ТОП 10:

Период удовлетворяла всем трем сформулированным в первой частн работы



Условиям, совокупность которых порождает героя.

В Страсбургской рукописи, описывающей событня хронологнчески

Более поздние, чем события Венской рукописи (по некоторым прнзнакам

первые ___________относятся ко времени прихода к власти саисской династии),

В оценках поступков персонажей намечается возврат к традиционным

Ценностям. «Героический период» уже шел к концу, во внутренней жизни

Страны обозначил ась тенденция к стабилизации и переходу к традиционным

По форме государственным основам. Очевидно, в соответствии с этим

В тексте Страсбургской рукописи .СказаниЙ. появляется персэнаж по

Именн Мин-неб-маат. Он - прямая противоположность вышеназванным

Пему и Петехонсу, которые также присутствуют в этом .Сказании •.

Мин-неб-маат не мелкий удельный владетель, а крупный администратор

Юга страны: номарх (!.:t'tj-() Элефантины, распорядитель Верхнего

Египта (jmj-r' Sm'). Мотивы и характер его ПОСТУПКОВ МОilШО представить

Следующим образом: Мин-неб-маат действует в интересах фараона и того

Египта, который представляет Петубаст: он решается на поступки по собственному

Почнну, как будто из соображений внутреннего долга; он не

СТЯiкателен, не требует ни славы, ни отличий, но награда из рук царя для

Него почетна; его поединок описан скорее как воинская служба, чем как

Геройский поступок; герои типа Пему воплощают собой дерзкнй порыв,

Необдуманный, быть может неудачныЙ. Напротнв, Мин-неб-маат - олицетворенне

Уравновешенности, силы, действующей наверняка, не нуждающейся

В аффектах.

В связи С этим персонажем появляется новый настрой в .Сказании».

Впервые звучат уннчижительне слова в адрес .людеЙ Северм, т. е. оби-·

Тателей Дельты, и чувствуется уважение к могуществу Юга страны.

Однако Мин-неб-маат едва ли является историческим лицом, более

Того, его образ весьма искажен восприятием «людей Севера» - всех тех,

Кто создавал «Сказания.. Нетрудно представить себе реального распорядителя

Юга той самой поры, поскольку мы обладаем «биографическимю)

Надписями крупнейшего политического деятеля, четвертого пророка

Амона, великого номарха области Фив, распорядители Юга Монтуемхата

Который, что весьма характерно, не введен как персонаж в повествование

Страсбургской рукописи, хотя действие .Сказания» происходит

На западном берегу ФИВ.

В системе ценностей Монтуемхата нет места даже намеку на героизм

В том внде, как он понимался в Дельте. К сожалению, мы не имеем возможностн

Прямо судить о жнзненных ориентирах Монтуемхата, ибо его

Надписи оставлены на памятниках, призванных слущить его культу.

В силу этого обстоятельства акценты при описанни карьеры смещены на

Те Стороны жизни, которые должны были иметь пусть даже косвенное отношение

К его культу. Вместе с тем, будучи сыном своего временн, Монтуемхат

Особо контрастно выделяет такие СВОИ поступки, ценность кото-рых

Для Верхнего Египта в эту эпоху возросла многократно. Монтуемхат

Подчеркивает, что ему удалось сохранить в ВеРХIlем ЕГИIlте традиционный

Уклад ЖИЗIIИ, обеспечивающий стабильность, дававший «хлеб голодному.

Воду жаждущему, одежду нагому». Именно благодаря административному

Рвению и мудрости удалось поддержать социальный мнр, когда

(большой и малый были умиротворены ... », «земля была наводнена, (го-

12 Leclant J. Montouemhat. Quatrieme prophae d'Amon, princc de la vi1le. Le Caire,

I96i (IFAO, t. 35).

рода) и но мы были насыщены&. Монтусшхат сравнивает себя не с каким

Либо ХИЩНПИОМ или разрушительной стихией, что свойственно героям,

А с живительным НИJlOм в период разлива. Он - противник смут и насильственных

Выступлений, ведь в свое время он ,изгонял С1tlутьяна из

}юмов Верховья&. J[юди, подобные Пему, неслн рззруmение тому миру,

F(ОТОРЫЙ МОIIтуемхат стреМИJlСЯ сохрапить.

Очевиден контраст между ценностями, свойственными 'героям&

В среде удельных ВJlадетелей Дельты, и ценностями исторических деятелей,

l\Оторые Ilмели B03MOiКHOCTЬ и стреМIIЛИСЬ сохранить и даже воссоздать

Традиционный порядок общественной жизни Египта.

Особые политико-географичеСКllе условия Дельты сделали ее в период

Падения центральной администрации ареной острых социальных конфликтов.

