ТОП 10:

ГЕРОй И ОБЩЕСТВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕl



Отношение к героизму и герою - одна из важнейших черт системы

Ценностей всякого общества и, соответственно, характеристика его

Культуры в целом. В древнем Египте оно чрезвычайно специфично,

И исследователь проблемы взаимоотношений личности и социума тем более

Не должен проходить мимо него. Но прежде чем обратиться к египетским

Материалам, необходимо четко определить наше понимание героя, ибо

Зачастую слово это употребляется неточно.

Эталоном героики для нас обычно служит нультура древней Греции,

однако греческое ~PWI; многозначно и употребляется для обозначения

Очень разных явлений. Это и отважные воины героического периода, и

Легендарные эпонимы, и исторические основатели общин. Таким образом,

термином 1\pы~ греки обозначали две во многом ПРОТИВОШJJIожные фигуры,

Которые мы называем героем и нультурным героем. Такое объединение,

Несомненно, отражает греческое понимание героики, но говорит оно не

Столько о сущности TjpWI;, сколько о самом факте его почитания за те или

Иные необычные деяния. В целом ряде конкретных исследований ученый

Может и даже обязан принимать эту точку зрения (нам еще тоже придется

К ней обратиться), однако там, где речь заходит об общих закономерностях

Функционирования нультуры и общества, начинает сказываться

Ограниченность такого подхода, мешающая теоретическому осмыслению

Героики как особого историко-культурного феномена.

Для такого осмысления следует на время отрешиться от частностей

и обратиться I{ идеальной, в действительности не существующей картине

Этого феномена, обращая особое внимание на структурные связи его элементов.

Несомненная искусственность атой I{артины не должна нас смущать

И по рождать недоверие к получаемым выводам - в конце концов,

не только точные науки стоят на идеальны~ моделях, но и история без

Их применения превращается в россыпь никак не связанных между собой

Необъяснимых фактов.

Существование любой системы, в том числе и общества, определяется

ДиаJlектичеСIШМ единством ПОJIЯРНО противоположных, противоборствующих

Тенденций - организации, стабильности, самовоспроизводства и

Изменчивости, разрушения, развития. Всякая социальная структура

Вне зависимости от своих масштабов возникает как резуJlьтат упорядочения

Тем или иным путем социального хаоса и утверждения на всех уровнях

Соответствующих норм общежития. ПОСКОJlЬКУ для общества как целого

Разделы 1 и 11 написаны А. О. БОЛl.шаковым, раздел 111 -- А. Г. Сущевским.

Раздел IV - совместно.

порядок преДпочтительиее хаоса. эти перемены, к каким бы ПОС.1е,1СТНИ·

ям они в дальнейшем ни привели. расцениваютея им ию, б;И\l'О (неизбежное

ущемление интересов от~елыIхx групп 11 ('лоеп !Н' в еч(>т), Вступив

ПоеJIС этого в период аре.'10СТИ, С(Щllальная структура етаби.1ИЗИРУетея,

а BJlaCTb оказываетея все более и более СЮIОННОЙ к IJ(Ц;{РРЖilНИlО

st at,\lS qtlo, к воспроизводетву существующих отношений, ;~T:l ИС "ус("тнен,

но по)щерживаемая стаби.1 ыюеТI) ветупаст в ПРОТИllоречир С НРоn\ О:ОВЮстью

Дальнейшего развития, так что 11 обще('Тllе ВОЗНlIкают ННПРЮН('НIIН.

которые 11 КОlще НОНЦОII ведут 11 ааllиеимости от жест"оети 1I.'laCTIIbl.\ и соЦllальных

СТРУ"ТУР " IIХ иамененшо или раарушению, Верх берет ТРIЦРliЦIIЯ

иамеНЧИIIОСТИ, П[lоБИlIюотея первые ростки НОIIОГО. о('.но(iО;{lIlIшргоея

от 0"08 стабильности. а аатем :ITO пеРlIонвчаJl"НО хаОПI'IНО(> НОВОС оргнНllауется.

