Герой и общество в древнем египтеl 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Герой и общество в древнем египтеl



Отношение к героизму и герою - одна из важнейших черт системы

Ценностей всякого общества и, соответственно, характеристика его

Культуры в целом. В древнем Египте оно чрезвычайно специфично,

И исследователь проблемы взаимоотношений личности и социума тем более

Не должен проходить мимо него. Но прежде чем обратиться к египетским

Материалам, необходимо четко определить наше понимание героя, ибо

Зачастую слово это употребляется неточно.

Эталоном героики для нас обычно служит нультура древней Греции,

однако греческое ~PWI; многозначно и употребляется для обозначения

Очень разных явлений. Это и отважные воины героического периода, и

Легендарные эпонимы, и исторические основатели общин. Таким образом,

термином 1\pы~ греки обозначали две во многом ПРОТИВОШJJIожные фигуры,

Которые мы называем героем и нультурным героем. Такое объединение,

Несомненно, отражает греческое понимание героики, но говорит оно не

Столько о сущности TjpWI;, сколько о самом факте его почитания за те или

Иные необычные деяния. В целом ряде конкретных исследований ученый

Может и даже обязан принимать эту точку зрения (нам еще тоже придется

К ней обратиться), однако там, где речь заходит об общих закономерностях

Функционирования нультуры и общества, начинает сказываться

Ограниченность такого подхода, мешающая теоретическому осмыслению

Героики как особого историко-культурного феномена.

Для такого осмысления следует на время отрешиться от частностей

и обратиться I{ идеальной, в действительности не существующей картине

Этого феномена, обращая особое внимание на структурные связи его элементов.

Несомненная искусственность атой I{артины не должна нас смущать

И по рождать недоверие к получаемым выводам - в конце концов,

не только точные науки стоят на идеальны~ моделях, но и история без

Их применения превращается в россыпь никак не связанных между собой

Необъяснимых фактов.

Существование любой системы, в том числе и общества, определяется

ДиаJlектичеСIШМ единством ПОJIЯРНО противоположных, противоборствующих

Тенденций - организации, стабильности, самовоспроизводства и

Изменчивости, разрушения, развития. Всякая социальная структура

Вне зависимости от своих масштабов возникает как резуJlьтат упорядочения

Тем или иным путем социального хаоса и утверждения на всех уровнях

Соответствующих норм общежития. ПОСКОJlЬКУ для общества как целого

Разделы 1 и 11 написаны А. О. БОЛl.шаковым, раздел 111 -- А. Г. Сущевским.

Раздел IV - совместно.

порядок преДпочтительиее хаоса. эти перемены, к каким бы ПОС.1е,1СТНИ·

ям они в дальнейшем ни привели. расцениваютея им ию, б;И\l'О (неизбежное

ущемление интересов от~елыIхx групп 11 ('лоеп!Н' в еч(>т), Вступив

ПоеJIС этого в период аре.'10СТИ, С(Щllальная структура етаби.1ИЗИРУетея,

а BJlaCTb оказываетея все более и более СЮIОННОЙ к IJ(Ц;{РРЖilНИlО

st at,\lS qtlo, к воспроизводетву существующих отношений,;~T:l ИС "ус("тнен,

но по)щерживаемая стаби.1 ыюеТI) ветупаст в ПРОТИllоречир С НРоn\ О:ОВЮстью

Дальнейшего развития, так что 11 обще('Тllе ВОЗНlIкают ННПРЮН('НIIН.

которые 11 КОlще НОНЦОII ведут 11 ааllиеимости от жест"оети 1I.'laCTIIbl.\ и соЦllальных

СТРУ"ТУР " IIХ иамененшо или раарушению, Верх берет ТРIЦРliЦIIЯ

иамеНЧИIIОСТИ, П[lоБИlIюотея первые ростки НОIIОГО. о('.но(iО;{lIlIшргоея

от 0"08 стабильности. а аатем:ITO пеРlIонвчаJl"НО хаОПI'IНО(> НОВОС оргнНllауется.

