Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики уровня жизни населения

Поиск

ГОУ ВПО

«Уральский государственный горный университет»

 

Курсовая работа:

Тема: Уровень жизни и его изменение

 

 

Выполнили: Студенты группы ЦЭМТ-12

Шевелев Андрей Михайлович

Гараева Гузель Юрисовна

Безникина Анфиса Сергеевна

Проверил:

 

Екатеринбург, 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

1. Основные характеристики уровня жизни населения

Понятие уровня жизни населения 2. Индикаторы измерения уровня жизни населения 2.1. Советская модель благосостояния 3.Состояние прожиточного минимума в современной России 3.1. Реальные доходы и социальная стратификация в России 4. Общий уровень инфляции в России

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………...……….23

 

 

Введение

Основным показателем общественного развития является уровень жизни населения, который характеризует эффективность проводимой государством социальной и экономической политики и в конечном счете – уровень общественного развития. Существующие различные подходы к определению понятия уровня жизни населения сформулированы в двух основных подходах к его определению – по уровню потребления и степени удовлетворения потребностей. Л.А. Еловиков отмечает: «Уровень жизни можно определить как степень удовлетворения потребностей населения». Используется ряд показателей, характеризующих жизненный уровень населения: условия жизни, благосостояние, качество жизни, стоимость жизни и т.д. Как представляется, различие в этих показателях обусловлено прежде всего кругом показателей, их определяющих. Качество жизни, например, как общепринято, включает более широкий круг показателей. Некоторые исследователи разделяют показатели уровня жизни на факторные и результативные (которые характеризуют условия формирования того или иного уровня жизни, и те, благодаря которым можно оценить результат воздействия первых). Общепризнанно, что в основе социально-экономического развития лежат потребности. Поведение человека всегда направлено на удовлетворение потребностей, даже если они принимают какие-либо иррациональные формы. Без потребности человек не имел бы стимула к действию. Различаются в процессе использования продукта два вида потребления: производственное и непроизводственное. В процессе производственного потребления потребляются средства производства и рабочая сила. В непроизводственном потреблении происходит потребление людьми созданных продуктов – предметов потребления (потребительских товаров и услуг). К. Маркс непроизводственное потребление выносит за пределы экономических отношений, в его понимании производство первенствует над потреблением, находясь вместе с тем в единстве с ним. Следует отметить, что данное понимание характерно и для многих современных экономистов. В экономическом словаре под экономическими отношениями понимаются отношения производства и обмена (отношения распределения и потребления вынесены за пределы экономической сферы). Такое понимание, по-видимому, не совсем правомерно: представляется целесообразным видеть связь отношения потребления как с экономической, так и с социальной сферой. Оплату рабочей силы можно представить как условие необходимого потребления, обеспечивающее ее воспроизводство, при этом воспроизводство обеспечивается как по результатам непосредственно трудовой деятельности, так и из общественных фондов потребления (в силу высокой социальной значимости некоторых услуг обеспечивается равный доступ к ним). Часть «бесплатное» потребление не зависит от конкретных финансовых (индивидуальных) возможностей. Общество «соглашается» с этим из-за высокой социальной значимости некоторых видов благ. Под потреблением понимается процесс использования благ с целью удовлетворения потребности человека. Уровень и структура потребления определяются уровнем производительных сил, сложившихся общественных отношений и социально-групповой дифференциацией. Кроме того, на потребление оказывают влияние природно-климатические условия, особенности культурных традиций. Сложившийся уровень потребления и его структура являются выражением определенных социальных норм и ценностей.[1] Под потребностью понимается нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Удовлетворение потребности физической жизни происходит в виде личного потребления. Во вторую группу относятся потребности, удовлетворяемые из общественных фондов потребления. Это потребности в образовании, культуре, здравоохранении и т.