Виды изменений бух. Баланса под влиянием хоз. Операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды изменений бух. Баланса под влиянием хоз. Операций



Сущность БУ

Бух. учет-система непрерывн. и сплошного документальн. отражения инф. о состоянии и движении имущества и обязательств орг-ции методом ее двойной записи в ден. выражении на счетах бух. учета в соответствии с законод-вом РБ.

В данном определении отражены:

- основн. этапы учетного процесса (вначале любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осущ. его регистрация, дальнейшая обработка учетн. инф. для ее передачи пользователям);

- основн. отличия БУ от др. видов — статистич. и оперативного.

Эти отличия следующие. Предмет БУ ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Он уже, чем в статистике, изучающей, помимо хозяйств. деят-ти, др. стороны обществ. жизни, но шире, чем в оперативн. учете, учитывающ. только отдельн. стороны хоз. деят-ти организаций. В бух. учете отраж. вся инф. об имуществе, обязательствах и хозяйств. операциях орг-ции, и поэтому он должен быть сплошн. и непрерывн., что необязательно в статистике и оперативн. учете. В БУ его объекты обязательно отражаются в стоимостн. оценке, также не обязательной в других видах учета.

БУ обязаны вести все орг-ции, находящиеся на террит. РБ, а также филиалы и представительства иностр. орг-ций, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.

Граждане, кот. осущ. предприним. деят-ть без образования юр. лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установл. законом РБ «О БУ и отчетности» и налоговым законодательством РБ.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

-формир. полн. и достоверн. инф. о деят-ти орг-ции и ее имуществен. положении, необх. внутр. пользователям бух. отчетности,—руководителяям, учредителям, участникам и собственникам имущ-ва орг-ции, а также внешним — инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности;

-обеспеч. инф., необх. внутр и внешн. пользователям бух. отчетности для контроля за соблюд. законод-ва РБ при осущ. орг-цией хоз. операций и их целесообразностью, наличием и движением имущ-ва и обязат-в, использ. материальню, труд. и фин. ресурсов в соотв. с утвержден. нормами, нормативами и сметами;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

 


Виды изменений бух. баланса под влиянием хоз. операций

 

Под влиянием хоз. операций происх. изменение в бух. балансе.

Различают 4 типа изменений бух.баланса:

1. Пример: получено в кассу с расчетн. счета на выплату ЗП

Под влиянием данной хоз. операции увелич. активн. статья «Касса» на сумму хоз. операции и уменьш. активн. статья «расч. счет» также на сумму хоз. операции. Валюта баланса не измен-ся при этом. Такое измен. баланса наз. активн. изменением.

2. Пример: поступили от поставщика материалы

Под влиян. данной хоз.операции увелич. итог актива и пассива баланса на сумму хоз. операции. Такое изменение баланса назыв. активно-пассивн. изменением в сторону увелич.

3. Пример: с расч. счета оплач. задолж-ть перед бюджетом по налогам

Под влиянием данной хоз. операции уменьш. активн. статья расч. счета, уменьш. пассивн. статья «расч. по налогам и сборам», причем обе статья уменьш на сумму хоз. операции. Такое изменение баланса назыв-ся активно-пассивн. в сторону уменьшения.

4. Пример: засчет кр.срочной ссуды банка уменьшена задлож-ть с поставщиками и подрядчиками.

Под влиянием данной хоз. операции увелич-ся пассивн. статья «Кр.срочные ссуды банка» и уменьш. пассивн. статья «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», причем обе статьи изменяются на сумму хоз. операции. Валюта баланса при этом не изменяется. Такое изменение баланса называется пассивным изменением.

 

 


Счета БУ

Непрер. текущ. наблюд. и контроль за хоз. операциями и за измен. в составе имущ-ва и обяз-в орг-ции осущ. с помощью системы счетов БУ.

Счета открыв-ся на каждый экономически однородный вид имущества, обязат-в (долгов) и хоз. операций в соотв. с классиф-ей объектов учета (счета «Касса», «Расч. счет», «Осн. ср-ва», «Уставный фонд» и др.). Счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием «Дебет» и «Кредит».

В соотв. с делением бух. баланса на актив и пассив различ-ся активн. и пассивные счета бухгалтерского учета.

