ТОП 10:

Интересно, как Сенусерт IIJ, крупнейший воитель ;шохи,



в своих надписях сам парушает образ героя. Рассказав в т(<>;стах на стелах

Из Семны и с острова Уронарти 28 о победах над нубийцами и расписав

Свои доб.'1ести, он тут те снижает пафос победы, заявляя, что нубийцы

Трусливы и не СИЛЫIЫ. И все же эта пусть даже непоследовательная героизация

Создает основу для дальнейшего развития в Новом царстве.

Перейдем теперь от царей к их подданным. Казалось бы, в I IIереходном

периоде, в атмосфере усобиц на передний план должны были выступить

Воинские доблести и должен был возродиться архаический идеал

Героя. Этого, однако, не происходит - слишком CJlJIbHblM был импульс,

Данный Старым царством, слишком яркой была память о величии объединенного

Египта, не нуждавшегося в герое, чтобы полтора века смут могли

Серьезно пошатнуть прежнюю систему ценностей.

Весьма показательны в зтом отношении автобиографии HOl.fapXOB"

Особенно большие сиутские надписи, в которых военные победы описываются

Не как нечто самоценное, а лишь как средство достижения порядка

И процветания. Номарх Теф-иб 29, подробно рассказав о жизненно важной

Победе над своими южными соседями, заключает, что в результате расцвели

Храмы и стали приноситься жертвы богам. Его сын Хети спас во

Время войны своего господина, гераклеОПОЛЬСIЮГО царя Мерикара,

И в целости доставил его в столицу, однако основное место в автобиографии

номарха 30 отводится не :>тому зпизоду, а строительству храма городского

Бога и благоденствиIO Сиута. Итак, даже в эпоху раздробленности, дававшую

неограllиченные воз мощности ДJ[Я проявлеllИЯ ратной доблести, героев

В Египте все-таки нет. а фигурой номер один, как и в былые времена,

Остается мудрый администратор.

Единственное за первое тысячеJlетие истории египетского государства

Свидетельство об отващном ноступке, в котором совершивший его

[,epsiusR. Denkmaeler a"s Aegypten und Aet.hiopien. 2. AЬt., 8 .• t850. 81. 136Ь;

Bиdl!e Е. А. W. ТЬе Egyptian Slldan. V. 1. L .. t907. PI. ooposite. р. 491.

29 Gri/lith "'. Ll. ТЬе In~ript.ions of Siut, апд Dёr ННеЬ. L .. t889. PI. Н: Brunner Н.

Ше Texte aus дет Grabern der Hcrakleopolitenzeit von Siut. Gliickstandt-Hamburg -

New York. t937. S. 47.

30 Gri//ith. Ор. cit. PI. 13. 14. 20; Brunner. Ор. cit. S. 52-63.

человек видит самостоятельное значение, а не просто хорошо ВЫПOJшенную

Работу, - надпись в Абиско, оставленная нуБИЙСКIlМ 1I011ll0M Чехмау,

СJIУЖИВШИМ фиванскому царю XI ;ЩII. Мснтухотепу Небхепетра 31.

Во время сражения с азиатами JIOЙСКО фllНaJщеJI бы:1O обращено D бегство;

ОДИJl лишь Чехмау смедо встрепш врага 32 11 тем самым переJJOИИД

в пользу епlПТЯН исход всей битвы. УНlIка.'IЫЮСП. ;этого СВИj~етеo'Iьства

Jlепокаil,ется нам чем-то странным, ес:ш мы будем учитывать, что Чехиау,

несмотря на сдужбу в епшстской армии, )I<'е же оетава;н:.я нубиЙцем.

Носителем ценностей родового общества, ПРИ311ающеl'О, в ОТ,ШЧllU от Египта.

Героизм одним из оеновных ДОСТОIIНСТВ чеJIOJlска.

В Среднем царстве восетаВОIlИIlШIIЙСЯ бюрократический порядок воспроизводит

Систему ценностей чиновничества, 11 ЦР:lОМ ана:IOГИЧIIУЮ староегипетской.

