Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проект преодоления проблем в управлении внутрифирменными коммуникациями в условиях конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Настоящий материал представляет собой план действий в реальной конфликтной ситуации, разработанный PR-агентством для одного из российских банков. Проект, по мнению разработчиков, наглядно демонстрирует, что эффективная коммуникационная политика в условиях конфликта (в данном случае - крупного коммерческого банка) может не только урегулировать конфликт, но и направить его на пользу организации. Описание ситуации. Практическая разработка коммуникационного плана по преодолению конфликта. В январе 1996 г. руководство одного из крупнейших российских банков (далее - банк) приняло решение об оптимизации внутренних ресурсов. В частности, планировались увольнение большого числа сотрудников (до 300 человек) и упразднение одного из управлений банка. Необходимость подобных шагов была продиктована, прежде всего, тем, что в период бурного роста числа коммерческих банков в России в 1992-1993 гг. банком проводилась кадровая политика, направленная на привлечение большого числа специалистов, способных обеспечить банку занятие определенных ниш на рынке банковских услуг. К концу 1995 г. ситуация в банковском секторе экономики страны стабилизировалась, четко обозначились сферы влияния крупных, средних и малых банков, значительно замедлились темпы роста числа новых банков, а финансовые кризисы 1994 г. («черный вторник») и 1995 г, (августовский кризис на рынке межбанковских кредитов) еще сильнее показали приоритеты и направления деятельности банков, укрепив позиции одних и практически полностью вытеснив с рынка других. Все это явилось причиной того, что к определенному моменту банк перестал нуждаться в услугах значительного числа специалистов. Предпосылкой к возникновению конфликта в данном случае было в первую очередь то, что речь шла о сокращении штата более чем на 300 человек. Ситуация осложнялась также тем, что кроме увольнения сотрудников в банке вступил в силу ряд распоряжений руководства, касающихся сокращения внутренних текущих расходов, включая расходы на питание, пользование автотранспортом и многие другие. Такие действия неминуемо приводят к нежелательным последствиям как во внутренней среде, так и во внешнем общественном мнении о банке через неправильное толкование информации. Предполагая эти последствия и желая их минимизировать, руководство банка обратилось за помощью к специалистам в области общественных связей и коммуникаций (далее агентство), которыми был разработан настоящий план. Анализ ситуации 1. Возможные последствия В самом банке: § «напряженность» внутри коллектива банка; § уменьшение работоспособности сотрудников; § распространение различных слухов; § атмосфера недоверия к руководству; § эскалация Мёжличностных конфликтов между конкретными сотрудниками[93]; § тенденция к уходу хороших; сотрудников. В общественном мнении и прессе § интерпретация в прессе изменений, происходящих в банке (факты увольнения сотрудников) как признака кризиса банка; § недоверие со стороны клиентов; § действия со стороны конкурентов, ухудшающие положение банка (от целенаправленного распространения торочащих банк слухов до экономических действий). 2. Реальные последствия Отсутствие на момент начала проекта официальной информации о происходящих в банке процессах, а также упомянутые решения руководства банка уже привели к ряду реально наблюдаемых отрицательных процессов: § распространению слухов и домыслов внутри банка; § настороженному отношению часта общественности к банку; § распространению слухов за пределами банка о его, якобы, неустойчивом финансовом состоянии. Известно, что слухи воспринимаются работниками очень серьезно и люди реагируют на них не как на недостойную внимания простую информацию. Работники готовы поверить плохим новостям потому, что они подсознательно именно таких новостей боятся. А это - симптом стрессов и конфликта в организации. Однако необходимо отметить, что реакция за пределами банка на события в нем к моменту обращения в агентство не приобрела того масштаба, который мог бы характеризоваться как, «кризис во взаимоотношениях с сотрудниками и общественностью». Основная цель компании. Учитывая вышесказанное, цель программы управления конфликтом может быть сформулирована следующим образом: предотвращение возможных негативных последствий сокращения кадров во внешней и внутренней среде банка. Общие принципы решения подобных проблем. Необходимо отметить, что процесс увольнения всегда был и будет серьезной проблемой не только для сотрудников организации, но и для ее руководства. Увольняя работника, руководитель и, в первую очередь, его непосредственный начальник всегда испытывает некоторую вину за