Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хотите узнать, что человек представляет на самом деле. Для этого достаточно начать выполнять вместе с ним тяжелую физическую работу или попасть в экстремальную ситуацию

Поиск

Выделяют несколько социальных типов личности.

v деятели (в Евангелие от Луки «делатели»)- земледельцы, рабочие, инженеры, охотники – для них смысл жизни в активном изменении мира, потребность в таких личностях всегда была острой;

v мыслители – в отдельные эпохи считались посланниками Бога, Пифагор о них говорил: «пришли в мир не для того, чтобы соревноваться или торговать, а смотреть и размышлять»;

v люди чувств и эмоций – деятели искусства;

v люди милосердия -видят цель в служении людям независимо от расы, возраста, вероисповедания

Большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личности, а иногда установки меняются в течение жизни

2. Человек не рождается готовым к жизни, как, например, жеребенок, Для того, чтобы он мог самостоятельно передвигаться и питаться, он должен был находиться в утробе матери 21 месяц, значит, мы как бы рождаемся недоношенными. Поэтому человек – существо уникальное, никакое другое не позволяет такой роскоши – до 15 лет обучать и кормить собственное дитя. Насекомые рождаются готовыми особями, птицы вырастают за 1 сезон, щенки за 6 месяцев. У человека – самого высокоорганизованного существа – период социализации длится около 12 лет.

Как видно, врожденная неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека – в нем почти нет ничего заложенного при рождении – оно как чистый лист, в отличие от животных, «запрограммированных» природой. Из человека можно вылепить кого угодно! Вырастет среди волков – будет как волк, среди обезьян – будет обезьяной, правда, наука пришла к выводу, что выросший среди животных, не способен по возвращению к людям стать полноценным человеком.

Социализация – это процесс усвоения культурных норм и социальных ролей. С точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение личностью социального опыта. Это понятие гораздо шире, чем обучение, образование или воспитание, тем более что освоить нужно не одну, а несколько социально-культурных ролей. Примеров ускоренного обучения много, тогда как ускоренной социализации нет и быть не может. Социализация, как правило, проходит субъективно, поэтому разные личности могут выносить из одинаковых ситуаций различный социальный опыт.

По мнению Достоевского, социализация состоит из 2 шагов:

1) превращение индивида в личность;

2) чтобы сформировавшееся «Я» не возгордилось выше остальных людей, нужно отучиться от излишнего индивидуализма, нарциссизма, желания «преступить закон» в результате самомнения, значит, II шаг - это привычка относиться к другим людям как к личностям

В традиционных обществах социализация завершалась к 14-15 годам: девушек рано выдавали замуж, юноши тоже переходили в разряд взрослых (в первобытных обществах был обряд инициации). В ХХ в. детство и юность становятся более продолжительными. Это связано с получением образования. В высшем и среднем классе воспитание и социализация довольно продолжительны.

Существует 2 вида социализации: первичная и вторичная. Помощниками социализации выступают люди и учреждения. Их называют агентами и институтами социализации. Агенты и институты также подразделяются на первичных и вторичных. В группу первичных попадают родители, друзья, родственники, учителя, врачи – те, кто формирует межличностную сферу отношений. Сфера социальных отношений оформляется при помощи вторичных агентов и институтов. Агенты в первом и втором случае могут совпадать.

Считается, что первичная социализация завершается тогда, когда человек приступает к трудовой деятельности, вторичная продолжается всю оставшуюся жизнь. Вторичная социализация в современной России является особенно актуальной, т.к. социальные изменения в стране идут довольно активно.

Особенности социализации детей: 1) происходит в игровой форме; 2) в ходе этого процесса дети сталкиваются с запретами, 3) их раздражает собственная беспомощность.

Детство делится на 3 периода:

- первое детство (до 3-х лет) – главные усилия направлены на развитие речи,

- второе детство (3-6 лет) – познавательная деятельность;

- третье детство (6-12 лет) – обучение, мышление.

Особенно интересен II период. В 3 года ребенок осознает свое «Я». В 4 года – самолюбование, в 5 лет – подражание, с 6 лет начинается обучение.

