ТОП 10:

Поступок: Jюгда его отец умер И.'1II погиб в экспедиции в Нубии, оп организовал



Поход за его TeJIOM, привез его в Египет и достойно ПОХОРОНlIЛ.

Судя по всему, поход не обоше;IСЯ без сложностей с местными племенами,

Но Сабllll упоминает это лишь мельком, зато подробно описывает почести,

Ожидавшие его при дворе за выполнеиие сыиовиего долга II за доставку

Ценностей, ради которых и был послан в поход Ю'О отец.

Нельзя забывать и еще об одном обстоятельстве, несомненнэ оказавшем

Влияние на появлеllие отношения к войне как к работе. Для воииского

Героизма нужен противник по крайней мере равный, а еще лучше преВОСХQДЯЩИЙ

Силами, ибо победа над слабейшим славы принести не может;египтяне

Же в Старом царстве были иа голову сильиее всех своих неоргаиизоваиных

и разрознеиных врагов и были просто обречеиы на победы.'

Таким образом, и иа периферии у египтянина нет возможности стать героем

2~.

Заканчивая разговор о Старом царстве, отметим еще один факт, имеющий

Принципиальнейшее значение. У любого народа, достигшего предгосударственного

Или раннегосударственного уровня, неизбежно возникает

Та или иная форма эпоса с героической центральной фигурой.

Нет иикаких оснований полагать, что Египет был исключением, и, скорее

Всего, во времена борьбы за объединение долины Нила ка кис-то эпи

Ческие сказания должны были появиться. Однако уже в Старом царстве

О них не осталось и воспоминания - уж слишком не соответствовали

Они идеалам эпохи развитой бюрократической государственности. Нет

Намеков на существование эпоса и в памятниках последующих исторических

Периодов - чиновник осилил героя.

Старое царство заканчивается распадом Египта на ряд самостоя,

тельных, враждующих друг с другом образований. Этот 1 Переходный

Период впоследствии рассматривался египтянами как величайшая катастрофа

В жизни страны, ибо упадок государственности был равнозначен

Для них крушению мира. К тому же непрерывная, восходящая

К эпохе богов линия престолонаследия пресеклась, а реальное ПОЛQ)кение

новых п;>авителей, несмотря lIа все их претензии, было несопоставиъlO

С древностью. Понятно, что в этой ситуации появились первые политические

Сочинения, затрагивающие проблему власти (позднее традиция

Политической литературы продолжится в Среднем царстве). Это впервые

Позволяет достаточно полно реконструировать представление о В8)Кllейших

Качествах идеального царя и сопоставить их со свидетельствами

Памятников о проявлении этих качеств в реальной жизни.

Urk. 1. S. 13i-i35.

Urk. 1. S. 135-140.

Конечно, Старое царство предоставляет в наше распоряжение только памятИИКИ,

связанные с гробничным культом, которые в любой культуре на нерециий план

Выдвигают достоинства, направленные на поддержание стабильности (ибо стабильности

Требует сам культ). Более тото, МЫ знаем, что в староегипетских гробницах

Действительность воспроиэводилась с некоторыми искажениями, направленными на

се улучшение (см. БО.llьша"О8 А. О. Представnение о Двойнике в Египте Старого царства

11 ВДИ.1987 . .м 2.С. 3t~З2).ОцнакозтиискажеНИRнеабсолютны,ониостаВJlRЮТ

Следы, их можно выявить и реконструировать стоящую за ними реальность; предполаraTb

Же, что чрезвычайно важная сторона жизни оказалась полностью скрытой, всетаки

Невозможно.

В .Речении Ипувера» 23, подробно описывающем бедствия страны по

Времена гибели Старого царства, мудрец обвиняет царя в беспомощности,

В том, что своей бездеятельностью он сам вызваJI все несчастья (XIII, 1).

Тем самым Ипувер фактически объясняет наиболее общую причину беспорядков

- царь перестал ВЫПО.ТlНять функции организатора мироздания,

И оно оказалось ввергнутым в хаос. Поэтому, рассказывая далее

О будущем благоденствии страны, Ипувер пполне может ничего не говорить

О пути его достижения - в негативном виде он уже был изложен

Выше. Необходимо восстановление порядка в мироздании, т. е. твердая

Власть, и это принципиальное разрешение кризиса, о конкретных же

Средствах в этих исторических условиях говорить еще рано.

