Мужеетпом, отвагой 11 т. п., хотя термипы эти весьма и весьма приблизlfтелыl 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мужеетпом, отвагой 11 т. п., хотя термипы эти весьма и весьма приблизlfтелыl



•. Далее, требуетсн возможность ПРОЯВIIТЬ себя, совершить отваilШЫЙ

поступок, являющаяся BTOPbll\[ объективным условием, на этот

Раз внешним по отношению к человеку. Наконец, нужно, чтобы общество

Соответствующим образом оцениваJlО;этот поступок - УСJlовие уже чисто

субъективное, 110 от того ничутыle менее важное. J{аждое из перечисленных

Условий иеобходимо, 110 само по с.ебе Ilедостаточпо; лишь ВЫПОJllIение

всех трех по рождает героя. Действительно, отпажпый человеI\, которому

Пегде себя реалиаовать, героем быть не может - его качества лишь потенцня

Подвю'а, не более того. Точно тю, же отважный поступок сам по

себе, без совершенно определенного отношения I{ нему окружающих еще

Пе под,ВlIГ.- поскольку он стихиен и бесполезен, общественное мнение

Может увидеть в нем ЛИШI. бессмыелицу, I'JIУПОСТЬ, не имеющую шшакой

Ценности, и тем самым свести все его значение на нет. Иными словами,

пужно, чтобы отчаянному человеку было где развернутьс~ и чтобы все

D(ЩРУГ цеНИJШ его поступок не за результат, а за особость, за то, что никто

Бо.lыuе т3JЮГО совершить не может.

Хорошо известно, что в древнем Египте представления о герое не иго

рали СI\ОЛЬRо-нибудь заметной роли о и что на месте героического идеала

Стоял идеал удачливого бюрократа. Это уже давно уопело стать баиаль-

Ер. историю об аТ.'юте Нлеомеде, которыН сооершенно uессмысленно, только

Для того, чтобы даТh выход СllOей богаТЫРСIIOЙ eltJIe, обрушил здапис школы, запалившее

Пюстъдссят детей. Боги спасли его от преследования горошаll, п ораl(УЛ объяснил

:>ТО тем, что I\леомед являетс" rep0I'M (Paus. VI. 9.6). У греческих allTopoo МОШНО найти

Немз.10 ДРУI'ПХ соидетельств о lIодобных lIостунках rupoco. Н') будем забыоаТJ. If о бозуМНИ

Геракла: обълr.неюю I'го нан IIЮШ3ЮШЛ - "сего лшш. поздюIЛ интерпретаЦIIЯ

УНIIверсального ПРl'дстао.10llИЯ (1 нснормаЛЪНОСТII героя.

Ь Это знал еще Г,еродо,. (11.50). правда, он имел в оиду ДРУI'УЮ сторону де,'I3 (11.

143-144). Оr,обость героя обычно объяснястся IlО:!ВСД'JЮЮМ el'O I'ода 1(бошестоу, D ЕгипТО

же JI родстое с бога~ш состоит толыю царь.

Ностью, повторяемой даже неспециалнстами 8, однако сущность 11 значение

Этого феномена до сих пор остаются должным обраЗQМ не изученными

И не находят отражения в еl'ИПТОJlOгической литературе. Нынешнее состояние

Проблема1ИКII прекрасно отраЗlfЛОСЬ в небольшой статье Д. Вильдунга,

написанной Kal(обобщение для «Лексикона египтологии!> 7. Справедливо

Отметив отсутствие в египетском языке терминов ддя обозначения

Rероя, автор не пытается раскрыть причины этого, но зато утверждает,

Что в фУНКЦШI героев в Епште выступали обожествленные исторические

Лица - такие, как Имхотеп, Хензиб или АмеIIхотеп, сын Хапу. Тю(ое

понимание соотносится с греческим ijPbl;, но представляет собой абсолютизацию

Одной IIЗ его сторон - все перечисленные фигуры являются RУЛЬтурными

Героями, не имеющими отношения к подлинной героике. Кан

Мы уже убедились, в методологическом отношении тзкое смешение опасно,

Ибо оно уводит от сути проблемы. Наш подход, основывающийся на

противопоставлении героя-деструктора КУЛЬТУРНОl\lУ l'ерою-организатору,

Прямо ПРОТНВОПОЛОII(ен ПОЗJЩIIИ ВlIльдунга.

Представление о герое всегда фУНКЦIIOlшрует на разных уровнях;

обычно это уровни человена (вернее, сверхче.'10веl\а, ибо герой всегда стоит

Над людьми) 11 божества. В ЕГlште с его специфшюй необходимо также

Выделепие уровня царя; более того, именно он в силу ряда причип ю.lеет

Особое значение. Постараемся теперь, основываясь на сформулированных

Положениях, диахроничеСКII проследить, какие свидетельства о героическом

Дают египетскио памятники. Распределение их по эпохам и натегории

IIX различны, но все же, взятые вместе, опи создают вполне ПОRазательную

Картину.

