Управление, процесс, система и механизм управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление, процесс, система и механизм управления



Управление, процесс, система и механизм управления

По лекции:

Управление – целенаправленное воздействие на коллектив с целью организации и координации их деятельности для обеспечения достижения целей организации.

Система – совокупность взаимосвязанных взаимодействующих элементов, образующих новое свойство.

Система управления - система целенаправленного воздействия на объект с целью его приведения в состояние, соответствующее поставленным целям.(управляющая система--à управляемая система)

Из инета:

Управление (менедж­мент) — процесс сочета­ния ресурсов для дости­жения поставленной це­ли.

1. Процесс управления представляет собой совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей.

В процессе управления решаются две задачи:

-тактическая – связана с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы;

-стратегическая – обеспечивает развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние.

Процесс управления включает следующие элементы:

- предмет и продукт управленческого труда (информация, решения);

-средства управленческого труда (компьютеры, телефоны и т.д.).

В процессе управления выполняется множество операций. Среди них выделяются такие: вычислительные, логические, описательные, контрольные, сбора и анализа информации и т.п.

В систему управления входят:

1) субъект управления – это лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивают достижение поставленных целей. Субъект управления называют еще управляющей системой. Очень часто из круга субъектов управления исключается общество, что неверно. Ведь общество выступает в качестве субъекта управления по отношению к элементам государства. Например, общество создает органы государственной власти, может принимать конституцию страны и т. д.

2) объект управления – это общество и его элементы (государство, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, трудовой коллектив, семья, личность и т.п.) на которые направлено управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и развития. Объект управления иногда называют управляемой системой. Объекты управления можно классифицировать по следующим основаниям:

Механизм управления - совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие "механизм управления" отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы, и ценности человека.

Экономические методы управления

Экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества; с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий.

 

Основной экономический метод, применяемый при управлении подразделениями предприятия, – внутрипроизводственный хозяйственный расчет, исходными положениями которого являются:

– закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;

– предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;

– разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

– применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

 

Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:

1) прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;

2) дополнительные выплаты;

3) штрафы.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Возникновение и понятие социально-экономической системы.

Социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.
В связи с приведенной расшифровкой понятия «экономического отношения» будет уместным применить определение, данное Э. Ильенковым касательно экономической системы. Он под ней подразумевает «совокупность экономических форм, связанных в единую, развившуюся из одного основания систему»и составляющих «специфическую природу экономического организма».
Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.

4.

Методы и роль мотивации в управлении

Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:

- материальное поощрение;

- организационные методы;

- морально-психологические.

Укрупнено все методы мотивирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

1. Экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).

2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов.

4. Система участия - в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии.

11_____

Основные понятия контроллинга. Роль контроллинга в антикризисном управлении

Контроллинг – это совокупность методов стратегического управления, планирования, учёта, анализа и контроля, направленного на достижение целей. Контроллинг как система экономического управления широко применяется в экономически развитых странах.

Необходимость использования контроллинга вызвано следующими причинами:

1)повышение нестабильности внешней среды, что вызывает повышенные требования в системе управления организации;

2)необходимость увеличения скорости реакции организации на изменения внешней среды;

3)необходимость наличия в организации механизма действий по обеспечению выживаемости организации и избеганию кризисных ситуаций.

Конечной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому контроллинг можно назвать системой управления прибылью организации. Когда цели организации другие (завоевание доли рынка), то контроллинг позволяет направлять управленческий процесс на достижение этих целей.

Контроллинг включает 2 аспекта:

1)стратегический (направлен на внешнюю и внутреннюю среду и своей целью имеет обеспечение выживаемости организации);

2)оперативный (направлен на достижение краткосрочных целей, целью является создание системы управления и достижение текущих целей).

