ТОП 10:

Ослабление и распад Египта Среднего царства повели к захвату севера



Страны кочевниками-гиксосаJlfИ. Последующее объединение ПрОIIСХОДJI.

IО под знаменем их JJЗГНaIIIIR. что 11 предопределило военный характер

Спшетской дер;навы Нового царетва. В зту зпоху Египет впервые нарушает

свою тысячелетнюю изоляцию п раСl\рывается в окрущающий мир.

Почти пепрерыпные широкомасштабные войны, не имевшие аналогий в

Прош..тюм, качественно изменяют характер всей его кудътуры. Царь превращается

В ТIШНЧНОГО военного предводител я 11 в значительной стенени

Утрачивает СВОIl черты священного праВIIтеля, бога-организатора: в тео-

Зg Тураев Б. А. Рассказ египтянина с.инухета и образцы египетских документаль-

ных автобиографий. М., 1915. с. 25. ПIИ\f- 4. _

39 Прпмечательно, что «IIовесть о Сllпухете~, пользовалась ОГРО1fНОЙ популярностью,-

Вероятно, именно потому, что, будучи уникальным в пока::Jе свободного человека

Произведением, она описывала I10ражавшую воображение египтян экзотическую

Ситуацию - личность вн(' единственно естественного д.1Я них общественного порядка.

И все же второе превращение СlIнухета явно доказывает, что египетский порядок пастолько

Лучше всего на свете, что к нему нужно возвращаться любой ценой (ер. ео «Сказкой

о потерпевшем кораблекрvшеиие~).

рии все его божеские свойства остаются неИЗ~lенными, на деле же функции

Поддержания миропорядка все больше и больше переходят к жречеству,

Становящемуся, в отличие от древности замкнутой кастой. В этих условиях

Царская власть, приспосабливающаяся к совершенно новым условиям,

Нуждается в некоторой идеологической компенсации отчасти утраченного

Ореола святости. В качестве такой компенсации используется героизация

Царя, зародившаяся еще в Среднем царстве, а геперь чрезвычайно усилившаяся.

Весьма героизирован уже образ первого фиванского царя, достигшего

Успехов в борьбе с гиксосами, - Камоса 40. Судя по всему, в его времена

Положение Фив было достаточно стабильным и безопасным, так что война

Не была настоятельной необходимостью - во всяком случае, его приближеННЫе

Были вполне довольны своей жизнью и не жеJJaЛИ никаких перемен.

Камос начинает борьбу вопреки их воле, аргументируя это чисто героически:

Хотел бы я знать, на что (мне) моя сила, если один правитель в

Аварисе 41, другой в Куше 42, (и) я сижу повязанным с азиатом и негром,

Которые делят со мной страну,- каждый в своей части Египта».

Со временем тенденция к героизации усиливается. Особенно пока зательно,

Как изображает себя в своих надписях Аменхотеп 11, самый яростный

И жестокий IfЗ царей XVIII дин. Он могучий и непобедимый воин,

Его лук не может натянуть ни один человек, выпущенная им стрела пробивает

Насквозь медную мишень 11 падает на землю, что не по силам ни

Одному воину, кони, запряженные в его колесницу, НJlJюгда не устают 43.

В первом же C,BOeJlf сражении в ПаJIeстине он захватывает 18 (вар.: 35)

Пленных 11 скот, на следующий день в одиночку нападает на вражеские

КолеСIIИЦЫ 11 убивает их предводителя, через некоторое время также в

Одиночку совершает надет на войско противника, убивает 20 человек и

Берет вилен 44 11 т. д. Такая ничем не сдеРlIшваеJl(ая слеиая ярость, толкающая

На совершение ПОДВIIГОВ, без которых, если IIметь в виду общий

Ход войны, ВПОJше можно было обойтись, в высшей степени характеРИ8

Для героя. Уступая Аменхотепу 11 в этой исступлеИНОСТII, другие цари

Нового царства в цеJfOJlf ориентироваЛIIСЬ на тот же самый образец.

Однако особенно интересны два героичеСКIIХ эпизода, связанные с именами

Тутмоса 111 и Рамсеса IJ.

Первый из них описан в Анналах 23 года ТУТJlюса 11 1 4/;. Близится

Первое крупное сражение в жизни этого энергичного царя, который прежде

Два деСЯТIIлетия своего номинального нравления ировел в вынущденном

Бездействии, будучи лпшенным реальной В.'1асти своей теткой ХаТllIепсут.

Противник недадеко, возле города Мегиддо, но от него египеТСI\О(' войско

отделено горным хребтом. Прямой нуть }( Мегиддо - узкая тропа через

Горы, по которой войско может передвигаться JIИШЬ гуськом; две другие

Дороги удобнее, но ОIШ идут В обход. На военном совете приближенные

Рекомендуют ТУТJlfОСУ двигаться более безопасными обходными ПУТЯJlfИ,

Но рвущийся В бой царь выбирает ПРЯJlfУЮ тропу, аргументируя ато тем,

Что иначе враги сочтут, будто он их боится, а всем НРОЧИl'.f преДJI8гает,

Если они хотят, двигаться в обход. Тутмос сам встает во главе армии, которая,

Конечно, пошла за ним в полном составе, и ведет ее, указывая до-

~O Gordiner А. Н. ТЬс Defeat of 'Ье Hyksos Ьу Kamose // JEA. У. З. PI. 12-13.

