Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Человеческое общество и социальные отношения↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел 1. Человек Биосоциальная природа человека Человек – духовное существо Личность. Социальное поведение человека Смысл жизни человека. Мир ценностей
Раздел 2. Человеческое общество и социальные отношения Социальные общности. Социальная дифференциация Социальные нормы Этнические общности. Межнациональные отношения Русский национальный характер Молодежь как социальная группа
Раздел 3. Общество – сложная динамическая система Общество: его признаки и структура Социальные институты Динамика общественного развития
Раздел 4. Политическая система общества Политика и власть Государство. Формы государства Избирательный процесс. Политическая жизнь современной России Правовое государство и гражданское общество Субъекты политики. Партии и идеологии Политическая культура. Политическая социализация
Раздел 5. Духовная жизнь общества Культура: происхождение, функции, происхождение, разновидности Наука и образование в жизни общества Человек и мораль Религия как феномен культуры
Раздел 6. Познание Познавательная деятельность человека Истина и ее критерии Научное познание его методы. Творчество. Интуиция Научная картина мира. Особенности социально-гуманитарного знания
Раздел 7. Экономическая сфера общества Экономика и ее роль в современном обществе Рыночные отношения. Государство и экономика НТП и материальное производство Мировая экономика
Раздел 8. Право и общество Система права Гражданское право. Право собственности Система трудового права. Трудовые споры Ответственность за преступления
Раздел 1. Человек Человек - духовное существо 1. Сознание и разум. Сознательное и бессознательное 2. Основные характеристики деятельности человека 3. Трудовая деятельность. Разделение труда 4. Общение, коммуникация, игра Сознание – универсальная способность, свойственная только человеку, осмысливать себя и мир в целом, приобретать и развивать знания, ограничивать себя нормами и правилами. Сознание – специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) объект научного исследования. Его невозможно познать с помощью тех способов, которые применяются, например, в естествознании: сознание нельзя «вытащить» из его связи с миром, с человеком, потому, что вне этой связи сознания не существует. Сознание представляет собой вершину айсберга, значительная часть которого скрыта от взора самого сознания. Можно выделить три стороны сознания: · предметное (направлено на мир окружающих нас вещей), античные мыслители сравнивали сознание с дощечкой, на которой писец нацарапывает буквы, примерно так предметы отпечатываются на «дощечке разума» · самосознание (направлено на самого себя), · сознание как поток переживаний (то, что называют обычно душой) Современные ученые утверждают, что структуру сознания образуют следующие явления: - способность рационально мыслить, - способность иррационально мыслить (воображение, творчество, фантазия), - волевые процессы, - мнемонические способности (память), - интуиция, - эмоции, - способность к самоанализу, вина, раскаяние, совесть, - бессознательные и подсознательные формы реакции на окружающую среду, - осознание смертности Благодаря сознанию мы можем отчетливо представить, как пахнет горячий свежий хлеб. В нашей голове есть и «модель» зубной боли, и укола иглы, и удара током. Мы может наглядно представить, какое лицо будет у матери, если сказать ей о «двойке». Мы не задумываемся об этом, но в голове есть и образ просто человека, ведь если из-за угла выйдет человек с тремя головами, мы очень удивимся. Сознание позволяет нам восстанавливать прошлое, уже не существующее ни в каком виде, и предвосхищать будущее Собрать полную картину сознания пока невозможно, для этого нужно