Форма государственного кредита, классификация займов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государственного кредита, классификация займов.



Форма государственного кредита, классификация займов.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическимцами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, креди тора и гаранта. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическимцами, оно является гарантом.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита явля ется его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и ком мерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное про изводство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы какой-либо ее доход.

Как финансовая категория государственный кредит выполня ет две функции: фискальную и регулирующую.

Классификация Государственных Займов

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений займы делятся на раз мещаемые центральными и местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения государственные займы делятсяна внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основ ными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев.

4) в зависимости от срока привлечения средств государствен ные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные(от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятсяна закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами имуществом.

6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязатель ства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

8)в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного пога шения и без права досрочного погашения.

Ø заем гасится равными частями в течение определенного срока;

Ø возрастающими долями;

Ø снижающимися долями.

 

Управление государственным долгом.

Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это касается как текущего, так и капитального долга.

В отношении текущего долга необходимо обеспечить реальные источники его погашения. Для капитального долга важно установить такие сроки его погашения, когда будут в наличии соответствующие для этого источники.

В управлении внутренним и внешним долгом существует определенная специфика. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит прежде всего от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются состоянием торгового баланса. Положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность урегулировать платежный баланс

Обслуживание государственного внутреннего долга Украины осуществляется Министерством финансов Украины через банковскую систему Украины путем проведения операций по размещению облигаций внутреннего государственного займа, других ценных бумаг, их погашения и уплаты доходов по ним в виде процентов и в другой форме.

Для финансирования затрат по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Украины в составе государственного бюджета Украины образуется фонд обслуживания государственного внутреннего долга Украины. В него зачисляются средства в размере 50%, полученные от приватизации имущества государственных предприятий. Министерство финансов Украины ежегодно публикует в общедоступном издании данные о государственном внутреннем долге Украины.

Понятие валютной системы

Государственно-правовая форма

организации международных валютных (денежных) отношений государств представляет собой валютную систему.

Валютная система — это механизм, связывающий отдельные национальные экономические системы в единое мировое хозяйство.

Она призвана создать благоприятные условия для развития экономического сотрудничества между странами. Национальные валютные системы регулируются путем сочетания интересов различных государств и их группировок, а также в результате достижения компромиссов между ними.

Главная задача валютной системы — эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт товаров, капитала, услуг и других видов деятельности в отношениях между отдельными странами и создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда.

Валютная система является одним из мощных звеньев, которое в значительной степени может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности международных экономических отношений. Посредством валютной системы осуществляется перемещение экономических ресурсов из одной страны в другую или же этот процесс блокируется, расширяется или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности, "перемещаются" экономические трудности (например, безработица, инфляция и др.) из одних стран в другие. Развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено характером этой валютной системы и действенностью функционирования ее институтов.

Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется и развивается. Общая причина этих изменений — углубление развития товарного производства и постепенные изменения в его механизмах, усиление социальной ориентации такого производства, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмешательства в экономику с целью оказания давления на формирование адекватных форм валютных отношений и денежных средств в национальной и международной областях.

Этот процесс не отличается плавностью и гармоничностью, он противоречив, прокладывает себе путь посредством постоянно возникающих единичных и всеобщих валютных кризисов, постепенно приводящих к замене одной валютной системы на другую, их эволюции, что отражается как на национальной, так и на международной сфере.

Международный кредит

Международный кредит - разновидность экономической категории «кредит». Это – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченно сти и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступа ют банки, предприятия, государства, международные финансовые ин ституты.
Условия международного кредита отражают его связь с экономи ческими законами рынка и используются для решения задач экономи­ческих агентов рынка и государства. Функции международного кредита. Они выражают особенности дви жения ссудного капитала в сфере международных экономических от ношений.

В их числе:
1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспе чения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кре дит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю при быль, увеличивая ее массу.
2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, пере водов и др.), развития и ускорения безналичных платежей.
3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря ис пользованию иностранных кредитов.

4. Регулирование экономики.