IНIOДится 11 опредеJ)е)шыр рВМЮI, структурируется, IIаЧlIнаетел

Новый ниток развития общества,

Можно CKaaaТl). что эти Дllе тендеfЩИИ воплощаются 11 "У:II.ТУРНОМ гppo~

и 11 ГРIЮР, I\ЗЯТЫХ 8 ЧИС,ТО:\1 ВП;:J;е, «Чистый)) I\УJ/I)ТУРНЫЙ герой IH'PI';{a творец.

органиантор П(JИРОДНОГО (п мифf') Jf СUJщадt.НОI'О :-'НОСН, o;r;{J'O;{f'TPJlb

.1IодеЙ, «Чистый» герой ._- не сu;цающий ничего I:ТИХНЙНЫЙ ('ОКРУШlIте:IЪ

Существующего, не ПРllанающий никвних норм Н поэтому аачастую OJHIt'пый

ДЛИ окружающих, ДеНТIШЫIOСТЬ «ЧlIстогm> КУJIhТУ[ШОJ'О п~роя осмые.1I)

11на. нанраВJlена на ;\О('ТИIIНШИ(' OIlpeJIeJIeHHOI'O реауш)татв, П(ЦIШГ

«ЧИСТОI'(») героя с,;Iучаен, не прееледурт IIIfh:аЮIХ I\елей "роме ра"Р~'ШРIIИН

как таконО1'О, я в.'! яется ('а~[(щеIlНЫМ поетуп"ом ради ПО('ТУПh:а, I\'Y:Il)TYPпым

героем lIоатому часто оканъшается му:\рец. рааУМIIЫЙ IIраllите.'II>. :lаJ<

онодатеЛh, а героем _. ВОИН В IIlИРОКОМ ('.MbIC.'IP (';10 на , Та" 11:\1 of)paaoM.

*ЧJf(~,тые) гсрой и куш)турный герой- фигуры В:НiИМО(;lIиаНIIНЫf' (поэт()ыу

11 мифе они чнето состанляют пары). НО по сути СНOt!й антаГОНИ!:ТIIЧНЫС 2,

Рааумеетея. 11 ~(еЙСТlIителыIOСТИ TII.КOt! рнаде:lение i(O "ОНI\<I 11 11 IШI';(II

не иыдержинаетсн, IIfЮТlIIIОПО;)ОЖНОСТИ схо;(ятсн. IJ лrирОIIЫС ФIJ.~II.ЮIОР и

литература ;1ают широ"ий с.пеf(ТР ('очетаний и О;\IНШ :ШЦР Чf'рт I~Y:II.TYPного

герон II ГI:!РОЯ, та" что J'оворип, мmюНо JIИШТ> О ПIJl'оti.lаДНШI\I 11 нашДОМ

)шнкре'ГНО:\1 С:lучае ,шбо ОДIlИл., :lIfбо ,{Р~ТИХ начеСТII, ;ITO IIJIО:Шl' естественно,

ибо ЖШIНl) нсиамеРllМО богачр .1юбоЙ eXC:\fbl, /\у.lI)ТУРIlЫЙ l'ероЙ.

ИСlч\еJIO ориентированный на ПОРНДО". на ;J1'вш' еО;lIцанин IIРII:iбежно

онааыввнтсн борцом е сидами хаоса и и реаультнтс обретает [н'рты I'CPOH;

поступки )'ерuя. (~ю.ш 110 cl:'fie оеепо:н)аны(>, рнсчищ3l('Т место ;(:111 БУi\УЩeJ'()

соаи;~аIlИН. могут БЫТI. ИСПО:lh:Jонаны /Ю fiJIII.ГО. И это "б:JИжаеl' 1'1'0 (' "Y.'Iloтурным

гepoe~{ з, СБJlllжение lIызываf'l'СН еще и тем, '11'0 11 I'(~РОЙ. Н "У,11)'

турный герой :\ей\,тнуIOТ в особых OfiCTOHTe.1 M~THax. of):la;(aIOT I;<\ЧРСТII3МИ,

отсутствующими у обычных ,;уюдей, l'онершанJТ ПО('1'УIШИ, HPIIO;CMO,KHbIl'

