Понятие, виды и законы управления. Цель, функции, субъект и объект управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды и законы управления. Цель, функции, субъект и объект управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»



Понятие, виды и законы управления. Цель, функции, субъект и объект управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»

Управление- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Виды управления:

1.механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2.биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3.социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Общие законы управления:

• управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии);

• закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем

с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам, ожиданиям;

• закон жизненного цикла (любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, постепенного роста или стабильности, кризиса, упадка); понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства, приоритеты;

• закон «объективности субъективизма» в управлении и в науке. Ученые, исследователи, практики, познавая некий объект, явление, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений об объекте и предмете, на собственную эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают собственную, не лишенную субъективности модель объекта.

Выделяется 2 группы целей:

1.Сохранение и стабилизация, позволяющие поддерживать уровни потребляемых ресурсов. Проводит к результативному росту.

2.Развитие предприятия. Направлены на создание дополнительных ресурсов и достижение нового состояния, более эффективного.

В зависимости от уровня управления формируются функциональные цели аппарата управления:

1. Руководство. Управленческая цель состоит в завоевании рынка и создании конкурентоспособной продукции. Критерием оценки этой цели является выполнение стратегии.

2. По видам деятельности. Целью маркетинга является объем продаж, а критерием оценки – расширение доли рынка. Целью финансов является формирование издержек и отдача инвестиций, критерием оценки – снижение затрат и рост прибыли.

3. Персонал. Целью является организационное построение управления и подбор и расстановка квалифицированных кадров. Критерием оценки служит производительное использование трудовых ресурсов.

Основные функции управления:

-планирование; -организации; -мотивации; -координации; -контроль.

Объект управления- это отдельная структура организации либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие.

Субъект управления — орган либо лицо, которое осуществляет управляющее действие.

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»

Менеджмент– это вид управления. Он осуществляется в коммерческих организациях, деятельность которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы следует учитывать, что управление шире, поскольку применяется к разным видам чел-ой деятельности.

Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т. д.

Сущность менеджмента: цели, задачи, принципы, направления.

Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциальной прибыли компании, создания устойчивой системы управления предприятием. Большое значение для развития фирмы играет стратегический менеджмент руководства компании.

Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике.

Цели:

1.управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.

2.Выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.

3.Достижение намеченных результатов, т.е. обеспечение определенного уровня прибыли.

4.Постоянное, преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

Задачи:

— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

— разработка стратегии развития организации и реализация;

— определение целей развития организации;

— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Главный принцип менеджмента — это эффективная дея-ть предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы.

Направления:

1.Кадровый менеджмент (менеджмент человеческих ресурсов) 2.Административный (организационный) менеджмент; 3.Финансовый менеджмент; 4. Маркетинг-менеджмент; 5. PR-менеджмент; 6.Транспортный менеджмент; 7.Инновационный менеджмент; 8.Инвестиционный менеджмент и д.р.

Школа науки управления или количественный подход (Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер.

Становление ШНУ связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер.

ШНУ сформировалась вначале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время.

Два главных направления:

Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Старая и новая парадигмы управления.

Парадигма (в управленческих и экономических науках) - система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых, определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков-управленцев и экономистов. С течением времени и под влиянием различных факторов (промышленные, научно-технические и технологические революции, мировые войны и т. п.) система взглядов менялась. Поэтому выделяют старую и новую парадигмы

Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая парадигма

1. Предприятие — это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны

2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности

3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента

4. Главный источник прибавочной стоимости — производственный рабочий и производительность его труда

5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работу нормах, стандартах и правилах исполнения

Новая парадигма

1. Предприятие — это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды

2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится второстепенной

4. Главный источник прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями и условия для реализации их потенциала

5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства

 

Свойства системы.

Адаптивность системы управления – это свойство, отражающее её способность быстро и гибко реагировать на любые изменения и вырабатывать адекватные управленческие команды, позволяющие сводить к минимуму действие возмущающих факторов. Адаптивность тем выше, чем более точно оцениваются возможности системы к изменению и чем более полно используются эти возможности для изменения деятельности в нужном направлении.

Управляемость – это такое свойство системы управления, которое отражает ее способность своевременно и без искажений доводить управленческие команды до каждого работника предприятия. Только в этом случае деятельность всех работников предприятия будет направлена на достижение общего результата, и все они будут действовать согласованно и слаженно. Управляемость – это основное свойство, обеспечивающее целостность деятельности.

 

Управление как процесс

В качестве процесса управление относится к серии функций. Это процесс, при котором управление создает, управляет и направляет организацию путем систематического, согласованного сотрудничества человеческих усилий.

Процесс управления состоит из трех аспектов:

Управление представляет собой социальный процесс- Поскольку человеческий фактор является самым важным среди других факторов, следует что управление занимается разработкой отношений между людьми. Это обязанность управления, чтобы сделать взаимодействие между людьми продуктивным и полезным для достижения организационных целей.

 

Руководство интеграционного процесса - Управление берет на себя работы, связанные с объединением физических и финансовых ресурсов человека, для достижения организационных целей. Таким образом управление является важной функцией, которая принесет гармонию между различными факторами.

Управление представляет собой непрерывный процесс - Это никогда не прекращающийся процесс. Это связано с постоянной идентификацией проблем и их решения путем принятия адекватных мер. Это непрерывный процесс.

