Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл жизни человека. Мир ценностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проблема смысла жизни 2. Мысли о счастье. Рассуждения о смерти 3. Ценности в жизни человека. Субъективное понимание ценностей Соединение понятий человек – индивидуальность – личность позволяет подойти к смыслу жизни. Несколько важных наблюдений: w Смысл жизни можно видеть в том, чтобы есть, пить, спать, работать, растить детей. Такое обывательское отношение к жизни имеет свое оправдание – жизнь, какая бы ни была, представляет несомненную ценность. Однако человек, понимающий смысл именно так, в какой- то момент может почувствовать, что жизнь течет бессмысленно и бесцельно w Счастливые о смысле жизни не задумываются. Когда человек начинает думать о смысле, значит, он недоволен своей жизнью Человек - единственное существо, осознающее свою смертность. Многие мыслители ужасались тому, что смерть лишает смысла любое решение вопроса о смысле жизни. Некоторые биологи утверждают, что существует возможность победить смерть. В печати сообщалось о сделанном в 1997 г. открытии «гена смерти», воздействие на который сможет сделать клетки бессмертными. Если это подтвердится, то постановка вопроса о смысле жизни в философии претерпит изменения. Немалая часть мыслителей в данном вопросе ярчайшие пессимисты: Паскаль: «Представьте себе толпу в цепях, приговоренных к смерти; каждый день некоторые из них умирают на виду у остальных, остающиеся смотрят друг на друга с чувством скорби и безнадежности, ожидают своей очереди. Вот картина рода человеческого» Гоген: «Не плохой ли этот расчет – всем жертвовать ради детей? Человек приносит себя в жертву детям, они, став взрослыми, жертвуют собой для своих детей. И помешательству не видно конца» Толстой Л: «Есть четыре выхода из того ужасного положения, в котором все мы находимся. Первый выход есть неведение. Он состоит в том, чтобы не знать, не понимать того, что жизнь есть зло и бессмыслица… Второй – это выход эпикурейства. Он состоит в том, чтобы, зная безнадежность жизни, пользоваться покамест теми благами, какие есть… Третий выход есть выход силы и энергии. Он состоит в том, чтобы, поняв, что жизнь есть зло и бессмыслица, уничтожить ее. Четвертый выход есть выход слабости. Он состоит в том, чтобы, понимая зло и бессмысленность жизни, продолжать тянуть ее, зная наперед, что ничего из нее выйти не может» Мысль о собственной смерти плохо укладывается в нашей голове, она всегда остается недодуманной. И все же она есть. Недаром религии пользуются такой популярностью, ведь они предлагают человеку заслужить вечное блаженство в обмен на соблюдение заповедей Божьих. Человеку остается лишь понять свое предназначение и выполнить его. Но узнать, какую именно задачу он должен выполнить, нелегко, да это и неважно, достаточно не грешить. Итак, религии утверждают, что земное бытие состоит в подготовке человека к вечной жизни. атеисты убеждены, что смысл жизни в самой жизни. Диоген видел смысл в том, чтобы жить предельно просто – вести аскетический образ жизни Эпикур – жить надо в удовольствие Фейербах - смысл жизни не дается, а создается человеком Маркс – оставить память о себе (память могут оставить не только великие люди, но и те, кто просто творил добро) Камю, уставший от призыва преобразовывать мир: смысл жизни состоит в том, чтобы помешать миру исчезнуть На сегодняшний день философы сосредоточились на 3 версиях: 1-я – религиозная 2-я – атеистическая нигилистическая – жизнь бессмысленна и абсурдна, может оборваться в любую минуту, но надо наслаждаться сегодняшним днем, жить «не отрывая глаз от абсурда» и глядя в глаза смерти 3-я – атеистическая гуманистическая – смысл жизни в самореализации (Э.Фромм), т.к. человек не может отменить смерть. Наряду с этими версиями есть еще одна точка зрения, заслуживающая внимания: поиск смысла жизни – это просто невроз В современной философии ответ таков: человек, живущий только для себя, теряет смысл жизни, для него смерть – конец всего. Но если то, чем он живет, служит не только его собственному благополучию, но и благу других людей, то смерть не способна уничтожить смысл его жизни. Если твоя жизнь плоха, не нужно никого винить, кроме себя. Нужно жить так, чтобы наполнить жизнь смыслом, а не просто сформулировать его (это дело вторичное и необязательное) 2. Понимание смысла жизни тесно связано с пониманием счастья. На этот счет есть мнений столько, сколько людей на Земле. Это и устойчивое длящееся во времени обладание высшим благом. Это и отрешенность от мира, укрощение мелких страстей. Для определенной категории людей счастье, напротив, это конкретное благо: получение или покупка чего-либо. Есть мнение, что счастье – это цель, которой человек стремится добиться. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием – имитацией счастья. Получается, что счастье – это когда ничего в данный момент не нужно (?). Для эпикурейцев счастье – это отсутствие телесных, душевных страданий, дружба и любовь В любом случае счастье имеет объективную и субъективную стороны. Субъективная – цели, желания, мечты, способности. Объективная - не только реализация их, но и общественное признание. Мало реализовать свою субъективную мечту, нужно, чтобы она была еще и общественно признана. Никто не знает точно, что такое счастье. Толстой писал: счастье - как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь. Философы считают, что человеку мешают быть счастливым страх и отсутствие реального образования. Если ты не испытываешь страха, когда задумываешься кем быть, то даже став просто поваром или садовником, все равно будешь счастлив. Образование мы получаем абсурдное, оно состоит в закладывании в голову информации. В лучшем случае, такое образование поможет нам зарабатывать деньги, но не разрешать жизненно важные проблемы. Смерть. Это то, что помогает нам любить жизнь. В древнегреческой мифологии самым страшным наказанием для человека было бессмертие. Только представьте, что вы бессмертны, вы пережили смерть своих родственников и друзей, вот уже вы вброшены в непонятную для вас культуру. Человек – самое несчастное существо, т.