«Дебет» и «кредит» — слова лат. происх.«дебет» означает «он должен», отсюда дебитор—должник. «кредит» означает «он верит, доверяет», отсюда кредитор – заимодатель. В наст. время «дебет» и «кредит» преврат. в прост. термины, обознач. стороны счета.

Активными наз. счета, предназн. для учета им-ва орг-ции (счета «Касса», «Расч. счет», «Осн. средства» и др.). Пассивные — счета для учета обяз-в орг-ции (источн. формир. им-ва орг-ции, счет «Уставный фонд», «Добавочный фонд» и др.).

Запись на счетах начин. с указания начальн. остатка (начальн. сальдо) им-ва или обяз-в орг-ции. При этом в активн. счетах начальн. остаток отраж. по дебету счета,а в пассивн. — по кредиту.

Затем на счетах отраж. все операции, вызыв. изменения начальн. остатков. Суммы, увеличив. начальн. остаток, запис. на стороне остатка, а суммы, уменьшающ. начальн. остаток, — на противополож. стороне. Следов-но, в активн. счетах увелич. будет отраж. по дебету счета, а уменьш. по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение — по кредиту счета, уменьш. — по дебету. Если сложить суммы всех операций, записан. на сторонах счета, то получ. обороты счета. Итог. сумма, записан. по дебету счета, наз. дебетов. оборотом, а по кредиту счета — кредитов. При подсчете оборотов начальн. остаток не учитывается.

Конечн. остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальн. остатку оборот той же стороны счета и вычитая из получен. итога оборот противоположн. стороны. Конечный остаток запис. на той же стороне, где начальн. остаток. Следов-но, для установл. конечн. сальдо в активн. счетах к начальн. сальдо прибавл. оборот по дебету и вычит. оборот по кредиту. Новый остаток запис. по дебету счета (возможно, что его не будет).

В пассив. счетах для определ. конечн. сальдо к начальн. остатку прибавл. об. по кредиту и вычит. об. по дебету. Новый остаток отраж. по кредиту счета; возможно, что его не будет. Если первонач. остатка не было, то сальдо на конец отчетн. периода находят вычит. из большего оборот меньшего. Запис. его на той стороне счета, на кот. была отраж. сумма большего оборота.

Схема строения активных и пассивных счетов


Активный счет
Дебет Кредит
Нач. сальдо  
Увелич. (+) Уменьш-ие (-)
Конечн. сальдо  
Пассивный счет
Дебет Кредит
  Начальное сальдо
Уменьшение(-) Увеличение(+)
  Конечное сальдо

 

Сальдо—примен. для обознач. разницы м/у дебетом и кредитом.

Помимо счетов для учета им-ва орг-ции (активн.) и источн. его формир. (пассивн.) в БУ сущ. счета, на кот. отраж. одновр. и им-во орг-ции, и источн. его формирования, — активно-пассивные.

Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторон. сальдо (дебетовое либо кредитовое) и с двусторон. сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно). Счетом с односторон. сальдо - счет «Прибыли и убытки». Если у предпр-ия суммы дох. > суммы расх., то разница м/у ними дает Прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым, прибыль явл. источн. формир. им-ва и отража. в пассиве баланса. Если суммы дох. < сумм рас., то разница м/у ними показ. убыток, и сальдо по счету будет дебетовым.

К акт.-пасс. сч. с двустор. развернут. сальдо относ. счет «Расч. с разн. дебит-ми и кредиторами». Сальдо по дебету счета означ. дебиторск. задолж-ть, а сальдо по кредиту — кредиторск. Расчеты с дебиторами и кредиторами объедин. на одном счете для того, чтобы не открыв. разн. счетов для орг-ций и учреждений, кот.могут быть в разн. время дебиторами и кредиторами.

В данном активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разн. знач.: либо увеличение дебиторск. задолж-ти, либо уменьш. кредиторской. Разн. знач. имеет и запись по кредиту счета; либо увелич. кредиторской, либо уменьш. дебиторской задолж-ти.

 

 


Двойная запись

При изменениях в балансе, происходящих под влиянием хозяйственных операций, каждая операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях баланса. Равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается. При отражении операций на счетах, органически связанных с балансом и открываемых на основе его статей, каждая хозяйственная операция также будет вызывать двойные и равновеликие изменения. Это позволяет отражать хозяйственные операции на счетах способом двойной записи.