В болез позднем .Поучеиии гераклеопольского царя своему сыну Мерикара

» 2. даются конкретные наставления по управлению страной в тяжелые

Времена раздроб.'1енности и усобиц, причем особенно важно то,

что в отличие от oc·;aJlbHblX политических сочинений, носящих пропагандистский

Характер, этот текст, судя по всему, предназначался исключителыlO

Как руководство для молодого царя и поэтому честно передавал

Позиции автора. Автор же делает акцент на чисто административной,

Организаторской деятельности, основывающейся на при рожденной мудрости

царя,- и это во времена войн и смут. I\онечно, положение Гераклеопольского

Царства было таково, что реальный политик и не мог призывать

К решительным насильственным действиям, но ведь героизм никак

Не связан с возможностью или невозможностью победы - он либо есть,

И тогда есть в любых условиях, либо его нет вообще. В том же духе описываются

Добродетели царя и в «Повести о красноречивом жителе оазиса» 25

Действие которой связано с гераклеопольским двором.

В «Пророчестве Неферти» 28, рассказывающем об утверждении новой

Династии, распространяющей всю власть на весь Египет и начинающей

Среднее царство, царь-объединитель Амени выглядит типичным культурным

Героем. Это тем более примечательно, что .Пророчество» было написано

Post factum человеком, прекрасно знавшим, как происходил в

Реальности процесс объединения страны, и раз автор начисто исключил

Прославление военных успехов основателя династии, значит, основным

В его образе является именно функция организатора. Наконец, «Поучение

Аменемхета 1. 27, написанное от лица того самого царя, который был

Выведен в .Пророчестве» под именем Амсни, содержит уникальные для

Царских текстов рассуждения о том, что нельзя доверять IIИ одному человеку

Вокруг, просто немыслимые в устах героя, который не должен

Поддаваться неуверенности; правда, там же рассказывается о том, как

Отважно, в одиночку бился Аменемхет 1 с напавшими на него заговорщиками,

Но борьба за спасение собственной жизни не имеет ничего общего

С героизмом как системой попедения, и к тому же никакой оценки этой

Отваге автор не дает.

Итак, мы незаметно перешли к свидетельствам Среднего царства. Эта

Эпоха, несмотря на стремление царей и знати ориентироваться на древность,

В действительности песьма отличалась от староегипетского периода.

Прежде всего, номы сохранили гораздо большую, чем тогда, самостоя-

13 Gardtner А. Н. ТЬе Admonit.ions of ап Ellyptian Sajf8. Lpz. 19()9.

21 GolPntscheff w. Les раругпз meratiques ,мм 1115, 1116А et 1116В de l'Ermitage

Imperial а St-Petersbourg. SPb .• 1913. PI. 9-14.

2& Gardiner А. Н., VO/felsang Р. Die Klagen des Bauern. Lpz. 1908.

28 GoUni,chef/. Ор. sit. PI. 23-35.

27 Helck W. Der Text der «Lehre Amenemhets 1. fiir seinen Sоhщ. Wiesbaden, 1969.

Ельность, так что уровень I(онцентрации власти n руках царя снизился.

Наряду с зтим действовали и факторы чисто идеологического характера:

Новые цари БЫЛII в определенном cMLIc.1Je неПО.1Jноценны, ибо они уже не

Принадлежали к роду, восходившему к богаl.l. Концепция, согласно которой

Царь ботествен пе тодько в силу наследования богам, но и б.'1агодаря

Своей индивидуальной природе, смю'ча.1Jа удар, но все же полощение царя

Как бога HeCKOJILKO пошаТНУJIОСЪ. К тому ще еще в гераклеопольское время

Прише,I конец его JIЗОЛЯЦИlI во дворце, I1 он впервые вышел в мир. В результате

Функции царя как Сllященного правителя оказались неско.'1ЬКО

ОслаБJlеШIЫМИ и потребовал ась их компенсация. Форму ее опреДeJшла

Сама жизнь.

Еще в 1 Переходном периоде цари встают во главе войска, и зта Tpa~

Диция сохраняется и в Среднем царстве. Появляются победные надписи,

В которых большое место отводится воинской доблести царя, описываемой

В самых трескучих выращениях. Разумеется, в значительной степени

Зто BceI'o лишь риторика, по все же появление образа царя, который

Июбит сращение, ликует, убивая врага, радуется при виде крови, говорит

О совершенно новом явлении - его героизации. Она вторична, вынужденна,

Не связана с древним пониманием царя и, вероятно, зачастую не

Очень соответствует действителыIOС1'И; БОJIее того, до конца она не выдерживается.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.009 с.)