Фундамент социализации закладывается в детстве, личность формируется примерно на 70%. Изолированные от общества дети – феральные люди - безнадежно потеряны в социальном плане. Если время, когда должна была происходить социализация, ребенок провел в изоляции, то он не сможет нормально жить в обществе.

В 1801 г. в местечке Авейрон во Франции, в дремучем лесу был пойман 12-летний мальчик. Его повадки напоминали повадки волка. Врач Мари Итар назвал мальчика Виктором и сделал попытку научить его быть человеком. Он разработал специальную программу и начал интенсивные занятия с мальчиком. Скоро Виктор привязался к учителю, научился ходить и есть как человек, запомнил несколько слов. Однако 5 лет обучения не привели к значительным изменениям: в своей речи он по-прежнему ограничивался десятком слов. Виктор прожил 40 лет со своим опекуном, но ему не суждено было стать полноценным человеком.

В середине XVIII века русским императором был провозглашен 2-месячный младенец по имени Иван Антонович, царствование его продолжалось недолго и закончилось, прежде чем император вымолвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антоновича с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов, одиночество сильно отразилось на умственных способностях Ивана Антоновича. Он не умел говорить и производил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем, как о личности, нельзя.

С биологической точки зрения феномен материнства является более древним. Уход за потомством приблизил обезьяну к человеку. Дети в период матриархата оставались в роду матери. Позднее возник обычай отцовства, и это скорее социальный феномен. Многие думают, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Однако и у людей случается, что детей намеренно подкидывают или передают на воспитание другим. Безусловно, родители и дети связаны взаимной ответственностью. За неисполнение своих обязанностей родители могут быть лишены родительских прав. Наиболее трогательное отношение к родителям на Востоке. Там господствуют нормы «сяо».

Народы мира подходят к проблеме воспитания по-разному. В одних культурах дети участвуют в труде, в других растут как придорожная трава, в третьих их опекают. Различают 2 главных типа воспитания детей

японский – детей никогда не ругают, всегда поощряют и «балуют»

английский (европейский) – к детям относятся прохладно и сдержанно, требуют дисциплинированности, считают, что «баловать детей – значит портить их».

Европейский тип приводит к тому, что в 16-17 лет дети становятся самостоятельными и живут отдельно, как только получат образование.

В одном эксперименте детенышей обезьян растили в изоляции 6 месяцев, а потом объединили с более молодыми обезьянками, росшими в нормальных условиях. Обезьяны, выросшие в одиночестве, избегали своих новых знакомых, но младшие обезьяны-«терапевты» были настойчивы в стремлении установить контакт. Молодые обезьянки, привыкшие к радости общения, постоянно бегали вокруг, цеплялись за «социально-неприспособленных» обезьян. Через 2 недели «пациенты» и «терапевты» уже мирно играли вместе, а через 6 месяцев «пациенты» полностью излечились.

Дети, которые первые 8 месяцев жизни пребывали без взрослой опеки, уже не пытаются прибегнуть к взрослому как к источнику силы и безопасности. Это подтверждается опытом учреждений для детей-сирот.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, человеку приходится многому учиться. Этот процесс обычно распадается на 2 цикла: десоциализация – отказ от старых привычных норм и социальных ролей, и ресоциализация – усвоение новых правил поведения. Кроме того, в социальной психологии и культурологии употребляется понятие асоциализация – это социализация со знаком «-» - усвоение антиобщественных норм и негативных ролей.

3. Быть личностью – значит осознавать свою способность принимать решения, вступать в отношения с другими людьми и с природой. Все перечисленные признаки относятся к самосознанию. Каждый из нас дошел до той или иной степени самоидентификации (identificare – приравнивать). Мы нашли те признаки идентичности, по которым можем сравниваться с другими, причислять себя к той или иной социальной группе, мы способны на самооценку.