;\JlЯ ВСРХ O('.TIIJlblJbIX, Нн"онвц. В жнани нет 11 не ~Ю;НРТ i'iblТJ. llOC;JPlIIНIHTI':J {,НО

l'epml'le"'I'Or() характера. I'посоf)но)'() то.1ЫШ 1111. раарушеНllе. "а" ие'f'

\f 1Н! может fih1ТJ. харант()ра нnсо:тютно оргаlIи;\оваIllIOI'О, lIРJlJlО~'нщеJ'(,

ТОДЫ«(I IIOJI bllY, Так воаниннет УНИllеРС(J.'lьное понятие Tjr)(tJ~. ТОЧНО отриЖ81Ощер

I~ЛОifПIУЮ ПРJlРОДУ герон l! "у.1ЬТ~·IНЮГО "РРОВ, по CflBt'IHlIPIIHO

Пf.'ЩНlГО:ЩО(J, "()I'ДИ PP'II .. JcteT () ('TPYI,TypHblX характрри(;'Пш"х (HHIIIJIIMep,

2 Между 11зuимоотрицающими к у.lbTyplIbllooI l'ероеч и П1{ЮСМ СТОК1 фигура "pllf(·

стерн.. 80п;mщаЮЩ1JЯ paBHflf! НРIlРИЯТllе оБЩРСТRШI 'ШК Ч})('ЗМ',рноii ОIН'/l.НИ;lаЦlIIJИНОЙ

же(',ТJ<ОС1'И, TIJK 11 РIJаl'ула стихийноеТII, Отрицая оба аПI IIО;IIОС1I, ЧJИКСТ(~I' ypaIlH()H~шивает

щютипоположности и М"Ш1lf'Т УСИJ\(~НИЮ каждой 11'1 IIИ:\,

И Например, ГЮIьгаМС[[J юш Тесрй лвллютен f{ б:IaГОДРТЩI/.ю.rми IIjНIRIfТ(';{ЯМИ,

• неустрашимыми ВОИJIlIМИ, Но вер iI(f! "римеча'reJll.но, '1'ГО и У НИХ <lTH ФУIfJ<ЩIМ ре;!,

1!()JI(!Hbl ХРОН(I.'10гически ,. тем и JlРУГИМ ОДНОПРU:W""ПО быть неооа:wожr.о, ,

В нзшей общепринятой терминологии ку.'1ьтурпый герой выглядит частвым

Случаем героя, что пе соответствует истине). Поэтому предстанляется

разумным, говор" о сущностной основе рассматриваемых фигур, о «чистом

Кудьтурном герое» и «ЧИСТиМ» l'epoe, отказываться от этих названий,

Заменяя JlХ, по анаЛОl'ИИ с трикстером, функциональпьн.ш терминами

«конструктор* 11 «деструктор». Не следует забывать, что в дальнейшем мы

Будем иметь n виду именно такого героя-деструктора.

Как бы ни ВИДОlIзменялсл облик герон, его важнейшие черты все же

Сохраняются обязательно. Прежде всего, оп ориеНТIIрован на разрушение

И даже еСJIИ творит блзго, то главным образом через Уllllчтожеlше чеголибо

Вредного. Позтому совершенно естественно, что он по самой сути

Своей явдяется борцом, смысл жизни которого состоит в одолении противостоящей

Силы. Отсюда героический характер - свободный, не стесняющий

Себя ннкакими рамками, склонный к аффектам, ЯРОСТIIЫЙ, нерасчетливый,

Ищущий не выгод, но славы. Крайним про явлением этого

Характера лвляется безумие, толкающее героя на самые не8ероятные 11

И дикие IIОСТУПJШ 4.

Теперь опредеЛIIМ, выполнение каких объективных 11 субъективпых условий

позволяет говорить о l'еРОИI\е как о явлепии в iЮIЗНИ СОЦllума.

Ус.rювиЙ таких три. Во-первых, конечно, JLCобходимо объективное внутреннее

Условие - наличие у человеRа соответствующих физических

И духовпых качеств, делающих его способным на то, что ДРУГIIМ педоступно.

Об этих качеетвах, по рождающих так называемый героический характер,

Сказано уже достаточно. Совокупность их можно YCJlOBHO назвать







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.208.153 (0.01 с.)