Роль кредита. Выполняя эти взаимосвязанные функции, междуна родный кредит играет двоякую роль в развитии производства: поло­жительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует ин тернационализации производства и обмена, углублению международ ного разделения труда. С другой стороны, международный кредит уси ливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает разви тие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные сред ства. Международный кредит используется для укрепления позиций ино странных кредиторов в конкурентной борьбе.
Границы международного кредита зависят от источников и потреб ности стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок. Нарушение этой объективной границы порождает проблему уре гулирования внешней задолженности стран-заемщиц. В их числе - раз вивающиеся страны, Россия, другие государства СНГ, страны Восточ ной Европы и т.д.
Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной эко номики проявляется в его использовании как средства взаимовыгодно го сотрудничества стран и конкурентной борьбы.

Виды банковского кредита.

Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату на условиях обеспеченности, возвратности, срочности. Он вырыжает экономические отношения между кредиторами (банками) и субъектами кредитования (заемщики), которыми могут быть как юридические, так и физические лица.

Банковский кредит связан с аккумулированием временно свободных денежных средств, их перераспределением на условиях возвратности, а также с эмиссией денежных знаков в обращение через систему кредитования.

Банковский кредит может быть прямым и косвенным. Прямые (банк-заемщик) кредитные отношения преобладают. Реже применяется косвенное банковское кредитование, т.е. предоставление ссуды заемщику через посредника.

 

В зависимости от целевого использования кредит бывает:

- производственным;

- потребительским.

Кредиты распределяются по сроку пользования:

-срочные, предоставленные на определенном в договоре срок (кратко-(до одного года), средне-(от 1 до 3 лет), долгосрочные (свыше 3 лет);

- до востребования, выданные на неопределенный срок; по требованию кредитора должны быть возвращены в определенное им время;

- просроченные, срок погашения которых, установленный кредитным договором, прошел;

- отсроченные кредиты, сроки погашения которых по которым были перенесены на более поздний срок.

Если кредиты предоставляются под обеспечения, то они называются обеспеченными,или ломбардными, а если без обеспечения - необеспеченными, или бланковыми. Большая часть кредитов предоставляется под разные формы обеспечения.

По степени риска классифицируются: стандартные, с повышенным риском (субстандартные), пролонгированные, просроченные, безнадежные к погашения.

 

Выручка от реализации продукции - основной источник погашения банковских ссуд. Однако не всегда она выступает формой реальной гарантии возврата кредита. Такой гарантией она является лишь у финансово устойчивых предприятий.

Для предприятий, не отнесенных к первоклассным заемщикам, возникает необходимость иметь дополнительные и реальные гарантии возврата кредита. К их числу относятся: залог имущества и прав, уступка требований и прав, передача права собственности, гарантии и поручительства, страхование.

Указанные формы обеспечения возвратности кредита оформляются специальными документами, имеющими юридическую силу и закрепляющими за кредитором определенный источник для погашения ссуды в случае отсутствия средств у заемщика при наступлении срока исполнения обязательства.

 

Залог имущества клиента является одной из распространенных форм обеспечения возвратности банковского кредита. Залог имущества вытекает из залогового обязательства, выдаваемое заемщиком кредитору и подтверждающее право последнего при не исполнении платежного обязательства получить преимущественное удовлетворение претензии из стоимости заложенного имущества.

Уступка (цессия) требований и передача права собственности.

Уступка (цессия) - это документ заемщика (цедента), в котором он уступает свое требование (дебиторскую задолженность) кредитору (банку) в качестве обеспечения возврата кредита.

Гарантии и поручительства. В этом случае имущественную ответственность несет за заемщика, как правило, третье лицо. Существует несколько видов гарантий, различающихся между собой по субъекту гарантийного обязательства; порядку оформления; источнику средств; порядку оформления гарантий; источнику средств для гарантирования платежа.

 

Акцептный кредит это одна из форм банковского кредитования внешней торговли: кредит, предоставляемый банками в виде акцепта переводных векселей (тратт), выставляемых, как правило, экспортерами на банки. Отличием А.К. от коммерческого является то, что акцептантом тратты выступает солидный банк, который не предоставляет кредита и не вкладывает в акцептную операцию своих средств, но обязуется оплатить тратту при наступлении срока платежа.

