Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные общности. Социальная дифференциацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и разновидности социальных общностей. Классы как социальный феномен 2. Социальные роли и социальные статусы 3. Социальное неравенство (стратификация) 4. Социальная мобильность Люди образуют различные социальные общности на основе родственных, национальных связей, на базе собственности, определенного места в социальной системе. Они могут компактно проживать и быть рассеянными по разным территориям, понимать друг друга с полуслова и говорить на разных языках. К социальным общностям, или группам, относятся, например, народность, социальный класс (дворяне, крестьяне, интеллигенция), трудовой коллектив, семья. Таким образом, группы могут возникать помимо воли и желания людей. Общество состоит из множества больших и малых общностей. Если систематизировать взгляды социологов, можно выделить 6 основных критериев (по Радугину): 1) сходство условий жизнедеятельности, 2) осознание общих интересов и потребностей, 3) наличие связей совместной деятельности, 4) наличие собственной культуры или внутренних норм, 5) система управления и самоуправления, 6) самопричисление членов общности. Социальные общности – явление многогранное. В процессе их изучения в социологии сложилась богатая классификация: 1. По численности: малые, большие, массовые 2. По функциональности: производственные, политические, этнические, религиозные, родственные… 3. По времени существования: постоянные, временные, группы продолжительного существования 4. По форме организации: добровольные, стихийные, собранные насильственно 5. По типу членства: открытые и закрытые 6. По общественному статусу: формальные и неформальные 7. По взаимоотношениям: реальные (постоянное общение) и условные (объединены по какому-либо признаку, например, по возрасту или полу) 8. По степени сплоченности: r диффузные (случайные), r ассоциации (сплочение на основе личных целей), r корпорации (для достижения поставленной цели, в том числе за счет интересов других групп), r коллектив (высокая сплоченность и единство целей), r команда (эффективные связи внутри группы, экономная структура, свое лицо, и главное – профессионализм всех участников) Каждый человек принадлежит какой-либо социальной группе (молодежь, студенты и пр.). Кроме принадлежности к той или иной группе мы можем занимать некое промежуточное положение. Пограничное состояние свойственно представителям маргинальных групп (см. подробнее вопрос 4). Социальные группы – явление историческое. В первобытном обществе главным коллективом был род, который впоследствии стал основой для этнической общности. Первое классовое общество – рабовладельческий строй - характеризуется двумя противоположными классами, но в нем есть и профессиональные общности: ремесленники, городские, сельские жители. Итак, наличие в обществе социальных групп объясняется разнообразными условиями быта, культуры, труда. Так, классами называют группы, различающиеся по их месту в системе экономических и социальных отношений, по способам получения дохода. Классы есть тогда, когда в обществе есть неравенство 2. Как уже отмечалось, каждый из нас, живущих в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебный коллектив, дружеская компания). В каждой из групп мы занимаем определенное положение, т.е. обладаем неким статусом. Это значит, что в зависимости от положения к нам предъявляются определенные требования. Один и тот же человек ведет себя в одной ситуации как начальник, в другой - как отец, в третьей – как друг и т.д. Каждая позиция, предполагающая наличие прав и обязанностей называется в социологии статусом. Человек имеет несколько статусов, правда, при этом один из них все равно будет преобладать. Он обусловлен, прежде всего, должностью, и называется интегральным. Этот статус отражается в манере говорить, держаться в обществе, одеваться, в ценностях и ориентирах. Статус может быть как предписанным, так и приобретенным. Предписанные – значит навязанные обществом вне зависимости от человека и без его усилий. В это понятие входит этническое происхождение (американец), место рождения (москвич), семья (из рабочих). В приобретенном статусе отражается все достигнутое человеком: писатель, политический лидер, телезвезда. В понятие статуса входит естественные статус (пол, возрастная категория) Если социальный статус обозначает конкретное место в социальной системе, то совокупность требований, предъявляемых человеку, образует социальную роль. Социальная роль – это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и правами. Учитель обязан выполнять обязанности директора, не опаздывать на уроки, готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение. При этом учитель имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью. Ученики называют его по имени-отчеству, выполняют его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдают порядок в аудитории во время занятия. От банкира ожидают один вид поведения, от безработного – совсем иной. Эти ожидаемые нормы могут быть и не зафиксированными Любопытно: Ø Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, известны участникам ролевого взаимодействия, и поэтому порождают определенные ожидания. Таким образом, социальное поведение становится предсказуемым Ø Многие ролевые требования абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Придя на прием к врачу, мы раздеваемся, и при этом совершенно не удивляемся этому требованию. Но в других местах предъявлять требование раздеться по меньше мере глупо и бестактно Ø Иногда ролевые нормы расходятся с общепринятыми. Палач и агент тайной полиции могут осуждаться окружающими, но их социальная роль необходима и признана обществом. В то же время исполнители немногих социальных