Специфика памятников ДОДllнастичеСIЮГО и раннединастического периодов

Не позволяет делать сколько-нибудь определенные выводы о мировоззрении

Этой эпохи, в том числе и о представлениях о герое, по все же

некоторые интересные свидетельства до нас дошли. Это изображения человеl{

А, БОРlOщегося с двумя львами,- на стене иераконпольской гробницы

М 100 8, на РУКОЯТIl ножа из Гебель эль-Арака в, на костяном фрагменте

Из Иераl(ОНПОЛЯ 10, lIа сосуде из Нагады 11. Сюжет этот хорошо

Известен в Передней Азии If n Месопотамии, где 011 стоит В совершенно

ПОНЯТНОJII rероическом контексте, и поэтому, как бы мы ни подходили

К пробдсме ранних связей Египта с его восточными соседями, несомненно,

Что указанные Jlзображения IOIOlOT непосредственное отношение к кругу

ПреДС'гавлений о герое.

Интересен для нас и один JIЗ важнейших мифов Египта - миф о крылатом

солнеЧIIОМ диске Хоре ВехдеТСIЮМ. К СОII{а.llСИИЮ, 1I0ЛИОСТЬЮ он

юшестен JШШЬ по записи храмовой мистерии птолемееВСl<ОГО времени 1:1,

о Наuршreр, AAnamod М. В. Всеобщая история ИСI<УССТВ. Т. J. М.-Л., 1948.

С.106.

7 Wildung D. Heroell // LЛ. Вд 111. 1977. S. 1152-Н53.

f.\ Quibell '. Е. НieгaconpoHB. Pt.. 11. L., 1902. 1'1.75.

9 Bp.nedite G. ТЬе Сагпаг\'оп Ivory // JEA. 1918. У. 5. PI. 32.

10 Quibell '. Е. Hicral:.onpol s. J't. 1. L., 1001. PJ. 12, 2.

11 Petrie W. М. Е/., Qu.ibell '. Е. Naqada апд Наllав. L., 1896. Pl. 51, 7.

12 Cha"inat Е. Edfou VI. Р. 108-132; Edfou X[[I. PI. 518-533: Fairman Н. W.

ТЬе МУНI о! Horus at Edfou. 1. i/ JEA. 1935. У. 21. Р. 26-36; 'Gardiner А. Н. Horus

the ВеМеШе 1/ IEA. 1944. У. 30. 1'.23-60.

110 многочисленные намеки па него имеются в болес рашше ЭПОХИ, а содержание

Его, отражающее борьбу аа объедииение страны, позволяет

Отпести его ВОЗllИКlювепио к додаНIIСТlIке или к 11alllICMY царству (копечно,

в той степени, в какой можно говорить об отражении мифом действ итеш>

Ностu). Хор БехдеТСIШЙ выступает защитникш.1 своего отца Ра-Харахти,

Сотнями уничтожающим его врагов и изгоняющим главпого среди

Них - Сета. Его действия 11, ГJIавпое, их ОЦeIща позволяют говорить

О явно героическом характере этого мифа.

Таким образом, на этапе до окончательного объединения страны и создания

централизованного государства предстаВJlеНlIе о l"epOe существует

(хотя мы и не можем реконструировать его должным образом), и, следовательно,

ранняя египетская культура лежит в общеr.{ русде развития, для

Которого героика является обязательным элементом. С ШIСТУП.lснием

Старого царства ситуация диаметрально меняется. Разумеется, отважные

JIЮДИ в это время не вывелись, и мы с ними еще стошшемся - просто

Теперь стало невозможным ВЫПОJIlIеllllе второго If третьего условий, порождающих

Героя.

Экологическая специфика Египта, вытянутого узкой полосой в долине

Нила, вела к неизбежному и более быстрому и прочному, чем где

бы то ни БЫJIO В мире, политическому и экономическому об1>единению

Номовых государств в пределах естественных ПрllрОДНЫХ границ. Можно

Сказать. что для Египта нормой является единство, сменяемое лишь

Краткими периодами распада, тогда как прочие нультуры древности (до

Империй) существуют в основном в УСJIOВИЯХ раздробленности. Резу.ТJ:ЬтаТОIII

Этого была высочайшая в истории концентрация власти в руках

Египетского царя и сверхцентрализация во всех областях жизии общества.

С другой стороны, быстрота объединения привела к тому, что в эпоху

Централизованного государства перешло весьма архаичное мировоззреIше,

Не успевшее разложиться за «номовый период», и идеология Старого

Царства основывал ась на древнейших, первобытных по СУТII щнщставлениях,

преломленных, разумеетс.я, сквозь призму госудаРСТ!II'IIIIOСТИ.

В полной мере это касается представлений о власти. Дрt'lIlIIlii с.вященный

Правитель превратнлся в царя; ПРИ этом его важнеЙШlIе ФУНlщии -

Регулирование жизни общества 11 обеспечение природиого изобилия и

Благосостояния народа - сохраНИЛIIСЬ, но обрели I,ачествеlШО новые

Черты. В соотвеТСТВИII с новыми масштабами государства царь стал сущеСТВОIII

Совершепио особой, нечеловеческой природы' а его регуляторные

Функции сделали его богом-регулятором миропорядка, в известной мере

Заменяющим Ilcex прочих богов. Это очень естественно: в Египте, IIЗОЛIIрованном

1\ это время от остального Мllра, государственность окааЫllается

тождественной миропорядку, а ее УН8ДОI\: - крушению мира 13. Понятно,

Что поведение царя, от которого зависят судьбы вселенноii, БЫJIO полностью

регла1\ЮНТllровано, и, обладая неограниченной властью, он оставался



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.029 с.)