Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, виды и законы управления. Цель, функции, субъект и объект управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие, виды и законы управления. Цель, функции, субъект и объект управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Виды управления: 1.механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами); 2.биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов); 3.социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями). Общие законы управления: • управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии); • закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам, ожиданиям; • закон жизненного цикла (любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, постепенного роста или стабильности, кризиса, упадка); понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства, приоритеты; • закон «объективности субъективизма» в управлении и в науке. Ученые, исследователи, практики, познавая некий объект, явление, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений об объекте и предмете, на собственную эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают собственную, не лишенную субъективности модель объекта. Выделяется 2 группы целей: 1.Сохранение и стабилизация, позволяющие поддерживать уровни потребляемых ресурсов. Проводит к результативному росту. 2.Развитие предприятия. Направлены на создание дополнительных ресурсов и достижение нового состояния, более эффективного. В зависимости от уровня управления формируются функциональные цели аппарата управления: 1. Руководство. Управленческая цель состоит в завоевании рынка и создании конкурентоспособной продукции. Критерием оценки этой цели является выполнение стратегии. 2. По видам деятельности. Целью маркетинга является объем продаж, а критерием оценки – расширение доли рынка. Целью финансов является формирование издержек и отдача инвестиций, критерием оценки – снижение затрат и рост прибыли. 3. Персонал. Целью является организационное построение управления и подбор и расстановка квалифицированных кадров. Критерием оценки служит производительное использование трудовых ресурсов. Основные функции управления: -планирование; -организации; -мотивации; -координации; -контроль. Объект управления - это отдельная структура организации либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления — орган либо лицо, которое осуществляет управляющее действие. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» Менеджмент – это вид управления. Он осуществляется в коммерческих организациях, деятельность которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы следует учитывать, что управление шире, поскольку применяется к разным видам чел-ой деятельности. Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т. д. Сущность менеджмента: цели, задачи, принципы, направления. Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциальной прибыли компании, создания устойчивой системы управления предприятием. Большое значение для развития фирмы играет стратегический менеджмент руководства компании. Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Цели: 1.управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. 2.Выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. 3.Достижение намеченных результатов, т.е. обеспечение определенного уровня прибыли. 4.Постоянное, преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. Задачи: — организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов; — переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; — стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; — определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; — разработка стратегии развития организации и реализация; — определение целей развития организации; — выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; — осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач. Главный принцип менеджмента — это эффективная дея-ть предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы. Направления: 1.Кадровый менеджмент (менеджмент человеческих ресурсов) 2.Административный (организационный) менеджмент; 3.Финансовый менеджмент; 4. Маркетинг-менеджмент; 5. PR-менеджмент; 6.Транспортный менеджмент; 7.Инновационный менеджмент; 8.Инвестиционный менеджмент и д.р. Школа науки управления или количественный подход (Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер. Становление ШНУ связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер. ШНУ сформировалась вначале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. Два главных направления: Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Старая и новая парадигмы управления. Парадигма (в управленческих и экономических науках) - система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых, определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков-управленцев и экономистов. С течением времени и под влиянием различных факторов (промышленные, научно-технические и технологические революции, мировые войны и т. п.) система взглядов менялась. Поэтому выделяют старую и новую парадигмы Основные положения старой и новой парадигм управления Старая парадигма 1. Предприятие — это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны 2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности 3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента 4. Главный источник прибавочной стоимости — производственный рабочий и производительность его труда 5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работу нормах, стандартах и правилах исполнения Новая парадигма 1. Предприятие — это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится второстепенной 4. Главный источник прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями и условия для реализации их потенциала 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства
Свойства системы. Адаптивность системы управления – это свойство, отражающее её способность быстро и гибко реагировать на любые изменения и вырабатывать адекватные управленческие команды, позволяющие сводить к минимуму действие возмущающих факторов. Адаптивность тем выше, чем более точно оцениваются возможности системы к изменению и чем более полно используются эти возможности для изменения деятельности в нужном направлении. Управляемость – это такое свойство системы управления, которое отражает ее способность своевременно и без искажений доводить управленческие команды до каждого работника предприятия. Только в этом случае деятельность всех работников предприятия будет направлена на достижение общего результата, и все они будут действовать согласованно и слаженно. Управляемость – это основное свойство, обеспечивающее целостность деятельности.
Управление как процесс В качестве процесса управление относится к серии функций. Это процесс, при котором управление создает, управляет и направляет организацию путем систематического, согласованного сотрудничества человеческих усилий. Процесс управления состоит из трех аспектов: Управление представляет собой социальный процесс - Поскольку человеческий фактор является самым важным среди других факторов, следует что управление занимается разработкой отношений между людьми. Это обязанность управления, чтобы сделать взаимодействие между людьми продуктивным и полезным для достижения организационных целей.