установить некий «алгоритм» целостности и системности – только тогда проблема не будет походить на разобранный кубик Рубика. Относительно сознания есть и другие концепции. Одна из них предлагает считать, что существует некая сфера «большого» сознания, всякий раз, когда нас озаряет мысль, происходит, подобно электрическому разряду, пробой в эту сферу. Возможно также, что сознание не кончается со смертью. По крайней мере, удивляет тот факт, что пациенты, пережившие клиническую смерть, описывают свое состояние примерно одинаково. Давно зреет учение о пренатальной памяти, согласно которому человек может помнить то, что было до рождения. В психике человека есть нечто, не укладывающееся в сознание – не осознаваемое, или бессознательное. Это понятие вошло в обиход из психологии благодаря З.Фрейду. Его открытие называют третьим после Коперника и Дарвина ударом по наивному самолюбию человека, уверенном в силе своего разума. Фрейд дает такую картину психики: Верхний «этаж» – сверхсознание (Супер-Эго) – правила поведения, совесть, мораль, родительские наставления и запреты Средний – сознание (Я, Эго) – снизу наше сознание подпирают страсти и инстинкты, сверху – требования общества. Если поддаться инстинктам, общество может отреагировать критикой Нижний – бессознательное (Оно, Ид) – о нем поговорим подробнее. Выделяют 4 класса проявления бессознательного. 1. Коллективное бессознательное – глубокий уровень, где размещаются переданные по наследству образцы поведения, которых мы придерживаемся, но не осознаем. Юнг называл их «архетипами» 2. Неосознаваемые мотивы деятельности, причины поступков, увлечения, стремления, ассоциации, оговорки 3. Операционные установки, алгоритмы поведения: половой инстинкт, непроизвольное запоминание, движения, сновидения, возможно, мимика, пантомимика, автоматически совершаемые действия Представьте, что вы несетесь по ступенькам, автоматически переставляя ноги, но стоит сознанию вмешаться, стоит подумать: «как это я бегу, безошибочно попадая на нужную ступеньку», и вы тут же споткнетесь. Спасаясь от опасности, мы перепрыгиваем через высокий забор … если не успеет проснуться сознание и сказать нам, что забор слишком высок 4. Психические реакции, о причине которых люди не догадываются: комплексы, страхи, неврозы, испуги Ребенок испугался чего-то, затем забыл, но сознание его не забыло, а вытеснило это переживание в бессознательную сферу. Пройдет время, и из этой сферы неожиданно «выскочит» давно забытый страх. Бессознательное может проявляться в оговорках: «Здравствуйте, товарищ Тимирзяев! (вместо Тимирязев)». По Юнгу, сон восстанавливает психическое равновесие – обладает компенсаторной функцией. Люди с нереальными целями видят во сне полеты и падения. Если предупреждения из сна игнорируются, может произойти реальный несчастный случай. И это не мистика, мы просто на подсознательном уровне гораздо «умнее», чем на сознательном В культурологии рассматривают соотношение этих сфер как сопротивление нашего Эго (сознания) сфере бессознательного - Иду, которое навязывает нам природные желания. Уздой при этом служит сфера сверхсознательного, в которой нашли отражение социальные нормы, запреты и нравственные ориентиры Ид: «желаю получить удовольствие» ó Супер-Эго: «Это неприлично, неудобно» 2. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основные черты, присущие деятельности: Ø сознательность (мы выдвигаем цели, предугадываем последствия), Ø продуктивность (она направлена на получение определенного результата), Ø преобразующий характер (она меняет окружающий мир, или человек изменяет к лучшему самого себя), Ø общественный характер (в процессе деятельности вступает в отношения с другими людьми, впрочем, и результат деятельности может затрагивать других людей)
Деятельность имеет богатую классификацию.