к. знает о предстоящей смерти. Причем человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть – смерть сопровождает его как тень. Но с другой стороны, смерть заставляет спешить человека найти свое место в жизни и оправдать свое существование. Мы всегда находимся под ее пристальным взглядом. Древние мудрецы говорили «Помни о смерти». Но для чего? Неужели для того, чтобы постоянно мучаться страхом? Помнить о смерти – значит, каждый день жить как будто он последний, ведь даже дурной человек постарается прожить его по-человечески – не лгать, не убивать, не воровать. Философия призывает брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни. Многие, бравшие на себя такие задачи, остались жить в вечности: Сократ, Эпикур, Ницше и Пушкин гораздо более живые, чем многие здравствующие наши современники. 3. Чтобы ориентироваться в духовном мире, нужно разобраться, что понимают люди под словом «ценность». Это слово было хорошо известно уже древним грекам. Человек вынужден оценивать факты своей жизни по их значимости. Ценности нет там, где человек относится к вещам безразлично. В философии есть целый раздел, изучающий ценности – аксиология (aξia -ценность ). Ценностями называют общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек. Мир ценностей сложен и трудноописуем. Б. Ерасов выделил такие ценности: • витальные (жизнь, здоровье, свобода, качество жизни), • социальные (статус, профессия, семья, равенство полов), • политические (свобода слова и пр.), • моральные (долг, честь, дружба, любовь, добро), • религиозные (Закон Божий, вера, спасение души), • эстетические (красота, идеал, стиль, гармония) По степени распространенности духовные ценности подразделяют на: ◘ общечеловеческие (милосердие, честность, мудрость, шедевры мирового искусства), ◘ национальные (Кремль, Пушкин, Ломоносов, первый спутник, Лувр, Эйфелева башня), ◘ сословно-классовые (для революционеров – борьба за равенство), групповые (для верующих – поклонение Богу и праведный образ жизни, для детей в детском саду – послушание, для рокеров - бесстрашие), ◘ семейные (нравственные, профессиональные качества), ◘ индивидуальные – идеи, ценные для отдельно взятого человека. Люди по-разному оценивают одни и те же факты и ситуации: одни считают Павлика Морозова героем, другие подлецом, одни наслаждаются поп-музыкой, другие затыкают уши. Как происходит выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству. Многое зависит от традиций и системы воспитания, в которые человек попал при рождении. Собственное сознание позволяет выработать новые ценности. При выработке их включается мышление (я знаю то-то и то-то, между ними существует связь, если делать так-то, будет следующее), и чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения). Изучая ценности, которые исповедуются отдельными людьми, уместно подразделять их на: 1. ФИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ – к ним относятся наивысшие, те, в отношении которых не имеет смысла спрашивать «зачем они нужны?»: свобода, дружба, любовь, законность, справедливость. 2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ - средства и условия, необходимые для достижения финальных ценностей: одежда, деньги, продвижение по службе, красота, образование. 3. ПРОИЗВОДНЫЕ - то, чем хочется гордиться: медаль, фотография, старинная вещь У каждого человека образуется иерархическая система ценностей. Жизнь - ценность, честь - тоже, дворянин предпочитает смерть оскорблению чести. Для одних деньги - инструментальная ценность, для других – финальная. Современное общество разнородно, потому можно часто наблюдать конфликт норм и ценностей (подобные столкновении называют конфликтом отцов и детей). Отношение к ценностям в различных культурах также неодинаковое. Американцы воспитывают в детях эгоизм, скупость, деловую хватку. Американские писатели Драйзер, Купер, Дж. Лондон описывали невероятную борьбу за свои интересы. Американский подход к жизни описал Франклин: «Время – деньги». Уважение к человеку строится тоже на материальном благополучии. Если человек богаче других, значит он лучше. Человек, зарабатывающий хоть дрессировкой блох, в не меньшем почете, чем политики – «Деньги не пахнут». В противовес североамериканским ценностям идейный стержень Востока - конфуцианство - изобилует этическими нормами, обычаями, обрядами. Для восточного человека подавление эмоций, исполнение долга, самосовершенствование, глубокое обучение – стали нормой жизни. Грустная тенденция нашего времени - духовные ценности отходят на второй план. Человек же гоняется за вещами-носителями ценностей. Изысканная одежда свидетельствует о хорошем вкусе, картины известных художников или книг классиков – о художественной образованности. Многие посещают выставки и спектакли не ради эстетического удовольствия, а чтобы «слыть культурным человеком». Человек поглощается вещной средой, и сам становится вещью. Здесь уместно вспомнить Эпикура, который говорил о том, что богатому живется плохо: он все свои мысли посвящает тому, как преумножить свое богатство и как защититься от воров. Но на лишние деньги можно купить только лишние вещи. Иметь или быть – этой дилемме посвящены многие исследования древних и современных философов. Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Главное, чтобы не пришлось платить за свое богатство собственной душой Раздел 2. Человеческое общество и социальные отношения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.94 (0.007 с.) |