Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительные преимущества.

Поиск

Олигополия характеризуется:

1) На рынке два (дуополия) или несколько крупных производителей

2) Товар может быть стандартизирован, может быть дифференцирован

3) Влияние на цену либо незначительно как в монополистической конкуренции, либо полное как в монополии

4) Вступление в отрасль закрыто барьерами

5) Возможно заключение картельных соглашений

6) Главная причина формирования олигополии – это экономия от масштаба производства. Крупный размер фирмы обеспечивает значительную экономию на затратах, и, как следствие, конкурентные преимущества.

Возможное поведение фирм на олигополистическом рынке:

1) Нескоординированная олигополия. Фирмы никак не контактируют и пытаются найти точку равновесия, устраивающую всех. Рассмотрим эту модель с помощью модели ломанной кривой спроса. Модель объясняет негибкость цен, существующую на некоторых олигопольных рынках. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на его действия. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она поднимет свои цены, потому что ее конкуренты не будут повышать цены в ответ. Если же фирма понизит свои цены, то спрос будет неэластичным, т.к. конкуренты скорее всего тоже понизят свои цены. Результат – ломанная кривая спроса у фирмы.

2) Картель (сговор) фирм – тайное или явное соглашение между участниками для формирования долгосрочного монополистического равновесия. Картель действует как чистый монополист. Выручка поровну делится между участниками.

3) «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение предсказуемым для конкурентов и облегчают достижение равновесия в отрасли. Такая политика позволяет олигополистам избежать ответственности за сговор и при этом уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов.

В реальной экономике наиболее часто используется лидерство в ценах. Т.е. самая крупная фирма первая вносит изменения в цены, а следом идут остальные. Главная задачи лидера – не допустить перехода к нескоординированной олигополии.

Монополистическая конкуренция характеризуется:

1) На рынке достаточно большое количество мелких и средних производителей-продавцов

2) Товар является стандартизированным, но имеет ряд отличий в большинстве случаев

3) Влияние на цену незначительно, присутствует диапазон цен

4) Вступление на рынок и выход из него закрыты незначительными барьерами (в большинстве случаев – бюрократическими)

5) Доступность информации определяется неценовой конкуренцией (реклама, специальные предложения и т.п.)

Спрос на продукцию монополистической конкуренции не является абсолютно эластичным, т.е. кривая имеет отрицательный наклон, что отражает несовершенную конкуренцию, причина которой в дифференциации продукта. Дифференциация продукта позволяет фирме на своем сегменте рынка действовать как монополист, т.е. выполняя условие максимизации прибыли (MC=MR). Фирма стремится сократить производство и увеличить цену. Поэтому в краткосрочном периоде фирма монополистической конкуренции отражает больше характер монополии, но при этом кривая спроса у нее более эластична.

Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется:

1)Как и на монопольном рынке, цена товара превышает предельные издержки фирмы. Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует выполнения равенства MC=MR, а в слудствие отрицательного наклона кривой спроса MC<P

2) Как и на конкурентном рынке, P=ATC, т.к. свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли. Это свойство – отличие монополистической конкуренции от монополию Т.к. монополия – единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей, она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде. В условиях монополистической конкуренции (свободный вход и выход с рынка) экономическая прибыль равна нулю.

 

 

Барьеры входа – это препятствия, которые физическое лицо или фирма должна преодолеть, осуществляя вход на определенный рынок. Выделяют такие барьеры, как:

1) Юридические барьеры – государственное регулирование, лицензии, квоты, патенты, товарные знаки и т.п.

2) Естественные барьеры – конкуренция в данной отрасли неэффективна в связи с эффектом масштаба, и складывается естественная монополия

3) реклама – фирмы, уже находящиеся на рынке, могут сделать очень тяжелым появление новых конкурентов за счет высоких затрат на рекламу, которые новые фирмы вряд ли смогут оплатить

4) управление ресурсами – если компания контролирует необходимый ресурс для конкретной индустрии, то другие компании не могут выйти на этот рынок

5) преимущества, не зависящие от масштаба компании – владение технологией, ноу-хау, географическое положение, доступ к материалам

6) лояльность покупателей

7) договоренность с партнерами

8) Хищническая ценовая политика, возможность снижения цен

9) Невозвратные затраты (повышают риск входа на рынок)

10) Для физических лиц – образование, лицензирования, квота на число работающих конкретной профессии

Барьеры выхода – это препятствия, которые должна преодолеть компания, покидая отрасль. Выделяют:

1) издержки закрытия (списание оборудования, выплата пособий и т.п.)

2) имидж

3) профсоюзы и государственное вмешательство

Термин «сравнительные преимущества» используется для описания издержек упущенных возможностей двух производителей. Производитель, имеющий самые низкие издержки упущенных возможностей производства товара, обладает сравнительным преимуществом перед другими изготовителями. Издержки упущенных возможностей одного товара обратны альтернативным издержкам другого, следовательно, если издержки упущенных возможностей производства одного товара относительно выше, то издержки упущенных возможностей производства другого товара должны быть относительно ниже. Сравнительное преимущество отражает относительные издержки упущенных возможностей. До тех пор, пока два производителя будут обладать неравными альтернативными издержками, один производитель будет иметь сравнительное преимущество в производстве одного товара, а другой производитель – другого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.006 с.)