Конкуренция, риски, неопределенность. Конкуренция, ее виды, монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция, риски, неопределенность. Конкуренция, ее виды, монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация.



Любая хозяйственная деятельность связана с неопределенностью, т.е. ситуацией, при которой неизвестно, как будут развиваться предстоящие события. Например, неизвестна степень колебания цен, размер ожидаемого дохода. В условиях неопределенности принятие хозяйственных решений подвержено риску. Риск – это оценка вероятности ожидаемого события. Она не может быть абсолютно точной. Хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения конъюнктуры. Особое значение риск принимает в таких сферах деятельности, как инвестирование, страхование, кредит. Вложение средств в производство или ценные бумаги с целью получения дохода предполагает оценку ожидаемой рентабельности операции.

Существуют различные способы снижения риска в условиях неопределенности. Например, принцип диверсификации – разностороннего и многообразного размещения средств (приобретаются ценные бумаги многих компаний, занятых в различных областях; инвестор вкладывает средства в различные активы, обладающие разной доходностью и степенью риска). Процесс страхования предполагает возмещение возможных убытков.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка. Разделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенную конкуренцию характеризует:

1) на рынке множество мелких фирм-производителей

2) товар является стандартизированным

3) влияние на цену отсутствует, каждая фирма соглашается с рыночной ценой

4) вступление в отрасль и выход из нее свободны, отсутствуют любые барьеры

5) наличие достоверной и доступной информации для всех субъектов рынка (полностью не выполняется в реальности)

Спрос на рынке совершенной конкуренции абсолютно эластичен. Кривая предельного дохода совпадает с ценой и графически совпадает с кривой спроса. Условие максимизации прибыли: MR=MC.

 
 

 

 


В коротком периоде времени прибыль может быть положительной, нулевой и отрицательной. В долгосрочном периоде конкурентная фирма получает нулевую экономическую прибыль. Тогда условие максимизации прибыли: MR=MC=AC. Для определения прибыли необходима точка безубыточности (MC=ATC=ATCmin)

 
 

 


В краткосрочном периоде кривая предложения конкурентной фирмы – это восходящая часть кривой MC. Кривая рыночного предложения – это сумма индивидуальных кривых МС конкурентных фирм, работающих на рынке. Факторы, определяющие рыночное предложение:

1) количество фирм в отрасли

2) производственные мощности каждой фирмы

3) стоимость переменных ресурсов

4) технологии, применяемые в отрасли

Кривая рыночного предложения имеет положительный наклон. Абсолютно эластичное предложение формируется, если MC=const.

Несовершенная конкуренция представлена такими рыночными структурами, как монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Монополия характеризуется:

1) На рынке один крупный производитель-продавец

2) Товар является уникальным, не имеет близких заменителей

3) Монополист устанавливает максимально возможную цену и полностью ее контролирует

4) Вступление в отрасль закрыто всевозможными барьерами

5) Монополия является неэффективной рыночной структурой, запрещенной законодательно. Монополии безразлично эффективное распределение товаров между экономическими агентами. Монополист старается установить максимальную цену и сократить производство.

В реальной экономике чистая монополия может быть представлена в следующем виде:

1) Закрытая монополия, которая защищена от конкуренции юридически (закон, патент, авторское право)

2) открытая монополия не имеет административных барьеров и возникает в случае появления нового товара (краткосрочный вид монополии)

3) естественная монополия, возникающая в отрасли продолжительного положительного эффекта масштаба, т.е. когда конкуренция неэффективна.

Кривая спроса на монопольном рынке имеет нисходящий вид. Кривая предельного дохода не совпадает с кривой спроса, а выходит из точки пересечения спроса с осью цены и опускается на ось количества, поделив отрезок пополам. В точке MR=0 выручка максимальна, а количество соответствует единичной эластичности. Условие максимизации прибыли монополиста: . В краткосрочном периоде монополист может получать отрицательную, нулевую и положительную экономическую прибыль. Определят наличие прибыль точка безубыточности MC=ATC=ATCmin. Поскольку фирма и отрасль – это одно и то же, кривая предложения совпадает с восходящим участком кривой MC. В долгосрочном периоде при наличии входных барьеров монополист может получать и положительную прибыль. Тогда выполняется условие максимизации прибыли MC=MR, а долгосрочные средние издержки могут быть ниже, чем краткосрочные, что позволяет получить сверхприбыль.

Также может сложиться ситуация постоянной отдачи от масштаба, обозначающее совпадение двух лини MC=ATC=const.

 

 

Естественные монополии возникают в таких жизненно важных сфера экономики, как транспорт, передача газа, нефти, энергии, ЖКХ и т.п. Графическая модель регулируемой естественной монополии:

В результате действия эффекта масштаба средние издержки снижаются с ростом объема производства. Кривая спроса пересекает кривую AC в точке F, где средние издержки все еще снижаются. Нерегулируемый монополист выбрал бы объем производства Qm и цену Pm. Здесь он имел бы экономическую прибыль (заштрихованный прямоугольник), но значительная часть спроса была бы неудовлетворенна. В мировой практике регулирования естественной монополии используется два метода:

1) Цена государством устанавливается такая, что P=MC (на графике – Р2). В таком случае фирма будет нести убытки, которые государство будет вынуждено возмещать при помощи субсидий.

2) Государство может в некоторой степени отступить от условий совершенной конкуренции и установить цену Р1, которая позволила бы покрывать фирме издержки. Объем производства при этом снижается до Q1.

Встречаются и смешанные варианты регулирования, например, двухкомпонентный тариф. Он представляет собой систему ценообразования, при которой потребители платят фиксированную сумму за получение минимальных норм социальных услуг, а затем платят за потребление каждой дополнительной единицы продукции.

Ценовая дискриминация – это один из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различие в ценах не связаны с затратами. Фирма устанавливает для разных покупателей разные цены на одну и ту же продукцию. Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

1) у продавца есть возможность контролировать цены и на рынке мало покупателей

2) у покупателя нет возможности покупать там, где дешевле

3) издержки от проведения ценовой дискриминации не превышают доход от такой деятельности

Типы ценовой дискриминации:

1) совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара и каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса. В результате ценовой дискриминации весь излишек потребителя (площадь треугольника PmPmaxN) переходит монополисту.

2) Ценовая дискриминация по объему покупки

3) Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных сегментов рынка покупателей

В случае, если монополист в результате антитрестовского (антимонопольного) регулирования допускает на рынок конкурентов, то условия совершенной монополии (MC=MR. P>MC) меняются и стремятся к условиям совершенной конкуренции (MC=MR=P).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.018 с.)