ТОП 10:

Уровни проявления конфликтов и основные модели разрешения.



Уровни:

1. Внутриличностный

2. Межличностный

3. Семейный

4. Социальный

5. Групповой (внутригрупповой)

6. Межгрупповой

7. Этнический

8. Политический

9. Организационный (производственный)

10. Национальный

11. Гендерный

12. Педагогический.

Модели разрешения конфликтов:

1. Доминирование (победа одной из конфликтующих сторон)

2. Компромисс

3. Сотрудничество

31) Источники, составляющие и зона конфликта

Источник конфликта (ИК) – всегда ситуация или состояние, выражающее противоположные интересы или цели. ИК стоит отличать от основания конфликта (ОК).

ОК – всё, что следует назвать причиной становления интересов.

Пример: Наследство. ИК – спорное распределение частей наследства. ОК – отсутствие завещания, несовершенство гражданского и семейного законодательства. Ик проистекает из ОК, но к нему не сводится.

Составляющие конфликта:

1. Участники (любой чел или группа людей, принимающие участие в конфликте). М.б. прямыми и косвенными; сознательно идущими на конфликт или неосознанно, случайно. Каждая сторона к-та имеет группу поддержки (тайная или явная, активная или пассивная).

В2
2. Зона к-та.

 
 

 

 


А и В – участники к-та

а и в – официальная разграничительная черта интересов А и В

В1, В2 – претензии В к А

А1, А2 – претензии А к В

Штриховка – зона к-та

Т. е. зона к-та – область столкновения противоборствующих интересов (отношения напряженные, а действия взаимоисключающие), не является географической.

Вне зоны к-та участники могут не конфликтовать, т.е. оставаться без претензий.

Если к-т перешел в сферу межличностного противостояния, тогда зона к-та охватывает все стороны взаимоотношений между А и В.

34)Сущность прогнозирования и профилактика конфликтов в соц. Сфере.
Управление конфликтами – центр. проблема конфликтологии. Учеными выделяются виды управляющих воздействий: диагностика, прогнозирование, профилактика, ослабление, разрешение, урегулирование, завершение, прогрессия, предотвращение, устранение, гашение.

Прогнозирование и профилактика целесообразны на ранних этапах возникновения соц. противоречий.

Прогнозирование:

Вершини М.С. Классификация прогнозирования:

А) по основным типам: поисковое; нормативное (определение путей, сроков)

Б) по периоду устранения: оперативное (до 1 месяца); краткосрочное (1 мес-1 год); среднесрочное (1 год- 5лет); долгосрочное (5-15 лет); сверхсрочное (больше 15 лет)

В) по сферам предсказания: внутриполитические; внешнеполитические

Основные принципы прогнозирования:системность, согласованность, рентабельность, …

Этапы прогнозирования:

1. Предпрогнозная ситуация

2. Сбор данных прогнозного фона

3. Разработка базовой модели

4. Построение поисковой модели

5. Нормативная модель

6. Оценка достоверности и точности прогноза
Выработка рекомендации
Профилактика:Не имеет четкого разделения.Профилактика - более широкое понятие, направлена на минимум вероятности.Предупреждение – частный вид профилактики, меньший по объему и ответственности

 

35) Объективные, объективно-субъективные и социально-психологические условия профилактики конфликтов
-) Объективные: 1
. Создание благоприятных условий жизнедеятельности (матер. стабильность, наличие учебы и работы, здоровая семья, соотношение труда и отдыха)

2. Разработка правовых и нормативных процедур (критерии оценки экзамена) 3. Справедливое и гласное распространение материальных благ 4. Успокаивающая материальная среда (приятное раб место)

-) объективно-субъективные 1. Структурно-организационные условия (дистанция м.у людьми) 2. Функционально- организационные условия (четкое распространение функций)

3. Личностно-функциональные (псих. соответствие профессиональных умений, личностных качеств требованиям занимаемой должности) 4. Ситуативно-управленческие условия (уровень управленческой компетенции)

-) социально-психологические условия У исследователей именно социально-психологическая природа конфликта вызывает наибольший интерес. Социальное взаимодействие не будет источником противоречий, если оно сбалансировано (баланс ролей, баланс решений и ответственности, баланс взаимных услуг, баланс ущерба)


36)Эскалация и деэскалация конфликта
Skala
– резкое повышение импульсивности конфликтных действий оппонента в процессе развития конфликта.

Эскалация хар-тся след. признаками:

1.ухудшение когнитивных способностей противоборствующих сторон, что проявляется в использовании более грубых и агрессивных методов как наступления, так и обороны
2.снижение возможности адекватного восприятия оппонента сразу обеими конфликтующими сторонами. Идет разработка «образа врага» на основе как реальных, так и мнимых негативных качеств и действий.
Деэскалация – представляет собой прямо противоположный процесс, когда сила конфликта постепенно уменьшается, снижается эмоц. напряженность, степень агрессивности и интенсивности конфликта, не исключен вариант, кода стороны устают от конфликтной ситуации. В последствии данные показатели приводят к реальным надеждам, что конструктивное решение возможно.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.140 (0.009 с.)