Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хотите узнать, что человек представляет на самом деле. Для этого достаточно начать выполнять вместе с ним тяжелую физическую работу или попасть в экстремальную ситуациюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выделяют несколько социальных типов личности. v деятели (в Евангелие от Луки «делатели»)- земледельцы, рабочие, инженеры, охотники – для них смысл жизни в активном изменении мира, потребность в таких личностях всегда была острой; v мыслители – в отдельные эпохи считались посланниками Бога, Пифагор о них говорил: «пришли в мир не для того, чтобы соревноваться или торговать, а смотреть и размышлять»; v люди чувств и эмоций – деятели искусства; v люди милосердия -видят цель в служении людям независимо от расы, возраста, вероисповедания Большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личности, а иногда установки меняются в течение жизни 2. Человек не рождается готовым к жизни, как, например, жеребенок, Для того, чтобы он мог самостоятельно передвигаться и питаться, он должен был находиться в утробе матери 21 месяц, значит, мы как бы рождаемся недоношенными. Поэтому человек – существо уникальное, никакое другое не позволяет такой роскоши – до 15 лет обучать и кормить собственное дитя. Насекомые рождаются готовыми особями, птицы вырастают за 1 сезон, щенки за 6 месяцев. У человека – самого высокоорганизованного существа – период социализации длится около 12 лет. Как видно, врожденная неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека – в нем почти нет ничего заложенного при рождении – оно как чистый лист, в отличие от животных, «запрограммированных» природой. Из человека можно вылепить кого угодно! Вырастет среди волков – будет как волк, среди обезьян – будет обезьяной, правда, наука пришла к выводу, что выросший среди животных, не способен по возвращению к людям стать полноценным человеком. Социализация – это процесс усвоения культурных норм и социальных ролей. С точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение личностью социального опыта. Это понятие гораздо шире, чем обучение, образование или воспитание, тем более что освоить нужно не одну, а несколько социально-культурных ролей. Примеров ускоренного обучения много, тогда как ускоренной социализации нет и быть не может. Социализация, как правило, проходит субъективно, поэтому разные личности могут выносить из одинаковых ситуаций различный социальный опыт. По мнению Достоевского, социализация состоит из 2 шагов: 1) превращение индивида в личность; 2) чтобы сформировавшееся «Я» не возгордилось выше остальных людей, нужно отучиться от излишнего индивидуализма, нарциссизма, желания «преступить закон» в результате самомнения, значит, II шаг - это привычка относиться к другим людям как к личностям В традиционных обществах социализация завершалась к 14-15 годам: девушек рано выдавали замуж, юноши тоже переходили в разряд взрослых (в первобытных обществах был обряд инициации). В ХХ в. детство и юность становятся более продолжительными. Это связано с получением образования. В высшем и среднем классе воспитание и социализация довольно продолжительны. Существует 2 вида социализации: первичная и вторичная. Помощниками социализации выступают люди и учреждения. Их называют агентами и институтами социализации. Агенты и институты также подразделяются на первичных и вторичных. В группу первичных попадают родители, друзья, родственники, учителя, врачи – те, кто формирует межличностную сферу отношений. Сфера социальных отношений оформляется при помощи вторичных агентов и институтов. Агенты в первом и втором случае могут совпадать. Считается, что первичная социализация завершается тогда, когда человек приступает к трудовой деятельности, вторичная продолжается всю оставшуюся жизнь. Вторичная социализация в современной России является особенно актуальной, т.