Индикаторы измерения уровня жизни населения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индикаторы измерения уровня жизни населения



Вопросы организации оплаты и материального стимулирования труда тесно связаны с понятием «уровень жизни населения». Заработная плата является основным источником доходов подавляющего большинства населения в России, а величина реальной заработной платы во многом определяет материальное положение людей. Социально-экономическая категория «уровень жизни населения)) используется в научной литературе, в правовых и нормативно-хозяйственных документах для характеристики степени удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), с другой – возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы. В свою очередь и размер реальной заработной платы, и уровень жизни населения определяются степенью эффективности производства на основе использования достижений научно-технического прогресса, масштабом развития и качеством сферы услуг, образовательным и культурным уровнем населения. Для анализа и оценки уровня жизни используют различные показатели, такие, как величина валового и внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, обеспеченность жильем, величина товарооборота и объем услуг на душу населения и др. Об уровне жизни косвенно свидетельствуют также показатели рождаемости и смертности населения, средней продолжительности жизни и др.

Однако полная картина уровня жизни населения не может быть раскрыта только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Необходимо знать объемы и структуру потребления и доходов по различным социальным, профессиональным и демографическим группам населения. Например, важно знать, какова доля доходов в общем их объеме у 10% населения с максимальными доходами и у 10% – с минимальными доходами, какова средняя заработная плата у работников различных отраслей народного хозяйства, у работников, занимающих различные должности и т.д.К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как стоимость продовольственной и потребительской корзины, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума. Продовольственная корзина – это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.[6] Принятые для расчетов минимальные нормы потребления продуктов рекомендованы Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации. Они включают в себя продовольственные товары 11 групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты (соль, перец и т.д.). Нормы потребления дифференцированы по восьми территориальным зонам. Например, Краснодарский и Ставропольский края отнесены к I зоне, Москва, Санкт-Петербург и ряд областей центральной России – к IV зоне, Якутия-Саха, Магаданская область, Камчатка, Сахалин, север Тюменской области и Красноярского края – к VIII зоне. Нормы дифференцированы также по социально-демографическим группам населения. За основу формирования минимальной продовольственной корзины для населения трудоспособного возраста принят набор продуктов питания работающего мужчины, который (набор продуктов) обеспечивает 2700 ккал в сутки (при общем потреблении белка 88,7 г, в том числе животного происхождения – 31,5 г). Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки. Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному.Например, стоимость минимальной продовольственной корзины составила 350 руб. в месяц. В семьях с аналогичными средними на душу населения расходами на питание доля этих расходов достигла 71% от общих расходов. Отсюда стоимость минимального потребления непродовольственных товаров составит: 0,29х350:0,71=143 руб. в месяц на 1 человека. Расходы на непродовольственные товары и услуги уточняются при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования, разработанных ЦЭНИИ при Министерстве экономики России. Расчет производится по трем группам товаров:

1) предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.);

2) предметы санитарии, гигиены, лекарства;

3) товары длительного использования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.).

Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов в регионе.

Учитываются также затраты семей на налоги и сборы. Совокупный минимальный объем потребностей в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину. Стоимость приобретения непродовольственных товаров определяется путем умножения стоимости одного изделия на его годовой запас и деления на срок службы. Например, мужская зимняя шапка стоит 200 руб., запас – 1 шт., срок службы – 3 года. Расход в расчете на месяц: 200х1/3x12 = 5,6 руб./мес. Стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг прожиточного минимума определяет бюджет прожиточного минимума (БПМ). Показатели «прожиточный минимум» и «бюджет прожиточного минимума» используются государством в качестве инструментов социальной политики. В частности, с помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения (определяются доли населения с бюджетами ниже, равными и большими, чем бюджет прожиточного минимума); БПМ служит базой для адресной социальной политики государства в целях поддержки самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости;