по форме осуществления: Массовая коллективная индивидуальная по характеру: Внутренняя внешняя происходит с реальными предметами, с их образами, и результат при этом получается мысленный по способу осуществления: однообразная (шаблонная) творческая (при этом рождается что-то новое, ранее неизвестное) по сферам: Законная незаконная Моральная аморальная Деятельность – сложно структурное образование, минимальной единицей которой является действие. Учебная деятельность состоит их таких действий как чтение литературы, слушание объяснений преподавателя, проведение практических работ, решение задач и т.п. Способ осуществления действия называется операцией. Операции могут быть приспособительными и сознательными (первые возникают путем непроизвольного подражания). Таким образом, если поставлена цель, продуманы средства и способы действия, то деятельность осуществляется осознанно В процессе деятельности человек производит то, чего ранее не было. Для чего? Своей деятельностью он создает условия для жизни, совершенствует себя, удовлетворяет свои потребности. В современной науке потребности делят на 3 класса. Естественные (биологические) – в еде, пище, воздухе, сне и отдыхе, жилище, одежде Социальные – в труде, созидании, самовыражении, общении Идеальные (духовные) – освоение культурных ценностей, наук, поиск смысла жизни, стремление к эстетике Абрахам Маслоу, изучая потребности, пришел к выводу, что человек – «существо желающее»: он никогда не получает полного удовлетворения. Как только мы удовлетворяем одну потребность, всплывает на поверхность другая. Всякой деятельности предшествует осмысление целей. А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его побуждают мотивы. Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами: один читает книгу, чтобы получить знание, другой, чтобы получить оценку, третий – порадовать родителей. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми Обычно мы имеем дело с сочетанием нескольких мотивов. Это положение доказывается конфликтом мотивов – ситуацией, когда требуется сделать важный выбор, например, самосохранение или честь, убеждение или материальное благополучие. Мотивация бывает двух видов: положительная и отрицательная. Положительную называют мотивацией успеха, когда нет контроля, ограничений по времени, когда присутствует инициатива. Если при этом возникают трудности, человек ищет способы их преодоления, часто трудности только раззадоривают интерес. Нередко люди ставят себе завышенные задачи, и это неплохо. Отрицательная мотивация – это мотивация боязни неудачи. Инициатива в этом случае отсутствует, никакой настойчивости, при возникновении трудностей человек ищет причины, мешающие выполнению задачи, при этом нет веры в себя, задания, как правило, навязываются извне Обычно успеваемость снижается, если нет мотивов, даже в том случае, если есть способности. И наоборот: недостаток способностей компенсируется интересом и желанием. В каждой работе можно найти положительные моменты. Показателен пример героя повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича. Этот маленький человек был переписчиком деловых бумаг, и у него были даже любимые буквы 3. Ведущая деятельность для человека – трудовая. Трудовая деятельность – это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов, которые удовлетворяют материальные и духовные потребности людей Труд возникает тогда, когда деятельность становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Бесцельный труд описан в древнегреческом мифе о Сизифе, который вынужден был выкатывать огромный камень на гору. В трудовой деятельности используются различные технические средства, транспорт, энергетические линии – т.е. средства труда. То, что подлежит преобразованию, называется предметом труда. Способы, которыми пользуются люди в трудовой деятельности, называются технологиями. Существует еще одна важная величина – производительность труда – это величина, выражающая эффективность труда, она подразумевает количество продукции, изготовленное в единицу времени. Важнейшей особенностью трудовой деятельности является то, что она нередко требует совместных усилий. Все члены трудового коллектива выполняют свою (весьма разнообразную) работу согласно распределению занятий между участниками трудового процесса - разделению труда. В строительстве участвуют рабочие, производящие блоки или кирпичи, водители, крановщики, сантехники, электрики, управляющие, инженеры В масштабах всего общества тоже существует разделение труда, которое образует различные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания и т.