Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П.Я. Шаповалов, Г.А. Сулкарнаева, Н.А. Ряхина,↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
П.Я. Шаповалов, Г.А. Сулкарнаева, Н.А. Ряхина, А.П. Васильева, О.В.Васильева
Гигиена лечебно-профилактических организаций
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов
Тюмень, 2013
УДК 613. ББК 51.2
Рецензенты: доктор медицинских наук Ю. В. Устюжанин кандидат медицинских наук В. А. Вихлянцев
Гигиена лечебно-профилактических организаций [Текст]: учебно-методическое пособие / П. Я. Шаповалов, Г. А. Сулкарнаева, Н. А. Ряхина, А. П. Васильева, О. В. Васильева. – Тюмень: Принтмастер, 2013. – 95с.
Учебно-методическое пособие по модулю «Гигиена лечебно-профилактических организаций» включают разработку практических занятий, задания по экспертизе проектов лечебно-профилактических организаций, по оценке микробного загрязнения воздушной среды в ЛПО; схему акта санитарно-гигиенического обследования ЛПО; ситуационные задачи; контрольные вопросы; варианты тестового контроля; задания для дополнительного добора баллов; вопросы к итоговому семинару по модулю «Гигиена лечебно-профилактических организаций». Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов.
УДК 613. ББК 51.2
© Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2013 ©ООО "ПРИНТМАСТЕР", 2013
Введение Современную больницу относят к самым сложным объектам проектирования, поскольку она представляет собой многокомпонентный инженерный комплекс, состоящий из различных лечебных и лечебно-диагностических отделений, а также из помещений административного и хозяйственно-бытового назначения. Задачи, стоящие перед лечебно-профилактическими организациями (ЛПО), мало изменились с времен их основания. Своевременное оказание больному квалифицированной медицинской помощи и создание оптимального лечебно- охранительного режима возможны только при строгом соблюдении санитарно- гигиенических требований к планировке и оборудованию этих организаций. Архитектурно-планировочные решения лечебной организации играют также весьма важную роль в профилактике внутрибольничных инфекций (ВБИ), поскольку, помимо достижения других целей, они направлены на предупреждение или ограничение циркуляции возбудителей в лечебных комплексах. Это должно достигаться путем оптимального взаиморасположения больничных подразделений как на территории участка, так и в объеме отдельного здания достаточной изоляцией разноплановых в санитарно-эпидемиологическом отношении служб. Определенные практические навыки в этом плане могут быть получены студентами медицинского вуза в процессе изучения модуля «Гигиена лечебно-профилактических организаций». Таблица 1 Тематический план проведения практических занятий по модулю «Гигиена лечебно-профилактических организаций»
!!! Информация для студентов Данное учебно-методическое пособие содержит задания для дополнительного добора баллов по модульно-рейтинговой системе, задания в зависимости от качества его выполнения оцениваются следующим образом: «отлично» «удовлетворительно»
В пособии данные дополнительные задания обозначены следующим знаком: Задания выполняются в рабочей тетради в недельный срок (до следующего занятия), проверяются преподавателем, который оценивает работу в тетради, заверяя своей подписью, и одновременно выставляет оценку в журнал. Работы, сданные позже недельного срока, не оцениваются.