БПМ используется в качестве одного из критериев малообеспеченное™, дающей право на социальные выплаты и пособия.[7] Все элементы системы, связанной с установлением БПМ, определяются уровнем развития производительных сил общества. Государство в законодательном порядке устанавливает бюджет прожиточного минимума и минимальную заработную плату. Теоретически их величины должны быть равноценными, именно в этом и состоит экономический смысл расчета БПМ как базы для установления минимальной заработной платы, которая, в свою очередь, является точкой отсчета для тарифной системы оплаты труда. Однако в действительности в настоящее время минимальная заработная плата в Российской Федерации существенно ниже величины прожиточного минимума, что можно лишь объяснить (но не оправдать) трудностями, с которыми столкнулась экономика страны в период перехода к рыночным отношениям. Отметим, что факт существования инфляции и необходимость контроля за ее поведением дают основание для проведения государством опосредованного воздействия на инфляцию через контроль за ростом заработной платы. Осуществляется это отслеживание в форме вмешательства в соглашения о ставках заработной платы в рамках политики регулирования доходов или с помощью денежно-кредитной политики. Таким образом, реализация одного из способов дает возможность руководить темпами в рамках потенциально допустимого. Системы показателей уровня жизни населения, как правило, отражают степень удовлетворения материальных и духовных потребностей домашних хозяйств и в то же время включают характеристики, расширяющие рамки чисто потребительского подхода. Так, при оценках и межстрановых сопоставлениях уровня жизни (благосостояния) (методики ООН и др.) наиболее часто используются следующие группы индикаторов.

1. ВВП на душу населения. Доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП.

2. Уровень реальных доходов населения. Уровень реальной заработной платы и пенсий.

3. Показатели распределения населения по уровню среднедушевого дохода (в частности, децильный коэффициент фондов, характеризующий соотношение среднедушевых доходов 10% населения с наибольшими и наименьшими доходами).

4. Общий уровень потребления материальных благ и услуг, в том числе по элементам: продуктам питания, алкогольным напиткам, предметам гардероба, товарам длительного пользования и хозяйственного назначения, услугам.

5. Белково-калорийная ценность суточного рациона питания (потребление калорий, белков, жиров и углеводов на душу населения в сутки).

6. Обеспеченность жильем и основными предметами длительного пользования (на 1 семью / домашнее хозяйство и одного человека).

7. Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин. Младенческая смертность.

8. Общий уровень безработицы (число безработных и их доля в численности экономически активного населения). Безработица среди молодежи (с 16 до 24 лет).

9. Доля государственных расходов на образование и здравоохранение в ВВП.

10. Обеспеченность населения услугами здравоохранения (число врачей и больничных коек на 10 000 чел.).[8]

11. Образовательный уровень населения (численность учащихся начальных и средних общеобразовательных школ, студентов ВУЗов на 10 000 чел.). Модель благосостояния в развитых странах Запада (т. н. «общество массового потребления») включает следующие основные элементы. Первое. Высокий уровень насыщения первичных потребностей (питание, одежда), что позволяет ориентировать систему потребительских стандартов на капитальные блага (жилье, товары длительного пользования) и нематериальные аспекты уровня жизни (отдых, образование, здравоохранение). Причем, именно с таким потреблением сопряжена система статусов, определяющих положение человека в социальных иерархиях. Второе. Наличие массового социального слоя, охватывающего 60–70% населения (при 10% богатых и 20–30% бедных), у которого душевые доходы отличаются от среднего не более, чем в два раза. Именно эта социальная группа, является носителем той унифицированной системы высоких потребительских стандартов, которая задает общий уровень и структуру потребления. Существует ряд факторов и механизмов, которые делают потребление среднего класса ведущим элементом экономики «общества массового потребления». К ним, в частности, относятся:

1)наличие развитого и гибкого потребительского сектора экономики, производящего капитальные блага и услуги в соответствии со стандартами среднего класса (массовое унифицированное жилищное строительство, производство автомобилей и др.);

2)общеэкономическая политика государства, направленная на защиту тех или иных экономических интересов средних слоев (сдерживание инфляции и / или создание высокооплачиваемых рабочих мест);

3)национальные и корпоративные системы регулирования личных доходов (налоги, тарифы заработной платы и др.);

4)ориентация банковской и финансовой систем на «среднего» клиента (мобилизация мелких и средних вкладов, система страховок, потребительский кредит, делающий доступным капитальные блага для «среднего» потребителя и др.).

Третье. Высокая норма самофинансирования потребления, при которой значительная часть социальных услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение) финансируется непосредственно населением. Такой уровень самофинансирования определяется прежде всего уровнем производительности труда (ВВП на одного занятого), позволяющим поддерживать высокую норму оплаты труда в ВВП. Такая особенность в большей степени присуще англосаксонским странам (прежде всего, США) и в меньшей степени странам континентальной Европы.