Контроллинг позволяет анализировать прошлое, настоящее и будущее. Все эти анализы осуществляются в рамках единой системы контроллинга. Т.о. контроллинг обеспечивает целостный взгляд на организацию в прошлом, настоящем и будущем, обеспечивает комплексный подход к выявлению проблем, которые будут у организации в будущем. Необходимость осуществления контроллинга потребует создания в организации специальной службы – контроллинга. Эти службы создаются в основном в крупных организациях. В небольших организациях функции контроллинга выполняет руководитель организации или один из его заместителей. Необходимость контроллинга привела также к определённому выделению управляющего организации – контроллёра. Это специалист который может выполнять функции контроллинга.

К основным функциям контроллинга относятся:

учетная — сбор информации и ее первичная обработка, разработка и совершенствование системы внутреннего учета.

планирования — формирование и совершенствование системы планирования на предприятии; сбор информации для прогнозирования, установление сроков и целей планирования, осуществление проверки разработанных планов, разработка единого плана предприятия;

контроля и регулирования—сравнение плановых и фактических величин для оценки степени достижения целей предприятия; определение допустимых границ отклонений контролируемых величин;

информационного и аналитического обеспечения — разработка архитектуры системы информации предприятия; стандартизация информационных потоков и каналов передачи информации на предприятии; подготовка цифрового материала для контроля и регулирования деятельности предприятия;

Принципы управления Файоля

Классическая (административная школа). 20 – 50 годы ХХ века. Анри Файоль. Первый выделил в организации 6 направлений деятельности: - производство - фин. деят-ть – безопасность - комерч. деят-ть - бух учет - администрирование.

Файоль первым заговорил о функциях управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

С точки зрения Ф. эффективность производства м.б. повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правильной

организации работы целого предприятия. Следовательно, роль администрации, с точки зрения Ф., заметно возрастает. Под эффективным административным управлением Ф. понимал такое

управление предприятием, которое позволяет извлечь максимум возможного из имеющихся в распоряжении ресурсов. Административная функция рассматривалась Ф. как одна из функций управления (наряду с производственной, коммерческой, финансовой, кредитной и учетно-бухгалтерской функцией), кроме того, Ф. показал, что административная функция реализуется на всех уровнях организации.

1. разделение труда –Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Разделение труда непосредственно связано со специализацией. Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда.

2. полномочия и ответственность – каждому работнику д б делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы; Полномочия являются инструментом власти. Власть непосредственно связана с ответственностью. Где есть полномочия, возникает и ответственность 3. дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры д применять справедливые санкции к нарушителям.

4. единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только пред одним начальником; 5. единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель д объединяться в группы и осуществляться по единому плану; 6. подчиненность личных интересов общим – интересы организации выше интересов работника или группы; 7. вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд; 8. Централизация – естественный порядок в организации, имеющий управляющий центр. полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности. 9. скалярная цепь - “цепь начальников” – неразрывная цепь команд, по которой передаются распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии, начиная от лица с самым высоким положением до руководителя низового звена. 10. порядок –Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. 11. справедливость – Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.; 12. стабильность персонала - установка на долгосрочную работу; 13 инициатива - поощрение работающих к выработке творческих суждений и предложений в границах делегированных им полномочий; 14. корпоративный дух – единение, гармония интересов персонала и организации;

Системный подход

Системный подход. с 50 гг до наст времени. Система – некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. С точки зрения системного подхода организация стала рассматриваться как открытая система, деятельность которой определяется во многом факторами внешней среды. В рамках системного подхода сосредотачивается внимание не только на каком-то одном элементе управления, а позволяет рассматривать эффективность управления, которая зависит от многих факторов: мотивация, организация производства, роли человека. Т.о. включают достижения других школ.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

Содержание: Определение места и роли управления в условиях нестабильности окружающей среды и ограниченности ресурсов. Разработка интегрированной системы управления предприятия.

Сильная сторона: Выявление взаимосвязей между элементами, формулировка задач и функций управления в меняющейся среде.

Слабая сторона: Ограниченность инфы. Проведение сложных исследований. Отсутствие универсальных методов.

