Раздел 4. Политическая система общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Политическая система общества



Политика и власть

1. Политика: ее классификация и главные функции

2. Понятие власти

3. Разделение властей по вертикали и по горизонтали

Слово «политика» у всех на слуху, оно часто употребляется в газетах, по телевидению, о политике говорят взрослые люди, ее иногда обсуждают на занятиях по истории и пр. дисциплинам гуманитарного цикла. Внимание к политике мы проявляем разное, но полностью равнодушных к ней людей нет. Причина в том, что от решений, принимаемых властями, зависит качество нашей жизни.

Древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Таким образом, политика – это особая сфера деятельности людей, связанная с реализацией общезначимых интересов при помощи политической власти. Понимая политику как один из видов человеческой деятельности, мы не полностью отражаем ее сущность. Политика – это еще и сфера общественной жизни, одна из подсистем общества (см. тему «Общество: его признаки и структура», вопрос 2)

Политика возникла более 2,5 тыс. лет назад. В научный оборот термин ввел Аристотель в IV в. до н.э. Политика появилась для регулирования противоречивых интересов различных наций, государств, социальных слоев, классов и т.д.

Политика подразделяется, во-первых, на области: внутреннюю и внешнюю. Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах, она проводится путем политического и экономического давления на другие страны. Внутренняя – это политические институты и структуры, а также вся их деятельность по сохранению или реформированию существующего строя. Эти области тесно взаимосвязаны: внешняя политика зависит от внутренней

Во-вторых, политика подразделяется на сферы.

Экономическая занимается регулированием производства, капиталовложений, доходов, цен, инвестициями, сельскохозяйственной политикой, научными технологиями

Социальная создает оптимальные условия для жизни и здоровья людей, их образования и организации отдыха

П олитика в политической сфере (политика политики). Ее функции заключаются в регулировании отношений между гражданами, отношений между гражданами и государством, между нациями и т.д.

Политика в общественной сфере охватывает культуру, религию, СМИ, экологию и т.д.

Особую сферу составляет военная политика. Она включает военную доктрину, практические действия, кроме того, армия является гарантом политической стабильности и защитником от внешних посягательств

В-третьих, политика подразделяется на уровни: местный, региональный, общенациональный (федеральный), международный.

Функции политики. Главная – служить той силой, которая будет организовывать общество

• интеграция различных слоев общества,

• предотвращение и регулирование конфликтов,

• выражение и реализация интересов групп людей,

• разработка целей поступательного развития общества,

• политическая социализация личности,

• распределение и перераспределение общественных благ с учетов приоритетов

• предвидение будущего и поиск рациональных путей его достижения

 

2. Центральная категория в политике – власть. Пока всеобщее согласие недостижимо, а интересы людей и государств различны, нужна сила, регулирующая отношения между ними. Власть призвана спасти общество от разлада. Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивалась в процессе эволюции человеческого общества, приобретая те или иные формы. Власть возникла одновременно с первыми человеческими обществами. В первобытном обществе господствовали вожди, старейшины, жрецы, шаманы и др., наблюдавшие за исполнением различных табу и приказов чего-либо не делать. Эту власть считают догосударственной. С появлением государства власть видоизменяется.

Анархисты считают, что люди могут обойтись без власти, более того, в самой власти они видят причину многих бед. Итак, власть - это законное право принимать решения, обязательные для исполнения остальными гражданами, а также право использовать принуждение

Основными свойствами власти являются легитимность и легальность (от лат. leх – законность). Легитимность – явление политическое – это поддержка власти основной частью населения. Легальность – явление юридическое - это законность власти. Легальность приобретается на выборах и референдумах. Временами легитимность испытывает кризис - так происходит в современной России: поддержка населения органов власти катастрофически снижается. Причины и признаки падения легитимности:

1. Рост принуждения

2. Ограничение прав и свобод

3. Запрещение и ограничение деятельности партий

4. Давление на прессу

5. Рост коррупции

6. Низкая экономическая эффективность

Древнейший тип - традиционная власть, она сформировалась на убеждении в необходимость подчиняться, приобрела силу традиции, обычая и отличается особой прочностью: подчинение крепостных помещику, наследственная монархия. Другой разновидностью является легальная власть (по Веберу рационально-правовая). Этот тип власти держится не на подчинении отдельным лидерам, а на «привычке» уважать законы, таким образом, легальная власть является самой обезличенной. Харизматическая власть (от греч. charisma – божий дар) основана на выдающихся личных качествах. В тоталитарных государствах подчинение харизматическому лидеру доходит до поклонения - возникает культ личности. Власть и руководство рождают стиль управления: авторитарный (диктатура, невозможность критиковать и участвовать в управлении), демократический (право участвовать в управлении, высказывать оппозиционную точку зрения), попустительский, или либеральный (функции управления передаются другим лицам).