ГJlКСОССКИЙ царь.

Правитель обърдинеНJlЯ нубиiiских племен.

&3 Vrk. IV. S. j279-1281.

Urk. IV. S. 1301-1304, 1310-1314.

1& Urk. IV. S. 649-652.

РОГУ. Тем самым он обрекает еебя на верную гибель в случае, еСJIИ неПРИJlтедь

Атакует его во время движения и, чрезмерно раетягивая свое войско,

Ставит его в крайне невыгодное положение. ОТО в ЧИСТОМ ВllДe нерасчетливый

Поступок героя, не преследующий никаких стратегических ИJIИ

ТактичеСКIIХ DЫI'ОД; характерно, что, миновав горы, Тутмос даже не пытается

ИспользоваТI. внезапность появдения Dозле ПРОТИDника и спокойно

Подшидает отставшую часть армии - свое самолюбие он уже вдосталь потешид,

спешить теперь незачем. В высшей степени характерно, что в Al\иадах

:tTOT эпизод подается как замечатедыlеe про явление доб.rIeСТII царя,

ЕСJIИ Тутмосу 111 пове,шо 11 геройствоваНllе его ocTa.'IocL безнаказанным.

То Рамсеса II в битве с хеттами под Кадешем такое безрассудство привело

к катастрофе·6 • ВсецеJIO ПОJIагаясь на удачно подкинутую ему дезинформацию

Противника, COГJ18CIIO которой хеттских войск В03.'1е Кадеша llет.

Рамсес во глаDе одного из подразпе.lениЙ своей армии, не дожидаясь подхода

Трех оста.ilыIх,, бросается к городу, чтобы по('корее оеадить его,

Хотя никакого смыела D такой спешке нет. РазбllТое мощныM ударом притаИВШllхея

До времени хеттов, это подраздеJlение беiЮIТ, и Рамсее с горсткой

теJIохранитедей оказывается окруженным двумя с ПО"ОВИНОЙ тысячами

Вражеских кодесниц. И как раньше героическая самонадеянность завеJlа

Его в ловушку, так теперь только MY,I,eeTBo и TBepдocТl, героя спасают Ю'О.

Рамсес сражается с отменной отвагой, крушит вокруг себя ошеЛОМJIенных

Врагов, что I10зводяет ему продеРiнаться до подхода поДкреПJIеНIIЯ,

И ПОСJIе многих безуспешных попыток все-таки прорывает окружение.

И так, степень геРОЮJации царя в Новом царетве очеш. велика ~7. И вс!'

же ;)то flВJlение, очень далекое от ПО;\:IIШНОЙ героики, которая, чтобы: оказывать

заметное В.lиюше на общество, ДО;Ii\ша быть распространена весьма

Широко. В Египте l'еРОllзирован ТОJlJ,КО царr., а его под;(аllIlые, как мы увиДИМ,

- никогда; в стране в ка;ндый момент моmет быть TO:lhKO один герой.

Этим об'ьясннется JlfШРОЧllостr. lIовоегипетской l'ероизаЦIIИ, которая CTa:la

Быстро сходить на нет, как TO:IbKO военная МОJЦJ. l'oc,Y,lapCTBa 1I0шаТlIУJIасъ.

Мернептах )f Рамсее 111, отраЗIIВlJше натиск JШВllйцеll )f «народов МОрЮI.

УI'РОiIШВШИЙ еамому существовюшю (·.траны, вполне подходят па родь

Героев, но на деде геРОlIзированы они не:шаЧJlтеJIЫIO, хотя ГРОМRая риторика

I1 их надписях, конечно, сохраняется. С ПОс.lеДУЮЩIfМ ослаб.-Iением

государственности при Рамессидах I'ероизация как способ утвер,l\депшr

Авторитета царя утрачиuает всякое знаЧСlше.

В войны Нового l\арства оказаJШСЬ вовлеченными огромные JIю;(ские

массы, многие проводили в похо;\ах большую часть СRоей ilШЗIШ. И все

Же армин не стала до конца профеССlfонадьной, замкнутой организацией,

В которой СНJIадываетея свой собственный Jiодекс чести. Поэтому 11 в армейской

среде предстаВ:lешю о героическо~{ так и не ОфОРМJlJIOСJ •. Еще

Намос .~ срашшвад СJЮИХ СОЛl1ат с OГHeHHЫ~. ветром 11 со дьваМII, однако

ПРИГJIядш.rся катим дьвам ПОВНlIмате.'1Ыlее. Камое ГОDОРИТ: «Мои )JOIJНbl

бь\ли по:.\обны львам, (ющаlOЩИМСЯ) на свою l,обычу - Jlюдей, СКОТ, с·зло,

Иед,- (и) делнщим свои трофеи (бунв.: вещи) с радостными сердцамИ».

Итак, основным побуждением воинства ЯВJlяется ааХllат добычи, грабеж.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.014 с.)