Тема занятия 1. Гигиенические требования к размещению ЛПО. Цель занятия: ознакомить студентов с основными гигиеническими требованиями к месту размещения лечебно-профилактических организаций, к больничному участку, его планировке, к системам застройки ЛПО. Практические навыки: освоить методику гигиенической оценки схем ситуационных и генеральных планов проектов лечебно-профилактических организаций. План изучения темы I.Проверка исходного уровня знаний. · Значение гигиены ЛПО. · Гигиенические требования к выбору земельного участка под строительство больницы. · Гигиеническая характеристика систем больничного строительства. · Планировка (зонирование) больничной территории. · Состав проекта больницы. Литература: Лекции Гигиена (ред. Г.И. Румянцева, 2009) стр. 360-373 Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека (ред. Ю.П. Пивоварова, 2004) стр. 153-159 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». II. Ознакомление с основными понятиями и положениями темы. III. Практическая работа: «Гигиенические требования к размещению ЛПО». Задание студентам: 1) Заполнить таблицу о преимуществах и недостатках систем строительства ЛПО. 2) Провести гигиеническую оценку генерального плана ЛПО с ответами на вопросы. 3) Оценить планировку больничного участка. 4) Решить ситуационные задачи по теме. IV. Подведение итогов занятия. V. Задание на следующее занятие Основные положения темы: Гигиена лечебно-профилактических организаций разрабатывает нормативы и требования к размещению, планировке и санитарно-техническому обеспечению лечебно-профилактических организаций с целью создания оптимальных условий пребывания больных, эффективного проведения лечебного процесса и благоприятных условий труда медицинского персонала. Основным документом устанавливающим санитарно-гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность является СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Лечебно-профилактические организации могут располагаться в селитебной (жилой), зеленой или пригородной зонах. При выборе участка следует учитывать окружающую санитарную ситуацию и господствующее направление ветра. Для лечебно-профилактических организаций отводятся земельные участки, наиболее благоприятные по своим естественным условиям, расположенные на возвышенной сухой местности, по возможности с южным склоном, хорошо проветриваемые и богатые растительностью. Территория больницы должна быть удалена от источников шума (аэродромы, железные дороги, главные городские магистрали) и загрязнения воздуха, почвы и воды (общегородские свалки, поля ассенизации, бойни, скотомогильники). Запрещается размещение больничных учреждений на участках, использовавшихся под свалки, поля ассенизации, скотомогильники, кладбища и т.п., а также имеющие загрязнения почвы органического, химического и другого характера. Между промышленными предприятиями и больничным участком устанавливаются санитарно-защитные зоны шириной от 50 до 1000 м в зависимости от вредности производства. Участок должен располагаться с наветренной стороны (с учетом розы ветров) в отношении производственных предприятий и других источников загрязнения воздуха. Стационары психиатрического, инфекционного, в том числе туберкулезного профиля, располагают на расстоянии не менее 100 метров от территории жилой застройки. Стационары указанного профиля на 1000 и более коек желательно размещать в пригородной или зеленой зонах. На участке ЛПО не должны располагаться здания организаций, функционально не связанных с ней. На территории ЛПО или в непосредственной близости от нее целесообразно предусматривать гостиницы или пансионаты для проживания пациентов, прибывших на амбулаторное обследование и/или сопровождающих лиц. На участке размещения ЛПО почва по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям, радиационному фактору должна соответствовать гигиеническим нормативам, содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука не должны превышать гигиенические нормативы. Через территорию ЛПО не должны проходить транзитные инженерные и транспортные коммуникации. В жилых и общественных зданиях, при наличии отдельного входа, допускается размещать амбулаторно-поликлинические ЛПО мощностью не более 100 посещений в смену, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), организации с дневными стационарами. Не допускается размещение ЛПО, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным больным). ЛПО для оказания помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью не допускаются размещать в жилых зданиях. В жилых зданиях и во встроено-пристроенных к ним помещениях не допускается размещать микробиологические лаборатории (отделения), отделения магнитно-резонансной томографии. Наиболее удобным для размещения больничного комплекса является участок прямоугольной формы с соотношением сторон 1:2 или 2:3. При выборе участка следует учитывать возможность присоединения здания больницы к имеющимся сетям водопровода, канализации, электрификации, теплофикации и газификации. В случае их отсутствия необходимо предусмотреть создание местных коммунальных устройств (артезианские скважины, очистные сооружения и др.). Участок должен быть связан с обслуживаемым районом или населенным пунктом удобными подъездными путями и подходами. Одним из основных принципов построения сети лечебно-профилактических организаций является приближение медицинской помощи к обслуживаемому населению. Больницы, особенно имеющие в своем составе поликлинические отделения (поликлиники), родильные дома, диспансеры размещаются равномерно по территории населенного пункта. При этом целесообразно отводить для больницы самостоятельный квартал на тихих