Игровые модели. Графоаналитический метод решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровые модели. Графоаналитический метод решения



 

Цель работы: Изучение теоретических и практических приёмов решения игровых моделей.

Графоаналитический метод решения применим к играм вида 2 n и m 2, в которых хотя бы один игрок имеет только две стратегии. Рассмотрим.следующую игру вида 2 х n (табл.7.4). Предполагается, что игра не имеет седловой точки.

Поскольку игрок А имеет только две стратегии, то p2=1-p1 и ожидаемые выигрыши игрока А,соответствующие чистым стратегиям игрока В, представлены в таблице 7.5.

Таблица 7.4. Платежная матрица игры 2 x n

B A q1 q2 qn
p1 a11 a12 a1n
p2 a21 a22 a2n

 

Таблица 7.5. Ожидаемые выигрыши.

Чистые стратегии игрока В Ожидаемые выигрыши игрока А
… n (a11 – a21) p1+a21 (a12 – a22) p1+a22 … (a1 n – a2 n) p1+a2 n

 

Отсюда видно, что ожидаемый выигрыш игрока А линейно зависит от p1. В соответствии с критерием минимакса для игр в смешанных стратегиях игрок А должен выбирать p1 так, чтобы максимизировать свой минимальный ожидаемый выигрыш. Эта задача может быть решена графически построением прямых линий, соответствующих линейным функциям от p1.

Рассмотрим решение на примере (табл.7.6).

 

Таблица 7.6. Платежная матрица вида 2x4

B
A

 

       
        -1
         

Эта игра не имеет седловой точки. Ожидаемые выигрыши игрока А, соответствующие чистым стратегиям В, представлены в таблице 7.7.

На рис. 7.1 изображены четыре прямые, являющиеся графиками этих функций от p1.

 

Таблица 7.7. Ожидаемые выигрыши.

Чистые стратегии игрока В Уравнения прямых для выигрышей игрока A Ожидаемые выигрыши игрока А
  n1 £ 2p1+4p2 n2 £ 2p1+3p2 n3 £ 3p1+2p2 n1 £ -p1+6p2 -2p1+4 -p1+3 p1+2 -7p1+6

 


Рис 7.1. Графическое решение игры по отношению к игроку A

 

Максимин достигается при p1 = ½. В этой точке пересекаются любые две из прямых 2, 3 и 4. Следовательно, оптимальной стратегией игрока А является (p1 = ½, p2 = ½) и значение игры находится подстановкой p1 в уравнение любой из прямых, проходящих через максиминную точку. Это дает ν* = 5/2.

Интересно отметить, что при определении оптимальных страте­гий игрока В три прямые проходят через максиминную точку. Это означает, что оптимальная стратегия В представляет собой совокупность трех стратегий. Любые две прямые, имеющие противоположные наклоны, определяют одно возможное оптимальное решение. Таким образом, из трех комбинаций (2, 3), (2, 4) и (3, 4) комбинация (2, 4) должна быть исключена как неоптимальная.

Комбинация (2, 3) дает q1=q4=0. Следовательно, q3 = 1- q2. Ожидаемые проигрыши игрока В, соответствующие чистым стратегиям А, представлены в таблице 7.8.

 

Таблица 7.8. Ожидаемые проигрыши

Чистые стратегии игрока А Ожидаемые проигрыши игрока В
  -q2+3 q2+2

 

Значение q2 = ½ (соответствующее минимаксной точке) определяется из равенства

–q2+3=q2+2

Отметим, что подстановкой q2 = ½ в выражение для ожидаемого проигрыша игрока В можно найти минимаксное значение, равное 5/2, совпадающее, как и должно быть, со значением игры n*.

Аналогично может быть рассмотрена и комбинация (3, 4), дающая другое оптимальное решение. Любое взвешенное среднее комбинаций (2, 3) и (3, 4) также будет давать оптимальное решение, в которое входят стратегии 2, 3 и 4.

Пример. Рассмотрим следующую игру вида 4x2 (табл. 7.9).

 

Таблица 7.9. Игра вида m x 2

B A q1 q2
p1    
p2    
p3    
p4 -2  

 

Эта игра не имеет седловой точки. Пусть q1и q2(=1-q1) - смешанные стратегии игрока В. Ожидаемые проигрыши игрока B приведены в таблице 7.10.

Четыре прямые из табл.7.10 изображены на рис. 7.2.

Таблица 7.10. Ожидаемые проигрыши

Чистые стратегии игрока А Ожидаемые проигрыши игрока В
  -2q1+4 -q1+4 q1+2 -8q1+6

 

Минимаксная точка определяется как самая нижняя точка на огибающей сверху. У\ определяет точка пересечения прямых 1 и 3, что дает q1=2/3 и n*=8/3.

Прямые, пересекающиеся в минимаксной точке, соответствуют чистым стратегиям 1 и 3 игрока А. Это дает p2 = p4 = 0.Следовательно, p1 = 1- p3.

 

 
 

 


Рис. 7.2. Графическое решение игры по отношению к игроку B

 

Ожидаемые выигрыши игрока А, соответствующие чистым стратегиям игрока В, приведены ниже в таблице 7.11.

Значение p1 = 1/3 определяется из уравнения -p1+3=2p1+2, p3=2/3, n*=8/3.

 

 

Таблица 7.11. Ожидаемые выигрыши

Чистые стратегии игрока В Ожидаемые выигрыши игрока А
  -p1+3 2p1+2

 

Варианты заданий моделей антагонистических игр приведены в таблице П.6. Найти оптимальное решение игры. Предварительно найти оценки игры и упростить игру, используя Паретовские правила отношений.

 

Практическая работа №8

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.007 с.)