Четвертое. Высокий уровень и статус накопленного «человеческого капитала», в частности, образования. Акцент на прирост «человеческого капитала» является одной из ключевых особенностей западной модели благосостояния, поскольку он во многом определяет положение личности в обществе (в частности, на Западе существует жесткая зависимость между уровнями образования и доходов). По оценкам С. Кузнеца, в США еще в 60-е гг. стоимость «человеческого капитала» сравнялась со стоимостью основного материального капитала. Пятое. Наличие системы институтов и механизмов, обеспечивающих высокий гарантированный уровень потребления для основных социальных групп. В 60–70-е гг. основой такой системы была политика государства, вырабатываемая в результате переговоров между государством, предпринимателями и профсоюзами. В 80–90-е гг. центр тяжести этой системы стал смещаться на муниципальный, корпоративный и индивидуальный уровень (корпоративные фонды, личные сбережения). К таким механизмам относятся:

-высокие личные накопления средних слоев населения в форме материальных и финансовых активов;

-развитая система социального страхования и дополняющая ее система потребительских кредитов (включая кредиты на покупку жилья, автомобилей, получение образования и др.);

-системы социальных программ, ориентированных на различные контингенты населения;

-система переговорных процессов (отраслевые профсоюзы – государство предприниматели), определяющих параметры личных доходов занятых, условий труда и урегулирования трудовых конфликтов (ставки оплаты труда, индексации заработной платы, забастовок и др.);

-система негосударственных (корпоративных и муниципальных) социальных фондов;

-механизмы политического лоббирования экономических интересов различных социальных групп в структурах власти (на муниципальном и национальном уровнях);

-системы защиты интересов потребителей (включая деятельность обществ потребителей).

Шестое. Ключевым фактором, обуславливающим благосостояние среднего класса и функционирование всей системы социальных гарантий, является наличие массового социального слоя (иностранные рабочие и др.), заполняющего низкостатусные рабочие места и выпадающего из поля социальных и экономических гарантий (исключая благотворительность и отдельные социальные программы). Включение таких социальных групп в общее поле гарантий предполагает устранение низкостатусных рабочих мест, что требует крупномасштабных экономических затрат и сопряжено с понижением благосостояния средних слоев населения. Поэтому наличие низкостатусных социальных групп, лишенных общих гарантий потребления, является необходимым условием существования западного среднего класса и западной модели «общества массового потребления».

 

Рисунок 1 Факторы, влияющие на потребности и уровень жизни

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых даёт представление о какой-либо стороне жизнедеятельности человека (населения). В отличие от других стран в России уровень жизни населения измеряется своими социально-экономическими индикаторами:

1.денежные доходы и расходы населения, их состав и использование;

2.динамика реальных доходов населения;

3.показатели дифференциации доходов населения (распределение населения по уровню 4.доходов, концентрация доходов, индекс Джини);

5.уровень бедности;

6.потребление продуктов питания;

7.покупательная способность денежных доходов населения;

8.уровень потребительской корзины (прожиточный минимум).

В данных Госкомстата РФ приводится понятийный аппарат и структура элементов, характеризующих уровень жизни. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к зарплате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления из финансовой системы и прочие. Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики определена делением начисленного фонда оплаты труда на среднегодовую численность работающих. Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются. Прожиточный минимум рассчитывается на основе методики Министерства труда Российской Федерации, утвержденной 10 ноября 1992 г., с учетом половозрастного состава населения. В соответствии с методикой в прожиточный минимум включаются: расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров их потребления, определенных Институтом питания РАМН, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, Минтруда России совместно с зарубежными специалистами; расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи – исходя из структуры расходов на них у 10% наименее обеспеченных семей. Для более углубленного анализа уровня жизни населения России рассмотрим динамику индикаторов до кризиса 1998 г. и после него. Данное разделение на 2 периода необходимо. 1998 г. – это своеобразный рубеж экономической и политической жизни страны. Так, если до кризиса цель государственной политики в России формулировалась как поиск путей к экономическому росту, то в начале 1999 г. речь идет уже о поиске путей выхода из тяжёлого кризисного состояния. К концу 2004 г. динамика ряда ведущих макроэкономических показателей приобрела характеристики, которые выглядели достаточно обнадеживающе. Так, впервые за годы реформ, в 2004 г. был достигнут положительный прирост валового внутреннего продукта (+0,8%). Объем производства в промышленности в реальном исчислении увеличился (также впервые с начала реформ) на 2,0%. Особое значение имел рост производства в такой крупнейшей и важнейшей отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка, где объем выпуска увеличился на 3,5%, прежде всего – за счет роста производства в автомобильной промышленности (прирост составил +12,6%), приборостроении (+5,8%) и промышленности средств связи (+23,2%).

