ТОП 10:

ПеРJвода это, вероятно, вполне удовлетворительно, 110 каково реальное



~одержание термина 11 D данном тексте?

Дело в том, что персонажи в строке VI/9 совершенно безлики, лишены

Индивидуальности; они всего лишь воины своего набольшего, поступки

Которого действительно представлены в героическом свете. Более того,

Ни один из персонажей .Сказанию), который совершает героические поступки,

Не обозначен словом 11. Мы неизбежно приходим к выводу, что

Данный термин не обозначает героя, которого мы ищем. Таким образом,

Обнаружить особый термин, который в египетском языке обозначал бы

Героя, нам не удается.

И вместе с тем в TeJ(CTe Венской рукописи выведены несколько пер сонажей,

Поступки которых прекрасно соответствуют представлеllИЯМ о воинственном

Герое. Наиболее яркие из них - Петехонс и Пему - появляются

Также и в Страсбургской рукописи «Сказаний). Сразу следует оговориться,

Что многие из централыlхх персонажей сказаний являются историческими

Лицами, которые известны по памятнинам или из исторических текстов,

Заслуживающих безусловного доверия. Таковы фа:.аон Петубаст, владетели

Wb. V. 382. 6 Н.: Wb. Be)crl'te1111rgcn. Bd. V. 57.lillks.

68 Breschiani. Der Knmpf ... S. 35, 87, 180.

2t

Пекрур, Лнх-хор, сын Нехкn; Тахос, сын Лнх-хора; Лнх-хор, сын Хэлбеса,

И другие. Присутствуют также и исторические фигуры первой величины,

Такие, как эфиопский царь Урдамаие (Танутамон) и ассирийский царь

Аслаштени (Лссархаддон). И тем более удивительно, что никаких достоверных

CJIeAOB одного из главных персонажей «Сказаний», Пему младшего,

обиа РУil\ИТЬ не удается 811.

Это обстоятельство легко было бы объяснить вымышленностью данного

Действующего лица, но не исключено и то, что именно незначительность

Пему как владетеля сделала его «невидимым» для современпых историков.

В любом случае мы сталкиваемся с поразительной ситуацией: авторы

«Сказаний» видят .героя своего времени» в среде лиц, которые представляются

Нам исторически малозначимыми. Напротив, в Страсбургской рукописи

Петехонс и Пему играют едва ли не самые значительные роли

В избавлении фараона Петубаста от козней тринадцати азиатов (XI.3-6),

Да и скрытый смысл данного отрывка состоит в изображении борьбы за

Власть над всем Египтом. Представая в образе героев, Пему и Петехонс

Названы п' Цm-Ы.w (XI.9), что обычно переводится как «молодые люДИ

». Несколько ниже в тексте наши персонажи названы п' гшt ~п~п

(XI.16), буквально «люди битвы» (особая категория профессиональных

ВОИIIОВ, принципиально отличная от ополчения ms<, составлявшая, вероятно,

Основу дружин удеЛьных владетелей). Поскольку молодость вообще

Свойственна воинам, то оба обозначения «молодые люди» и «люди битвы

», казалось бы, прекрасно соответствуют друг другу. Однако термин

Hm-hl обладает и совершенно определенным социальным звучанием, которое,

Насколько нам известно, раньше не отмечалось.

В демотической литературе хорошо известен персонаж, которого

часто называют Ьт-Ы n w<b 70. Это, как правило, молодой человек, который

В силу тех или иных причин не может найти своего места в обществе

И пытается обрести место жреца в храме, которое бы доставило ему средства

К жизии и, главное, обеспечило бы ему определенное положение в его

Социальной группе. Одной из важнейших общественных цеиностей

в Египте всегда было положение в системе социальиой заиятости; ~т-b!

n w<b - это И есть человек, по молодости лет еще не включившийся в эту

Систему.

Итак, перед нами еще один парадокс. Пему и Петехонсу явно отданn

Предпочтение в «Сказаниях», но эти персонажи стоят вне системы традиционных

Египетских социальных ценностей. И надо сразу оговориться,

Что эта их позиция вполне сознательна. Следовательно, мы вправе подозревать

У них наличие некой системы ценностных ориеитаций, которая

Отлична от традиционной для Египта.

Таким образом, поиски героя привели нас киеобходимости анализя

Ценностей особой социальной группы мелких удельных владетелей,

Появившихся на исторической арене в Нижнем Египте в смутные времена

Ассирийских походов. Венская рукопись .СказаниЙ» предоставляет нам

Богатые возможности для этого. Разберем конкретный случай.