ролей освобождаются от соблюдения общепринятых норм. Священники и врачи не обязаны давать показания, если требуется раскрыть тайну исповеди или врачебную тайну. Зачастую одежда является показателем определенного статуса. Так, в арабских странах невозможно показывать очертания тела лишь по той причине, что ты женщина. В дорогих ресторанах запрещается появляться без галстука – элемента принадлежности к средней и высшей социальной страте. В прошлом характер одежды еще жестче регламентировался. Парламент Англии в XIV в. предписывал штрафовать людей, осмелившихся надеть костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице. Наказывались люди не за костюм, а за попытку завысить с его помощью свой статус. В XVIII в. английские джентльмены надевали фраки и цилиндры – именно эта одежда позже стала ассоциироваться с возможностью не работать. Затем такой костюм стал обычным для высшего общества. Для дорогостоящих развлечений – охоты, рыбалки – использовались клетчатый костюм и котелок, а со временем такая одежда вытеснила фрак, оставив ему место в официальных церемониях. На Руси о высоте положения свидетельствовала … высота шапки Некоторые роли, например, пешеход, пациент, покупатель, являются незначимыми для человека, их потеря не переживается так как, например, потеря работы мужчиной. На протяжении истории в обществе происходят структурные сдвиги, и распределение ролей может измениться. Рассмотрим роль женщины в России. Первое изменение приходится на конец XIX - начало XX в., когда мужчины в зимнее время стали уходить на отходные промыслы, а на женщин ложились все обязанности по хозяйству. Второй этап – сталинская индустриализация. Нехватка рабочей силы повлекла за собой уравнение в правах женщин и мужчин. Третий - война и послевоенное возрождение народного хозяйства. Эпоха «развитого социализма» добавила в женский портрет новые черты: поскольку заработные платы были низкими, семьи становились двухдоходными (двухкарьерными). Наконец, последний этап наступил во время перехода к рыночной экономике. В это время формировался новый тип женщины. Для нее свойственны желание конкурировать с мужчинами в бизнесе, демонстративная независимость, а также отдельные элементы, таки как курение, грубость, культ силы и денег, наконец, любовь за деньги Исполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы (рабочий на конвейере). Исполнение одной и той же социальной роли на протяжении долгого времени накладывает отпечаток на человека: те, кто часто выступает перед аудиторией, привыкают громко говорить, у хирургов со временем развивается привычка абсолютно чистых рук. 3. Подобно тому, как здание состоит из вертикальных опор и горизонтальных перекрытий, соединяющих узлов и входных отверстий, точно так же и в обществе должны быть основные элементы, образующие каркас. Общество не может существовать, если один человек выполняет все функции: он и вождь, и военачальник, и лекарь, и пекарь, и дровосек, и портной. Наше положение в обществе - это наш статус. В обществе существует деление на вертикальные слои. Эти слои называются стратами (от лат. stratum – слой, пласт). В основе деления на старты лежат: доходы, престиж, близость к власти, к политике, уровень образования, возраст, состояние здоровья, место жительства и др. Если сложить все эти критерии, получится совокупныйсоциальный статус Для определения статуса на протяжении истории вводились сословия, титулы, чины. Стержнем системы титулов в России выступала система из 14 классов, введенных в 1722 г. «Табелью о рангах». В каждом классе нужно было прослужить 3-4 года. Начиная с 8-го класса, давалось потомственное дворянство. К потомственному дворянину обращались «Ваше благородие», к немецким фамилиям прибавляли «фон», к испанским «дон», к французским «де». В цивилизованных современных обществах существует деление на классы: высший (в свою очередь делится на верхний-высший и нижний-высший), средний (делится на верхний-средний, средний-средний и нижний-средний), низший (верхний-низший, средний-низший) Любопытно ознакомиться с различиями между нижним-средним подклассом и верхним-низшим. Основу обоих составляют люди со средним или средне-специальным образованием, занятые в производстве. Однако представители нижнего-среднего подкласса предпочитают культурный досуг: они посещают театры и библиотеки, хотя бы немного ориентируются в искусстве и политике; люди, принадлежащие к верхнему-низшему подклассу, праздно и бескультурно проводят свой досуг: игра в домино или карты, просмотр телевизора Средний класс в России очень малочисленный – всего 14-15% против 70-80% в развитых капиталистических странах. Универсальным измерителем неравенства во все времена выступали деньги. Их количество определяет место индивида и его семьи в системе стратификации. Богатых людей можно условно разделить на «старых богатых», чьи состояния накапливались десятилетиями и даже столетиями, и «новых богатых», которые создали свое состояние в считанные годы и не успели проверить его прочность временем. В зависимости от того, насколько высок экономический уровень, бедность охватывает малую или большую долю населения. Порог бедности – это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода. Бедные тратят 50-70% своего дохода на питание. В России постсоветского периода средний класс малочисленный, а бедных насчитывается около 60%. Половина из них – жертвы социальной политики государства. (У нас человек действительно получает лишь 20% от реально заработанных денег, возможностей дополнительного заработка у бедных намного меньше, чем у среднего класса, третья причина – инфляция). Бедность опасна тем, что воспроизводит сама себя: плохая обеспеченность ведет к ухудшению здоровья и деквалификации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.144 (0.009 с.) |