Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поступок: jюгда его отец умер И. '1ii погиб в экспедиции в Нубии, оп организовал
Поход за его TeJIOM, привез его в Египет и достойно ПОХОРОНlIЛ. Судя по всему, поход не обоше;IСЯ без сложностей с местными племенами, Но Сабllll упоминает это лишь мельком, зато подробно описывает почести, Ожидавшие его при дворе за выполнеиие сыиовиего долга II за доставку Ценностей, ради которых и был послан в поход Ю'О отец. Нельзя забывать и еще об одном обстоятельстве, несомненнэ оказавшем Влияние на появлеllие отношения к войне как к работе. Для воииского Героизма нужен противник по крайней мере равный, а еще лучше преВОСХQДЯЩИЙ Силами, ибо победа над слабейшим славы принести не может;египтяне Же в Старом царстве были иа голову сильиее всех своих неоргаиизоваиных и разрознеиных врагов и были просто обречеиы на победы.' Таким образом, и иа периферии у египтянина нет возможности стать героем 2~. Заканчивая разговор о Старом царстве, отметим еще один факт, имеющий Принципиальнейшее значение. У любого народа, достигшего предгосударственного Или раннегосударственного уровня, неизбежно возникает Та или иная форма эпоса с героической центральной фигурой. Нет иикаких оснований полагать, что Египет был исключением, и, скорее Всего, во времена борьбы за объединение долины Нила ка кис-то эпи Ческие сказания должны были появиться. Однако уже в Старом царстве О них не осталось и воспоминания - уж слишком не соответствовали Они идеалам эпохи развитой бюрократической государственности. Нет Намеков на существование эпоса и в памятниках последующих исторических Периодов - чиновник осилил героя. Старое царство заканчивается распадом Египта на ряд самостоя, тельных, враждующих друг с другом образований. Этот 1 Переходный Период впоследствии рассматривался египтянами как величайшая катастрофа В жизни страны, ибо упадок государственности был равнозначен Для них крушению мира. К тому же непрерывная, восходящая К эпохе богов линия престолонаследия пресеклась, а реальное ПОЛQ)кение новых п;>авителей, несмотря lIа все их претензии, было несопоставиъlO С древностью. Понятно, что в этой ситуации появились первые политические
Сочинения, затрагивающие проблему власти (позднее традиция Политической литературы продолжится в Среднем царстве). Это впервые Позволяет достаточно полно реконструировать представление о В8)Кllейших Качествах идеального царя и сопоставить их со свидетельствами Памятников о проявлении этих качеств в реальной жизни. Urk. 1. S. 13i-i35. Urk. 1. S. 135-140. Конечно, Старое царство предоставляет в наше распоряжение только памятИИКИ, связанные с гробничным культом, которые в любой культуре на нерециий план Выдвигают достоинства, направленные на поддержание стабильности (ибо стабильности Требует сам культ). Более тото, МЫ знаем, что в староегипетских гробницах Действительность воспроиэводилась с некоторыми искажениями, направленными на се улучшение (см. БО.llьша"О8 А. О. Представnение о Двойнике в Египте Старого царства 11 ВДИ.1987..м 2.С. 3t~З2).ОцнакозтиискажеНИRнеабсолютны,ониостаВJlRЮТ Следы, их можно выявить и реконструировать стоящую за ними реальность; предполаraTb Же, что чрезвычайно важная сторона жизни оказалась полностью скрытой, всетаки Невозможно. В.Речении Ипувера» 23, подробно описывающем бедствия страны по Времена гибели Старого царства, мудрец обвиняет царя в беспомощности, В том, что своей бездеятельностью он сам вызваJI все несчастья (XIII, 1). Тем самым Ипувер фактически объясняет наиболее общую причину беспорядков - царь перестал ВЫПО.ТlНять функции организатора мироздания, И оно оказалось ввергнутым в хаос. Поэтому, рассказывая далее О будущем благоденствии страны, Ипувер пполне может ничего не говорить О пути его достижения - в негативном виде он уже был изложен Выше. Необходимо восстановление порядка в мироздании, т. е. твердая Власть, и это принципиальное разрешение кризиса, о конкретных же Средствах в этих исторических условиях говорить еще рано. В болез позднем.Поучеиии гераклеопольского царя своему сыну Мерикара