Представители: Друкер, Ритерс, Уотерман, Коротков.

Управление представляет собой сложную систему. Система (гр.systema – составленное из частей; соединение) – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, каждый из которых служит единству целого. В систему управления входят:

1) субъект управления – это лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивают достижение поставленных целей. Субъект управления называют еще управляющей системой. Очень часто из круга субъектов управления исключается общество, что неверно. Ведь общество выступает в качестве субъекта управления по отношению к элементам государства. Например, общество создает органы государственной власти, может принимать конституцию страны и т. д.

2) объект управления – это общество и его элементы (государство, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, трудовой коллектив, семья, личность и т.п.) на которые направлено управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и развития. Объект управления иногда называют управляемой системой. Объекты управления можно классифицировать по следующим основаниям:

По масштабам и уровням управленческого воздействия объектами управления выступает мировое сообщество, страна, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.

По сферам общественной жизни объекты управления включают в себя экономическую, политическую, социальную, культурную деятельность.

По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются на население страны, региона, муниципального образования; персонал министерств, предприятий, организаций и учреждений; персонал органов государственной и муниципальной власти и т.п.

Система упр-я – это иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы упр-я в системе упр-я. Звено – это часть социально-экономической системы (напр., должность, отдел…).

Система упр-я – это совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления управленческих воздействий.

Мен-т как система упр-я имеет несколько составных частей, каждая часть имеет свои задачи и цели.

1 составляющая мен-та – это маркетинг:

не только определение вкусов и привычек потребителей, но и упр-е ими и их формирование.

Маркетинг – это такая орг-ия пр-венно-сбытовой деятельности фирмы, направленная на поиск и создание товаров и услуг, коммерческое пр-во которых обеспечивает устойчивы расширяющийся сбыт продукции фирмы, приносящий достаточно высокую прибыль на вложенный капитал.

2 составляющая мен-таанализ:

функцией анализа является анализ внутренней и внешней среды функционирования и прогноз её динамики, а также оценка возможных последствий этой динамики для фирмы.

3 составляющая мен-таупр-е персоналом:

управленческое общение – это общение с целью осуществления руководства людьми, т.е. изменение их действий в определенном направлении, поддержание данного направления или формирование нового направления.

 

 

Управление, процесс, система и механизм управления

По лекции:

Управление – целенаправленное воздействие на коллектив с целью организации и координации их деятельности для обеспечения достижения целей организации.

Система – совокупность взаимосвязанных взаимодействующих элементов, образующих новое свойство.

Система управления - система целенаправленного воздействия на объект с целью его приведения в состояние, соответствующее поставленным целям.(управляющая система--à управляемая система)

Из инета:

Управление (менедж­мент) — процесс сочета­ния ресурсов для дости­жения поставленной це­ли.

1. Процесс управления представляет собой совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей.

В процессе управления решаются две задачи:

-тактическая – связана с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы;

-стратегическая – обеспечивает развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние.

Процесс управления включает следующие элементы:

- предмет и продукт управленческого труда (информация, решения);

-средства управленческого труда (компьютеры, телефоны и т.д.).

В процессе управления выполняется множество операций. Среди них выделяются такие: вычислительные, логические, описательные, контрольные, сбора и анализа информации и т.п.

В систему управления входят:

1) субъект управления – это лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивают достижение поставленных целей. Субъект управления называют еще управляющей системой. Очень часто из круга субъектов управления исключается общество, что неверно. Ведь общество выступает в качестве субъекта управления по отношению к элементам государства. Например, общество создает органы государственной власти, может принимать конституцию страны и т. д.

2) объект управления – это общество и его элементы (государство, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, трудовой коллектив, семья, личность и т.п.) на которые направлено управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и развития. Объект управления иногда называют управляемой системой. Объекты управления можно классифицировать по следующим основаниям:

Механизм управления - совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие "механизм управления" отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы, и ценности человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.045 с.)