Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабом бесчllсленных правил. Всецеjio рliтуализированная, его жизнь
протекала во дворце, где даже среди придворных ВIIдеть его и Te1\1 более прикасаться к нему могли ЛJlШЬ немногие. I\онцепция царя-организатора Мироздания диаметрально противоположна идее героя-разрушителя, А его образ ЩIIЗНlI просто не дает НИf(аКlIХ воэможностей для проявлеНlIЯ Героизма, т. е. не УДОDJlеТllOряет второму нашему УСJIОВИЮ. Встречаю- Сходныс прсдставлеНIШ были распространены очень широко, но нигде они не имели с,тот. заКОН'feIШОl"О вида: у других народов носrоянныс контакты с сосеДЯМlf, от н()торых Егиnст был избавлен, хотя и н!) Dызывали сомнения в исклIoчllтелыlстии «СDОСЙ& гсс~'дарствеIlIlОСТП, все iJЮ лишали ее ореола единстоеНIIОСТII. Щиеся иногда изображения царя, повергающего врагов ШIИ терзающего Их n образе ефинкса, носят чисто ритуальный характер и тем самым свидеТСJIЬСТПУЮТ Только о его мироорганизующей роли. Тексты пирамид также не упоминают царя в героическом контексте; будучи прю{тичеСЮI единственным в Старом царстве llСТОЧНИКОМ мифологического характера, мол·· Чат они и о героических деяниях богов. УпраШlение пусть даже H~ очень большой по площади, но зато пытяпутой На тысячу километров страной потребовало создания всеобъемлющего БЮРОJ.ратичеСI\ОГО аппарата ео строго иерархичной структурой, Начиная с самых меЛКIIХ начальников, мало чем отличавUlИХСЯ от своих Подчииснных, 11 liончая ВИЗIlРt'м, возглавлявшим государственную машину. Каждый ИЗ чиновников находился n полной:lаВИСIIМОСТИ от своего НачаЛЬСТJJа (недаром человек, имевший Dозможноеть соорудить себе весьма Представительиую гробницу, хвалится тем, что ии разу не был бит в наl{азание Н), а все опи вместе были во влаСТII царя, всецеJIO раСПО~'iIжавшеГОСIl Их судьбой. В условиях жесткой чиновной иерархии складываетея хорошо отработанная Система социальных ролей, в рамках которой только добросовестная Служба позволяет поднятьсн на БОJlее высокую ступеньку, а занимаемаll Должность служит критерием оцеюш индивида. (:ITo НII В коем Случае пе означает непужности ИПlщиативы - для карьеры она была необходима, но леil\ала в строгих границах должностных обязанностей.
Нссмотрн на ГРОМО<ЩI\ОСТЬ и недостатки, связанные с чрезвычайной Жесткостью структур ВJJасти, эта Система управления долгое время была Достаточно эффективной - именно ее сбалансированность ПОЗRОЛИJlа Старому царству просуществовать шесть веков. Обществу, организованному На 31'их принципах, герой просто опасен - любая его деятельность Будет неизбежио lIаправлеиа на разрушение достигнутого с таким трудом Порндка и тем самым поведет н расшатыванию основ всего мироздания. В результате героина полиостью вытесняется из жизни Египта, что и подтверждается Всей совокупностью известных нам памятников. Важнейший источник, рассказывающий о повседневности Старого Царства,- настенпые изображения в гробницах знати. Они посвнщены искдючительно БЫТ9ВЫМ 11 ритуальным сюжета1\,l; человек показывается только наслаждающимся БJIагами, I\OTopble дает ему его хорошо организованное Хозяйство н. Так раСJ:рывается жизненный идеал, к которому Стремится чиновничество, - материальная обеспеченность. Встречающиеея в этих гробницах надписи (авто)биографического хараl\тера объlIСНЯЮТ Способ достижения этого идеала 11 то, какие начества расцеНlIвались Египтянами J;aK добродетели. Они создают образ всецезlO занятого своей СJI)'жбой чиновника, интересы которого еl\онцеНТРllроваJlЫ на выподнеlШИ Поставленных перед ним задач и на СJlедующем за зто вознаграждении. Самаи обширная и подробllан из паДllисей ТaIЩI'() рода", п:шеОПIlсаниеVНII 16 - раССI{азываст о чеJlовеке, который собственными руками создал свою блестящую I(apbepy и cYMeJ[ поднятьсн с НИЗ0В чиновной иерархии до поста визиря. При зтом характерно, насIюды\o любовно 11 уваЖИТСJlЬНО Уни говорит о каждом из ВЫПОЛIfявшихся И1\,1 З8- а C~I. Ork. 1. S.75. А HCJНlTOpOO IIСШIЮ'ЮlПIe соста8.l1ЯЮТ две сцены осады крепостей -- события, сыгравшие. IIСрОЯТНО, важную роль в ЮЧJl,срах J{зоора;щвшuх их ЛЮД('Й (SmUh JV. So Л Нi~tory·of Egyptian Sculptllre and Painting in the OJd Кi/lgdom. L., 1949. Fig. Н5-8Н). ОднаJЮ и здсёl. ХОЗJlUЩ\ гробниц НС включены в соБЫТIIЯ - ОНИ лишь lfаБЛlOдаю'Г за НИМII. TO'lHO тан)Ке, как 33 хоаJlйстоеllНЫМJI сценами.
