Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовая коллективная индивидуальная

Поиск

по характеру:

Внутренняя внешняя

происходит с реальными предметами, с их образами, и результат при этом получается мысленный

по способу осуществления:

однообразная (шаблонная) творческая (при этом рождается что-то новое, ранее неизвестное)

по сферам:

Экономическая политическая социальная духовная

- военная, - научная,

- международная, - образовательная,

- государственная - религиозная,

- досуговая

по направленности:

Созидательная разрушительная

Законная незаконная

Моральная аморальная

Деятельность – сложно структурное образование, минимальной единицей которой является действие. Учебная деятельность состоит их таких действий как чтение литературы, слушание объяснений преподавателя, проведение практических работ, решение задач и т.п. Способ осуществления действия называется операцией. Операции могут быть приспособительными и сознательными (первые возникают путем непроизвольного подражания). Таким образом, если поставлена цель, продуманы средства и способы действия, то деятельность осуществляется осознанно

В процессе деятельности человек производит то, чего ранее не было. Для чего? Своей деятельностью он создает условия для жизни, совершенствует себя, удовлетворяет свои потребности. В современной науке потребности делят на 3 класса.

Естественные (биологические) – в еде, пище, воздухе, сне и отдыхе, жилище, одежде

Социальные – в труде, созидании, самовыражении, общении

Идеальные (духовные) – освоение культурных ценностей, наук, поиск смысла жизни, стремление к эстетике

Абрахам Маслоу, изучая потребности, пришел к выводу, что человек – «существо желающее»: он никогда не получает полного удовлетворения. Как только мы удовлетворяем одну потребность, всплывает на поверхность другая.

Всякой деятельности предшествует осмысление целей. А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его побуждают мотивы. Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами: один читает книгу, чтобы получить знание, другой, чтобы получить оценку, третий – порадовать родителей. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми

Обычно мы имеем дело с сочетанием нескольких мотивов. Это положение доказывается конфликтом мотивов – ситуацией, когда требуется сделать важный выбор, например, самосохранение или честь, убеждение или материальное благополучие. Мотивация бывает двух видов: положительная и отрицательная. Положительную называют мотивацией успеха, когда нет контроля, ограничений по времени, когда присутствует инициатива. Если при этом возникают трудности, человек ищет способы их преодоления, часто трудности только раззадоривают интерес. Нередко люди ставят себе завышенные задачи, и это неплохо. Отрицательная мотивация – это мотивация боязни неудачи. Инициатива в этом случае отсутствует, никакой настойчивости, при возникновении трудностей человек ищет причины, мешающие выполнению задачи, при этом нет веры в себя, задания, как правило, навязываются извне

Обычно успеваемость снижается, если нет мотивов, даже в том случае, если есть способности. И наоборот: недостаток способностей компенсируется интересом и желанием. В каждой работе можно найти положительные моменты. Показателен пример героя повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича. Этот маленький человек был переписчиком деловых бумаг, и у него были даже любимые буквы

3. Ведущая деятельность для человека – трудовая. Трудовая деятельность – это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов, которые удовлетворяют материальные и духовные потребности людей

Труд возникает тогда, когда деятельность становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Бесцельный труд описан в древнегреческом мифе о Сизифе, который вынужден был выкатывать огромный камень на гору. В трудовой деятельности используются различные технические средства, транспорт, энергетические линии – т.е. средства труда. То, что подлежит преобразованию, называется предметом труда. Способы, которыми пользуются люди в трудовой деятельности, называются технологиями. Существует еще одна важная величина – производительность труда – это величина, выражающая эффективность труда, она подразумевает количество продукции, изготовленное в единицу времени.

Важнейшей особенностью трудовой деятельности является то, что она нередко требует совместных усилий. Все члены трудового коллектива выполняют свою (весьма разнообразную) работу согласно распределению занятий между участниками трудового процесса - разделению труда. В строительстве участвуют рабочие, производящие блоки или кирпичи, водители, крановщики, сантехники, электрики, управляющие, инженеры

В масштабах всего общества тоже существует разделение труда, которое образует различные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания и т.д. Разделение труда и его усложнение привело к закреплению за индивидом той или иной профессии (специальности), требующей определенной квалификации. Квалифицированным считается труд, требующий специальной подготовки, знаний, умений и навыков. Один час квалифицированного труда стоит в несколько раз дороже неквалифицированного. Профессионализм подразумевает наличие формальной и реальной квалификации. Под формальной подразумевают теоретическую подготовку, под реальной – практические навыки и умения. Квалификация определяется разрядами (разряды начинаются с 1-го) и классами (наоборот).

Весь труд делится на виды. Если вы выполняете полный цикл (учитель, ремесленник, репортер, врач), речь идет о профессии. Если работа выполняется в несколько циклов (токарь, укладчик, плиточник) – это специальность. Существует и социальная квалификация: директор, начальник, управленец среднего звена, рядовой работник. Еще реже употребляется деление на умственный (интеллектуальный) труд и физический.