д. Разделение труда и его усложнение привело к закреплению за индивидом той или иной профессии (специальности), требующей определенной квалификации. Квалифицированным считается труд, требующий специальной подготовки, знаний, умений и навыков. Один час квалифицированного труда стоит в несколько раз дороже неквалифицированного. Профессионализм подразумевает наличие формальной и реальной квалификации. Под формальной подразумевают теоретическую подготовку, под реальной – практические навыки и умения. Квалификация определяется разрядами (разряды начинаются с 1-го) и классами (наоборот). Весь труд делится на виды. Если вы выполняете полный цикл (учитель, ремесленник, репортер, врач), речь идет о профессии. Если работа выполняется в несколько циклов (токарь, укладчик, плиточник) – это специальность. Существует и социальная квалификация: директор, начальник, управленец среднего звена, рядовой работник. Еще реже употребляется деление на умственный (интеллектуальный) труд и физический. Из американского юмора: работа – это служебное помещение, в котором можно отдохнуть после тяжелых домашних забот 4. Антропогенез был бы невозможным без коллективного образа жизни - непростая жизнь первобытных людей требовала координации действий. Нужен был язык, который сначала являлся примитивным набором гортанных криков, выражающих радость или предупреждающих об опасности. Со временем слова стали жить как бы сами по себе – язык обрел обобщающий характер. У примитивных народов до сих пор большинство слов означают только конкретные предметы Язык племени туарегов, живущих в пустыне Сахара, изобилует словами, обозначающими верблюдов – их около 200, но … нет слов, обозначающих верблюда вообще. У эскимосов много слов, обозначающих снег, но нет слова, означающего снег вообще. У аборигенов Австралии не было слова «убить», его заменяли выражением «ударить по голове». Вместо «любить» они говорили «ласково смотреть» Постепенно речь становилась внутренней: человек стал говорить «про себя». Любопытный факт: для того, чтобы правильно воспринять слово, нужно уметь произнести его. Дети и малограмотные взрослые, читая, шевелят губами. Слушая, мы как бы говорим вместе со своим собеседником. Таким образом, слова живут сегодня собственной жизнью. Этот шаг был очень важным в развитии сознания человека. Благодаря речи наше индивидуальное сознание хранит не только лично пережитый опыт и впечатления, но и обогащается наблюдениями и знаниями, добытыми до нас. Другим социализирующим фактором была игра – это такое взаимодействие, которое имитирует реальные действия. Игра свойственна всем биологическим видам. Наскальные рисунки первобытных людей, дошедшие до нас, показывают, как в игре имитировалась охота, обряды и ритуалы, но в отличие от животных у людей закрепилась традиция играть не для каких-то целей, а ради удовольствия. Человеческое общество не мыслимо без общения. В нем заключается залог развития общающихся индивидов Доказано, что человек может нормально мыслить только при условии непрекращающегося общения. Связь с внешним миром нужна, как пища и тепло. При подготовке космических полетов были поставлены несколько необычных экспериментов. Так человека на 6 и более часов помещали в термосурдобарокамеру, где он не видел, не слышал и не получал никакой информации. И тогда здоровые крепкие люди нажимали на кнопку, что означало досрочное прекращение эксперимента. Но самое страшное для человека – потеря ориентации во времени, что приводит к психическим сдвигам. В начале ХХ века горожанин тратил на общение 70% свободного времени. Сейчас – гораздо меньше. Люди проводят время за газетой, книгой, телевизором, компьютером. Таким образом, человек тратит больше времени на накопление информации, чем на ее передачу. Выделяют 3 взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Первая - коммуникативная - состоит в обмене информацией, вторая - интерактивная - в организации взаимодействия, т.е. в обмене действиями, третья -перцептивная - в восприятии друг друга. Рассмотрим каждый случай отдельно. Коммуникация (лат. communicatio – сообщение, передача) бывает вербальной (словесной) и невербальной: с помощью жестов, мимики, телодвижений, системы вокализации (тембра, темпа), пространственных характеристик. Свои особенности имеются в каждой сфере коммуникации. Различают следующие сферы: - экономическая (хозяин – наемные работники), - профессиональная (водитель – пассажир, водитель – кондуктор), - семейно-родственная (мать – сын), - социально-демографическая (девушка – юноша), - территориально-поселенческая (местные – приезжие), - религиозная (священник – прихожанин) Взаимодействия подразделяются на 2 типа: кооперация и конкуренция. Различают также три разнообразные модели: а) каждый делает свою часть работы независимо от других, б) последовательное выполнение работы по типу конвейера, в) взаимодействие со всеми остальными участниками процесса – командные действия Перцепция – восприятие – определяет стратегию дальнейшего поведения. Механизмы перцепции: § идентификация (мы ставим себя на место собеседника: «он бледен, еще бы он волнуется, ведь и я волновался в такой ситуации»); § рефлексия (мое отношение зависит от того, какое отношение проявили ко мне, показательный пример – игра в «Ручеек»); § стереотипизация (стереотип – устойчивое представление о людях на основе каких-либо факторов, стереотипы еще называют скороспелыми обобщениями: слишком вежлив – ненастойчивый, с работой не справится, красив – ловелас, наличие очков – умник); § проецирование (мы наделяем партнера качествами, которые незаметны в нас самих: раздраженному человеку кажется, что все вокруг в плохом настроении); § эффект ореола: Эксперимент. В аудитории № 1 молодого мужчину представили как студента, в ауд. № 2 – как лаборанта, в ауд. № 3 – как преподавателя. Затем попросили описать внешность человека, в том числе и его рост. В третьем случае он оказался «самым высоким» Общение – процесс установления и развития контактов между людьми - имеет богатую классификацию: конъюнктивное – дизъюнктивное (объединяющее и разъединяющее), вербальное – невербальное, личное – деловое, прямое – опосредованное, кратковременное – длительное, законченное – незаконченное, доверительное – конфликтное и т.