Urk. 1. S.98-108. Даний, будь то экспедиция в каменоломни или тайный суд над ПРОВИНlIВшейся Царицей,- все они имеют для нш'о равную значимость, ибо в конечном счете важно не содержание службы, а праЮlJIьное и тщательное ее Исполнение. Образ чиновника, знакомый нам по гробничным надписям, находит свое IlДеальное выражение в «Поучении IIтаххотеllа») 17, которое, буде}1 ли мы считать его ВОСХОДЯЩИI\I к реалыlOМУ Птаххотепу, визирю царя Исеси, или же TOJILKO приписываемым ему, в любом случае отражает действительность Старого царства. В этом кодексе поведения, где большое Внимание уделяется послушанию, чинопочитанию и благопристойности, Героические доблести, разумеется, немыслимы. Увидеть ту же самую проблему в несколько ином аспекте по:шоляет Один довольно своеобразный памятник. Иногда еl'нптяне писали своим Умершим родствениикам письма с просьбами о номощи и заступничестве. И вот 18 вдова Ирти жалуется своему мертвому мужу на неких Бехезти И Анаихи, отнявших у нее дом с обстановкой и прислугой. Ирти просит Мужа отомстить мерзавцам и для этого поднять всех его мертвых предков. Казалось бы, эти разгпеванные мертвецы должны наказать или хотя бы Основательно напугать негодяев, но египтянка просто не может представить Себе такого самоуправства - заступники должны судиться с обидчиками, Доказать их вину и тем самым «повергнуты их. Этот небольшой Текст хорошо иллюстрирует атмосферу египетского бюрократического Порядка, где даже область сверхъестественного настолько регламентирована, Что и в ней невозможен поступок, выходящий за пределы норм Госуда рственного регу ли ровапия. Если в Египте, где жизнь каждого человека и всего общества зажата Строго определенными рамками, не соблюдается наше второе условие, То многочисленным участникам военно-торговых экспедиций открывается Широкий простор для проявления ЛИЧНОl'О мужества за пределами страны. Они и совершают отважные поступки, но это не превращает их в героев, Ибо здесь не выполняется третье условие. Война рассматривается Египтянином как работа - профессиональпых военных еще нет, а в ополчении Участвуют и руководят им люди, всецело разделяющие общеепшетскую Систему ценностей. Ярчайшее свидетельство ЭТОI'О дает все та же Надпись УJIИ, где воинские эпизоды излагаются так же бесстрастно, как И мирные. Особенно показательно, как в автобиографию включепа победная Песня, вероятно, действительно исполнявшаяся во время возвращения отряда lIa родину: «Это войско вернулось (букв.: "пришло") успешно (БУI<В.: "в довольстве"), разворотив страну кочевников. Это войско Вернулось успешно, разорив страну кочевников» и т. д. Казалось бы, Здесь самое место сказать об отваге воинов-ополченцев и их командира, Однако речь идет только о материальном успехе, а вывод, которым Уни Подытоживает описание победного возвращения, объясняет, что было для Него здесь самым важным: «Хвалил меня его величество за это чрезвычайно
». То же самое прослеживается и в других автобиографиях. Элефантинский Номарх Хуфхор 19 был послан в нубийскую область Иам, «чтобы Открыть путь в эту чужеземную страну». Совершеиный им впервые в истории lIубийских экспедиций поход был, коиечно, сложен и опасен,· но Хуфхор сообщает лишь о его результатах - доставке цениой добычи 11 См. Zaba Z. Les maximes де Ptahb.otep. Prague, 1956. )8 Gardiner А. /1., SetJle К. Egyptian I,etters to the Dead. L., 1928. Pl. {. TJrk. 1. S. 120-1J1. И царской похва.1Jе. Другой элефаНТИЙСКIIЙ помарх, Пиопинахт 20, точно Так же объясняет мотивы, которыми 011 руководствовался в военных действиях в Нубии: «Н сделал.(это), чтобы хвалил меня влаДЫКа>~. Наконец, Еще одян IIOMapx Элефантины, СаБНJI 21, совершил необычный и выдаЮЩIIЙся
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.021 с.) |