Методы организации совместной деятельности:

Административные методы позволяют формировать основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административное воздействие осуществляется в следующих формах:

-прямое административное указание, имеющее обязательный характер для управляемой системы (приказ, распоряжение);

-установление правил, регулирующих деятельность управляемой системы (положения о структурных подразделениях, нормативы);

-разработка рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов в управляемой системе (должностные инструкции, методические указания);

-контроль и надзор за деятельностью управляемой системы.

Экономические методы. Включают методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования и др. Сущность заключается в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы управляемых систем. Под воздействием экономических методов управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными.

Социально-психологические методы. Данные методы основываются на использовании моральных стимулов, особых способов коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на эмоции людей.

 

 

Законы организации

Закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

Закон организации - закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными процессами и функциями. Например, разделение дополняется объединением, специализация - универсализацией, дифференциация - интеграцией и наоборот.

Закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности.

Закон композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

Закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое.

Закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

Закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания.

 

22.Классификация организаций (критерий формализации, форма собственности, отношение к прибыли, организационно-правовая форма, размеры, участие в различных секторах производства).

1)По происхождению:

– естественные (на основе добровольного объединения лиц, стремящихся реализовать свои интересы) – искусственные (проектируются и создаются по определенному плану по инициативе за счет ресурсов общности более высокого, чем они, порядка).

2) По юридическому признанию:

– официальные; – неофициальные (не зарегистрированные государством в установленном порядке)

3) По формам собственности:

– частные – государственные – муниципальные – иные.

4) По отношению к прибыли:

– коммерческие (основной целью является получение и распределение прибыли)

– некоммерческие (возможно ведение предпринимательской деятельности, получение и распределение прибыли, но только в некоммерческих, ранее сформулированных целях).

5) По взаимодействию элементов:

– механистические (четкая спецификация прав и обязанностей, оценка результатов по точности выполнения предписаний)

– органические (слабая иерархичность, самостоятельность отдельных звеньев, малое число правил и процедур, свобода выбора, внутренняя конкуренция).

6) По организационно-правовым формам:

– Коммерческие организации (преследующее извлечение прибыли)

– Некоммерческие организации (не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.)

7) По размерам:

– крупные – средние – малые (у них дополнительный критерий: в уставном капитале доля государственной и муниципальной собственности не выше 25%, доля некоммерческих организаций на выше 25%, доля одного участника не малого предпринимателя не выше 25%).

9) По участию в секторах (циклах) производства:

– отрасли первичного цикла (добыча сырья, в т.ч. организация сельского, лесного и рыбного хозяйства и т.д.)

– отрасли вторичного цикла (обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия автомобилестроение)

– отрасли третичного цикла (услуги для нормальной жизнедеятельности первых двух отраслей: банки, страховые компании, образовательные учреждения, розничная торговля, турагентства и пр.)

– четвертый сектор (все организации и институты, занимающиеся информационными технологиями; сектор сформировался сравнительно недавно).

 

 

Этапы функции организации

1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций.

2. Установление соподчинённости и взаимосвязей. Здесь должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц. Это достигается путем разработки положений о структурных подразделениях и инструкций, определяющих внутренний порядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации.

Предусматривается также персональная ответственность должностных лиц за выполнение указаний вышестоящего органа управления. Второй этап - это предусмотрение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных).

3. Обеспечение этих взаимоотношений - распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов. Перед управляющей и управляемой системами ставятся конкретные задачи обеспечения технического, организационного и экономического регулирования процесса производства, предупреждаются отклонения, восстанавливаются ранее предусмотренные параметры. Этот этап тесно связан с функцией.

Опыт показывает, что чем больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и инструктированию (второй этап функции организации), тем меньше возникает потребности в распорядительном воздействии и меньше приходится решать частные вопросы.

Понятие, виды и законы управления. Цель, функции, субъект и объект управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»

Управление- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Виды управления:

1.механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2.биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3.социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Общие законы управления:

• управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии);

• закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем

с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам, ожиданиям;

• закон жизненного цикла (любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, постепенного роста или стабильности, кризиса, упадка); понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства, приоритеты;

• закон «объективности субъективизма» в управлении и в науке. Ученые, исследователи, практики, познавая некий объект, явление, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений об объекте и предмете, на собственную эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают собственную, не лишенную субъективности модель объекта.

Выделяется 2 группы целей:

1.Сохранение и стабилизация, позволяющие поддерживать уровни потребляемых ресурсов. Проводит к результативному росту.

2.Развитие предприятия. Направлены на создание дополнительных ресурсов и достижение нового состояния, более эффективного.

В зависимости от уровня управления формируются функциональные цели аппарата управления:

1. Руководство. Управленческая цель состоит в завоевании рынка и создании конкурентоспособной продукции. Критерием оценки этой цели является выполнение стратегии.

2. По видам деятельности. Целью маркетинга является объем продаж, а критерием оценки – расширение доли рынка. Целью финансов является формирование издержек и отдача инвестиций, критерием оценки – снижение затрат и рост прибыли.

3. Персонал. Целью является организационное построение управления и подбор и расстановка квалифицированных кадров. Критерием оценки служит производительное использование трудовых ресурсов.

Основные функции управления:

-планирование; -организации; -мотивации; -координации; -контроль.

Объект управления- это отдельная структура организации либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие.

Субъект управления — орган либо лицо, которое осуществляет управляющее действие.

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»

Менеджмент– это вид управления. Он осуществляется в коммерческих организациях, деятельность которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы следует учитывать, что управление шире, поскольку применяется к разным видам чел-ой деятельности.

Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т. д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.013 с.)