д. Функции общения: § контактная (ведь главная цель общения – установление контакта), § информационная (заключается в приеме или передаче сообщений), § побудительная (направляет какие-либо действия), § эмотивная (заключается в обмене эмоциями), § оказание влияния (изменение состояния, поведения индивида) Социальные нормы 1. Социальные нормы 2. Социальный контроль и самоконтроль 3. Девиантное и делинквентное поведение 4. Преступность и молодежь Наилучшее состояние общества – состояние стабильности. Резкие отклонения в положительную и отрицательную стороны представляют угрозу для стабильности общества. Отклонениями считают любые поступки и действия, не соответствующие писаным и неписаным нормам. Так, жители Древней Спарты (V в. до н.э.) придерживались очень строгих норм поведения, формы одежды и даже длины волос. В обществе существует множество норм. Слов «норма» латинского происхождения и означает оно буквально «правило», «образец». Социальные нормы вырабатываются обществом и предназначены они для того, чтобы направлять людей, контролировать и оценивать их поведение. С помощью норм жизнь общества приобретает упорядоченный характер: они ориентируют человека, как следует поступать, что приемлемо, что нежелательно. На психологическом уровне поведением руководят черты характера, склонности, мотивы, эмоции, интеллект. На социокультурном уровне это нормы и правила, отдаленно напоминающие компьютерные команды: они похожи на информационные блоки: блок предписаний («надо»), блок запретов («нельзя»), блок разрешений и рекомендаций («можно»). Лучше всего нормы соблюдаются, когда индивид заинтересован делать это. Практика не выявила, какой вид норм – разрешающий или запрещающий – является более эффективным Правовые нормы закрепляются в законах, их соблюдение обеспечивается силой государства. Моральные нормы несут оценочную нагрузку (хорошо-нехорошо, справедливо-несправедливо). И хотя люди более или менее свободны в своих действиях, нарушение норм морали встречает общественное осуждение. Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в искусстве, но и в поведении, и в производстве, и в быту. Негативные оценки эстетической стороны тесно соприкасаются с моральными (этическими). Политические нормы регулируют отношения личности и государства, политическую деятельность, отношения между социальными группами и государствами. Наконец, соблюдение религиозных норм поддерживается верой в неизбежность кары за грехи, грехом для верующих является нарушение этих самых религиозных норм. Нормы классифицируют
По сфере применения групповые общие
По жесткости
Привычка – это установленная схема поведения в определенных ситуациях. Привычки отличают воспитанных людей от невоспитанных, аристократов от простолюдинов. Пока они приобретаются стихийно, их называют привычками, если их воспитывают, они становятся манерами. Умышленное неисполнение хороших манер – это вызов культуре и обществу. Весь комплекс хороших манер называют этикетом Обычай – одобренные обществом массовые образцы поведения, которым рекомендуется следовать. Обычаи, переходящие из поколения в поколение, становятся традициями Традиция – все то, что унаследовано от предков. Разновидностью традиции является обряд. Символические действия, совершаемые для придания значимости каким-либо событиям, называют церемониями и ритуалами Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы поведения, отражающие моральные ценности общества. Их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций Законы - это нормы, оформленные властью и требующие неукоснительного выполнения Табу - абсолютный запрет какого-либо действия, слова или предмета, как правило, охраняющий от нежелательных последствий (на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил, оскорбление кого-либо) По санкциям формальные - неформальные позитивные – негативные (см. вопрос 2) 2. Для того, чтобы общество нормально функционировало, составляющие его индивиды должны поступать в соответствии с социальными нормами. Вполне оправдано, что у общества имеется для обеспечения стабильности специальный механизм – социальный контроль. Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Если бы его не было, люди делали бы все, что им заблагорассудится. С помощью этого механизма общество может обуздывать непокорных членов. Даже небольшой группе случайно собравшихся вместе приходится выбирать механизмы контроля, дабы сохранить единство, хотя бы на краткий промежуток времени. Таким образом, социальный контроль – это система методов, с помощью которых общество направляет поведение индивидов Социальный контроль незаметен, пока действия не нарушают общественного порядка. Однако стоит нарушить установленные правила или обычаи, отступить от образцов поведения, заложенных в обществе, и социальный контроль проявляет себя.
