Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ I УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Темой занятий могут быть игрушки. В различных игровых ситуациях, которые мы приведем ниже, логопед может выяснить, знает ли ребенок игрушки, в которые играет, умеет ли с ними обращаться, называет ли их и т. д. Логопед приглашает детей в кабинет и показывает им игрушки. Учит играть с ними. Объясняет, что после игры все нужно ставить на место. Затем разрешает поиграть детям самостоятельно. Какая тебе игрушка нравится? Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Воспитание зрительной памяти. Оборудование. На столе у логопеда игрушки: куклы, мишки, машины, зайцы, мячи. Дети стоят вокруг стола. Логопед предлагает им рассмотреть игрушки и назвать ту, которая больше понравилась. Допускаются ответы в одно слово, даже с искаженной структурой. Логопед разрешает детям взять игрушку, но при этом им необходимо запомнить ее место, поиграть и поставить точно туда, откуда они ее взяли. Назови игрушку Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Обучение употреблению формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительной памяти. Оборудование. Игрушки те же, что и на предыдущем занятии, к ним добавляют две новые. Картинки, изображающие игрушки. Ход игры. Дети садятся вокруг стола логопеда. Логопед предлагает запомнить им игрушки, лежащие на столе. Затем логопед предлагает детям отвернуться или зажмурить глаза и подкладывает новую игрушку. Дети поворачиваются по команде к столу и отвечают на вопрос: «Посмотри внимательно и скажи, что изменилось». Игра повторяется снова, только теперь логопед убирает со стола любую игрушку, а дети должны ответить: «Посмотри внимательно и скажи, какой игрушки нет». При ответе детей логопед следит за правильным окончанием имен существительных в родительном падеже. Такую же игру можно провести, используя картинки. «Послушная Катя» Цель. Активизация глагольного словаря, упражнение в составлении простого предложения. Оборудование. Кукла, мишка, заяц. Логопед. Наша кукла Катя послушная. Она будет делать все, что я ей скажу. Катя, сиди. Что делает Катя? (Сидит.) Скажем все про Катю: Катя сидит. Что делает Миша? (Миша сидит.) Что делает Ляля? (Ляля сидит.) Что делает зайка? (Зайка сидит.)
На следующем занятии с помощью этой же игры можно отработать тему «Употребление глаголов в повелительном наклонении». Количество игрушек, в данном случае кукол, должно быть по количеству детей, присутствующих на занятии. —Моя Катя послушная, — говорит логопед и дает команду кукле: «Катя, иди». — А теперь поучим кукол сидеть, — говорит логопед и обращается к кукле: «Катя, сиди». То же самое он предлагает сделать детям. Они самостоятельно дают своим куклам команды: Тата, сиди; Вова, сиди и т. д.
«Семья» Приблизительный пассивный и активный словарь по теме «Семья». Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый. Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Обучение построению простого нераспространенного предложения. Оборудование. Сюжетная картинка, изображающая семью; кукла Катя. Ход занятия. Логопед знакомит детей с куклой Катей, говорит, что у Кати есть своя семья. Рассматривается сюжетная картинка. Логопед. Это Катина семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку еще раз и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка. Логопед предлагает детям дать имя мальчику (сыну) и девочке (дочке), а также ответить на вопросы: кто это? Где папа, где мама? «Твоя семья» Цель. Активизация словаря по теме «Семья». Логопед предлагает детям рассказать, кто у них есть в семье. Если ребенок затрудняется, то логопед может задать ему вопрос: «У тебя есть брат, бабушка, дедушка?» Цель. Расширение и активизация глагольного словаря. Упражнять детей в составлении простого нераспространенного предложения. Оборудование. Картинки, изображающие предметы в действии («Мама сидит», «Папа стоит», «Бабушка лежит», «Девочка идет» и т. д.). Ход занятия. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и показать, кто стоит, сидит и т. д. Конспект занятия по теме «Семья» Цель. Усвоение понятий «большой», «маленький» и употребление их в предложении. Организационный момент. Обращаясь к детям, логопед говорит, что они пришли на занятие. Нужно сесть поудобнее, внимательно смотреть глазками и все видеть; ушками внимательно слушать и все слышать. Что делают ушки? (Слушают и все слышат.) 2. Логопед раскладывает перед детьми картинки. Дети их рассматривают и называют. (Это мама, папа, дедушка и т. д.) 3. Затем детям предъявляется пара картинок. Логопед задает вопросы: Кто большой? (Папа.) Кто маленький? (Сын.) Папа какой? (Папа большой.) Сын какой? (Сын маленький.) Рассматривается вторая пара картинок: Кто большая? (Мама.) Кто маленькая? (Дочка.) Мама какая? (Мама большая.) Дочка какая? (Дочка маленькая.)
