ТОП 10:

Рабом беСЧllсленных правил. ВсецеJIO рlIтуализированная, его жизнь



протекала во дворце, где даже среди придворных ВIIдеть его и Te1\1 более

прикасаться к нему могли ЛJlШЬ немногие. I\онцепция царя-организатора

Мироздания диаметрально противоположна идее героя-разрушителя,

А его образ ЩIIЗНlI просто не дает НИf(аКlIХ воэможностей для проявлеНlIЯ

Героизма, т. е. не УДОDJlеТllOряет второму нашему УСJIОВИЮ. Встречаю-

Сходныс прсдставлеНIШ были распространены очень широко, но нигде они

не имели с,тот. заКОН'feIШОl"О вида: у других народов носrоянныс контакты с сосеДЯМlf,

от н()торых Егиnст был избавлен, хотя и н!) Dызывали сомнения в исклIoчllтелыlстии

«СDОСЙ& гсс~'дарствеIlIlОСТП, все iJЮ лишали ее ореола единстоеНIIОСТII.

Щиеся иногда изображения царя, повергающего врагов ШIИ терзающего

Их n образе ефинкса, носят чисто ритуальный характер и тем самым свидеТСJIЬСТПУЮТ

Только о его мироорганизующей роли. Тексты пирамид также

не упоминают царя в героическом контексте; будучи прю{тичеСЮI единственным

в Старом царстве llСТОЧНИКОМ мифологического характера, мол··

Чат они и о героических деяниях богов.

УпраШlение пусть даже H~ очень большой по площади, но зато пытяпутой

На тысячу километров страной потребовало создания всеобъемлющего

БЮРОJ.ратичеСI\ОГО аппарата ео строго иерархичной структурой,

Начиная с самых меЛКIIХ начальников, мало чем отличавUlИХСЯ от своих

Подчииснных, 11 liончая ВИЗIlРt'м, возглавлявшим государственную машину.

Каждый ИЗ чиновников находился n полной :lаВИСIIМОСТИ от своего

НачаЛЬСТJJа (недаром человек, имевший Dозможноеть соорудить себе весьма

Представительиую гробницу, хвалится тем, что ии разу не был бит

в наl{азание Н), а все опи вместе были во влаСТII царя, всецеJIO раСПО~'iIжавшеГОСIl

Их судьбой.

В условиях жесткой чиновной иерархии складываетея хорошо отработанная

Система социальных ролей, в рамках которой только добросовестная

Служба позволяет поднятьсн на БОJlее высокую ступеньку, а занимаемаll

Должность служит критерием оцеюш индивида. (:ITo НII В коем

Случае пе означает непужности ИПlщиативы - для карьеры она была необходима,

но леil\ала в строгих границах должностных обязанностей.

Нссмотрн на ГРОМО<ЩI\ОСТЬ и недостатки, связанные с чрезвычайной

Жесткостью структур ВJJасти, эта Система управления долгое время была

Достаточно эффективной - именно ее сбалансированность ПОЗRОЛИJlа

Старому царству просуществовать шесть веков. Обществу, организованному

На 31'их принципах, герой просто опасен - любая его деятельность

Будет неизбежио lIаправлеиа на разрушение достигнутого с таким трудом

Порндка и тем самым поведет н расшатыванию основ всего мироздания.

В результате героина полиостью вытесняется из жизни Египта, что и подтверждается

Всей совокупностью известных нам памятников.

Важнейший источник, рассказывающий о повседневности Старого

Царства,- настенпые изображения в гробницах знати. Они посвнщены

искдючительно БЫТ9ВЫМ 11 ритуальным сюжета1\,l; человек показывается

только наслаждающимся БJIагами, I\OTopble дает ему его хорошо организованное

Хозяйство н. Так раСJ:рывается жизненный идеал, к которому

Стремится чиновничество, - материальная обеспеченность. Встречающиеея

в этих гробницах надписи (авто)биографического хараl\тера объlIСНЯЮТ

Способ достижения этого идеала 11 то, какие начества расцеНlIвались

Египтянами J;aK добродетели. Они создают образ всецезlO занятого

своей СJI)'жбой чиновника, интересы которого еl\онцеНТРllроваJlЫ на выподнеlШИ

Поставленных перед ним задач и на СJlедующем за зто вознаграждении.

Самаи обширная и подробllан из паДllисей ТaIЩI'() рода",

п:шеОПIlсаниеVНII 16 - раССI{азываст о чеJlовеке, который собственными

руками создал свою блестящую I(apbepy и cYMeJ[ поднятьсн с НИЗ0В

чиновной иерархии до поста визиря. При зтом характерно, насIюды\o

любовно 11 уваЖИТСJlЬНО Уни говорит о каждом из ВЫПОЛIfявшихся И1\,1 З8-

а C~I. Ork. 1. S.75.