Руководство интеграционного процесса - Управление берет на себя работы, связанные с объединением физических и финансовых ресурсов человека, для достижения организационных целей. Таким образом управление является важной функцией, которая принесет гармонию между различными факторами. Управление представляет собой непрерывный процесс - Это никогда не прекращающийся процесс. Это связано с постоянной идентификацией проблем и их решения путем принятия адекватных мер. Это непрерывный процесс. Методы организации совместной деятельности: Административные методы позволяют формировать основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административное воздействие осуществляется в следующих формах: -прямое административное указание, имеющее обязательный характер для управляемой системы (приказ, распоряжение); -установление правил, регулирующих деятельность управляемой системы (положения о структурных подразделениях, нормативы); -разработка рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов в управляемой системе (должностные инструкции, методические указания); -контроль и надзор за деятельностью управляемой системы. Экономические методы. Включают методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования и др. Сущность заключается в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы управляемых систем. Под воздействием экономических методов управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Социально-психологические методы. Данные методы основываются на использовании моральных стимулов, особых способов коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на эмоции людей.
Законы организации Закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Закон организации - закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными процессами и функциями. Например, разделение дополняется объединением, специализация - универсализацией, дифференциация - интеграцией и наоборот. Закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Закон композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями. Закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое. Закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. Закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания.
22.Классификация организаций (критерий формализации, форма собственности, отношение к прибыли, организационно-правовая форма, размеры, участие в различных секторах производства). 1) По происхождению: – естественные (на основе добровольного объединения лиц, стремящихся реализовать свои интересы) – искусственные (проектируются и создаются по определенному плану по инициативе за счет ресурсов общности более высокого, чем они, порядка). 2) По юридическому признанию: – официальные; – неофициальные (не зарегистрированные государством в установленном порядке) 3) По формам собственности: – частные – государственные – муниципальные – иные. 4) По отношению к прибыли: – коммерческие (основной целью является получение и распределение прибыли) – некоммерческие (возможно ведение предпринимательской деятельности, получение и распределение прибыли, но только в некоммерческих, ранее сформулированных целях). 5) По взаимодействию элементов: – механистические (четкая спецификация прав и обязанностей, оценка результатов по точности выполнения предписаний) – органические (слабая иерархичность, самостоятельность отдельных звеньев, малое число правил и процедур, свобода выбора, внутренняя конкуренция). 6) По организационно-правовым формам: – Коммерческие организации (преследующее извлечение прибыли) – Некоммерческие организации (не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.) 7) По размерам: – крупные – средние – малые (у них дополнительный критерий: в уставном капитале доля государственной и муниципальной собственности не выше 25%, доля некоммерческих организаций на выше 25%, доля одного участника не малого предпринимателя не выше 25%). 9) По участию в секторах (циклах) производства: – отрасли первичного цикла (добыча сырья, в т.ч. организация сельского, лесного и рыбного хозяйства и т.д.) – отрасли вторичного цикла (обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия автомобилестроение) – отрасли третичного цикла (услуги для нормальной жизнедеятельности первых двух отраслей: банки, страховые компании, образовательные учреждения, розничная торговля, турагентства и пр.) – четвертый сектор (все организации и институты, занимающиеся информационными технологиями; сектор сформировался сравнительно недавно).
Этапы функции организации 1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций. 2. Установление соподчинённости и взаимосвязей. Здесь должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц. Это достигается путем разработки положений о структурных подразделениях и инструкций, определяющих внутренний порядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации. Предусматривается также персональная ответственность должностных лиц за выполнение указаний вышестоящего органа управления. Второй этап - это предусмотрение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных). 3. Обеспечение этих взаимоотношений - распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов. Перед управляющей и управляемой системами ставятся конкретные задачи обеспечения технического, организационного и экономического регулирования процесса производства, предупреждаются отклонения, восстанавливаются ранее предусмотренные параметры. Этот этап тесно связан с функцией. Опыт показывает, что чем больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и инструктированию (второй этап функции организации), тем меньше возникает потребности в распорядительном воздействии и меньше приходится решать частные вопросы. Понятие, виды и законы управления. Цель, функции, субъект и объект управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Виды управления: 1.механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами); 2.биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов); 3.социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями). Общие законы управления: • управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии); • закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам, ожиданиям; • закон жизненного цикла (любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, постепенного роста или стабильности, кризиса, упадка); понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства, приоритеты; • закон «объективности субъективизма» в управлении и в науке. Ученые, исследователи, практики, познавая некий объект, явление, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений об объекте и предмете, на собственную эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают собственную, не лишенную субъективности модель объекта. Выделяется 2 группы целей: 1.Сохранение и стабилизация, позволяющие поддерживать уровни потребляемых ресурсов. Проводит к результативному росту. 2.Развитие предприятия. Направлены на создание дополнительных ресурсов и достижение нового состояния, более эффективного. В зависимости от уровня управления формируются функциональные цели аппарата управления: 1. Руководство. Управленческая цель состоит в завоевании рынка и создании конкурентоспособной продукции. Критерием оценки этой цели является выполнение стратегии. 2. По видам деятельности. Целью маркетинга является объем продаж, а критерием оценки – расширение доли рынка. Целью финансов является формирование издержек и отдача инвестиций, критерием оценки – снижение затрат и рост прибыли. 3. Персонал. Целью является организационное построение управления и подбор и расстановка квалифицированных кадров. Критерием оценки служит производительное использование трудовых ресурсов. Основные функции управления: -планирование; -организации; -мотивации; -координации; -контроль. Объект управления - это отдельная структура организации либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления — орган либо лицо, которое осуществляет управляющее действие. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» Менеджмент – это вид управления. Он осуществляется в коммерческих организациях, деятельность которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы следует учитывать, что управление шире, поскольку применяется к разным видам чел-ой деятельности. Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.015 с.) |