В один из моментов повествования фараон Петубаст, которого текст

«Сказаний» представляет полновластным владыкой Египта, приказывает

Пему младшему воздержаться от насилия, ибо это причинит вред всему

69 Существует несколько памятников, несущих имя P'-mj, например Stela SeraPt:.um

1М 2705 (Х Х IV год Тахарки): Malinln М., POBeТU1r с .. Vercoutter J. Cat.alogue des steles

Du Sбrарбum de Momphis. Р., 1968. Р. t01-102, ом 127. отождествление, однако, остается

Весьма проблематичным.

70 Erichsen. W. Eine шще demotische Erzihlung. Mainz, 1956. S. 49-81.. В тот же ряд

I'lOжно поставить и папирус R ylands 1 Х, хотя сам Петесе прямо не назван bm-hl п w'b.

Египту, однако Пему не подчиняется, так как отказ от распри покроет

Его позором, который будет разнесен по всей стране. Воинские силы самого

Пе)IУ Rрайне невелики, всего сорок воинов, но тем эффеRтней выглядит

Его поступок. Ведь он вызывает на бой могущественного Урдамане и

воинство четырех центральных номов Дельты (так называемых ~тяжрлых

номов&), D буквальном смысле оставаясь один против огромных сил врагов.

Этот и многие другие эпизоды позволяют составить предварительное

Представление о ценностной ориентации той группы людей, которая

Готова была отдать свои симпатии представленному подобным образом

Герою: лучшая из доступных форм социального Сl,l1oЮвыражения - развязывание

Распрей; распри не преследуют никакой практической цели,

Нроме названной выше, противник выбирается СRОЛЬ угодно нереальный,

Много превосходящий по силе; традиционная СОЦJlальная структура, по

Rрайней мере институт царской власти, при знается , но гораздо большее

Влияние имеет клановое деление общества 71; герой несет ответственность

Не перед государственными институтами, а перед своим Rланом, внутренние

И внешние интересы страны умаляются перед кодексом поведения

внутри клана; ослабевает ощущение себя как ~С1И'ЦЫ единого Hapoдa~

в ходу ТОЛЬRО обозначения по номам и городам: «танисцы», ~MeHдeCЦЫ&7

«саисцы&.

Мы никогда не встретим героя за исполнением административных

Обязанностей, за хозяйственной деятельностью, за устроением культа -

Мелкие удельные владетели совершенно выключены из сферы традиционной

Социальной активности. В мирное время мы застаем героя на пиру

Со своей дружиной, ТОСRующим по бранным делам. Судя по существованию

особых помещений sb' n mtj, _места для воинских упраЖllений)),

Владетели мирное время употребляли на совершенствование военного

ИСRусства. Вообще же картипы мирной жизни в ВеllСКОЙ рукописи скупы

На краСRИ и неМlIогочисленны.

Cpeд~ личиых качеств ценились дерзость (но далено lIе бесстрашие),

ФизичеСRая сила. Особо значимо было также умение разрешать распри,

Организовывать силы внутри клапа, устраивать воинсние отряды для

Qитвы.

Демотичесная рукопись сохранила весьма пространные описания вооружения

Пему и Пенрура. Обладание богатым оружием предпочитал ось

Иным богатствам, было более престижным.

Что же касается самой распри, то ее описание сводится к изображению

Отделыlхx поединнов. Перед нами встают образы не стратегов, руководящих

Сражением, а тщеславных воинов, ищущих себе противника повиднее.

Воспеваются не многотрудные схваТRИ, а отдельные, достойные восхищепия

Удары.

Милосердие к поверженному врагу выступает далеко не как ценность

Первого порядка, но все же оно присутствует. Монт-бел при всей его

Жестокости говорит своему соратнику: «Не делай этого, брат мой, Пему t

верни руку свою ... Человек - ведь это не ТРОСТНИR вовсе, который,

Если срезают его, вырастает другоряды). И все-таки насилие, а не мирное

Решение определяет систему ценностей египетсного героя той поры.

Иными словами, политическая ситуация в Дельте в рассматриваемый

. 11 Следует отметить, ЧТО наличие Rланов l)'}'ражено ТОЛЬRО в «Сназаннлхlt, ДОJ(ументы

ЗфИОПСНИI и ассирийских царей их не упоминают. Об упоминаНИII Jшана на блоке JE

ом 43359 см.: Jan,en-Winkeln К. Agyptis~he Biographien der 22. und 23. Dynastie.

Wiesbaden, 1985. s. 230, 232, Anm. 6.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.01 с.)