улицах вблизи зеленых массивов. Состав проекта больницы Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов зданий и сооружений проводится в порядке предупредительного санитарного надзора. В состав проекта входят следующие текстовые и графические материалы. Пояснительная записка содержит сведения о назначении и месторасположении проектируемого объекта: излагается санитарное описание участка строительства и прилегающей территории, приводится характеристика отдельных элементов здания с точки зрения обоснования запроектированных размеров и объёмов помещений, санитарно-технического оборудования, соответствия климатическим условиям и пр. Ситуационный план характеризует отношение строительного участка и проектируемого здания (комплекса зданий) к населенному пункту или отдельному району его с точки зрения соответствия проектируемой застройки планировке данного населенного пункта (района) и наличия объектов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье населения (промышленные предприятия, свалки, кладбища, заболоченность и т. п.). Генеральный план участка строительства дает представление о его размерах и конфигурации, разбивке на проезды, дорожки, о функциональном зонировании, степени озеленения и плотности застройки, ориентации зданий по сторонам света, о связи их с соседними улицами, о санитарном благоустройстве территории, о месте расположения и количестве въездов и т. д. Поэтажные планы показывают набор и размеры отдельных помещений, их взаимное расположение, условия освещения и проветривания, устройство входов, размещение вспомогательных помещений и санузлов, а также график движения основных процессов, которые будут иметь место в проектируемом здании. Эскизные планы фасада и разреза здания – по ним определяют внешний вид, количество этажей, высоту помещений, окон, дверей и т.д. Практическая работа: «Гигиенические требования к размещению ЛПО». Задание 1. Заполните таблицу 3, указав преимущества и недостатки систем строительства ЛПО. Таблица 3 Преимущества и недостатки систем строительства ЛПО
Задание 2. Проведите гигиеническую оценку схемы генерального плана больничного участка (рис.1), ответив на следующие вопросы: 1) система строительства больницы; 2) площадь земельного участка больницы; 3) конфигурация участка, соотношение его сторон; 4) зонирование территории больницы; 5) величина санитарных разрывов между зданиями на участке; 6) количество въездов на территорию больницы; 7) плотность застройки больничного участка; 8) процент озеленения земельного участка больницы. Обозначения: 1-главный корпус, 2-инфекционный корпус, 3-поликлиника, 4-патолого-анатомический корпус, 5-хозяйственный корпус, 6-гараж, 7-склад, стрелка – въезд на территорию больницы.
Описание схемы генерального плана районной больницы на 150 коек.
Площадь участка больницы – 2,0 га. Площадь озеленения – 1,1 га. Площадь застройки – 0,4 га.
Рис.1. Схема генерального плана районной больницы на 150 коек Задание 3. Перечислите выявленные недостатки планировки и застройки больничного участка. Задание 4. Решить ситуационные задачи по размещению ЛПО с развернутым обоснованием ответов и ссылками на нормативную базу. Ситуационная задача 1 Для строительства больницы в окружном центре заинтересованное Министерство избрало проект крупной централизованной больницы со следующими специализированными отделениями: терапевтическое, хирургическое, детское, травматологическое, ЛОР, родильное, нервное. При согласовании территориальное управление Роспотребнадзора округа отклонило проект. Почему? Ситуационная задача 2 На согласование в областную организацию Роспотребнадзора был передставлен проект централизованной детской больницы с отделениями: пульмонологическое, хирургическое, гепатитное, ортопедическое, кишечное. Проект был отклонен. Почему? Ситуационная задача 3 Администрация города Н. решила переоборудовать под больницу освободившееся административное здание на красной линии одной из городских магистралей с уровнем шума транспорта 100-110 дБ. Ваше решение? Ситуационная задача 4 При строительстве больницы, ее корпуса, высотою в 15 метров, было решено строить по строчному типу застройки с расстоянием между фасадами зданий в 25 метров. Соответствует ли это гигиеническим нормативам? Ситуационная задача 5 При озеленении территории децентрализованной больницы саженцы кленов были посажены как с южной, так и с северной стороны зданий на расстоянии 3 м. от наружных стен. Соответствует ли это гигиеническим нормативам? Ситуационная задача 6 Для строительства районной больницы на 100 коек в селе Н. был выделен участок в 1,5 га, а в рабочем поселке К. – для такой же больницы – 3 га. Какой участок соответствует гигиеническим нормативам? Ситуационная задача 7 При городской больнице на 300 коек имеется сад площадью 3000 м2. Соответствует ли это гигиеническим нормативам? Ситуационная задача 8 Участок городской больницы на 400 коек равен 4 га, из них 20% заняты различными строениями, 45% - зелеными насаждениями и 25% площади занимает хозяйственная зона. Соответствует ли это гигиеническим нормативам? Ситуационная задача 9 При реконструкции ведомственной больницы УФСИН на 250 коек в городе О. были предложены генпланы централизованно-блочной и смешанной систем застройки. Какой из них следует предпочесть и почему? Ситуационная задача 10 При выборе места для психиатрического стационара на 100 коек были предложены 2 варианта: 1) участок в низине (выработанный полигон песка) площадью 3 га, с расстоянием до жилых домов поселка 120 м; 2) озеленённый участок в санитарно - защитной зоне, размером 4 га, с расстоянием до жилой застройки 70 м. Ваше обоснованное заключение по размещению больницы.