А HCJНlTOpOO IIСШIЮ'ЮlПIe соста8.l1ЯЮТ две сцены осады крепостей -- события,

сыгравшие. IIСрОЯТНО, важную роль в ЮЧJl,срах J{зоора;щвшuх их ЛЮД('Й (SmUh JV. So

Л Нi~tory·of Egyptian Sculptllre and Painting in the OJd Кi/lgdom. L., 1949. Fig. Н5-8Н).

ОднаJЮ и здсёl. ХОЗJlUЩ\ гробниц НС включены в соБЫТIIЯ - ОНИ лишь lfаБЛlOдаю'Г за

НИМII. TO'lHO тан )Ке, как 33 хоаJlйстоеllНЫМJI сценами.

Urk. 1. S.98-108.

Даний, будь то экспедиция в каменоломни или тайный суд над ПРОВИНlIВшейся

Царицей,- все они имеют для нш'о равную значимость, ибо в конечном

счете важно не содержание службы, а праЮlJIьное и тщательное ее

Исполнение.

Образ чиновника, знакомый нам по гробничным надписям, находит

свое IlДеальное выражение в «Поучении IIтаххотеllа») 17, которое, буде}1

ли мы считать его ВОСХОДЯЩИI\I к реалыlOМУ Птаххотепу, визирю царя

Исеси, или же TOJILKO приписываемым ему, в любом случае отражает действительность

Старого царства. В этом кодексе поведения, где большое

Внимание уделяется послушанию, чинопочитанию и благопристойности,

Героические доблести, разумеется, немыслимы.

Увидеть ту же самую проблему в несколько ином аспекте по:шоляет

Один довольно своеобразный памятник. Иногда еl'нптяне писали своим

Умершим родствениикам письма с просьбами о номощи и заступничестве.

И вот 18 вдова Ирти жалуется своему мертвому мужу на неких Бехезти

И Анаихи, отнявших у нее дом с обстановкой и прислугой. Ирти просит

Мужа отомстить мерзавцам и для этого поднять всех его мертвых предков.

Казалось бы, эти разгпеванные мертвецы должны наказать или хотя бы

Основательно напугать негодяев, но египтянка просто не может представить

Себе такого самоуправства - заступники должны судиться с обидчиками,

Доказать их вину и тем самым «повергнуты их. Этот небольшой

Текст хорошо иллюстрирует атмосферу египетского бюрократического

Порядка, где даже область сверхъестественного настолько регламентирована,

Что и в ней невозможен поступок, выходящий за пределы норм

Госуда рственного регу ли ровапия.

Если в Египте, где жизнь каждого человека и всего общества зажата

Строго определенными рамками, не соблюдается наше второе условие,

То многочисленным участникам военно-торговых экспедиций открывается

Широкий простор для проявления ЛИЧНОl'О мужества за пределами страны.

Они и совершают отважные поступки, но это не превращает их в героев,

Ибо здесь не выполняется третье условие. Война рассматривается

Египтянином как работа - профессиональпых военных еще нет, а в ополчении

Участвуют и руководят им люди, всецело разделяющие общеепшетскую

Систему ценностей. Ярчайшее свидетельство ЭТОI'О дает все та же

Надпись УJIИ, где воинские эпизоды излагаются так же бесстрастно, как

И мирные. Особенно показательно, как в автобиографию включепа победная

Песня, вероятно, действительно исполнявшаяся во время возвращения

отряда lIa родину: «Это войско вернулось (букв.: "пришло") успешно

(БУI<В.: "в довольстве"), разворотив страну кочевников. Это войско

Вернулось успешно, разорив страну кочевников» и т. д. Казалось бы,

Здесь самое место сказать об отваге воинов-ополченцев и их командира,

Однако речь идет только о материальном успехе, а вывод, которым Уни

Подытоживает описание победного возвращения, объясняет, что было для

Него здесь самым важным: «Хвалил меня его величество за это чрезвычайно

».

То же самое прослеживается и в других автобиографиях. Элефантинский

Номарх Хуфхор 19 был послан в нубийскую область Иам, «чтобы

Открыть путь в эту чужеземную страну». Совершеиный им впервые в истории

lIубийских экспедиций поход был, коиечно, сложен и опасен,· но

Хуфхор сообщает лишь о его результатах - доставке цениой добычи

11 См. Zaba Z. Les maximes де Ptahb.otep. Prague, 1956.

)8 Gardiner А. /1., SetJle К. Egyptian I,etters to the Dead. L., 1928. Pl. {.

TJrk. 1. S. 120-1J1.

И царской похва.1Jе. Другой элефаНТИЙСКIIЙ помарх, Пиопинахт 20, точно

Так же объясняет мотивы, которыми 011 руководствовался в военных действиях

в Нубии: «Н сделал.(это), чтобы хвалил меня влаДЫКа>~. Наконец,

Еще одян IIOMapx Элефантины, СаБНJI 21, совершил необычный и выдаЮЩIIЙся







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.01 с.)