к. социальные изменения в стране идут довольно активно. Особенности социализации детей: 1) происходит в игровой форме; 2) в ходе этого процесса дети сталкиваются с запретами, 3) их раздражает собственная беспомощность. Детство делится на 3 периода: - первое детство (до 3-х лет) – главные усилия направлены на развитие речи, - второе детство (3-6 лет) – познавательная деятельность; - третье детство (6-12 лет) – обучение, мышление. Особенно интересен II период. В 3 года ребенок осознает свое «Я». В 4 года – самолюбование, в 5 лет – подражание, с 6 лет начинается обучение. Фундамент социализации закладывается в детстве, личность формируется примерно на 70%. Изолированные от общества дети – феральные люди - безнадежно потеряны в социальном плане. Если время, когда должна была происходить социализация, ребенок провел в изоляции, то он не сможет нормально жить в обществе. В 1801 г. в местечке Авейрон во Франции, в дремучем лесу был пойман 12-летний мальчик. Его повадки напоминали повадки волка. Врач Мари Итар назвал мальчика Виктором и сделал попытку научить его быть человеком. Он разработал специальную программу и начал интенсивные занятия с мальчиком. Скоро Виктор привязался к учителю, научился ходить и есть как человек, запомнил несколько слов. Однако 5 лет обучения не привели к значительным изменениям: в своей речи он по-прежнему ограничивался десятком слов. Виктор прожил 40 лет со своим опекуном, но ему не суждено было стать полноценным человеком. В середине XVIII века русским императором был провозглашен 2-месячный младенец по имени Иван Антонович, царствование его продолжалось недолго и закончилось, прежде чем император вымолвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антоновича с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов, одиночество сильно отразилось на умственных способностях Ивана Антоновича. Он не умел говорить и производил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем, как о личности, нельзя. С биологической точки зрения феномен материнства является более древним. Уход за потомством приблизил обезьяну к человеку. Дети в период матриархата оставались в роду матери. Позднее возник обычай отцовства, и это скорее социальный феномен. Многие думают, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Однако и у людей случается, что детей намеренно подкидывают или передают на воспитание другим. Безусловно, родители и дети связаны взаимной ответственностью. За неисполнение своих обязанностей родители могут быть лишены родительских прав. Наиболее трогательное отношение к родителям на Востоке. Там господствуют нормы «сяо». Народы мира подходят к проблеме воспитания по-разному. В одних культурах дети участвуют в труде, в других растут как придорожная трава, в третьих их опекают. Различают 2 главных типа воспитания детей японский – детей никогда не ругают, всегда поощряют и «балуют» английский (европейский) – к детям относятся прохладно и сдержанно, требуют дисциплинированности, считают, что «баловать детей – значит портить их». Европейский тип приводит к тому, что в 16-17 лет дети становятся самостоятельными и живут отдельно, как только получат образование. В одном эксперименте детенышей обезьян растили в изоляции 6 месяцев, а потом объединили с более молодыми обезьянками, росшими в нормальных условиях. Обезьяны, выросшие в одиночестве, избегали своих новых знакомых, но младшие обезьяны-«терапевты» были настойчивы в стремлении установить контакт. Молодые обезьянки, привыкшие к радости общения, постоянно бегали вокруг, цеплялись за «социально-неприспособленных» обезьян. Через 2 недели «пациенты» и «терапевты» уже мирно играли вместе, а через 6 месяцев «пациенты» полностью излечились. Дети, которые первые 8 месяцев жизни пребывали без взрослой опеки, уже не пытаются прибегнуть к взрослому как к источнику силы и безопасности. Это подтверждается опытом учреждений для детей-сирот. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, человеку приходится многому учиться. Этот процесс обычно распадается на 2 цикла: десоциализация – отказ от старых привычных норм и социальных ролей, и ресоциализация – усвоение новых правил поведения. Кроме того, в социальной психологии и культурологии употребляется понятие асоциализация – это социализация со знаком «-» - усвоение антиобщественных норм и негативных ролей. 3. Быть личностью – значит осознавать свою способность принимать решения, вступать в отношения с другими людьми и с природой. Все перечисленные признаки относятся к самосознанию. Каждый из нас дошел до той или иной степени самоидентификации (identificare – приравнивать). Мы нашли те признаки идентичности, по которым можем сравниваться с другими, причислять себя к той или иной социальной группе, мы способны на самооценку. Личность проявляет себя не только через самосознание и самоидентификацию. Важное место психологи отводят самореализации – процессу а) наиболее полного выявления своих возможностей, б) достижения значимых целей. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям. И он прав. Однако высокоразвитая личность, как правило, становится автономной. Она взрастила в себе внутренние ограничения, воздвигла внутри себя целый комплекс правил и требований. Такая личность не нуждается в общественных ограничениях – ведь общественные нормы рассчитаны на «среднего» человека. Поэтому история человечества изобилует примерами, когда личность вступала в противоречие с обществом. Великие гении и творцы часто были невостребованными, даже непризнанными при жизни. Замечено, что именно интеллигенция, а не низы общества, расшатывают существующие нормы Поведение животных задано набором возможных действий, оно словно запрограммировано. Люди не выступают исполнителями программы – они создатели и творцы новых программ действия, они сами выбирают средства для достижения поставленных целей. Социальное поведение человека, свободное на первый взгляд от давления извне, имеет … массу ограничений. Типичным примером социального поведения, ограниченного жесткими рамками, является адаптация – приспособление к социальной среде, обычаям, правилам и нормам. Самосознание невозможно без ответственности за принимаемые решения и совершаемые действия. В истории общественной мысли понимание свободы менялось на протяжении веков. Во времена Античности под свободой понимали право распоряжаться собой и своей судьбой – это право было только у граждан полиса (им не обладали рабы и переселенцы). Конечно же, социальная обстановка определяет представление и о свободе, и о других социально-гуманитарных категориях. В буддизме свобода человека предопределена его кармой, если человек стремится к иной степени свободы, он должен пройти путем следования многочисленным правилам и тогда он ее, настоящую свободу получит. Христианин понимает свободу как простор действий между божественной волей и стремлением к божественной благодати. В современном мире быть свободным – значит действовать в соответствии со своими устремлениями, желаниями, идеалами и ценностями. В конце концов, человек обладает свободой приспосабливаться к действительности или преобразовывать ее. Но свобода в философии далеко не «сладкое слово», хотя и этимологически слово свобода восходит к санскритскому корню, означающему «любимый». В определении свободы вполне резонно вспомнить формулу «Разрешено все, что не запрещено», но это логика раба. Чтобы выявить сущность феномена свободы, нужно разобраться с границами необходимости, без которой немыслима свобода. Волюнтаризм рассматривает свободу как принцип жизни человека, при котором он не считается с ни разумом, ни с объективными законами природы и общества. Волюнтаризм выдает свой произвол за мудрость. Фатализм, напротив, объясняет поступки либо Божьей волей, либо обусловленностью замкнутой системы, где каждое событие жестко связано с предыдущим (так полагали Гоббс, Спиноза). В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора. Это не субъективный произвол. И этот выбор нужно делать в строгих рамках, которые даны всей предыдущей историей человечества и конкретной социальной остановкой. Еще Маркс говорил: свобода есть осознанная необходимость. Свобода всегда влечет за собой ответственность. Без свободы нет ответственности. Человек свободен не от чего-то и не тогда, когда может чего-либо не делать. Свобода – это самостоятельное распоряжение собственной судьбой, но она обязательно должна иметь пределы, иначе превратится в произвол. Границами ее являются интересы других людей. Ответственность – это цена свободы, разумная плата за нее. Еще Руссо заметил: «человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Почти все мыслители, рассуждавшие о свободе, пришли к выводу, что свобода – «странная вещь». Ее избыток человек не в состоянии использовать. Мы свободны только на определенных условиях: не то делает нас свободными, что мы не признаем ничего и никого над собою, а именно то, что мы умеем уважать то, что выше нас. Во-первых, человек несвободен, в силу того, что внешний мир диктует людям выбор деятельности или последовательность деятельности (земледелие). Во-вторых, он ограничен уровнем своих физических и умственных способностей, а также уровнем развития производительных сил. И, в-третьих, существует отчуждение, которое в разное время проявляется в разных формах, т.к. продукты человеческой деятельности выходят из-под контроля человека и начинают диктовать свои правила: рыночная экономика, государство, мир техники и т.д. Критиковал свободу известный русский философ В.В.Розанов: «Свобода есть просто пустота… Эта квартира пустует, она свободна. Эта женщина свободна. У нее нет мужа… Всё лучше свободы»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.4.136 (0.011 с.) |