Ответить на тестовые задания по теме: «Гигиенические требования к размещению ЛПО» V.Задание на следующее занятие. Основные положения темы: Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. В медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения. В составе больниц выделяются следующие структурные подразделения: - приемные отделения; - палатные отделения, в том числе радиологические; - операционные блоки; - отделения реанимации и интенсивной терапии; - отделения анестезиологии (могут быть объединены с отделениями реанимации или оперблоком); - отделения гемодиализа; - отделения детоксикации; - отделения гипербарической оксигенации; - отделения физиотерапии и лечебной физкультуры, отделения трудотерапии; - диагностические отделения - клинико-диагностические лаборатории, отделения функциональной, рентгенологической, эндоскопической, лучевой диагностики, патологоанатомические отделения; - вспомогательные отделения - больничные аптеки, централизованные стерилизационные отделения, дезинфекционные отделения, прачечные, службы приготовления пищи; - служебно-бытовые помещения; - помещения клинических кафедр (для клинических больниц). Планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности. Подразделения (помещения) с асептическим режимом, палатные отделения, отделения лучевой диагностики и терапии, другие подразделения с замкнутым технологическим циклом (лаборатория, пищеблок, ЦСО, аптека, прачечная) не должны быть проходными. Структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. В медицинских организациях, являющихся учебными или научными базами, необходимо дополнительно предусматривать учебные помещения для студентов и курсантов, кабинеты для преподавателей, самостоятельные вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты, кладовые). При планировке зданий не допускается размещение под окнами палат помещений травматологических пунктов, приемно-смотровых боксов, входов в приемное отделение, а также тарных, загрузочных, экспедиционных и других помещений, к которым имеется подъезд автомашин для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Уровни шума средней частоты в палатах не должны превышать 40 дБ в дневное время и 30 дБ ночью (Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»). Для приема, лечения и временной изоляции пациентов с инфекционными заболеваниями или подозрением на них, оборудуются приемно-смотровые боксы, боксы, боксированные палаты. Помещения, в которых предусматривается транспортировка пациентов на функциональных кроватях-каталках, должны иметь дверные проемы шириной не менее 120 см (для существующих ЛПО - не менее 110 см). ЛПО должны иметь раздельные туалеты для больных и персонала, за исключением амбулаторно-поликлинических организаций с мощностью до 50 посещений в смену. Во вновь строящихся и реконструируемых ЛПО для пациентов при палатах предусматриваются санузлы, оснащенные раковиной, унитазом, душем. Двери в санузлах для пациентов должны открываться наружу. Требования к внутренней отделке помещений. Для внутренней отделки используются материалы в соответствии с функциональным назначением помещений. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы, примыкающих друг к другу листов линолеума, должны быть пропаяны. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и другие). Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатическими. Полы в вентиляционных камерах должны иметь непылеобразующее покрытие. В помещениях классов чистоты А (операционные, послеоперационные палаты, реанимационные залы (палаты), в том числе для ожоговых больных, палаты интенсивной терапии, родовые и др.) и Б (послеродовые палаты, палаты для ожоговых больных, палаты для лечения пациентов в асептических условиях, в том числе для иммуннокомпрометированных и др.) покрытия стен на всю высоту помещений и потолка должны быть гладкими, влагостойкими, устойчивыми к применению моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с влажностным режимом (душевых, ванных залах и пр.), в «грязных» помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны. Допускается применение подвесных, натяжных, подшивных и других видов потолков, обеспечивающих гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции. План изучения темы. V. Задание на следующее занятие
Основные положения темы: Санитарно-гигиенические особенности организации подразделений различного профиля. Палатные отделения хирургического профиля устраиваются по типу палатных секций, при этом пациентов с гнойно-септическими внутрибольничными заболеваниями изолируют в отделение гнойной хирургии, а при его отсутствии - в отдельную палату. В отделениях с двумя палатными секциями предусматривается не менее 2 перевязочных. Перевязки пациентам, имеющим гнойное отделяемое, проводят в септической перевязочной, при ее отсутствии, в асептической перевязочной после перевязок пациентов, не имеющих гнойного отделяемого или непосредственно в однокоечной палате. Осмотр пациентов проводят в перчатках и фартуках. Пациенты с инфекцией любой локализации, независимо от срока ее возникновения, вызванной метициллин (оксациллин) - резистентным золотистым стафилококком или ванкомицинрезистентным энтерококком, подлежат изоляции в боксированные палаты. Различных отделений ЛПО». Задание студентам: 1) Провести гигиеническую оценку планировки операционного блока. 2) Оценить планировку инфекционного отделения. 3) Оценить состав и расположение помещений поликлиники для детей. 4) Решить тестовые задания по теме.