Из американского юмора: работа – это служебное помещение, в котором можно отдохнуть после тяжелых домашних забот

4. Антропогенез был бы невозможным без коллективного образа жизни - непростая жизнь первобытных людей требовала координации действий. Нужен был язык, который сначала являлся примитивным набором гортанных криков, выражающих радость или предупреждающих об опасности. Со временем слова стали жить как бы сами по себе – язык обрел обобщающий характер. У примитивных народов до сих пор большинство слов означают только конкретные предметы

Язык племени туарегов, живущих в пустыне Сахара, изобилует словами, обозначающими верблюдов – их около 200, но … нет слов, обозначающих верблюда вообще. У эскимосов много слов, обозначающих снег, но нет слова, означающего снег вообще. У аборигенов Австралии не было слова «убить», его заменяли выражением «ударить по голове». Вместо «любить» они говорили «ласково смотреть»

Постепенно речь становилась внутренней: человек стал говорить «про себя». Любопытный факт: для того, чтобы правильно воспринять слово, нужно уметь произнести его. Дети и малограмотные взрослые, читая, шевелят губами. Слушая, мы как бы говорим вместе со своим собеседником. Таким образом, слова живут сегодня собственной жизнью. Этот шаг был очень важным в развитии сознания человека. Благодаря речи наше индивидуальное сознание хранит не только лично пережитый опыт и впечатления, но и обогащается наблюдениями и знаниями, добытыми до нас.

Другим социализирующим фактором была игра – это такое взаимодействие, которое имитирует реальные действия. Игра свойственна всем биологическим видам. Наскальные рисунки первобытных людей, дошедшие до нас, показывают, как в игре имитировалась охота, обряды и ритуалы, но в отличие от животных у людей закрепилась традиция играть не для каких-то целей, а ради удовольствия.

Человеческое общество не мыслимо без общения. В нем заключается залог развития общающихся индивидов

Доказано, что человек может нормально мыслить только при условии непрекращающегося общения. Связь с внешним миром нужна, как пища и тепло. При подготовке космических полетов были поставлены несколько необычных экспериментов. Так человека на 6 и более часов помещали в термосурдобарокамеру, где он не видел, не слышал и не получал никакой информации. И тогда здоровые крепкие люди нажимали на кнопку, что означало досрочное прекращение эксперимента. Но самое страшное для человека – потеря ориентации во времени, что приводит к психическим сдвигам.

В начале ХХ века горожанин тратил на общение 70% свободного времени. Сейчас – гораздо меньше. Люди проводят время за газетой, книгой, телевизором, компьютером. Таким образом, человек тратит больше времени на накопление информации, чем на ее передачу.

Выделяют 3 взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Первая - коммуникативная - состоит в обмене информацией, вторая - интерактивная - в организации взаимодействия, т.е. в обмене действиями, третья -перцептивная - в восприятии друг друга. Рассмотрим каждый случай отдельно.

Коммуникация (лат. communicatio – сообщение, передача) бывает вербальной (словесной) и невербальной: с помощью жестов, мимики, телодвижений, системы вокализации (тембра, темпа), пространственных характеристик. Свои особенности имеются в каждой сфере коммуникации. Различают следующие сферы:

- экономическая (хозяин – наемные работники),

- профессиональная (водитель – пассажир, водитель – кондуктор),

- семейно-родственная (мать – сын),

- социально-демографическая (девушка – юноша),

- территориально-поселенческая (местные – приезжие),

- религиозная (священник – прихожанин)

Взаимодействия подразделяются на 2 типа: кооперация и конкуренция. Различают также три разнообразные модели: а) каждый делает свою часть работы независимо от других, б) последовательное выполнение работы по типу конвейера, в) взаимодействие со всеми остальными участниками процесса – командные действия

Перцепция – восприятие – определяет стратегию дальнейшего поведения. Механизмы перцепции:

§ идентификация (мы ставим себя на место собеседника: «он бледен, еще бы он волнуется, ведь и я волновался в такой ситуации»);

§ рефлексия (мое отношение зависит от того, какое отношение проявили ко мне, показательный пример – игра в «Ручеек»);

§ стереотипизация (стереотип – устойчивое представление о людях на основе каких-либо факторов, стереотипы еще называют скороспелыми обобщениями: слишком вежлив – ненастойчивый, с работой не справится, красив – ловелас, наличие очков – умник);

§ проецирование (мы наделяем партнера качествами, которые незаметны в нас самих: раздраженному человеку кажется, что все вокруг в плохом настроении);

§ эффект ореола: Эксперимент. В аудитории № 1 молодого мужчину представили как студента, в ауд. № 2 – как лаборанта, в ауд. № 3 – как преподавателя. Затем попросили описать внешность человека, в том числе и его рост. В третьем случае он оказался «самым высоким»

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми - имеет богатую классификацию:

конъюнктивное – дизъюнктивное (объединяющее и разъединяющее),

вербальное – невербальное,

личное – деловое,

прямое – опосредованное,

кратковременное – длительное,

законченное – незаконченное,

доверительное – конфликтное и т.д.

Функции общения:

§ контактная (ведь главная цель общения – установление контакта),

§ информационная (заключается в приеме или передаче сообщений),

§ побудительная (направляет какие-либо действия),

§ эмотивная (заключается в обмене эмоциями),

§ оказание влияния (изменение состояния, поведения индивида)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.33 (0.007 с.)