IНIOДится 11 опредеJ)е)шыр рВМЮI, структурируется, IIаЧlIнаетел

Новый ниток развития общества,

Можно CKaaaТl). что эти Дllе тендеfЩИИ воплощаются 11 "У:II.ТУРНОМ гppo~

и 11 ГРIЮР, I\ЗЯТЫХ 8 ЧИС,ТО:\1 ВП;:J;е, «Чистый)) I\УJ/I)ТУРНЫЙ герой IH'PI';{a творец.

органиантор П(JИРОДНОГО (п мифf') Jf СUJщадt.НОI'О:-'НОСН, o;r;{J'O;{f'TPJlb

.1IодеЙ, «Чистый» герой._- не сu;цающий ничего I:ТИХНЙНЫЙ ('ОКРУШlIте:IЪ

Существующего, не ПРllанающий никвних норм Н поэтому аачастую OJHIt'пый

ДЛИ окружающих, ДеНТIШЫIOСТЬ «ЧlIстогm> КУJIhТУ[ШОJ'О п~роя осмые.1I)

11на. нанраВJlена на;\О('ТИIIНШИ(' OIlpeJIeJIeHHOI'O реауш)татв, П(ЦIШГ

«ЧИСТОI'(») героя с,;Iучаен, не прееледурт IIIfh:аЮIХ I\елей "роме ра"Р~'ШРIIИН

как таконО1'О, я в.'! яется ('а~[(щеIlНЫМ поетуп"ом ради ПО('ТУПh:а, I\'Y:Il)TYPпым

героем lIоатому часто оканъшается му:\рец. рааУМIIЫЙ IIраllите.'II>.:lаJ<

онодатеЛh, а героем _. ВОИН В IIlИРОКОМ ('.MbIC.'IP (';10 на, Та" 11:\1 of)paaoM.

*ЧJf(~,тые) гсрой и куш)турный герой- фигуры В:НiИМО(;lIиаНIIНЫf' (поэт()ыу

11 мифе они чнето состанляют пары). НО по сути СНOt!й антаГОНИ!:ТIIЧНЫС 2,

Рааумеетея. 11 ~(еЙСТlIителыIOСТИ TII.КOt! рнаде:lение i(O "ОНI\<I 11 11 IШI';(II

не иыдержинаетсн, IIfЮТlIIIОПО;)ОЖНОСТИ схо;(ятсн. IJ лrирОIIЫС ФIJ.~II.ЮIОР и

литература;1ают широ"ий с.пеf(ТР ('очетаний и О;\IНШ:ШЦР Чf'рт I~Y:II.TYPного

герон II ГI:!РОЯ, та" что J'оворип, мmюНо JIИШТ> О ПIJl'оti.lаДНШI\I 11 нашДОМ

)шнкре'ГНО:\1 С:lучае,шбо ОДIlИл.,:lIfбо,{Р~ТИХ начеСТII,;ITO IIJIО:Шl' естественно,

ибо ЖШIНl) нсиамеРllМО богачр.1юбоЙ eXC:\fbl, /\у.lI)ТУРIlЫЙ l'ероЙ.

ИСlч\еJIO ориентированный на ПОРНДО". на;J1'вш' еО;lIцанин IIРII:iбежно

онааыввнтсн борцом е сидами хаоса и и реаультнтс обретает [н'рты I'CPOH;

поступки)'ерuя. (~ю.ш 110 cl:'fie оеепо:н)аны(>, рнсчищ3l('Т место;(:111 БУi\УЩeJ'()

соаи;~аIlИН. могут БЫТI. ИСПО:lh:Jонаны /Ю fiJIII.ГО. И это "б:JИжаеl' 1'1'0 (' "Y.'Iloтурным

гepoe~{ з, СБJlllжение lIызываf'l'СН еще и тем, '11'0 11 I'(~РОЙ. Н "У,11)'

турный герой:\ей\,тнуIOТ в особых OfiCTOHTe.1 M~THax. of):la;(aIOT I;<\ЧРСТII3МИ,

отсутствующими у обычных,;уюдей, l'онершанJТ ПО('1'УIШИ, HPIIO;CMO,KHbIl'