Первые места в ней заНlIмают ;\оБРОСUJlееТllая С:lужба царю,

карьера и ПРОlfсте((ающие из нее jlшзнеlIllые б~Iaга. В афориеТИ'lеском виде

Эту премудроеТJ, еФОРМУШlрова,1 автор ПО:llIтичееиого трактата, известного

Нам в ОСНОШЮJlI по ('писиу lIа t'Te,lp Схетепибра 33; «Пища -- ;НО царЫ).

Среднее царство озвамеJЮJlано гораздо большей, чем прежде, военной

и ХОЗЯЙГПleJШОЙ аКТlIJIJЮСТl,Ю за пре;\С:JaМII Египта. Однано, наСКОJlJ,КО

Можно еУДIIТЪ по подпиеям DОИПСЮП: нача:Н,НIIКОВ, ОТНОШСJllШ к нойне

каи и работе всецело сохраняетея. 'Ган, например:Н, ХуеебеК-ДiНаа !I

Сращении захваТИ:l в ШIСII азиата, причем он так Рllа:IГЯ в бой, что IIредо('.

TaBIIJI разоруа;аТI. понершеНJ/ОГО ирага ;(IIУ1ll е1l0ИМ :lJО;(ЯМ. IIоступок

отважный, тем более что Хусебск в ОДlшочиу гпраl\ИЛСЯ с прОТИВНIIИUМ,

удерщать иоторого могут шшп. Alloe 3~, однаl\О ДJIЯ самого победитешt

I'ораздо ваншес царская награда за него - ОрУiJШС II.'IеШlИиа. Что может

быть противнее еамому ;~yxy геl'оиама с его I,УЮ,ТОJII ОРУilШЯ, чем полу'

шиие орушия побеiJщенного 113 PYJ< ('.1I0его гоt'ПО:(IJIШ?

Такое же отношение к е,1lужбе JJ у нача:IЫIИJЮН МlюгочисдеПIIЫХ эксl1еДIIIЩЙ.

Хотя в их наДПIIСЯ~ lшогда' и УПО~flllIаются IlреО;~О:leIшые трудности,

деJlается это не /,\.'IЯ ОllиеаНlfЯ БОРJ.Бы ('. ними. а то,л.но Д.'JЯ того.

чтобы подчеркнуть хорошее выпшIcнlIc зз;\аШIЯ. Примеры моашо умножать,

110 ОСПОJlШИМ в ИОНl\е ИОIЩОВ «Сиазку о потерпеJlшеlll корзБJIекрушевие)}

36, где да.'lЫJее морекое плавание. lIевеРОЯТIJОl~ гпаеение е погибшего

Кораб.'IЯ и чудеса ВО:JJJJебного острова меркнут переiJ, б;lаГОВО.'JСШJeJlf царя,

назначающего переонаа;а ека;нш на БОJIее выеокую ;~ОШI\!10СТЬ Jl шаJIУЮщего

Его JIIНОГОЧllеJIеНIIОЙ че.'1ЯiJ,I,Ю.

Д.1JЯ того, чтобы стать героем, еl'ИПТНlШНУ ПУi-JШО lIырвап,ея из еистемы

r,оциаJlЫJЫХ связвй, опреде.'IЯЮЩIlХ вею его ;ЮIЗНЬ, а D03J1IOIl\110 ;)ТО тодько '1 ОДНО]\[ случае - t)СJJИ он перестанет быть еПIПТЯНШIOlII и вЮIЮЧИТСЯ 11

иную систсму l~еШlOстеЙ. Единственный известный елучай таиого полного

перерml;;((>ШIЯ описан в «Повести о СИJlухете)} 37. Цзрсиий приБЛЮJ,СН-

31 И'еigаll А. Л Heport оп the Лntiquitiеs of I~o",'cr N\lbla. Oxf., 1\Ю7. Pl. 1\1; nоеder

G. I)сЬод Ы!' ВаЬ Kalabschc. В(I 1-11. L.J Caire, 19Н. Taf. 107 . .J\Ъ 1.

3~ Впервые ,пот пассаж оБЪRСЮIЛ Ж. Поаеllер: Posener G. А ргоро,; дe~ Itraffi ti d' z~blsko

.'/ Arch. Or. 1952. V. 20. Р. 1113. Not. 3. Тепl'РЬ см. также SC/lenkel И". M'?!llPhls ....