Форфейтинг - это такая кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные импортером переводные векселя (тратты), продает их со скидкой банку. При наступлении срока оплаты тратт импортер погашает обычно полугодовыми платежами свою задолженность. Сделка оформляется соответствующим индоссаментом.

В настоящее время форфейтинговые операции развиваются в сфере международной торговли и представляют собой покупку векселей и других обязательств у фирм-экспортеров для авансирования их коммерческой деятельности.

 

Лизинг. Объектами лизинга являются машины, механизмы и транспортные средства, а субъектами – производители оборудования, лизингодатели, лизингополучатели и банки, принимающие участие в лизинговых операциях.

Содержание лизинговой операциисостоит в том, что банк покупает соответствующее оборудование и передает его пользователю, который вносит плату за счет эксплуатации приобретенных машин, механизмов и транспортных средств. Размер и сроки кредита зависят от условий лизинговых отношений.

В зависимости от состава участников различают прямой и косвенный лизинг.

По степени коммерческой сложности выделяют необратимый и возвратный лизинг.

Лизинг с полной окупаемостью имущества – финансовый лизинг, который отличается тем, что в течение действия договора происходит полная выплата стоимости арендуемого оборудования.

Лизинг с неполной окупаемостью имущества - оперативный или частичный лизинг, при котором срок договора меньше, чем нормативный срок годности имущества.

 

Сущность денежно-кредитной политики государства(иногда ее называют монетарной или просто денежной) состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Цели кредитно–денежной политики:

Ÿ устойчивые темпы роста национального производства;

Ÿ стабильные цены;

Ÿ высокий уровень занятости населения;

Ÿ равновесие платежного баланса.

Основным проводником денежно-кредитной политики в Украине является Национальный банк Украины. Он использует следующие основные инструменты в монитарной денежно-кредитной политике:1. Операции на открытом рынке; 2. Изменение учетной ставки;

3.Изменение резервной нормы (нормы резервирования).

 

Денежно-кредитная политика направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Решение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.

Национальный банк Украины (НБУ) - центральный банк Украины. Был создан на основе Украинского республиканского банка Государственного банка СССР вместе с принятием 20 марта 1991 г. Верховной Радой Украины ЗУ «О банках и банковской деятельности».

Деятельность НБУ регулируется Конституцией Украины, Законом Украины «О Национальном банке Украины»; Законом Украины «О банках и банковской деятельности» и др. законами.

НБУ в соответствии с Законом Украины «О Национальном банке Украины» является центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления, монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты и организовывает её обращение, является кредитором последней инстанции для банков и организовывает систему рефинансирования, устанавливает систему, порядок и формы платежей, в том числе между банками, устанавливает для банков правила проведения банковских операций, осуществляет банковское регулирование и надзор, осуществляет валютное регулирование, определяет порядок осуществления операций в иностранной валюте, организовывает и осуществляет валютный контроль за банками и другими финансовыми учреждениями, которые получили лицензию Нацбанка на осуществление валютных операций. НБУ устанавливает официальный курс гривны к иностранным валютам и обнародывает его.

Нацбанк устанавливает номиналы, системы защиты, платёжные признаки, дизайн денежных знаков, сохраняет их резервные фонды. Также в его функции входит сохранение банковских и драгоценных металлов, камней и других ценностей. Банк размещает золотовалютные резервы, выполняет операции с ними. НБУ устанавливает порядок определения учетной ставки и других процентных ставок по своим операциям; осуществляет лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законом случаях, устанавливает банкам нормативы обязательного резервирования средств.

Согласно ст.8 Закона Украины «О Национальном банке Украины» к органам управления НБУ принадлежат Совет Национального банка и Правление НБУ.

Основной экономической задачей банка является обеспечение стабильности национальной денежной единицы.

Форма государственного кредита, классификация займов.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическимцами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, креди тора и гаранта. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическимцами, оно является гарантом.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита явля ется его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и ком мерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное про изводство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы какой-либо ее доход.

Как финансовая категория государственный кредит выполня ет две функции: фискальную и регулирующую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.052 с.)