Задание 1. Проведите гигиеническую оценку планировки операционного блока, рассмотрев следующие вопросы: 1) расположение операционного блока в здании больницы; 2) наличие удобных и коротких путей связи с хирургическими отделениями, приемным покоем, рентгеновским кабинетом; 3) набор помещений операционного блока; 4) достаточно ли общее количество операционных; 5) возможность выделения септической ("гнойной") операционной; 6) операционная, её площадь, состояние естественного освещения, ориентация; 7) предоперационная, её взаиморасположение с операционной и наркозной; 9) стерилизационная, её расположение; 10) послеоперационные палаты, их расположение по отношению к операционному блоку, количество коек в них, площадь на 1 койку; 11) другие помещения операционного блока (гипсовальная, кабинет заведующего, комната хирурга, инструментально-материальная). Перечислите выявленные недостатки планировки операционного блока.
Рис. 11. План операционного блока городской многопрофильной больницы на 600 коек 1 - «чистый» операционный блок; 2 - «гнойный» операционный блок; 3 - операционная, 4 - аппаратная; 5 - наркозная; 6 - предоперационная; 7 - стерилизационная; 8 - помещение для хранения рентгеновских пленок; 9- чистая бельевая; 10 - материальная; 11 - помещение для хранения чистого инструмента; 12 - санпропускник; 13- помещение для хранения крови; 14 - комната медсестер; 15 - комната анестезиологов; 16 - комната хирургов; 17 - протокольная; 18 - монтажная; 19 - мойка; 20 - помещение для разборки и мытья инструментов; 21 - помещение для приготовления и хранения гипса; 22 - кабинет заведующего отделением; 23 - лаборатория срочных анализов. Задание 2. Проведите гигиеническую оценку планировки инфекционного отделения, ответив на следующие вопросы: 1)расположение инфекционного отделения; 2)состав помещений для приема инфекционных больных; 3)необходимое количество приемно – смотровых боксов; их площадь; 4)из каких помещений состоят инфекционные отделения (боксов, полубоксов, палат); 5)необходимое количество коек в боксах, полубоксах, палатах в процентах от количества коек в инфекционном отделении; 6)внутренняя планировка бокса и полубокса, их площадь, ориентация, количество коек; 7)общие помещения для больных в секции, состоящей из палат; 8)общие помещения для больных в секции, состоящей из боксов и полубоксов; 9)пути доставки пищи больным и возможность стерилизации посуды; 10)пути движения поступающих и выписывающих больных. Перечислите недостатки, выявленные при гигиенической оценке внутренней планировки инфекционного отделения. План инфекционного корпуса на 84 койки, при многопрофильной
Задание 3. Проведите гигиеническую оценку планировки поликлиники для детей, ответив на следующие вопросы: 1) особенности планировки детской поликлиники в целях профилактики инфекционных заболеваний, наличие приемно-смотровых боксов, площади, устройство; 2) площади кабинетов педиатров, их ориентация; 3) система ожидален, достаточность их площади, ориентация; 4) состав основных помещений поликлиники, оценка достаточности их площади; 5) организация выхода детей из поликлиники. Перечислите недостатки, выявленные при гигиенической оценке расположения и внутренней планировки поликлиники
Задание 4. Решить тестовые задания по теме. 1.В каком из перечисленных случаев размещение операционного блока больницы отвечает гигиеническим требованиям? а) в отдельном крыле здания, обособленно от палат; б) в палатном хирургическом отделении; в) в изолированном блоке; г) на верхнем этаже моноблока лечебно-диагностических отделений; д) совместно с рентгенологическим и физиотерапевтическим отделением Варианты ответов: 1) а, б, д 2) все ответы 3) а, в, г 4) б, в, г 2. Какие требования предъявляются к операционным блокам? а) изоляция операционного блока; б) устройство естественного проветривания; в) размещение наркозных и стерилизационных помещений отдельно от операционных; г) выделение "чистых" и "гнойных" операционных; д) ориентация операционных на юг для лучшей инсоляции помещений. Варианты ответов: 1) а, б, д 2) все ответы 3) а, в, г 4) б, в, г Инфекционным больницам? а) павильонная система застройки инфекционных больниц; б) выделение инфекционных отделений в торцевой части зданий; в) размещение инфекционного отделения в главном корпусе больницы; г) прием больных в приемно-смотровых боксах; д) наличие санитарного пропускника для обслуживающего персонала. Варианты ответов: 1) а, б, д 2) все ответы 3) а, в, д 4) а, г, д 18. Какие гигиенические требования предъявляются к приемному отделению инфекционных больниц? а) прием больных в приемно-смотровых и изоляционно-диагностических боксах; б) прием больных через смотровую и санпропускник; в) в приемном отделении работает специально прикрепленный мед. персонал; г) помещения приема и выписки инфекционных больных тщательно изолированы; д) помещения для выписки состоят из полубоксов. Варианты ответов: 1) а, б, д 2) все ответы 3) а, в, г 4) а, г, д 19. Какие требования предъявляются к размещению помещений приема и выписки инфекционного отделения? 1) допускается размещать совместно с другими отделениями больницы; 2) допускается размещать с туберкулезным отделением; 3) полное изолирование от других отделений больницы; 4) допускается размещать с терапевтическим отделением, при осуществлении приема в разные часы; 5) совместно с другими отделениями, кроме детского и акушерского. V.Задание на следующее занятие.