Положительная динамика наблюдалась и в сфере накопления основного капитала: если в I кв. 2004 г. спад инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года составлял почти 15%, то в четвертом квартале, напротив, был отмечен прирост в 1,1%. Розничный товарооборот за год увеличился на 2,3%. К концу 2004 г. существенно сократилась инфляция: уровень потребительских цен в декабре 2004 г. по отношению к декабрю предыдущего года увеличился лишь на 11%. В целом динамика многих макропоказателей к началу 2005 г. складывалась таким образом, что позволяла говорить о возможности формирования условий для перехода к росту российской экономики. На рис. 2 и 3 прослеживается ухудшение экономической ситуации в стране в начале 2005 г.: падение реального ВВП, валовой продукции базовых отраслей, потребительских расходов, валовых инвестиций, значительный рост чистого экспорта. Изменение политики распределения доходов, в частности, утрата государством основных рычагов регулирования в этой сфере, привело к резкому расслоению общества по уровню материального достатка. Разрыв в соотношении доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, составлявший в 2001 г. в 4,5 раза, увеличился в 2004 г. до 13 раз. Причем, на долю 10% наиболее обеспеченных в настоящее время приходится около 34% всего объема доходов населения, а на долю 10% низкодоходных групп населения – всего 2,6%. Тенденция перераспределения доходов в пользу высокодоходных групп населения, в основном за счет среднего класса, продолжается. Дифференциация доходов в высокоразвитых странах до определенных пределов является благоприятным фактором экономического развития, так как увеличивает накопления отдельных групп населения, которые вкладывают капиталы в экономику страны и тем самым оживляют инвестиционную деятельность. В России сегодня этого не происходит. Так называемые «новые русские» стремятся использовать свои доходы на личное потребление или вывезти их в др. страны. По данным Института экономики РАН, утечка капитала из России составила в 2003 г. $24 млрд. или $2 млрд. в месяц. Поэтому можно утверждать, что в сложившейся ситуации ускорение процесса расслоения общества по уровню материального достатка не является благоприятным с экономической точки зрения. Более того, в условиях концентрации почти половины всего объема доходов у 20% населения, возникла проблема гарантированности остальному большинству населения определенного минимального уровня потребления. Существенной чертой процессов, происходивших в России в 90-х гг., явилось резкое изменение состава доходов населения. Структура денежных доходов населения в настоящее время характеризуется значительным увеличением доли доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности и адекватным снижением удельного веса доходов в виде оплаты труда. В бывшем СССР доля оплаты труда на государственных предприятиях и организациях устойчиво составляла 70–75% от всех денежных доходов, в настоящее время – менее половины. В 1996 г. в общем объёме денежных доходов населения доходы от предпринимательской деятельности и собственности составили 43,8%, социальные трансферты (пенсии, пособия и т.д.) – 12,8%, оплата труда – 43,4% (для сравнения: доля оплаты труда в 1990 г. составила 74,1%). Однако увеличение доходов от предпринимательской деятельности не коснулось основной массы населения, чьи доходы продолжают оставаться на достаточно низком уровне. Социологический мониторинг, проведенный ВЦИОМ по заказу Минтруда России в 2003 г., показал, что количество людей, посвятивших себя предпринимательской деятельности, не увеличивается и остается очень небольшим (94% опрошенных являются наемными работниками на государственных или частных предприятиях). Реальные денежные доходы населения (доходы с учетом изменения индекса цен) по данным Госкомстата, в 2004 г. остались на уровне 2003 г., а по сравнению с 2000 г. сократились на 31%.

Среднемесячная заработная плата в реальном исчислении в 2004 г. хотя и повысилась на 6% по сравнению с 2003 г., однако, её размер по сравнению с 2000 г. снизился на 50% и составил всего 150 рублей в ценах 2000 г. Уровень заработной платы в России является самым низким среди всех экономически развитых стран мира. Конечно, мы отстаем от этих стран по уровню производительности труда, однако, статистика свидетельствует: на $1 зарплаты российский рабочий производит в 3 раза больше продукции, чем специалист той же квалификации в США.

По данным обследования, проведенного Госкомстатом России в мае 2004 г., более 60% работников имели зарплату ниже среднего уровня, около 2% – на уровне минимальной и ниже, 36% – ниже величины прожиточного минимума. В здравоохранении и образовании каждый 2-й работник имел зарплату ниже прожиточного минимума, в легкой промышленности, сельском хозяйстве, культуре и искусстве 60 – 70% работников имели зарплату ниже прожиточного минимума. По данным Минтруда России, тарифные ставки и оклады 14 разрядов Единой тарифной ставки, в соответствии с которыми производится оплата труда свыше 90% работников, занятых в бюджетной сфере, также ниже величины прожиточного минимума.[9]



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.015 с.)