Компромисс индивида между потреблением и досугом, компромисс общества между эффективностью и равенством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компромисс индивида между потреблением и досугом, компромисс общества между эффективностью и равенством.



Компромисс между потреблением и досугом может рассматриваться как ситуация, характерная при принятии решения о выходе на рынок труда. Индивид делает выбор между досугом (как нормальным благом) и трудом (потреблением). Термином «досуг» объединяются все виды неоплачиваемой деятельности, важнейшими из которых является потребление благ, работа по дому, получение образования, отдых. Под термином «труд» понимается наемный труд, осуществляемый по соглашению, заключенному на рынке труда между работником и работодателем. Человек готов трудиться с целью получения доход, чтобы затем израсходовать его на нужные ему потребительские блага. Оптимальное распределение индивидуального времени между трудом и досугом определяется двумя факторами:

1) структурой предпочтения данного индивида

2) бюджетным ограничением

Структуру предпочтения отражает множество кривых безразличия. Кривые безразличия представляют собой все комбинации труда и досуга, соответствующие одному уровню полезности. Чем больше смещение кривой от начала координат, тем выше этот уровень. Бюджетное ограничение описывает комбинации труда и досуга, доступные индивиду при данной фиксированной оплате часа его труда. Таким образом, точка касания бюджетного ограничения и кривой безразличия – это точка оптимального распределения индивидуального времени индивида между трудом и досугом.

Другая ситуация достижения компромисса – между эффективностью и равенством – имеет место в рамках экономической системы в целом. Общество стоит перед проблемой выбора направления экономического развития, соответствующего принципам социального равенства (справедливости) или роста экономической эффективности. Эффективное с точки зрения рыночного механизма распределение может быть признано обществом как несправедливое и подлежащее перераспределению. Перераспределение – это процесс распределения полезности, доходов или богатства в целях достижения большей справедливости. Приоритет критерия справедливости над критерием не всегда сопровождается конфликтом интересов, когда улучшение положения одних достигается за счет ухудшения положения других. Если передача богатства улучшает положение обоих индивидов, то говорят о Парето-оптимуме. Инструментом поиска оптимального соотношения справедливости и эффективности является система налогообложения, позволяющая перераспределять доходы. В экономической теории выделяют два вида справедливости:

1) горизонтальная, согласно которой индивиды, получающие одинаковые доходы, должны нести одинаковое налоговое бремя, что соответствует пропорциональному налогообложению

2) вертикальная, согласно которой индивиды, получающие больший доход, должны нести большее налоговое бремя, что соответствует прогрессивному налогообложению

В ходе осуществления экономической политики следует учитывать, что снижение экономической эффективности влечет за собой уменьшение налоговых поступлений в бюджет, который является финансовой основой для социальных программ выравнивания доходов, что не позволяет обществу приблизиться к принятому в нем эталону справедливости.

Неопределенность: технологическая внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность. Теории рационального поведения потребителя и производителя. Излишки потребителя и производителя.

Любая хозяйственная деятельность связана с неопределенностью, т.е. ситуацией, при которой неизвестно, как будут развиваться предстоящие события. Например, неизвестна степень колебания цен, размер ожидаемого дохода. В условиях неопределенности принятие хозяйственных решений подвержено риску. Риск – это оценка вероятности ожидаемого события. Она не может быть абсолютно точной. Хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения конъюнктуры. Особое значение риск принимает в таких сферах деятельности, как инвестирование, страхование, кредит. Вложение средств в производство или ценные бумаги с целью получения дохода предполагает оценку ожидаемой рентабельности операции.

Существуют различные способы снижения риска в условиях неопределенности. Например, принцип диверсификации – разностороннего и многообразного размещения средств (приобретаются ценные бумаги многих компаний, занятых в различных областях; инвестор вкладывает средства в различные активы, обладающие разной доходностью и степенью риска). Процесс страхования предполагает возмещение возможных убытков.