д. Потребности имеют объективный характер, они образуют своеобразную иерархию, в основе которой лежат простейшие потребности, обеспечивающие физическое воспроизводство субъектов. Чем выше уровень социальной организации общества, тем сложнее иерархия потребностей. Различаются потребности насыщаемые, которые имеют четкий предел, и ненасыщаемые, стремление к насыщению которых не имеет четко обозначенного предела (например, знание). Узко экономический подход несколько упрощает понимание потребностей, они ограничиваются только определением их, исходя из процесса обеспечения воспроизводства рабочей силы. В этом плане потребность выступает как объективная социально-экономическая категория. Важнейшим свойством потребностей является их изменчивость, развитие на основе удовлетворенных потребностей новых, более высоких. Данная иерархическая модель исходит из того, что все потребности человека можно разбить на несколько уровней в порядке убывания их важности. Каждая следующая группа потребностей проявляется и начинает удовлетворяться после насыщения потребностей предыдущей группы. По представлению экономистов, удовлетворение различных потребностей взаимозаменяемо. В основе иерархии лежат витальные потребности, а последующие ее уровни можно определить, в широком понимании, как социальные. Удовлетворение витальных потребностей обусловлено во многом уровнем экономического развития, хотя влияние уровня развития социальных отношений также велико. Иерархию венчают духовные потребности и потребности в самоутверждении. Несомненно, последний уровень – это потребность, реализуемая прежде всего в трудовой деятельности, когда труд из средства добывания необходимых ресурсов для жизни превращается в необходимость. При этом высшая форма трудовой деятельности – творческая, является основой общественного развития. Рассмотрение уровня жизни населения, исходя из степени удовлетворения потребностей, позволяет более полно представить его характеристику. В таком понимании, уровень жизни населения в результате будет определяться, исходя из удовлетворения наивысшей в иерархии потребности в самореализации и саморазвитии. Таким образом, уровень жизни будет зависеть от того, в какой мере в обществе созданы условия для творческой деятельности, прежде всего в науке и искусстве. Естественно, базовые потребности лежат в основе общественного развития, без них оно немыслимо. Но вместе с тем именно потребность в самореализации и в саморазвитии обеспечивает общественное развитие, она сделала человека собственно человеком. Представляется непродуктивным при анализе уровня жизни отказываться от количественных характеристик потребления. Рассмотрение понятия уровня жизни населения невозможно без анализа потребления и соответствия его определенным нормам. В этом отношении весьма показательным является утверждение А. Маршалла: «Термин «уровень жизни» используется для обозначения норм деятельности, скорректированных на потребности». Раскрывая суть понятия уровня жизни населения через потребности (степень их удовлетворения), очень трудно количественно оценить его величину. В таком понимании уровень жизни населения соответствует возникшему относительно недавно термину «качество жизни населения», основные параметры которого определяют условия и безопасность труда, жилищные условия, возможности отдыха, восстановление сил, образование саморазвития, состояние окружающей среды, социально-психологические факторы, уверенность в будущем. Потребности настолько индивидуальны и многообразны, что в практической деятельности оценка их невозможна. Действительно, исходя из такого понимания, самыми богатыми, например, будут монахи, материальные потребности которых крайне низки. Для оценки уровня жизни населения и для его сопоставления в различных социальных группах наиболее приемлемым является оценка фактического потребления материальных благ и услуг. Более или менее точной оценке подлежит удовлетворение физиологических и некоторых социальных потребностей. При этом значительная часть показателей, характеризующих уровень жизни, не может быть охвачена, поскольку потребности более высокого ранга не могут быть достаточно формализованы и однозначно количественно оценены. Так, если существует тесная взаимосвязь между уровнем денежных доходов и качеством питания или обеспеченностью населения учреждениями здравоохранения, с одной стороны, и уровнем заболеваемости – с другой, то зависимость между наличием учреждений культа и удовлетворением духовной потребности в религии не столь очевидна.[2] Понимание уровня жизни как результата социального и экономического развития, их взаимосвязи, требует разграничения этих двух понятий. В известном марксистском постулате «первичность экономических отношений над всеми остальными» сформулирован экономический взгляд на общественное развитие. В той или иной мере экономический детерминизм свойственен многим современным экономистам-рыночникам с их оценкой движущих сил общественного развития, выраженного следующим образом: «рынок – основа всего». Таким образом, общественное развитие понимается как социальное через экономическое, соответственно, и уровень жизни в этом случае понимается как результат прежде всего экономического развития. Цель работы – рассмотреть уровень жизни населения России. Задачи работы – обозначить понятие уровня жизни населения; охарактеризовать индикаторы измерения уровня жизни населения; рассмотреть советскую модель благосостояния; представить реальные доходы и социальная стратификация в России; изучить инфляцию в России.