Личность проявляет себя не только через самосознание и самоидентификацию. Важное место психологи отводят самореализации – процессу а) наиболее полного выявления своих возможностей, б) достижения значимых целей. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям. И он прав. Однако высокоразвитая личность, как правило, становится автономной. Она взрастила в себе внутренние ограничения, воздвигла внутри себя целый комплекс правил и требований. Такая личность не нуждается в общественных ограничениях – ведь общественные нормы рассчитаны на «среднего» человека. Поэтому история человечества изобилует примерами, когда личность вступала в противоречие с обществом. Великие гении и творцы часто были невостребованными, даже непризнанными при жизни. Замечено, что именно интеллигенция, а не низы общества, расшатывают существующие нормы

Поведение животных задано набором возможных действий, оно словно запрограммировано. Люди не выступают исполнителями программы – они создатели и творцы новых программ действия, они сами выбирают средства для достижения поставленных целей. Социальное поведение человека, свободное на первый взгляд от давления извне, имеет … массу ограничений. Типичным примером социального поведения, ограниченного жесткими рамками, является адаптация – приспособление к социальной среде, обычаям, правилам и нормам.

Самосознание невозможно без ответственности за принимаемые решения и совершаемые действия. В истории общественной мысли понимание свободы менялось на протяжении веков. Во времена Античности под свободой понимали право распоряжаться собой и своей судьбой – это право было только у граждан полиса (им не обладали рабы и переселенцы). Конечно же, социальная обстановка определяет представление и о свободе, и о других социально-гуманитарных категориях. В буддизме свобода человека предопределена его кармой, если человек стремится к иной степени свободы, он должен пройти путем следования многочисленным правилам и тогда он ее, настоящую свободу получит. Христианин понимает свободу как простор действий между божественной волей и стремлением к божественной благодати.

В современном мире быть свободным – значит действовать в соответствии со своими устремлениями, желаниями, идеалами и ценностями. В конце концов, человек обладает свободой приспосабливаться к действительности или преобразовывать ее. Но свобода в философии далеко не «сладкое слово», хотя и этимологически слово свобода восходит к санскритскому корню, означающему «любимый». В определении свободы вполне резонно вспомнить формулу «Разрешено все, что не запрещено», но это логика раба. Чтобы выявить сущность феномена свободы, нужно разобраться с границами необходимости, без которой немыслима свобода. Волюнтаризм рассматривает свободу как принцип жизни человека, при котором он не считается с ни разумом, ни с объективными законами природы и общества. Волюнтаризм выдает свой произвол за мудрость. Фатализм, напротив, объясняет поступки либо Божьей волей, либо обусловленностью замкнутой системы, где каждое событие жестко связано с предыдущим (так полагали Гоббс, Спиноза).

В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора. Это не субъективный произвол. И этот выбор нужно делать в строгих рамках, которые даны всей предыдущей историей человечества и конкретной социальной остановкой. Еще Маркс говорил: свобода есть осознанная необходимость. Свобода всегда влечет за собой ответственность. Без свободы нет ответственности. Человек свободен не от чего-то и не тогда, когда может чего-либо не делать. Свобода – это самостоятельное распоряжение собственной судьбой, но она обязательно должна иметь пределы, иначе превратится в произвол. Границами ее являются интересы других людей. Ответственность – это цена свободы, разумная плата за нее. Еще Руссо заметил: «человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах».

Почти все мыслители, рассуждавшие о свободе, пришли к выводу, что свобода – «странная вещь». Ее избыток человек не в состоянии использовать. Мы свободны только на определенных условиях: не то делает нас свободными, что мы не признаем ничего и никого над собою, а именно то, что мы умеем уважать то, что выше нас. Во-первых, человек несвободен, в силу того, что внешний мир диктует людям выбор деятельности или последовательность деятельности (земледелие). Во-вторых, он ограничен уровнем своих физических и умственных способностей, а также уровнем развития производительных сил. И, в-третьих, существует отчуждение, которое в разное время проявляется в разных формах, т.к. продукты человеческой деятельности выходят из-под контроля человека и начинают диктовать свои правила: рыночная экономика, государство, мир техники и т.д.

Критиковал свободу известный русский философ В.В.Розанов: «Свобода есть просто пустота… Эта квартира пустует, она свободна. Эта женщина свободна. У нее нет мужа… Всё лучше свободы»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.4.136 (0.011 с.)