свое действие. С другой стороны, увольнения, тем более массовые, не могут пройти бесследно для состояния внутреннего климата любого коллектива. По мнению специалистов агентства, именно осознание этих фактов должно являться основополагающим в действиях агентства и, руководства банка по достижению поставленной цели. Кроме того, представляется важным отметить, что существует, ряд общих принципов любой компании, направленной на решение подобных проблем: § абсолютное совпадение официальной позиции руководства, предназначенной для внутреннего и внешнего распространения; § закрытие всех возможных каналов распространения информации о банке, прежде всего, в прессу; § назначение одного сотрудника, ответственного за связи с прессой; § создание внутри организации атмосферы максимальной публичности действий руководства; § пресечение по возможности создания внутри коллектива неформальны групп; § выявление внутри коллектива «неформальных лидеров» и активная работа с ними. Официальная версия (важнейшие тезисы) 1. Одобрение и принятие правлением банка программы работ по оптимизации ресурсов банка. 2. Оптимизация касается всех внутренних ресурсов: материальных, технических, людских (не делая акцент на людях). 3. Цель программы - значительно улучшить работу банка при объективно существующих неблагоприятных внешних экономических условиях. 4. Преобразования коснутся всех подразделений и структур банка. 5. Программа создавалась в течение длительного периода и не имеет аналогов в российском финансовом бизнесе. 6. Программа уже начала внедряться. 7. Осуществить программу намечено за определенный срок. Действия руководства банка 1. Обратиться к сотрудникам банка с посланием, которое должно стать традиционным (ежегодным) и содержать: § краткий отчет о результатах работы банка за прошедший год; § описание современной ситуации на кредитно-финансовом рынке; § краткое и доступное изложение программы оптимизации; § точные даты начала и, главное, завершения работ по программе; § разъяснения в свете программы сути принятых ранее решений (распоряжения относительно питания сотрудников, режима работы складов и др.); § описание перспектив и планов банка на текущий год. 2. Принять участие в совещании с руководителями среднего звена банка. 3. Обратиться лично (в письменной форме) к каждому сотруднику, который будет уволен. Предложения для управления кадров 1. Организация письменного обращения президента банка с благодарностью к каждому увольняемому сотруднику. 2. Организация договоренностей с биржей труда по поводу трудоустройства увольняемых работников в другие места. 3. Организация договоренностей с коммерческими структурами, занимающимися подбором кадров. 4. Обеспечение выплаты выходного пособия всем увольняемым. 5. Сохранение в базе данных по кадрам информации об увольняемых для возможного использования их услуг в дальнейшем. 6. Обеспечение питания сотрудников банка на рабочих местах (цель - локализация последствий уже принятых решений). Предложения по внутренней работе (для управления по связям с общественностью) 1. Распространение обращения руководства банка к сотрудникам (еже* годное послание). 2. Обеспечение свободного доступа сотрудников к информации о ходе выполнения программы по оптимизации (телефон доверия и т.п.). 3. Участие в совещании руководителей среднего звена и их дальнейший инструктаж (совместно со специалистами агентства). 4. Инициирование определенной устной информации (слухов) и управление ее распространением. Предложения по взаимоотношениям со СМИ (для управления по связям с общественностью и агентства) 1. Публикация в авторитетных экономических изданиях серии материалов с информацией о программе оптимизации внутренних ресурсов банка. 2. Распространение информации в СМИ об открытии новых 'отделений банка (пропаганда экспансии). 3. 3 Публикация обзорного материала в газете «Финансовые известия» или «Коммерсанть-Daily» с информацией о новых разработках и области банковского управления. 4. Организация пресс-завтрака, на который будут приглашены журналисты всех центральных экономических изданий. Тема встречи - новые подходы в банковском управлении и оптимизации ресурсов в банках» 5. Организация публикации большого интервью с президентом банка в одном из центральных общественно-политических изданий. 