Нищнеегипетское общество, особенно его среДllие слои, утраТl1ЛИ

Социалыlее ориентиры, свойственные периоду стабильности. Отдельные

Группы мелких удельных в.1JадетелеЙ. не имея достаточной опоры в обществе,

оказались n этот l1ериод с,оциально llе"ащищеllНЫМИ. Их среда

Стала вырабатывать свои мехаllИЗМЫ адаптации, что и привело к медким

Распрям и появлению особой линии поведения, при которой часто преступается

Грань Д03ВОJlеIlНОГО. Асоциальное поведение оказалось гарантом

Существования ДЛН особой категории людей, названных здесь героями.

Однако та il,e СOI\lfll.'lьно-политическая ситуация в Дельте n 50-60-х

годах VII в. до }[,~. неожиданно позволила ныдвинуться энергичному

Правителю Псамметиху, сумевшему в весьма короткий срок политически

Объединить весь Египет. Очаг ПО.'1ИТlfчеСRОЙ нестабилыюсти оказался исходным

пунктом' политичеСI\ОЙ централизации и укрепления государственных

Основ.

Новая династия JI:IЧIIJlа зру обновления египетского общества. ПсамJIIеТIIХ

1 не ПОСJlеДОllад I\Оlщепциям Среднего и Нового царств. ПолитичеСlше

симпатии ХХ\,. I ;tllнаспш были обращены к эпохе Старого царства

В период могущества. Кзн же отраэилась эта ПО.1Jитика во внутрисоциальном

плане? Что произошло с интересующими нас социальными группами

D Дельте?

Из коптского теиста «Романа о Камбизе& мы неожиданно узнаем о том,

Что даже в конце Саисской эпохи «люди Востока» благополучно пребывают

В своих владениях, обладают некой политической автономией

И НRЛЯЮТ собой особую ВОIIПСКУЮ С,ИЛУ Египта. Однако их ценностные

ориентации хотя и не выращены в ,Романе& в полной мере, но все же откровенно

Контрастируют с теми, что были свойственны их предкам n период

Анархии и ДОДСltархии. Прежних ярких форм ипдивидуаJIЫIOl'О I'ерОllзма

мы здесь не обнаружим, есть лить, Tal{ сказать, «героизм масс».

Очевидно, почти ПОJlтора века политической стабильности и обращения

F( традиционным ценностям вновь lIивелировз.'1И египетское общество и

и"оеJIИ из него героя, как мы его ПОlIимзе~1В настоящей статье, хотя культы

ОтдеJlЫlЫХ героев в Египте были известны в последующие периоды

ИСТОРИИ. ОДНЗI\О :здесь уже вполне можно предположить и греческое

ВШfяние.

IV

Подпедем некоторые итоги. Вснкое общество состоит из JШЧlIOстей,

ПредстаlJ..1ЯЮЩltх собой полный набор различных пс,ихологичеСЮIХ ТlIПОВ,

Iюторые n разных условиях проявляют себя по-разному. Когда общество

Стабll.'1ЫIO, определяющую pO;Jb IJграют типы, чье поведение укладываетСН

n HOPM~', ПРИ3l1аваемую данным обществом; Jlица с аllомальны~{ lIоведе-

Ии ем 73 пе имеют ВОЗllIОЖНОСТИ проявить себя, - во-первых, жизнь хороша

U без их сомнительной деятельности, которая ПОЭТОll(У не вызывает сочувствия,

Во-вторых, социум В целях поддержания стабильности так или

Иначе контролирует таких индивидов и при необходимости подавляет их.

Иное дело, когда ситуация дестабилизируется. Контроль общества за

'своими «непослушнымю; членами ослабевает, и они получают реальную

ВОЗМОil\НОСТЬ действовать. С другой стороны, жизнь ухудшается, требуют-,

Ся новые решения, неДОСТУПllые представителям заlЮНОПОСЛУШНОЙ нормы,

и эти решения вполне MOI'YT быть найдены среди множества вариантов,

В том числе и бесполезных, предлагаемых аномальным поведением. Так

.автоматиqески Вl\лючаеТСIl «аварийный мехаIlИЗМ., действующий только

В чрезвычайных ситуациях - нормально функционирующее общество ои

'толкал бы R развалу, поэтому его выключают, в трудное же время аномально

Действующие ипдивиды становятся необходимыми и даще опреде.

Ляющими лицо социума, хотя численно они остаются, разумеется, в мень.

Mинстве.

Форм аномального поведения существует столы\o же, СI\ОЛЬКО людей,

Но в 331шсимости от конкретных условий отбираются лишь те, которые

в данный момент Оl\азываЮТСIl почему-либо неоБХОДИI\(ЫМИ. Если отвлечь<







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.01 с.)