Нормы действуют как стандарты поведения и ожидания поведения (от человека окружающие ждут вполне однозначного поведения, например, важно, передвигаясь по правой стороне тротуара, быть уверенным, что встречные прохожие будут идти в нужном направлении). Игнорирование одних норм вызывает косой взгляд, неодобрение или ухмылку, нарушение других предполагает серьезное порицание. Социальный контроль включает 2 главных элемента: нормы и санкции. Нормы – это предписания, как правильно вести себя в обществе, запреты или разрешения, выраженные в любой форме: устной или письменной, формальной или неформальной. Санкции – средства наказания или поощрения за несоблюдение (или соблюдение) социальных норм. Выделяют 4 типа санкций. Формальные позитивные (Ф+) официальное одобрение: награждение, премии, стипендии, титулы, почетные звания, грамоты, повышение в должности. Неформальные позитивные (Н+) неофициальное одобрение: комплимент, похвала, лестный отзыв, улыбка. Формальные негативные (Ф-) наказания по закону, административные взыскания, лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, штраф, конфискация, разжалование, отлучение от церкви. Неформальные негативные (Н-) порицания, замечания, нелестная кличка, отказ от общения, жалоба, разоблачительная статья, издевка, насмешка, слухи. Общество обычно заботится о том, чтобы люди меньше сталкивались с явлениями, способными дестабилизировать их поведение. Тюрьмы, полигоны для ядерных испытаний, закрытые лаборатории максимально закрыты по понятным причинам. Если применение санкций совершается самим человеком против себя, речь идет о самоконтроле. Самоконтроль необходим для сдерживания природной стихии. Усвоение социальных норм, как известно, проходит в процессе взросления и социализации. Поведение индивида все больше управляется внутренними регуляторами, стандарты поведения воспринимаются им как часть самого себя. Всем знакома ситуация, когда есть возможность совершить безнаказанно и без ведома других выгодный или приятный для себя, но аморальный с точки зрения социальных стандартов поступок. Но мы так не поступаем, потому, что нам «не позволяет совесть». Самоконтроль, прежде всего, связан с чувством вины и совестью, а совесть – это общественный контроль, ставший внутренним. Социологи употребляют термин «овнутрение». Ряд социальных запретов интернационализированы («овнутрены») настолько глубоко, что возможность их нарушения прочно вытеснена в бессознательное. У нормального человека не возникает мысль вступить в интимные отношения со своей матерью или сестрой. Известно, что на ранних стадиях существования человечества запрета на кровосмешение не было. Оно возникло по мере социального развития. Внутренние ограничения не позволяют думать о вступлении в отношения с представителями того же пола. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят «впал в детство», его импульсивное поведение еще называют инфантилизмом. 3. Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Отклоняющееся от нормы поведение называют девиантным. Это довольно широкий список поступков: бродяжничество, героизм, крепкое здоровье, безбилетный проезд, преступление. Девиации подразделяются на 2 группы: в сторону максимально одобряемых (подвиги, миссионерство) и максимально неодобряемых. На каждую из них приходится в среднем по 15%. Человека с отклоняющимся поведением называют девиантом. В борьбе с отклонениями главную роль играет общественное мнение – совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения. На уровне малых социальных групп девиантные отклонения проявляются в нарушении нормальных отношений: раздорах, скандалах и т.п. В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките и коррупции. Если девиантное поведение измеряется по отношению к культурным нормам, то делинквентное – по отношению к законам. Так ограбление – и делинквентное, и девиантное проявление, алкоголизм – только девиация. Отличить легко: девиация – зло (или добро) относительное, а делинквентность – абсолютное.