;\JlЯ ВСРХ O('.TIIJlblJbIX, Нн"онвц. В жнани нет 11 не ~Ю;НРТ i'iblТJ. llOC;JPlIIНIHTI':J {,НО

l'epml'le"'I'Or() характера. I'посоf)но)'() то.1ЫШ 1111. раарушеНllе. "а" ие'f'

\f 1Н! может fih1ТJ. харант()ра нnсо:тютно оргаlIи;\оваIllIOI'О, lIРJlJlО~'нщеJ'(,

ТОДЫ«(I IIOJI bllY, Так воаниннет УНИllеРС(J.'lьное понятие Tjr)(tJ~. ТОЧНО отриЖ81Ощер

I~ЛОifПIУЮ ПРJlРОДУ герон l! "у.1ЬТ~·IНЮГО "РРОВ, по CflBt'IHlIPIIHO

Пf.'ЩНlГО:ЩО(J, "()I'ДИ PP'II.. JcteT () ('TPYI,TypHblX характрри(;'Пш"х (HHIIIJIIMep,

2 Между 11зuимоотрицающими к у.lbTyplIbllooI l'ероеч и П1{ЮСМ СТОК1 фигура "pllf(·

стерн.. 80п;mщаЮЩ1JЯ paBHflf! НРIlРИЯТllе оБЩРСТRШI 'ШК Ч})('ЗМ',рноii ОIН'/l.НИ;lаЦlIIJИНОЙ

же(',ТJ<ОС1'И, TIJK 11 РIJаl'ула стихийноеТII, Отрицая оба аПI IIО;IIОС1I, ЧJИКСТ(~I' ypaIlH()H~шивает

щютипоположности и М"Ш1lf'Т УСИJ\(~НИЮ каждой 11'1 IIИ:\,

И Например, ГЮIьгаМС[[J юш Тесрй лвллютен f{ б:IaГОДРТЩI/.ю.rми IIjНIRIfТ(';{ЯМИ,

• неустрашимыми ВОИJIlIМИ, Но вер iI(f! "римеча'reJll.но, '1'ГО и У НИХ <lTH ФУIfJ<ЩIМ ре;!,

1!()JI(!Hbl ХРОН(I.'10гически,. тем и JlРУГИМ ОДНОПРU:W""ПО быть неооа:wожr.о,,

В нзшей общепринятой терминологии ку.'1ьтурпый герой выглядит частвым

Случаем героя, что пе соответствует истине). Поэтому предстанляется

разумным, говор" о сущностной основе рассматриваемых фигур, о «чистом

Кудьтурном герое» и «ЧИСТиМ» l'epoe, отказываться от этих названий,

Заменяя JlХ, по анаЛОl'ИИ с трикстером, функциональпьн.ш терминами

«конструктор* 11 «деструктор». Не следует забывать, что в дальнейшем мы

Будем иметь n виду именно такого героя-деструктора.

Как бы ни ВИДОlIзменялсл облик герон, его важнейшие черты все же

Сохраняются обязательно. Прежде всего, оп ориеНТIIрован на разрушение

И даже еСJIИ творит блзго, то главным образом через Уllllчтожеlше чеголибо

Вредного. Позтому совершенно естественно, что он по самой сути

Своей явдяется борцом, смысл жизни которого состоит в одолении противостоящей

Силы. Отсюда героический характер - свободный, не стесняющий

Себя ннкакими рамками, склонный к аффектам, ЯРОСТIIЫЙ, нерасчетливый,

Ищущий не выгод, но славы. Крайним про явлением этого

Характера лвляется безумие, толкающее героя на самые не8ероятные 11

И дикие IIОСТУПJШ 4.

Теперь опредеЛIIМ, выполнение каких объективных 11 субъективпых условий

позволяет говорить о l'еРОИI\е как о явлепии в iЮIЗНИ СОЦllума.

Ус.rювиЙ таких три. Во-первых, конечно, JLCобходимо объективное внутреннее

Условие - наличие у человеRа соответствующих физических

И духовпых качеств, делающих его способным на то, что ДРУГIIМ педоступно.

Об этих качеетвах, по рождающих так называемый героический характер,

Сказано уже достаточно. Совокупность их можно YCJlOBHO назвать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.025 с.)