6. Разработка системы ответов на возможные «нежелательные» вопросы со стороны журналистов (доводы о необходимости повышения профессионализма сотрудников и др.). Основные выводы Настоящая программа действий была передана специалистами агентства на рассмотрение в соответствующие структуры банка - управление по связям с общественностью и управление по работе с персоналом; После необходимого согласования программа была принята, после чего в течение двух недель сотрудниками агентства в банке был проведен ряд мероприятий по разрешению конфликтной ситуации и налаживанию коммуникаций, включая групповые тренинга и личные беседы с руководством. Однако через месяц после завершения работ с реализацией программы возникли определенные трудности: руководители среднего звена банка (начальники отделов и служб), в отличие от высшего руководства (правление, начальники управлений и филиалов), не сумели правильно на своем уровне реализовать некоторые положения программы. В первую очередь, это касалось самой процедуры увольнения. В результате специалистами агентства была проведена серия консультаций и тренингов по методике увольнения для банковского руководителя среднего звена и построению коммуникации с увольняемыми. Рассматривая данную ситуацию с точки зрения полезности описанного конфликта, можно отметить несколько положительных моментов, явившихся результатом эффективного управления конфликтным взаимодействием: § конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего климата в банке; § налаженная с помощью специалистов система коммуникаций в банке дала возможность его руководству самостоятельно реализовать данную программу; § коммуникации соответствуют новым условиям и требованиям структуры; § соответствующие управленческие структуры банка получили необходимые знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных ситуаций в будущем; § руководство банка осознало необходимость поддержания внутрифирменных коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях; § банк продолжает нормально развиваться в новых условиях. Прежде чем анализировать представленный проект, попробуем ответить на несколько вопросов. 1. Является ли ситуация с персоналом определяющей (базовой) для кризиса банка? 2. Согласны ли мы со всеми выводами разработчиков проекта? 3. Предусматривает ли предложенный проект манипулятивные действия, построенные на недостоверной (или даже заведомо ложной информации)? 4. Насколько достоверен итоговый прогноз разработчиков? 5. Можно ли считать все запланированные (а позже и совершенные) действия соответствующими определению PR и, следовательно, являвшимися PR? 6. Можно ли считать, что конфликт удалось перевести в коммуникативную фазу и затем преодолеть? 7. Работала ли соответствующая служба банка как PR-отдел или как отдел контроля связей с общественностью (или даже отдел контроля общественности)? Увы, ответы на эти вопросы вряд ли способны порадовать PR-общественность. Кстати, позже глава этого агентства, давая интервью газете «Капитал», произнес: «Сотрудники агентства действовали очень профессионально. Судите сами, банк разорился, а его клиенты еще две недели ничего об.этом не знали».
Резюме 1. Технологическая основа PR - система RACE, описывающая базовую структуру PR-проекта: § анализ, исследование и постановка задачи; § разработка проекта и его бюджета; § осуществление коммуникации через осуществление проекта. § исследование результатов, оценка и возможные доработки.,' 2. Работая с имиджем, необходимо постоянно задавать себе семь основных вопросов: § Каков имидж субъекта? § Какой имидж желателен для самого субъекта? § Каким субъект представляется самому себе? § Каков он на самом деле? § Каким он должен быть на взгляд своей общественности? § Возможно ли совпадение ответов на первые пять вопросов? § Что нужно для этого сделать? 3. Принято различать внутренний и внешний имидж, т.е. представления и субъекте внутренней и внешней общественности. В свою очередь, внутренняя общественность - это не только персонал, организации, но и топ-менеджмент, и владельцы. Часто эти три группы не совпадают, да и первая из них распадается на несколько непересекающихся и отличающихся по типам мышления, уровню образования, социально-психологическим стереотипам и пр. 4. В случае информационного дефицита, а также противоречивости имеющейся информации о субъекте (преднамеренной или непроизвольной), общественность склонна весьма неадекватно представлять себе сам субъект, что приводит к появлению и распространению мифов. 5. Для специалиста по PR требуется хорошее знание не только основ работы с текстом, иностранных языков и технологий различных СМИ, но также и менеджмента, экономики, социологии, психологии, статистики и прочего, прочего, прочего. 6. Одной из наиболее действенных PR-технодогйй является паблисити - технология достижения Положительной известности субъекта среди его общественности. 7. Спонсорство - действенный инструмент работы не только с внешней, но и с внутренней общественностью. 8. PR-пррекг, как и всякий другой проект, обладает четырьмя признаками: § направлен на достижение конкретных целей; § включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; § имеет ограниченную протяженность во времени: с определенным началом и концом; § как и все проекты, в определенной степени неповторим и уникален.