Кто большой? (Папа большой. Дедушка большой.) Кто большая? (Мама большая. Бабушка большая.) Кто маленький? (Сын маленький.) Кто маленькая? (Дочь маленькая.) Кто в вашей семье большой? А кто маленький?
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме "Домашние животные" Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”. Предметный словарь: кошка, корова, собака, пес, лошадь, конь, коза, овца, кролик; обитатели; сыр, сметана, сливки, творожок, молоко; шерсть; пух; подвал, чердак; конюх, хозяйка, хозяин; хулиганы; овес; сад; лисица; жилище, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка (конура), курятник; детвора: ягнята, жеребята, козленок, щенок, поросята; мышки; село; стадо; двор; ферма; лужок; рога, лапы (лапка), копыта; раздолье; груз; польза; глазищи, усищи; шерстка. Словарь признаков: скотный, хозяйский (двор), домашний, рогатый, крупный, овечий (хор), верный, серенькие (мышки), теплая (шерсть), бабушкин, полезный, нужный, чудесный, теплый (пух), тяжелая (работа). Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять), кормить, ухаживать, заготавливать, прогуляться, выпускать (стадо), поить, причесывать, мыть, постригать, стеречь, переправлять (груз), вязать, приносить, трется, резвиться, пробираться, ловить (мышей), кивать (головами). 2. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка “Спор животных”). Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний: “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. Кошечка – (мяу-мяу) замяукала”). Развитие зрительного (игра “Что забыл нарисовать художник”), слухового внимания (прослушивание стихотворения “Скотный двор”); логического мышления (игра “Подарки гостей”); творческого воображения; подражательности; мимики; жестов (изображение детьми домашних животных); артикуляционной (“Улыбка”, “Лесенка”, “Маляр”, “Заборчик”), тонкой (движения, сочетаемые с речью “Прищепки-Кошечки”) и общей моторики (физкультминутка “Кошка”). 3. Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра “Что забыл нарисовать художник?”), положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры (“Прищепки-Кошечки”, мягкие игрушки (лошадь, кошка), предметные картинки (головы животных: собачья, лошадиная, овечья, козлиная, коровья)). Воспитание любви к домашним животным. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения. Оборудование:
Ход занятия I. Организационный момент. Логопед: “Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся”. Дети здороваются. Логопед: “Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить”. Дети: Говорим всегда красиво II. Самомассаж лица. Логопед: “Молодцы! Но, перед тем как приступить к основной части нашего занятия, давайте сделаем массаж мышц лица, лба, щек, ушей, губ, шеи” (под счет). Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж. Ручки растираем Дети потирают ладони. И разогреваем, Хлопают в ладоши. И лицо теплом своим Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз. Пальчики сгребают Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам. Ушки растираем Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз. Их вперед сгибаем, Сгибают руками ушные раковины вперед. Тянем вниз за мочки, Оттягивают уши вниз за мочки. А потом руками Легко похлопывают щеки ладошками. Щечки разминаем, чтобы надувались Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями. Губки разминаем, чтобы улыбались Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу. Как утята к утке, клювики потянем Вытягивание обеих губ вперед. Разомнем их мягко, не задев ногтями Большие и указательные пальцы разминают обе губы. Уголками губ мы щечки подниманием Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта. А потом от носа мы к губам стекаем Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам. Губки пожуем мы, шарики надуем Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух. И губами вправо-влево потанцуем Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу. Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе. Под другой губой лежит, кулачок другой стучит Язык – под нижней губой и поколачивание по нижней губе. Тянем подбородок и его щипаем Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам. А потом по шейке ручками стекаем Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами. V. Образование глаголов от звукоподражаний. Логопед: “Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу”. Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала”. Логопед: “Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики? Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?” Дети: “На картинке изображены: лошадь, корова, собака, кролик. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Собака живет в будке. Кролик живет в клетке. Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку”. VI. Движения, сочетаемые с речью “Прищепки”. ( Бельевой прищепкой поочередно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного у мизинцу и обратно на ударные слоги стиха). Логопед: “А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной”. Кусается сильно кошка-глупышка, X. Итог занятия. Логопед: “Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?” Дети: “Эти животные - домашние. И для человека они очень важные!” Логопед: “Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Послушайте стихотворение и ответьте, как называется место, о котором в нем рассказывается”. (Дети, прослушав стихотворение до конца, отвечают на заданный вопрос) Скотный двор Что за шум стоит вокруг? ОНР –III уровня Цели: 2. Развитие фонематического восприятия и слухо-речевой памяти, просодического компонента речи; развитие мелкой моторики и совершенствование в общей; развитие диалогической речи. 3. Продолжать воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу. Ход занятия Организационный момент /вступительная беседа/ Психогимнастика Сообщение темы занятия Характеристика звука по артикуляционным признакам Характеристика звука по акустическим признакам Упражнение на дыхание с использованием образного сравнения звуков Игра «Эхо» Произношение звуков «с», «с'» в словах Подбор родственных слов. Словообразования Динамическая пауза «Снежный ком». /Т.А. Ткаченко/ /имитация движений в соответствии с текстом, с проговариванием детей/. Звуковой анализ слов Развитие мелкой моторики Ход занятия Орг. момент: Дети входят в группу и становятся в шеренгу у доски. Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в страну загадок. Послушайте загадку: В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали загадку. Дети с логопедом идут налево и находят игрушку поезда. Логопед: О каком виде транспорта была эта загадка? - Эта загадка о железнодорожном виде транспорта. Логопед: Что еще может ездить по рельсам? - По рельсам едет трамвай, электричка... Логопед: Послушайте еще загадку: Что это за птица - песен не поет, Гнезда не вьет, людей и груз везет? Логопед: Назад пойдем и отгадку найдем. Дети с логопедом идут назад и находят игрушку самолета. Логопед: О каком виде транспорта эта загадка? - Эта загадка о воздушном виде транспорта. Логопед: На чем еще можно передвигаться по воздуху? - По воздуху летит вертолет, дирижабль, воздушный шар... Логопед: Я еще приготовила загадку: Не летает, не жужжит, жук по улице бежит, И горят в глазах жука два блестящих огонька. Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали. Дети с логопедом идут налево и находят игрушку автомобиля. Логопед: О каком виде транспорта эта загадка? - Эта загадка о наземном виде транспорта. Логопед: На чем еще можно передвигаться по земле? - На земле передвигаются на мотоцикле, автобусе... Логопед: Послушайте еще загадку: На море, в реках и озерах я плаваю, Проворный, скорый. Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем, проверим себя. Дети идут налево и находят игрушку парусника. Логопед: К какому виду транспорта относится парусник? - Парусник относится к водному виду транспорта. Логопед: Что еще передвигается по воде? - По воде плывет катер, пароход, корабль... Логопед: Что мы нашли сначала? - Сначала мы нашли поезд. Логопед: Какой предмет нашли последним? - Последним мы нашли парусник. Логопед: Повтори, Оля, все предметы по порядку их нахождения. -Поезд, самолет, машина, парусник. - Молодец! Логопед: Как все это назвать одним словом? - Это транспорт. Логопед: Да, сегодня мы будем разговаривать о транспорте. Логопед: Садитесь на свои места, вас ждет новая загадка. У вас на столах разобранные мягкие пазлы. Соберите пазлы и посмотрите, что у вас получилось. По мере выполнения логопед подзывает ребенка к отдельному столу. Логопед: Максим, положи на середину стола картинку с изображением воздушного вида транспорта. Логопед: Яна, положи картинку с изображением железнодорожного вида транспорта слева от воздушного. Логопед: Сережа, положи картинку с изображением наземного вида транспорта справа от воздушного вида транспорта. Логопед: Свою картинку, Аня, положи справа от картинки наземного вида транспорта. Назови, что лежит на столе. - Вертолет, грузовик, поезд, черепаха. Логопед: Как ты думаешь, Аня, какая картинка лишняя? - Лишняя картинка черепаха. Почему, Анечка? - Потому что эти картинки транспорт, а эта черепаха - животное. - Молодец! Логопед: На ваших листочках я приготовила еще загадку. Посмотрите внимательно на контуры предметов, найдите транспорт и заштрихуйте его. Логопед: Что ты заштриховал, Рома? - Я заштриховал самолет. Логопед: Сколько, Женя, у тебя всего изображено предметов? Назови их. - Всего изображено 4 предмета. Логопед: У меня новая загадка. На столах у вас стоят конструкторы. Нужно добавить недостающие детали моделям и определить, какое транспортное средство у вас получилось. - Дети собирают из конструктора транспортное средство. Логопед: Расскажи, что получилось у тебя, Ира? - У меня получился разноцветный самолет. У него есть крылья, хвост, винт, шасси. - Молодец, Ирочка. Логопед: А кто управляет самолетом? - Управляет самолетом летчик. Логопед: Что получилось у тебя, Алина? - У меня получился маленький катер. У него есть мотор, флаги, руль. За рулем моряк. - Молодец. Логопед: Что получилось у тебя, Максим? - У меня получилась гоночная машинка. У нее есть колеса, кабина, руль. Управляет машиной водитель. Логопед: А сейчас мы немного отдохнем. Выходите дети на ковер в полукруг. У меня приготовлена игра - загадка «Посмотри и замри». Я вам покажу карточки с изображением движений, а вы примите такую же позу. Логопед показывает картонные карточки с контурным изображением движений человека, а дети выполняют эти движения. - А теперь физкультминутка! Физкультминутка Сели на машину. Налили бензина. На машине ехали, до реки доехали. Стоп. Разворот. На реке пароход. Пароходом плыли, до горы доплыли, Пароход не везет. Надо сесть в самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у. Во время физкультминутки дети имитируют движения транспортных средств. Логопед: Отдохнули? Я вам приготовила путевки для путешествия. Рассмотрите каждый свою путевку и расскажите, на каком виде транспорта вы будете путешествовать и куда отправитесь. - Дети рассказывают. В конце занятия логопед подводит итог: Дети, о чем мы сегодня говорили? Какие виды транспорта вы запомнили?