3. Разделение властей возможно по вертикали и по горизонтали. Вертикальное разделение – между различными уровнями. В РФ существует федеральный, общенациональный (региональный) и местный уровни. Горизонтальное разделение осуществляется на одном и том же уровне, власть распределяется между тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей предотвращает монополизацию власти и обеспечивает наиболее оптимальное соотношение функций при принятии решений. Ни одному из государственных органов не может принадлежать власть в полном объеме, иначе невозможно удержать власть от злоупотреблений

Законодательная власть формируется путем выборов. В РФ это Федеральное собрание, состоящее из 2-х палат - верхней - Совета Федераций (в него входят по 2 представителя от каждого из 89 субъектов федерации) и нижней - Государственной Думы (450 депутатов, избираемых всенародно). Законодатели вносят поправки в Конституцию, определяют внутреннюю и внешнюю политику, утверждают государственный бюджет. Система принятия законов РФ строилась на основе американской модели. Парламентом США является Конгресс. Состав палаты представителей (435 депутатов) формируется путем выборов по территориальным округам (от 520 тыс. 1 депутат). Сенат – равноправная палата – состоит из 2-х представителей от каждого штата независимо от численности населения и территории штата. Как в РФ, так и в США все законопроекты проходят «двойную проверку», после чего идут на подпись президенту.

Исполнительную власть осуществляет правительство. Правительство решает большинство экономических вопросов, издает нормативные акты и выступает с законодательной инициативой. Председателя правительства РФ назначает Президент с согласия Государственной Думы (в случае 3-кратного отклонения кандидатуры президент получает право распустить Думу и назначить новые выборы). Состав правительства назначает и освобождает Президент. Дума имеет право выразить недоверие правительству, Президент вправе как согласиться с этим решением, так и отправить правительство в отставку, а также распустить Думу при условии, что она повторно подтвердит свое нежелание работать с этим правительством.

В США роль правительства исполняют главы 14 департаментов. Этот кабинет не отвечает перед конгрессом, и конгресс не может вынести ему вотум недоверия. Система сдерживания работает в момент назначения: конгресс утверждает большинство назначений президента.

Во Франции правительство ответственно и перед президентом, и перед Национальным собранием

Судебная власть должна быть самостоятельной и независимой, благодаря чему граждане получают гарантию защиты своих прав и свобод. Основные принципы работы судов: суды и судьи независимы; подчиняются только закону, судьи несменяемы и неприкосновенны. Финансируются суды только из госбюджета. В последние годы в России возобновили работу мировые суды, рассматривающие дела, связанные с незначительными нарушениями и имущественные вопросы.

 

Компетенция судов РФ:

  Конституционный суд   Решает споры о соответствии законов и других нормативных актов Конституции
Верховный Суд России Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам общей юрисдикции
Высший Арбитражный Суд РФ   Высший судебный орган по разрешению экономических споров

В последнее время широкую популярность приобрел суд присяжных, где разбирательство ведется и профессионалами и комиссией присяжных – непрофессионалов, которые выносят окончательный приговор. Такой вариант имеет свои плюсы и минусы. Присяжные обладают подвижным взглядом, имеют независимое суждение, но они слишком подвержены эмоциям, не умеют оценивать доказательства, не всегда в состоянии разобраться в сложных и запутанных преступлениях, которых становится все больше и больше

Местное самоуправление. На местном (территориальном) уровне реализуется местное самоуправление. Обычно эти территориально-административные единицы называются муниципалитетами (municipium – самоуправляющаяся община). Муниципалитет может состоять из одного поселения, объединять несколько населенных пунктов или только часть его. На местном уровне учитывается особая специфика и своеобразие региона. Так в Краснодарском крае учитываются давно сложившиеся традиции казачьего самоуправления. Самоуправление в крупном городе (например, районе Москвы) отличается от самоуправления в маленьком селе. К ведению муниципальных образований относятся вопросы бюджета, муниципальной собственности, проблемы культурной, социальной, хозяйственной деятельность, природоохранные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления избираются на выборах. Представительские законодательные органы могут носить разные названия: совет, земство, дума. Исполнительная власть осуществляется администрацией муниципального образования во главе с главой администрации района, поселения, мэром города.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Никакой государственный орган не может вмешиваться в решения местного характера, если они приняты в рамках закона. Наиболее эффективное функционирование местного самоуправления возможно в гражданском обществе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.008 с.)