 

 

Заключение

Денежные доходы на душу населения в апреле 2006 г. составили 4795 руб. и увеличились по сравнению с апрелем 2005 г. на 19,1%. Из общего объема денежных доходов население израсходовало 72,9% на покупку товаров и оплату услуг, уплату налогов и взносов – 5,3%, покупку валюты – 2,0%. Реальные денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в апреле 2006 г. по сравнению с апрелем 2005 г. увеличились на 6,1%. Начисленная средняя заработная плата работающих на предприятиях и в организациях области в первом квартале 2006 г. составила 5513,9 руб. и увеличилась по сравнению с первым кварталом 2005 г. на 24% (на 754,1 руб.).

Реальная заработная плата в I квартале 2006 г. возросла по сравнению с I кварталом 2005 г. на 10,9%. Задолженность по заработной плате по состоянию на 1 мая 2006 г. составила 57,8 млн. руб. и уменьшилась по отношению к 1 января 2006 г. на 0,14 млн. руб., или на 0,2%. Задолженности из бюджетов всех уровней нет. Численность экономически активного населения на 1 мая 2006 г. составила 714,5 тыс. чел., в их числе 667,8 тыс. чел., или 93,5% экономически активного населения были заняты в экономике и 46,7 тыс. чел. (6,5%) не имели занятия, но активно его искали. В органах государственной службы занятости зарегистрировано в качестве безработных 10,3 тыс. чел. или 1,4% экономически активного населения. Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в последние годы. На основании изложенного сделаем ряд выводов: Во-первых, несмотря на то, что и доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России. Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий по социальной защите населения России. В-третьих, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России. В-последних, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее. Обеспечение сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение оплаты труда – важнейшее условие успешного развития сельского хозяйства и превращение его в высокоэффективную и высокопроизводительную отрасль.

Список литературы

1. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Беляев Д.А., Дворкович А.В., Яковенко М.А. и др. Обзор экономической политики в России за 1998 г. // Бюро экономического анализа. 1998.

3. Еловиков Л.А. Уровень жизни населения // ЭКО, 2003, №7.

4. Захаров И. Цены на продовольствие // Финансовый вестник России, 2005, №33.

5. Игоревский С. Стоимость набора важнейших продуктов питания // Финансы. 2006, №3.

6. Коновалов И.Р. О чем говорят социологические опросы // Финансы. 2005, №1.

7. Лимон Г. Денежные доходы // Россия в цифрах, 2006, №1.

8. Ломов А. О чем говорят цены? // Социум, 2005, №3.

9. Миронова С. Сущность национального дохода // Финансовый вестник России, 2005, №33.

10. Скугорев Ю. Динамика изменения уровня жизни населения России в 90-е гг. // www. akdi.ru: АКДИ Экономика и жизнь. 1997. Вып. №29.

11. Ханин В. Основные показатели уровня жизни населения // Россия в цифрах, 2005, №9.