Поведение потребителя – это процесс формирования спроса на товары и услуги, что определяет их производство и предложение на рынке. Гипотеза о рациональном поведении потребителя предполагает, что потребитель выбирает «лучший» для себя набор товаров и услуг. Т.е. каждый потребитель ориентируется на собственную шкалу предпочтений относительно товаров и услуг, имеющихся на рынке, стремясь при этом максимизировать свою выгоду, т.е. максимально удовлетворить свои потребности при ограниченном доходе. Предпочтения потребителей товаров трудно учитывать, т.к. существуют различные эффекты потребительских взаимовлияний: «эффект сноба» (покупки делаются, чтобы подчеркнуть свое социальное положение), «эффект Веблена» (спрос увеличивается с ростом цены», «эффект присоединения к большинству», «спекулятивный спрос» (возникает в условиях дефицита товаров).

Деятельность производителя можно описать при помощи производственной функции, которая отражает разные способы соединения факторов производства. Традиционно рассматривается два фактора – труд (L) и капитал (K). Графический производственную функцию можно представить при помощи изоквант. Изокванта – кривая, на которой расположены все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска. В долгосрочном периоде производственная функция характеризуется таким понятием как предельная норма технологического замещения MRTS=-∆K/∆L. Издержки производителя графически можно представить изокостой – прямой, которая включает в себя все возможные сочетания труда и капитала с равными валовыми издержками: TC = PLL + PKK. (Р – затраты на единицу фактора производства) Угловой коэффициент изокосты: -PL/PK. Оптимум производителя достигается в точке касания изокосты и изокванты, т.е. ∆K/∆L= PL/PK .Равновесие фирмы наступает тогда, когда она максимизирует прибыль на определенном объеме производства при оптимальном сочетании факторов производства, минимизирующем издержки.

Выгода потребителя и производителя на рынке называется их выгодой.

Излишек потребителя: линия спроса показывает максимальные цены, которые покупатели готовы заплатить за каждую единицу товара, и покупка каждой единицы товара по рыночной цене приведет к формированию выгоды (излишка) потребителя. Излишек потребителя определяется разницей между максимальной ценой, которую они готовы заплатить за единицу товара и фактической заплаченной ценой. Общая величина излишков потребителей равна сумме всех излишков потребителей по каждой единице товаров и графически находится выше равновесной и ограничена функцией спроса (Р0РмахЕ). В случае изменения цены Р0 излишек потребителя также меняется.

Излишек предложения: поскольку график предложения показывает минимальную цену, по которой производители готовы продать каждую единицу товаров, то продажа этой единицы по рыночной цене принесет им выгоду, т.е. излишек производителей. Излишек производителей определяется как разность между рыночной ценой (фактической) и минимальной ценой, за которую производители готовы продать данную единицу товара. Общая величина излишков производителей равна сумме излишков по каждой единице товара и графически находится выше функции предложения, ограниченной рыночной ценой. Изменение цены товаров приводит к изменению излишка производителей.

Излишек общества: в случае рыночного равновесия формируется общий излишек общества, который определяется как сумма излишков потребителя и производителя. Результатом эффективной деятельности рынка в условиях совершенной конкуренции будет максимальный излишек.

Отдача от масштаба

Отдача от масштаба выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства. Различают три положения отдачи от масштаба:

1) Возрастающая: положение, при котором пропорциональное увеличение всех факторов производства приводит к все большему увеличению объема выпуска продукта. Обусловлена двумя основными причинами: повышение производительности факторов вследствие специализации и разделения труда при росте масштабов производства; увеличение масштаба производства зачастую не требует пропорционального увеличения всех факторов производства.

2) Постоянная: это изменение количества всех факторов производства, которое вызывает пропорциональное изменение объема выпуска продукта.

3) Убывающая: это ситуация, при которой сбалансированный рост количества всех факторов производства приводит к все меньшему росту объема выпуска продукта.

           
     
 
 


1) 2) 3)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.01 с.)