ТОП 10:

Конечно, герой всегда не прочr. нограбить, но это Д:IЯ него не самое r:la8-



a~ СВОДI>У твкстов C~I. l\Ut!Тlt: Ch. La bataille cle K:Hlech /! MIFAO. 1928. Т. 55.

47 Нпрочеы, и она 11(> аfiСОJlютна. И Тут.\IOС 111. и Аменхотеп 1 1, и Рамсес 11 особенно

repoi!cTIIYIOT 8 IIВр8ЫХ С/lOlIХ походах, а 8 даJIЫlейпюм успокаиваются -- они уже НI!

QlJэраССУДСТJJУIOТ. а тексты ю: стаНОDНТСII более liесстрастными.

-8. Gardirt.-r. The ))l!feat .. , Pl. 12--13.

ное,- а ведь 11 тексте Камоса речь идет о таком славном событии, как на'

А.'1О объединения страны и освобождения ее от fIIKCOCOB.

АвтобиографичеСКllе надписи воеllача.'1ЫШКОВ и ВОИIIОВ, которых ОТ

Нового царства ДОШ,'10 нема.'10, всецело продолжают предшествующую

традицию. Нача,'1Ь1ШК }'ребцов Нхмос 4» В молодости еще как рядовой участаова;}

В осаде и ВЗЯТIШ столицы ГИКСОСОВ Авариса, но в его надписи нет

JI следа вполие естественной в этих обстояте.'1ьствах гордости освободите.'

Я родины. В дальнейшем он принимал участие в подавлении мятешеi

D Египте и в азиатских и нубийских походах неСКОЛЬК1fХ царей, T3It

То за свою if,ИЗИЬ он немало отличился - взял многих пленных, добы.'1

сязыка*, для чего ему ПРИШ"lOсь подп.'1ыть к ПРОТИВIIИКУ под водой, захваТИ;

I колесницу с воином и т. д. Из таких <>ПИЗОДОD, ПрllDОДIIМЫХ без какихлибо

Оценок. состоит вся его надпись, причем ПОСJlе каждого сообщается

о царской награде за содеянное, которая сама по себе .' ЯDJlяется еДlIнствен-

Нушной формой признаНIIЯ 50. В конце надписи НХМОС подводит IIТОГ

Своему жизненному пути - он состоит в том, что ему удалось на свои

Средства соорудить I'робницу,- а затем еще раз переЧllсляет все ПО.'lученные

Ню'рады в общем списке. Примерно так же строит с)юю надпись н

Другой храбрый вояка, Нхмос-пен-нехбит - после рассказа о своей до.'lгой

ВОШIСIЮЙ С;lужбе 011 приводнт СПIIСОК наград, полученных от каждого

Царя, начиная с Нхмоса 11 кончая Тутмосом 11. Еще более nыдающиеся

Поступки совершил во время по ходов Тутмоса 11 1 IIОИН Аменемхеб 52 -

Переп.'1ЫВ через Евфрат, ВЗЮI lIескодышх «нзыкоВ» 11 Ilернулся с НllМи назад,

LIа охоте спас царя от разъяренного сдона, отрубив ему хобот, первым ворваде

Я в брешь в стене осаждеШIOI'О Надеша 11 т. Д. НО и D его автобиографии

J(аждый из "тих сдавных :ШIlЗО;,ОJJ СОПРОВОifщается списком наград, J<OTopble

АЛЯ Аменемхеба явно важнее самих поступков.

КонеЧIIО, воины наверняка с J'ОРДОСТЬЮ расскааЫВ3ЛII друг другу

Байки о своей отваге, похваJIЯJШСЬ удачными ударами, хвастались силов

(JlНаче просто 11 быть не MOfJIO, ведь ОНII bce-таКII БЫЛII вполне нормальIIЫМИ

живыми людьми), но Xapal\TeplIO, что З1'0 lIе считал ось ДОСТОИIIСТIJаМИ,

Ноторые CTOIIT кан-то акцеНТllровать. У МИРIIЫХ жителей Египта ВОИJlЫ,

сращавшиеся за пре;tеJ1ами страны, также пе вызывали ВОСХllщеJJИЯ;

более того, к ним ОТНОСИЛИСl. в(!съма иронично. Это хорошо отразилосъ

Школьных поучениях, ПРОТИlIопоставляющих сытую и спокойную работу

писца всем прочим профеССIIЯlll, изобращаемым в I\раЙIIС неприглядном

Свете. Среди зтих последних 11 с;rужба воина, ноторыйвсю жизнь

Подвергается побоям IIaчаЛЬСТJl3, переlЮСIIТ тяготы походов, не имеет

Хорошей еды и, Jlакопец, возвращаеТСlI домой инвалидом (Р. Lansing,

9, 4 - 10, 10 ~Э; Р. Апаstаsi 111, 5, 5 - 6. 2 6~ = Р. Allastasi IV, 9, 4-

.. {Jrk. lУ. S. 1-11..

ЪО Характерно, что за пленение прагов HX.fOC получал их в награду кз}, рабов.

Однако однажды за двух мужчин ему iiыли даны две щеlfЩНВЫ (CTICK. 18--t9), а ОДllажltbl

33 двух ЛУЧIIИКОВ - I1HTI. человек (сткк. 21-22). Т~шим обра:JО!оi. по Rрайией MI)pe

Иногда ВОIIНУ даваЛИСI. в рабство не :щхвачеНllые им люди, а другие плеllllые: тсм самым

нзграда обезличивалась, утрачивала испосредствеНllУЮ свнаь с содержанием поощряемого

Поступка в превращалась просто в Шlату 3(1 хорошую работу. Не приходится

rоворитъ что таное lIерераспррделеllИt! ,не имеет ничt'го общего с праКТИКOIi обществ.