Основные положения темы: Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), «внутрибольничная инфекция (ВБИ) - это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал в силу осуществления им деятельности, независимо от того, появятся или не появятся симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в больнице». Синоним этого понятия – нозокомиальная инфекция, т.е. приобретенная больным в лечебном учреждении. Тесно связан с этим понятием термин «госпитализм» – упорное, длительное существование в стационарах высоковирулентных штаммов полирезистентных микроорганизмов, называемых госпитальными или резидентнымии штаммами, нередко приводящих к вспышкам внутрибольничных инфекций. Несмотря на колоссальные достижения в области лечебно-диагностических технологий, проблема ВБИ остается в современных условиях одной из наиболее актуальных, приобретает все большую медицинскую и социальную значимость, так как они утяжеляют течение основного заболевания, удлиняют сроки лечения в 1,5-2 и более раз, способствуют хронизации процесса и высокому уровню инвалидности. По данным отечественных и зарубежных исследователей, ВБИ развиваются у 5-20 % госпитализированных больных. Летальность при различных нозологических формах ВБИ колеблется от 35 до 60 %, а в случае генерализации инфекции достигает такого же уровня, как и в доантибиотический период. Структура ВБИ в стационарах специфична и определяется коечной емкостью, профилем и характером проводимого в ЛПО лечения, а также нозологией и возрастным составом пациентов. Насчитывается более 200 видов микроорганизмов-возбудителей госпитальных инфекций. В многопрофильных стационарах преобладают гнойно-септические инфекции (ГСИ), они составляют 65-75 % от общего количества ВБИ. Второе место занимают кишечные инфекции (7-10 %), среди которых превалируют сальмонеллезы. На третьем месте (3-5 %) – группа инфекций с преимущественно парентеральным путем передачи возбудителя (гепатиты В, С, D, F, G, TTV; цитомегаловирусная и ВИЧ-инфекция). Кроме того, выделяется группа воздушно-капельных инфекций (корь, коревая краснуха, эпидемический паротит, дифтерия, скарлатина, ветряная оспа, туберкулез, грипп и др.), их удельный вес составляет 5-8 % всех ВБИ. Группа редких инфекций (легионеллез, пневмоцистоз, крымская геморрагическая лихорадка и др., в том числе особо опасные инфекции) занимает 1-2 %. ГСИ как доминирующая группа ВБИ наиболее часто регистрируются у больных хирургического профиля, особенно в отделениях неотложной и абдоминальной хирургии, травматологии и урологии. В госпитальной среде различают 2 группы возбудителей ГСИ: облигатные микроорганизмы, вызывающие заболевания в результате снижения защитных сил организма; факультативные микроорганизмы, живущие и накапливающиеся в госпитальной среде, приобретающие резистентность к антибиотикам и дезинфицирующим средствам и в виде госпитальных штаммов вызывающие развитие эпидемического процесса. Источниками ВБИ являются больные и бактерионосители из числа больных и персонала ЛПУ, среди которых наибольшую опасность представляет медицинский персонал, относящийся к группе длительных носителей и больных стертыми формами заболеваний, а также длительно находящиеся в стационаре больные, которые нередко становятся носителями устойчивых внутрибольничных штаммов. Роль посетителей стационаров, как источников ВБИ, большинством исследователей признается крайне незначительной. В зависимости от путей или механизмов передачи ВБИ классифицируют следующим образом: 1) Воздушно-капельные; 2) Водно-алиментарн
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.013 с.) |