ГОУ ВПО

«Уральский государственный горный университет»

 

Курсовая работа:

Тема: Уровень жизни и его изменение

 

 

Выполнили: Студенты группы ЦЭМТ-12

Шевелев Андрей Михайлович

Гараева Гузель Юрисовна

Безникина Анфиса Сергеевна

Проверил:

 

Екатеринбург, 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

1. Основные характеристики уровня жизни населения

Понятие уровня жизни населения 2. Индикаторы измерения уровня жизни населения 2.1. Советская модель благосостояния 3.Состояние прожиточного минимума в современной России 3.1. Реальные доходы и социальная стратификация в России 4. Общий уровень инфляции в России

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………...……….23

 

 

Введение

Основным показателем общественного развития является уровень жизни населения, который характеризует эффективность проводимой государством социальной и экономической политики и в конечном счете – уровень общественного развития. Существующие различные подходы к определению понятия уровня жизни населения сформулированы в двух основных подходах к его определению – по уровню потребления и степени удовлетворения потребностей. Л.А. Еловиков отмечает: «Уровень жизни можно определить как степень удовлетворения потребностей населения». Используется ряд показателей, характеризующих жизненный уровень населения: условия жизни, благосостояние, качество жизни, стоимость жизни и т.д. Как представляется, различие в этих показателях обусловлено прежде всего кругом показателей, их определяющих. Качество жизни, например, как общепринято, включает более широкий круг показателей. Некоторые исследователи разделяют показатели уровня жизни на факторные и результативные (которые характеризуют условия формирования того или иного уровня жизни, и те, благодаря которым можно оценить результат воздействия первых). Общепризнанно, что в основе социально-экономического развития лежат потребности. Поведение человека всегда направлено на удовлетворение потребностей, даже если они принимают какие-либо иррациональные формы. Без потребности человек не имел бы стимула к действию. Различаются в процессе использования продукта два вида потребления: производственное и непроизводственное. В процессе производственного потребления потребляются средства производства и рабочая сила. В непроизводственном потреблении происходит потребление людьми созданных продуктов – предметов потребления (потребительских товаров и услуг). К. Маркс непроизводственное потребление выносит за пределы экономических отношений, в его понимании производство первенствует над потреблением, находясь вместе с тем в единстве с ним. Следует отметить, что данное понимание характерно и для многих современных экономистов. В экономическом словаре под экономическими отношениями понимаются отношения производства и обмена (отношения распределения и потребления вынесены за пределы экономической сферы). Такое понимание, по-видимому, не совсем правомерно: представляется целесообразным видеть связь отношения потребления как с экономической, так и с социальной сферой. Оплату рабочей силы можно представить как условие необходимого потребления, обеспечивающее ее воспроизводство, при этом воспроизводство обеспечивается как по результатам непосредственно трудовой деятельности, так и из общественных фондов потребления (в силу высокой социальной значимости некоторых услуг обеспечивается равный доступ к ним). Часть «бесплатное» потребление не зависит от конкретных финансовых (индивидуальных) возможностей. Общество «соглашается» с этим из-за высокой социальной значимости некоторых видов благ. Под потреблением понимается процесс использования благ с целью удовлетворения потребности человека. Уровень и структура потребления определяются уровнем производительных сил, сложившихся общественных отношений и социально-групповой дифференциацией. Кроме того, на потребление оказывают влияние природно-климатические условия, особенности культурных традиций. Сложившийся уровень потребления и его структура являются выражением определенных социальных норм и ценностей.[1] Под потребностью понимается нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Удовлетворение потребности физической жизни происходит в виде личного потребления. Во вторую группу относятся потребности, удовлетворяемые из общественных фондов потребления. Это потребности в образовании, культуре, здравоохранении и т.