Г.Здравомыслов:

ü После издании «социология конфликта» (1996г.) начинатеся этап систематизированного изложения проблемы конфликта: конфликт – нормальное явление общественной жизни, выявление и разрешение конфликта – полезное и нужное дело.

ü Правила «хорошего» конфликта:

1) 1. Не допускать насилия как способа разрешения конфликта

2) 2. Найти средство выхода из тупиковой ситуации в тех случаях, когда насилие совершилось и стало средством углубления конфликтов

3) 3. Добиваться взаимопонимания между сторонами

ü Правила разрешения конфликта:

1) 1. Вопрос об изъятии конфликта или о преуменьшении его значения

2) 2. Быстрое соглашение – результат чувства опасности

3) 3. Консолидация возможна, если осознаётся угроза внутреннего распада

4) 4. Переговорный процесс – акцент на уступку меньшинству или возмещение ущерба потерпевшей стороны.

В.Н.Кудрявцев:

ü Изучал юридический конфликт

ü Состоял в конфликтологической школе, подход которой основан на рассмотрении права. Значение подхода заключается в том, что связывается рассмотрение конфликтов с существующими правовыми социальными институтами, следовательно поиск эффективных норм права. Достижение данного подхода заключается во введении понятия «ложный юридический конфликт» - это конфликт, возникающий вследствие ошибки или заблуждения хотя бы одной из сторон конфликта.

ü Современное направление «юридической конфликтологии» имеет важное прикладное значение. Повышение юридической культуры граждан может существенно уменьшить число конфликтов по юридическим основаниям и смягчить их остроту.

П. Сорокин:

ü один из самых выдающихся представителей “социо-культурной школы” в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. Главная идея – возникновение любого конфликта обусловлено некоторыми невозможностями удовлетворения базовых потребностей человека. Будучи руководителем кафедры Петроградского университета, он определял социологию как науку о формах, причинах и результатах поведения людей, живущих в среде себе подобных.

ü Конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека”.

 

27)?????????????????????
28)Карнеги и Фрейд
29)Маслоу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.032 с.)