I период обучения Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свои места тем детям, которые повторят по два похожих слова: дом — ком (бак — бык, кот — кит, бак — мак и т. п.). 1. Игра «Что ты слышишь?» Логопед за ширмой производит разнообразные действия: переливает воду, сминает бумагу, мешает ложкой в чашке и т. п. Дети должны отгадать и назвать действие. Игра «Верно или нет?» Логопед раздает детям по два кружка (красному и зеленому) и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем выставляет картинку, на которой нарисованы, например, банан и громко, четко произносит звукосочетания ПАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАМАМ и т. п. Дети поднимают соответствующие кружки. Логопед следит за правильностью реакций детей. 5. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей. II период обучения Тема: Звук К. Цели: Учить детей выделять звук К в словах (в конце и середине слов), анализировать обратный слог типа АК, определять наличие или отсутствие звука К в слове. Ход занятия Организационный момент. Логопед просит детей назвать слова со звуком К. Кто скажет слово, не повторяясь, садится на место. 1. Игра с картинками «День-ночь». На наборном полотне логопеда 8—10 картинок с изображениями предметов, в названии которых есть звук К (веник, гамак, мак, мука, банка и т.п.). Логопед говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза. В это время он переворачивает две картинки. Логопед говорит «День!». Дети открывают глаза и называют перевернутые картинки по памяти. (Количество картинок можно увеличивать в зависимости от уровня подготовленности детей.) 2. Построение предложений с опорой на предметную кар тинку. На наборном полотне — предметные картинки. В названиях, изображенных на них предметов и объектов, присутствует звук К (садик, лютик, кофейник, комок, кубик и т. п.). Логопед задает ребятам вопрос, не указывая на определенную картинку. Задача детей — выбрать нужный объект и составить предложение. Вопросы, например, такие: — С чем идет Вика? (С лютиком» кофейником, кубиком и т. п.) — Откуда идет Вика? (Из садика.) — К чему подходит Катя? (К кубику, к садику.) 3. Игра «Назови один предмет». Логопед называет множественное число существительных, в которых нет звука К или он находится в мягком варианте. Задача детей — назвать один предмет так, чтобы в слове появился твердый звук К. Даются слова: фантики, зонтики, огоньки, утята, телята, бублики. 4. Динамическая пауза. Дети повторяют движения логопеда, а во второй раз и стихи: АК — АК— АК. Вот какой гамак (три хлопка, руки в стороны). Ш *- ОК — ОК. Вот какой комок (три хлопка, присесть, «лепить» снежок). УК — УК — УК. Обломился сук (три хлопка, руки вверх-вниз). • По окончании физкультминутки логопед просит назвать слова, в которых дети услышали звук К. Анализ обратного слога. С помощью символов логопед анализирует с детьми слоги АК, ОК, УК, ИК. 6. Логопед читает короткие стихи и просит детей выбрать слова со звуком К: Раз паук на лук и мак сеть повесил, как гамак. Лег в гамак паук-чудак, не найти его никак. Игра «Назови ласково». Логопед называет слова без звука К и просит детей назвать данный предмет ласково, тогда сразу появится звук К. Даются слова: бант, самолет, винт, гном, мост, дом, пень. 8. У детей на столах разложены картинки с изображением одного или двух предметов, в названиях которых есть звук К. Логопед просит поставить картинки на наборное полотно справа, если про предмет можно сказать один, и слева, если можно сказать одна. Слова, например, такие: сук, банка, ветка, нитка, каток, моток и т. п. (Отметим, что хуже всего дети с общим недоразвитием речи воспринимают звук К в начале слова, поэтому такие слова на данном этапе не даются.) 9. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Тема: Звуки К, Т. Цели: Учить детей дифференцировать на слух звуки К и Т в словах. Продолжать учить детей анализу и синтезу обратного слога типа АК. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает повторить сочетания из двух-трех слогов. Например: AT — АК — AT, ТА — КА, ИТ.