д. Потребности имеют объективный характер, они образуют своеобразную иерархию, в основе которой лежат простейшие потребности, обеспечивающие физическое воспроизводство субъектов. Чем выше уровень социальной организации общества, тем сложнее иерархия потребностей. Различаются потребности насыщаемые, которые имеют четкий предел, и ненасыщаемые, стремление к насыщению которых не имеет четко обозначенного предела (например, знание). Узко экономический подход несколько упрощает понимание потребностей, они ограничиваются только определением их, исходя из процесса обеспечения воспроизводства рабочей силы. В этом плане потребность выступает как объективная социально-экономическая категория. Важнейшим свойством потребностей является их изменчивость, развитие на основе удовлетворенных потребностей новых, более высоких. Данная иерархическая модель исходит из того, что все потребности человека можно разбить на несколько уровней в порядке убывания их важности. Каждая следующая группа потребностей проявляется и начинает удовлетворяться после насыщения потребностей предыдущей группы. По представлению экономистов, удовлетворение различных потребностей взаимозаменяемо. В основе иерархии лежат витальные потребности, а последующие ее уровни можно определить, в широком понимании, как социальные. Удовлетворение витальных потребностей обусловлено во многом уровнем экономического развития, хотя влияние уровня развития социальных отношений также велико. Иерархию венчают духовные потребности и потребности в самоутверждении. Несомненно, последний уровень – это потребность, реализуемая прежде всего в трудовой деятельности, когда труд из средства добывания необходимых ресурсов для жизни превращается в необходимость. При этом высшая форма трудовой деятельности – творческая, является основой общественного развития. Рассмотрение уровня жизни населения, исходя из степени удовлетворения потребностей, позволяет более полно представить его характеристику. В таком понимании, уровень жизни населения в результате будет определяться, исходя из удовлетворения наивысшей в иерархии потребности в самореализации и саморазвитии. Таким образом, уровень жизни будет зависеть от того, в какой мере в обществе созданы условия для творческой деятельности, прежде всего в науке и искусстве. Естественно, базовые потребности лежат в основе общественного развития, без них оно немыслимо. Но вместе с тем именно потребность в самореализации и в саморазвитии обеспечивает общественное развитие, она сделала человека собственно человеком. Представляется непродуктивным при анализе уровня жизни отказываться от количественных характеристик потребления. Рассмотрение понятия уровня жизни населения невозможно без анализа потребления и соответствия его определенным нормам. В этом отношении весьма показательным является утверждение А. Маршалла: «Термин «уровень жизни» используется для обозначения норм деятельности, скорректированных на потребности». Раскрывая суть понятия уровня жизни населения через потребности (степень их удовлетворения), очень трудно количественно оценить его величину. В таком понимании уровень жизни населения соответствует возникшему относительно недавно термину «качество жизни населения», основные параметры которого определяют условия и безопасность труда, жилищные условия, возможности отдыха, восстановление сил, образование саморазвития, состояние окружающей среды, социально-психологические факторы, уверенность в будущем. Потребности настолько индивидуальны и многообразны, что в практической деятельности оценка их невозможна. Действительно, исходя из такого понимания, самыми богатыми, например, будут монахи, материальные потребности которых крайне низки. Для оценки уровня жизни населения и для его сопоставления в различных социальных группах наиболее приемлемым является оценка фактического потребления материальных благ и услуг. Более или менее точной оценке подлежит удовлетворение физиологических и некоторых социальных потребностей. При этом значительная часть показателей, характеризующих уровень жизни, не может быть охвачена, поскольку потребности более высокого ранга не могут быть достаточно формализованы и однозначно количественно оценены. Так, если существует тесная взаимосвязь между уровнем денежных доходов и качеством питания или обеспеченностью населения учреждениями здравоохранения, с одной стороны, и уровнем заболеваемости – с другой, то зависимость между наличием учреждений культа и удовлетворением духовной потребности в религии не столь очевидна.[2] Понимание уровня жизни как результата социального и экономического развития, их взаимосвязи, требует разграничения этих двух понятий. В известном марксистском постулате «первичность экономических отношений над всеми остальными» сформулирован экономический взгляд на общественное развитие. В той или иной мере экономический детерминизм свойственен многим современным экономистам-рыночникам с их оценкой движущих сил общественного развития, выраженного следующим образом: «рынок – основа всего». Таким образом, общественное развитие понимается как социальное через экономическое, соответственно, и уровень жизни в этом случае понимается как результат прежде всего экономического развития. Цель работы – рассмотреть уровень жизни населения России. Задачи работы – обозначить понятие уровня жизни населения; охарактеризовать индикаторы измерения уровня жизни населения; рассмотреть советскую модель благосостояния; представить реальные доходы и социальная стратификация в России; изучить инфляцию в России.

 

 

Основные характеристики уровня жизни населения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.161 (0.01 с.)