» 2. даются конкретные наставления по управлению страной в тяжелые Времена раздроб.'1енности и усобиц, причем особенно важно то, что в отличие от oc·;aJlbHblX политических сочинений, носящих пропагандистский Характер, этот текст, судя по всему, предназначался исключителыlO Как руководство для молодого царя и поэтому честно передавал Позиции автора. Автор же делает акцент на чисто административной, Организаторской деятельности, основывающейся на при рожденной мудрости царя,- и это во времена войн и смут. I\онечно, положение Гераклеопольского Царства было таково, что реальный политик и не мог призывать К решительным насильственным действиям, но ведь героизм никак Не связан с возможностью или невозможностью победы - он либо есть, И тогда есть в любых условиях, либо его нет вообще. В том же духе описываются Добродетели царя и в «Повести о красноречивом жителе оазиса» 25 Действие которой связано с гераклеопольским двором. В «Пророчестве Неферти» 28, рассказывающем об утверждении новой Династии, распространяющей всю власть на весь Египет и начинающей Среднее царство, царь-объединитель Амени выглядит типичным культурным Героем. Это тем более примечательно, что.Пророчество» было написано Post factum человеком, прекрасно знавшим, как происходил в Реальности процесс объединения страны, и раз автор начисто исключил Прославление военных успехов основателя династии, значит, основным В его образе является именно функция организатора. Наконец, «Поучение Аменемхета 1. 27, написанное от лица того самого царя, который был Выведен в.Пророчестве» под именем Амсни, содержит уникальные для Царских текстов рассуждения о том, что нельзя доверять IIИ одному человеку Вокруг, просто немыслимые в устах героя, который не должен Поддаваться неуверенности; правда, там же рассказывается о том, как Отважно, в одиночку бился Аменемхет 1 с напавшими на него заговорщиками, Но борьба за спасение собственной жизни не имеет ничего общего С героизмом как системой попедения, и к тому же никакой оценки этой Отваге автор не дает. Итак, мы незаметно перешли к свидетельствам Среднего царства. Эта Эпоха, несмотря на стремление царей и знати ориентироваться на древность, В действительности песьма отличалась от староегипетского периода. Прежде всего, номы сохранили гораздо большую, чем тогда, самостоя- 13 Gardtner А. Н. ТЬе Admonit.ions of ап Ellyptian Sajf8. Lpz. 19()9. 21 GolPntscheff w. Les раругпз meratiques,мм 1115, 1116А et 1116В de l'Ermitage Imperial а St-Petersbourg. SPb.• 1913. PI. 9-14. 2& Gardiner А. Н., VO/felsang Р. Die Klagen des Bauern. Lpz. 1908. 28 GoUni,chef/. Ор. sit. PI. 23-35. 27 Helck W. Der Text der «Lehre Amenemhets 1. fiir seinen Sоhщ. Wiesbaden, 1969. Ельность, так что уровень I(онцентрации власти n руках царя снизился. Наряду с зтим действовали и факторы чисто идеологического характера: Новые цари БЫЛII в определенном cMLIc.1Je неПО.1Jноценны, ибо они уже не Принадлежали к роду, восходившему к богаl.l. Концепция, согласно которой Царь ботествен пе тодько в силу наследования богам, но и б.'1агодаря Своей индивидуальной природе, смю'ча.1Jа удар, но все же полощение царя
Как бога HeCKOJILKO пошаТНУJIОСЪ. К тому ще еще в гераклеопольское время Прише,I конец его JIЗОЛЯЦИlI во дворце, I1 он впервые вышел в мир. В результате Функции царя как Сllященного правителя оказались неско.'1ЬКО ОслаБJlеШIЫМИ и потребовал ась их компенсация. Форму ее опреДeJшла Сама жизнь. Еще в 1 Переходном периоде цари встают во главе войска, и зта Tpa~ Диция сохраняется и в Среднем царстве. Появляются победные надписи, В которых большое место отводится воинской доблести царя, описываемой В самых трескучих выращениях. Разумеется, в значительной степени Зто BceI'o лишь риторика, по все же появление образа царя, который Июбит сращение, ликует, убивая врага, радуется при виде крови, говорит О совершенно новом явлении - его героизации. Она вторична, вынужденна, Не связана с древним пониманием царя и, вероятно, зачастую не Очень соответствует действителыIOС1'И; БОJIее того, до конца она не выдерживается.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.182.101 (0.023 с.) |