Контрольные вопросы Выберите правильные варианты ответов 1. PR и маркетинг между собой соотносятся следующим образом: а) это одно и то же; б) маркетинг- часть PR; в) PR - часть маркетинга; г) это разные виды деятельности, ориентированные на работу с общественностью организации. 2. Главным ресурсом PR-проекта является: а) СМИ, с которыми у организации налажены хорошие связи;. б) система информационной безопасности организации; в) основная деятельность организации; г) имиджевая реклама на рейтинговых телеканалах. 3. Внешний имидж субъекта - это: а) образ субъекта, создаваемый имиджмейкерами; б) образ субъекта, сложившийся у самого субъекта; в) образ субъекта, распространяемый в СМИ; г) образ субъекта, сложившийся в массовом сознании его общественности. 4. Паблисити как технология PR - это: а) технология распространения в СМИ благоприятной информации о субъекте; б) технология создания общественной популярности; в) технология распространения благоприятных для субъекта мифов; г) технология достижения положительной известности субъекта среди его общественности. 5. Целью спонсорства не является: а) демонстрация высокой корпоративной культуры и гражданства; б) постепенное внедрение ценностей свободного предпринимательства в социальную сферу, образование и искусство; в) получение компанией сверхприбыли, не облагаемой налогами; г) демонстрация хорошего примера для компаний-конкурентов; д) повышение качества и уровня жизни в обществе.
Практикум Теперь, когда Чапаев был пойман на слове, Федор решил процесс обучения довести до конца, уйти и оставить Чапаева в раздумье. Д. Фурманов. Чапаев
Практическое задание 1 1. Проанализируйте ситуацию в организации и оцените эффективность использования средств на обучение персонала, используя стохастическую позиционную модель. В Omicron, средней по размерам электронной фирме, существовала практика, когда уже работающие и будущие менеджеры среднего звена проходили спонсируемые компанией университетские программы обучения. Компания платила обучаемым небольшую стипендию, но занятия не должны были мешать основной работе. Хотя только половина всех менеджеров прошла эти курсы, в компании верили, что те, кто их прошел, более готовы к исполнению роли руководителя. Эта вера основывалась на точках зрения руководства, самих обучающихся и инструкторов. Ситуация с курсами не менялась до тех пор, пока новый президент компании Кевин Хартман не поднял вопрос об эффективности программ обучения. Он предположил, что с точки зрения потенциала руководителя нет никакой разницы между теми, кто прошел курсы, и теми, кто не сделал этого. В таком случае издержки проведения программ значительно выше той пользы, которую можно из них извлечь. Директор по человеческим ресурсам Джон Уолкер не согласился с такой позицией. По его мнению, программы следует продолжать, хотя он и не может доказать их эффективность цифра Чтобы подкрепить свою точку зрения, он пригласил консультанта, знакомого с принципами АЧР, чтобы тот оценил эффективно программ развития руководителей с точки зрения их индивидуальной стоимости для компании. Определение служебных состояний. На первом этапе применения модели был определен набор служебных состоянии или позиций:
«Инженер» - именно та позиция, об изменении стоимости которой в результате программ обучения хотело узнать руководство. В соответствии с этим и были выбраны приведенные выше позиции. Определение позиционной стоимости. Далее консультант попытался определить стоимость для организации каждой позиции. В контрактах, принятых в компании, указывалась почасовая ставка оплаты для каждого работника. Умножением индивидуальной ставки на число часов, которое в среднем отрабатывает работник в течение года, была получена стоимость каждой позиции:
Начальник отдела Расчет матрицы переходов. Консультанту удалось собрать информацию о переходах более чем двухсот сотрудников за последние 10 лет, а также разделить эту информацию на тех, кто прошел курсы, и тех, кто их не прошел. На основе статистики были составлены две матрицы переходов для каждой группы сотрудников отдельно: Работники, не прошедшие программу подготовки:
Работники, прошедшие программу подготовки:
2. Сравните две приведенные выше таблицы и определите: 1) Насколько участие в программах обучения увеличив вероятность повышения сотрудника по карьерной лестнице. 2) Насколько снижается вероятность ухода сотрудника организации, если он участвовал в программах обучения.