ориеНТllРОВ3IIIIЫХ "а героику.

~1 tJrk. 1 У. S. 32-39.

TJrk. 'У. S.889-897 .

• , Budge Е. А. И'. Facsimiles of Egyptian Нieratic Papyri in НIC British Мusеl1Ш

2 Series. L., 1923. Pl. 23-·24 .

•• Gardifla А. Н. I_ate Egyptian Miscellanies. Bruxel1es. 1926. Р.26.

1.0, 1 5& = Р. Chester Beatty IV, VS., 5, 6-6, 156 = Р. Chester Beatty V,

rt., 7,4 - 7,757; ср. также Р. Sallier 1,3,5 - 3,11 58 = Р. Anastasi V, 10,

3 -11, 659 = Р. Chester Beatty V, rt., 5, /j - 5, 960). Разумеется, здесь

Сказывается извечное интеллигентское презрение к армии, усиливаемое

Дидактической направленностью школьных текстов, в которых иногда

Намеренно придумываются унизительные для воинов эпизоды (Р. Anastasi

111, 6, 2 - 6, 1061), но все же, чтобы во времена экспансии такие настроения

Были распространены, в обществе должна существовать совершенно

Определенная атмосфера.

И такая атмосфера действительно существовала. Пожалуй, особенно

Хорошо она проявляется в огромной роли, которую играет в Новом царстве

Суд, пронизывающий все стороны жизни. Обществу со столь развитыми

ПраВОВЫМII отношениями герой не только не нужен, но и опасен, ибо

Он обязательно нарушает равновесие, поддерживаемое законом. В высшей

Степени интересно, как такое положение отражается в мифологии.

Сюжет записанного как раз во времена Нового царства текста, посвященного

Борьбе Хора и Сета за наследство Осириса 62, как иельзя лучше,

Казалось бы, подходит для героического мифа. Однако на героику в нем

Нет и намеКIl. Хотя персонажи и сражаются между собой, они полагаются

Не на силу, а на разного рода магические уловки; вопрос же о судьбе сана

ОСllрпса определяется не победой одной из сторон, а решением наблюдающей

За борьбой ДевяТlШ богов. Такая поразительная бюрократизация мифа

Служит прекрасной иллюстрацией египетской системы ценностей этого

Периода.

Бурная эпоха Нового Царства истощила египетское государство.

После Рамсеса 111 институт царской власти начинает ослабевать. Развивается

Конфшшт между царской администрацией и фиванским жречеством,

Который ПРllВОДJ1Т К тому, что на 9-м году правлеНlIяРамсеса ХI

Верховный жрец Амона Херихор объявляет начало новой эры в истории

Страны, основанной на ПРИНЦИПJlilЛЬНО новом ПОlшмаюlИ власти. Если

В эпоху Нового Царства многие действия царя, а иногда и само его назначешw

ПредопределЯJIOСЬ оракулом Амона, то теперь этот принцип доводился

До логического завершения: субъектом власти в идеале провоаглаШIlЛСЯ

Лмон, Херихор, КaI, верховный жрец становился его наместником,

Фактически управляющим страной. Была попрана даже сама божественность

Царской пласти.

На последующую XXI танисскую династию это событие оказывает

Весьма ощутимое влияние, так что ее цари едва ли не все важные решения

Передоверяют фиванскому оракулу. Такое огромное значеЮlе «града Лмона,.

ПрЮlOдит в царствование Псусенеса 1 к тому, что правите.'1Ь фив Пенеджем

Фактически достигает равного с царским положеНIJЯ,. и разделение власти

N стране обретает вполне определенные географические очертания. Власть

&5 Ibld. Р.44--45.

56 Gardiner А. Н. Hi()l'atic Papyri ill thc British Museuffi. 3 Series. Chester ВеаНу

Gift. V. JI. Plates. L., 1935. Pl. 20.

Ibld. Pl. 25.

{8

5~ Gardiner. Late Egyptian Miscellallies. Р. 79.

Б9 Ibid. Р.6()-·61.

60 Gardiner. Нieratic Papyri ... Pl. 24.

61 Idem. J,ate Egyptiall Miscellanies. Р. 27.

82 Idem. Tht, Chester Beatty Papyri . .м 1. L., 1931.

Царя сосредотачивается в Дельте, а власть божья обосновывается в Фиваиде.

Эта тенденция продолжается и при ХХII ливийской династии, но

Теперь девальвация царской власти переходит допустимый предел и приводит

К такой нестабильности, что при Шешонке 111 в Дельте происходит

Раскол на две династии (ХХII и XXIII), а после смерти Шешоика V во

Всем Египте оказывается одновременно четыре царя: Осоркон IV, Иупут 11

(в Дельте) и Пеф-чау-ауи-баст, Ламенту (в Верхнем Египте).

В ливийское время размежевание между Дельтой и Верхним Египтом

Вступает в новую фазу. Политические процессы в Дельте, ииогда называемые

«ливийской анархией», обособляют Нижний Египет фактически как

отдельную страну, что находит отражение и в Библии (например, Мицраим,

Патерос, Куш - Ис. XI, 11). Когда у границ Египта появляется новая

Сила - эфиопские цари, Фивы довольно быстро признают их. В лице эфиопа

Пийе Фивы получают номинального царя с ОI'рОМНОЙ властью, направленной

В пользу культа Амона. Однако влияние Фив распространялось не

На всю Дельту, а лишь на ее часть; с эфиопами сосуществуют некоторое

Время цари-эпигоны XXII-XXIII династий и коалиция удельных владетелей







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.208.153 (0.012 с.)