— ИК и т. п. Игра «Лишнее слово». Логопед выставляет на наборное полотно пять картинок с изображениями, в названиях которых присутствует звук К или Т. Например: маК, Тумба, вениК, совоК. Затем предлагает детям вспомнить, какие звуки учили на прошлом занятии, уточняет их артикуляцию и звучание. Потом логопед, указывая на картинки, просит произнести слова, обозначающие изображенные предметы, и сказать, какое слово (с учетом наличия в нем звука К или Т) среди них «лишнее». (Игра повторяется еще два-три раза на Материале разных слов.) Дети в обязательном Порядке проговаривают слова хором и по одному. Игра «Подберем подарки». Логопед показывает Детям две нарядные куклы и объясняет, что зовут их Таня и Катя. Затем сообщает, что сейчас дети будут играть в день рождения и дарить куклам подарки: Кате те, в названии которых есть звук К, Тане те, в названии которых есть звук Т. Логопед достает из коробки подарок и вместе с детьми проговаривает его название: цветоК (Карандаш, Копилка, Кошелек, Туфли, зонТ и т. п.). (Важно, чтобы в одном слове не было звуков К и Т вместе.) Когда «распределены» все подарки, можно для Тани придумать кушанья, в названии которых присутствует звук Т (здесь уже может встречаться звук К, важно, чтобы дети выделяли звук Т): салаТ, ТомаТный сок, нарТошка, компоТ, коТлеТы и т. п. Таким же образом подбираются названия блюд со звуком К для Кати: Клубника, Кофе, Крем, соК, напитоК, селедКа и т. п. 3. Динамическая nayза. Дети повторяют движения, которые показывает логопед, а во второй раз и стихи: АК— АК — АК, вырос в поле мак (три хлопка, присесть). ОТ — ОТ — ОТ, это — бегемот (три хлопка, руки в стороны, шаги на месте). УК — УК — УК, вот ползет паук (три хлопка, потянуться вверх)» ИТ■ — ИТ — ИТ, самолет летит (три хлопка, руки в стороны, наклоны). ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ I УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Темой занятий могут быть игрушки. В различных игровых ситуациях, которые мы приведем ниже, логопед может выяснить, знает ли ребенок игрушки, в которые играет, умеет ли с ними обращаться, называет ли их и т. д. Логопед приглашает детей в кабинет и показывает им игрушки. Учит играть с ними. Объясняет, что после игры все нужно ставить на место. Затем разрешает поиграть детям самостоятельно. Какая тебе игрушка нравится? Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Воспитание зрительной памяти. Оборудование. На столе у логопеда игрушки: куклы, мишки, машины, зайцы, мячи. Дети стоят вокруг стола. Логопед предлагает им рассмотреть игрушки и назвать ту, которая больше понравилась. Допускаются ответы в одно слово, даже с искаженной структурой. Логопед разрешает детям взять игрушку, но при этом им необходимо запомнить ее место, поиграть и поставить точно туда, откуда они ее взяли. Назови игрушку Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Обучение употреблению формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительной памяти. Оборудование. Игрушки те же, что и на предыдущем занятии, к ним добавляют две новые. Картинки, изображающие игрушки. Ход игры. Дети садятся вокруг стола логопеда. Логопед предлагает запомнить им игрушки, лежащие на столе. Затем логопед предлагает детям отвернуться или зажмурить глаза и подкладывает новую игрушку. Дети поворачиваются по команде к столу и отвечают на вопрос: «Посмотри внимательно и скажи, что изменилось». Игра повторяется снова, только теперь логопед убирает со стола любую игрушку, а дети должны ответить: «Посмотри внимательно и скажи, какой игрушки нет». При ответе детей логопед следит за правильным окончанием имен существительных в родительном падеже. Такую же игру можно провести, используя картинки. «Послушная Катя» Цель. Активизация глагольного словаря, упражнение в составлении простого предложения. Оборудование. Кукла, мишка, заяц. Логопед. Наша кукла Катя послушная. Она будет делать все, что я ей скажу. Катя, сиди. Что делает Катя? (Сидит.) Скажем все про Катю: Катя сидит. Что делает Миша? (Миша сидит.) Что делает Ляля? (Ляля сидит.) Что делает зайка? (Зайка сидит.)
На следующем занятии с помощью этой же игры можно отработать тему «Употребление глаголов в повелительном наклонении». Количество игрушек, в данном случае кукол, должно быть по количеству детей, присутствующих на занятии. —Моя Катя послушная, — говорит логопед и дает команду кукле: «Катя, иди». — А теперь поучим кукол сидеть, — говорит логопед и обращается к кукле: «Катя, сиди». То же самое он предлагает сделать детям. Они самостоятельно дают своим куклам команды: Тата, сиди; Вова, сиди и т. д.
«Семья» Приблизительный пассивный и активный словарь по теме «Семья». Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый. Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Обучение построению простого нераспространенного предложения. Оборудование. Сюжетна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.145.167 (0.017 с.) |