Практическое задание 2 Ознакомьтесь с материалом и ответьте на вопросы. Международная корпорация Холдинг «Наука Т» - одна из ведущих компаний мира. Начав с создания наждачной бумаги в начале текущего столетия. Холдинг «Наука Т» сегодня выпускает 60 тыс. наименований товаров. Годовой объем ее продаж 14 млрд. долл. Ее филиалы расположены в 57 странах, в компании работают около 90 тыс. человек. Холдинг «Наука Т» ~ одна из 25 компаний, мира, владеющих наибольшим числом патентов. Треть объема продаж приходится на новую продукцию, которая не выпускала еще пять лет назад. Успехи корпорации во многом определяются стратегией. При формулировании стратегии на первый план выдвигаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и диверсификация, т.е. проникновение в новые для компании сферы бизнеса. Особенности организационной структуры и произведет; Корпоративный бизнес ориентирован на несколько ключевых. параметров: создание новых изделий, обмен и передачу технологий внутри фирмы, самостоятельность хозяйственных отделений в инновационной деятельности и расширение полномочий новаторов в творческом поиске. Организационная структура строится по продуктному принципу с учетом общности применяемых технологий. Непрерывный процесс организационного развития предполагает создание новых отделений, ориентированных на перспективную продукцию и рынки сбыта. В зависимости от успеха новшества меняется статус соответствующего подразделения, его непосредственного руководителя и его подчиненных. Широко развита сеть связей и соглашений Холдинг «Наука Т» с другими фирмами. Политика управления трудовыми ресурсами. Кадровые службы Холдинг «Наука Т» имеют высокий статус и обладают широкими полномочиями при принятии решений в отношении персонала, а также при решении общих вопросов, связанных с развитием бизнеса. Корпорация верит в необходимость таких организационной структуры и климата, в основе которых - уважение к достоинству людей, к ценности индивида, поощрение инициативы и раскрытие творческого потенциала, предоставление равных возможностей для развития и вознаграждения по труду. Работники называются главным ресурсом корпорации. Характерная черта корпорации - тесная увязка инновационных стратегий и политики управления человеческими ресурсами. Для корпоративного менеджмента центральной проблемой является активизация новаторской деятельности персонала. Разработаны особые мероприятия по поддержке процессов выдвижения инноваций, стимулирования творческого поиска, вознаграждения новаторов. Большое внимание уделяется развитию профессионального и творческого потенциала сотрудников, формированию предпринимательской этики, поддержанию высокой ответственности за качество работы и судьбу корпорации в целом. В центре управления человеческими ресурсами - эффективный механизм стимулирования персонала. Вся система стимулирования организована по программному принципу. Из общего числа программ стимулирования (637) на научно-исследовательский персонал ориентировано 303, на сбытовой - 208, на административно-управленческий - 79 программ. Остальные носят «сквозной» характер. Социальные программы направлены на поддержку профессионального роста, организацию досуга и участие в общественных делах. В компании сложился эффективный механизм подготовки и повышения квалификации персонала. Через внутрифирменную систему подготовки кадров Холдинг «Наука Т» ежегодно проходит около 15 тыс. человек. Процесс обучения представляет собой последовательность звеньев общей цепочки: «аккумулирование опыта - поддержка учащихся и вознаграждение за успехи - установление обратной связи с преподавателем - обеспечение вовлеченности работников - интеграция их усилий. Для этого Холдинг «Наука Т» использует не только свои кадры, активна привлекаются внешние консультанты, известные специалисты, профессора университетов, приглашаются менеджеры других компаний, организуются «круглые столы» и дискуссии. Окончившим продолжительные курсы выдаются сертификаты и дипломы, имеющие признание на национальном уровне. Работники фирмы, учащиеся в колледжах и университетах получают поддержку со стороны фирмы. При успешной сдаче экзаменов корпорация возмещает стоимость обучения. Первостепенное внимание уделяется найму новых работников. Работать в Холдинг «Наука Т» престижно, и поэтому существует конкурс при приеме на работу. При найме будущие работники проходят весьма жесткий отбор. Кадровыми подразделениями и менеджерами ведется целенаправленная работа по адаптации персонала в фирме. Уже сложились традиции включают в жизнь «корпоративной семьи». В корпорации действует центр по ресурсам развития карьеры. Для, расширения возможностей индивидуального роста введена система «двойной лестницы», или «двух направлений карьере», (в зависимости от индивидуальных способностей предпочтений работника возможно продвижение либо по административной, иди по научно-инженерной линии).
Вопросы 1. Сформулируйте миссию и девиз организации. 2. Назовите конкретные цели, отражающие миссию (технологические, организационные, кадровые) во взаимодействии с другими организациями. 3. Охарактеризуйте возможных партнеров организации. 4. Опишите желаемого сотрудника организации. 5. Сформулируйте основные корпоративные правила. § в области отбора, обучения и продвижения персонала; § в области стимулирования труда. 6. Предложите программу кадровых мероприятий. Практическое задание 3 Проанализируйте конкретный пример подготовки к созданию и выводу на запланированную мощность Средней по размерам фирмы по производству ювелирных изделий [94]. Цель. Насыщение рынка России и стран СНГ качественными и недорогими ювелирными изделиями российского производства с применением новых, разработанных ведущими специалистами фирмы, технологий; а также выпуск дорогой эксклюзивной продукции. Форма собственности. Частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью. История создания и краткий анализ сложившейся ситуации. Фирма Х основана в 1997г. на базе двух фирм. Первая фирма Y была создана в 1996 г. Основной вид деятельности - оптовая торговля ювелирными изделиями. В предполагаемом процессе взаимодействия с X эта фирма возьмет на себя функции маркетинга и будет основным сбытовым звеном фирмы X. Фирма Y будет иметь самостоятельную бухгалтерию, склад. Отделы маркетинга и сбыта. Предполагаемая организационная культура - предпринимательского типа '(оценка результатов деятельности по количеству принесенной прибыли). Вторая фирма (Z) была Основана в 1992 г. как частное предприятие, основным видом деятельности которого было производство ювелирных изделий. Специалистами этой фирмы проводились успешные работы по поиску и применению новых технологий в ювелирном производстве. За время своего существования эта фирма неоднократно оказывалась в кризисных ситуациях, приводивших ее практически к полному свертыванию своей деятельности. После каждого кризиса предпринимались меры по восстановлению деятельности фирмы, которые давали непродолжительные положительные результаты. Фирма начинала свою работу с маленького коллектива единомышленников и строилась по принципу «семьи». Директор фирмы являлся руководителем и «отцом» для своих подчиненных. С ростом численности сотрудников организационных изменений не проводилось, что спровоцировало кризис управления. Руководителем фирмы не принималась идея о необходимости промежуточных управленческих звеньев. Контроль за всей деятельностью фирмы был ее средоточен в одних руках, что также вело к постепенному его ослаблению и кризису. После очередного кризиса было принято решение о приостановлении деятельности фирмы, роспуске сотрудников и создании новых фирм с более формализованными организационными структурами и соответствующими управленческими схемами.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.019 с.) |