Herakll'opolis -- TIICbcn. Die ерigгарhisсlнш Zсugпi~~с (Iвг 7.--11. J)ynastH) Лgурtеns.

Wie~baden, 1965. S. 274-275. М 455.

33 l-ange 1/. О., Schii/er 1/. Grab- 1ItН! Dl'пkstеiпе des Мittlегвll Heichs im M\lseum

von Kairo. Тhвil 4. В .. 1902. Taf. 40; ТЬеН 2. В .. НЮ8. S. 145·-·150.

3~ Gartstang J. Et-Araball. I~., 190t. Рl.4-5. _

З$ ВнеРВЫIJ НlIJlМание на содержзщийся 8 надПlЮИ Х усебека МОl'IIВ похuа.льбы силон

06раТИlI ДЖ. Г. Брэст<,д: Breasted J. Н. Ancient Records of Egypt. \'. 1. Chlcago, t!Ю6.

Р. 305. Not. а.

3. Golenischef/. Ор. cit. Pl. 1-8.

37 Gardi"er А. Н. Ше Erziiblung де!! Silluhe und die НiгtеП~I)!К;Ысh\.е. 1,Pl, 1909.

Ный Синухет, опасаясь преследований по политическим мотивам, бежит

В Сирию и, поскольку возвращение в Египет представляется ему невозможным,

Начинает новую жизнь в полном соответствии с норм.ами и обычаями

Общества, стоящего на родовой стадии развития. И происходи-г

Чудо - прежний сверхосторожный царедворец превращается в отважного

Предводителя племени, настолько хорошо вписывающегося в образ

Жизни азиатов, что местный правитель даже ставит его над своими сыновьями.

По существу же никакого чуда пет: просто за пределами Египта существуют

Условия для реализации JIИЧНЫХ качеств мужественного человека

И есть общество, почитающее эти качества.

Сцена битвы Синухета с местным богатыреr.[, пришедшим оспорить

Его первенство,- единственный героический ,шизод во всей классической

Египетской литературе. В ПОJIНОМ соответствии с кодексом чести

Героя Синухет заявляет, что «еСJIИ захочет бык биться, захочет ли (другой)

храбрый бык отступить из страха перед равным себе) (В, сткк. 123·-124),и

В дальнейшем ведет себя соответственно. Ночью перед боем он любовно

Подготавливает оружие (В, сткк. 127 -129) (мотив, характерный для описания

Действий героя) 11 наутро побеждает богатыря, причем добивает

Противника его же собственным топором (В, стк. 140) (также героический

Мотив, близкий, как отметил Б. А. Тураев 38, к ОПllсанию победы Давида

Над Голиафом, 1 Цар. 17, 19).

Однако с Синухетом происходит и второе превращение. В зените славы

Он получает милостивое ПРИГJIашение царя возвратиться в Египет и,

поскольку это дает ему гарантию стодь важного Д"IЯ всякого египтянина

Погребения на родине, он ликует и сразу же бросает завоеванное положение,

Богатство и семью. Удивительно, однако, как легко и охотно он включается

в египетскую систему подчинения, !'де его место в корне ОТJIИЧНО

от того, К которому он ДО.'1жеп быт" привыкнуть за дссятидетия на чужбине,

- ведь 011 из незав][с][мого воащя снова превращается в пусть почитаемого

И хорошо обеспечеllНОГО, но все же слугу. Герой бессдедно I1счезает,

И объяснить ату метаморфозу ОДIШМП религиозными мотивами невозможно

- видимо, с рождения воспитываемая привычка 1\ подчинению и CTpeJl[ление

Быть частью целого под названием «египетское государство» HaCTOJIbко

Входят в плоть и кровь еГlIптяшша, что искоренить их не мощет даже

Подлинная свобода 39.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.01 с.)