Так курение в компании друзей можно считать нормой, но на рабочем месте, в коллективе некурящих такое поведение вполне может считаться девиантным – отклоняющимся от нормы. Если девиации носят групповой характер, то нормы, принятые в обществе, видоизменяются. Так, например, в XIX веке сожительство мужчины и женщины вне брака являлось девиацией, а в наши дни такое поведение никого не удивляет. В то же время кавказские народы свято почитают нормы, особенно семейно-родственные. Историческое развитие способствует изменению представлений о социальной норме и девиации. Например, гомосексуализм традиционно осуждался как девиантное поведение, но в последние десятилетия рассматривается западным обществом как вариант нормы, или, по крайней мере, как заболевание, которое требует лечения. В некоторых странах Европы даже узаконены браки между лицами одного пола. Наркомания и алкоголизм считаются болезнью. Санкции, направленные на подавление девиантного поведения, становятся менее жесткими. Вспомним кровавые публичные казни средневековья. В чем же причины отклоняющегося поведения? Есть разные точки мнения. а) биологическое объяснение: некоторые люди обладают прирожденной склонностью к нарушениям, и это связано с физическими особенностями; б) психологическое объяснение: девиации являются следствием неправильного развития личности: жестокость – следствие безразличного отношения к ребенку или жестокости самих взрослых, низкое самоуважение толкает подростков на поступки, которые могут привлечь всеобщее внимание к их персоне; в) социологическое объяснение: причиной девиантных поступков являются кризисные явления в обществе (экономические спады и подъемы, инфляция и мн. др.) Антиподом девиантного поведения является социальная конформность – подчинение индивида принятым в обществе нормам. Однако не следует путать конформность и конформизм. Первое согласуется с требованиями общества: здороваемся, прощаемся, умываемся, чистим зубы. И в этом нет ничего плохого. Конформизм – отказ от своего Я, неспособность к принятию самостоятельных решений. Итак, девиантное и делинквентное поведения можно различить следующим образом: первое относительно, второе абсолютно. 4. В социологии интерес к девиантному поведению не случаен. 99% американцев, представителей среднего класса, признались, что когда-либо нарушали закон. В России практически каждый бизнесмен нарушает существующее законодательство. В современном российском обществе социологи бьют тревогу по поводу нарастающей волны преступности: суды не успевают справляться с делами, тюрьмы переполнены, депутатские комиссии и правозащитные организации выступают с инициативами об амнистировании определенных категорий заключенных. Под амнистию уже не раз подпадали лица, находящиеся на 1 ступени по шкале Беккера: 1) случайное нарушение норм, 2) последующее нарушение, продиктованное жаждой наживы или удовольствия, 3) закрепление роли девианта, 4) постоянное следование роли девианта. Эту шкалу по-другому называют «девиантной карьерой». Многие исследователи убеждены, что, попав однажды в категорию «отверженных», человек редко возвращается к нормальной жизни. Ярким примером являются люди, освобожденные из мест заключения. Хотя им и вернули гражданские права, клеймо бывшего преступника, «нехорошая репутация» закрывают для него все возможности нормального трудоустройства. Очень многие бывшие заключенные повторно совершают противоправные действия. Те, кто склонны к девиациям, относятся к группе риска (это алкоголики, наркоманы, подростки, т.к. они не готовы к самоконтролю). Те районы города, где часто происходят преступления, называют криминогенными (crime – преступление). Преступление – это поступок, противоречащий закону, общественно опасное деяние. Преступность включает в себя действия, посягающие на личность, на собственность, на права и свободы граждан. Особую опасность представляет организованная преступность. В широком смысле она подразумевает существование группы лиц, организованных на постоянной основе, для получения средств незаконным способом. Преступность – это не просто сумма преступлений, а массовое явление, подчиняющееся закономерностям. Оно свидетельствует о противоречиях и недостатках развития общества. Преступность как никакое другое явление общественной жизни вызывает тяжелые последствия. Молодежь справедливопричисляют к группе риска. По данным ООН около 30% молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а 5 % совершают серьезные правонарушения. В силу физиологических особенностей подросток отличается повышенной активностью, и вследствие недостаточной зрелости он еще не готов к самоконтролю, неправильно понимает свободу и независимость. К тому же, чем чаще молодой человек сталкивается с образцами девиантного поведения, тем больше их усваивает. Один из распространенных примеров делинквенции – вандализм футбольных фанатов. Слово вандализм происходит от названия германского племени вандалов, которые в V в. напали на Римскую империю и разграбили ее. К ванда
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.107.59 (0.013 с.) |