Одновременное отражение каждой хоз.операции на 2 счетах по дебету одного и кредиту другого в одной и той же сумме(сумме хоз.операции) наз-ся двойной записью.

Она имеет контрольное значение, т.е. сумма хоз.операции по дебету всех счетов должна быть = сумме хоз.операций по кредиту и сумме хоз.операций за отчетный период.

В конце месяца для проверки правильности ведения БУ по счетам составляется оборотная ведомость.

 


Учет процесса снабжения

 

Целью учета процесса снабжения явл-ся: отражение количества и стоимости приобретенного имущества и расчет фактической с/с приобретенного имущества.

Учет процесса снабжения осущ-ся на счетах имущества: материалы, товары, вложения во внеоборотные активы, в корреспонденции со счетами, расчетов, в частности, с поставщиками и подрядчиками, кредиторами и деб-ми. Фактическая с/с приобретенного имущества состоит из всех затрат, связ-х с приобретением имущества(контрольная стоимость, стоимость транспортных услуг и др). Факт.с/с единицы приобретенного имущества определяется: делением суммы всех затрат по приобретению на количество приобретенного имущества.

 

 


Учет процесса производства

Целью учета процесса производства является: отражение затрат, связанных с производством продукции, работ, услуг и расчет факт.с/с готовой продукции, работ и услуг.

Учет затрат на производство осуществляется на счетах: основное производство, вспомогательное производство, общепроизводственные расходы, общехоз-ные расходы, брак в производстве, корреспонденция со счетами запасов(т.е.мателиралы) и расчетов(по оплате труда и др). Основным счетом для учета затрат производства является счет «Основное производство»(активный).

Д ОП К

НС НЗП

1.Прямые затраты 4.Отходы

2.Общепроизв. расходы 5.с/с гот.продукции

3.Общехоз. расходы

Сумма(1+2+3)=произв.с/с

 

КС – НЗП на конец мес.

1)По Д счета в течение месяца отражаются прямые затраты(т.е.затраты, которые можно включить в с/с в конкр. виды продукции)

2) Косвенные(накладные) затраты учитываются в течение месяца на счетах общепроизв. и общехоз. расходов и в конце месяца либо списываюися на счет основное производство, либо списываются на убытки организации.

Особенность счета «осн. счета производства» в том, что стоимость незавершенного пр-ва, отражается на данном счете на конец месяца по данным инвентаризации.

с/сгот.продук.=НЗПна начало + З + Отходы – НЗПна конец месяца

 

Учёт процесса реал-ии.

Реал-ия прод-ии произ-ся орган-ми по следующ.ценам:

-по свобод. (рыночным) ценам и тарифам, включ-м сумму НДС;

-по госуд-м регул-м оптовым ценам и тарифам, увелич-м на сумму НДС (прод-я топливно-энергетического комплекса и услуги производ-технич. назнач-я);

-по госуд-м регул-м рознич-м ценам (за вычетом в соответ-х случаях торговых скидок, скидок сбыта и опта) и тарифам, включ. в себя НДС (для продажи товаров нас-ю и оказания ему услуг).

При устан-ии отпускных цен указ-ся франкировка, т.е. за чей счет произ-ся оплата расходов по доставке прод-ии от поставщика до покупателя.

На осн-ии тов-транспорт, железнодорож. накладных и др. док-в на отпуск прод-ии на сторону в финанс. отделе или в бухгал-ии выпис-ют в нескольких экземплярах платежные требования-поручения или платежные требования для расчетов с покупателями минуя банк или через банк.В плат. требовании-поручении или требовании указ. наим-е и местонах-е поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, транспорт. тарифы, подлеж. возмещ-ю покуп-м (если это предусмотрено договором), сумму НДС, выделяемую отдельной строкой. Данные платеж. инструкций ежедневно запис-т в ведомость учета отгрузки и реализ. прод-ии. Оператив-й учет отгрузки ведут в отделе маркетинга в спец. карточках, книгах или журналах, а при использ-ии ЭВМ - в ежедневно состав-х машинограммах отгрузки прод-ии. Порядок синт-го учета реал-ии прод-ии зависит от выбр-го м-да учета реал-ии прод-ии.

Дата реал-ии Т. (Р,У) в зав-ти от принятой учет. политики для целей н/о согласно дейст-му законодат-ву опред-ся:

-для орган-ий, выбрав-х м-д продажи «по отгрузке», — как наиболее ранняя из след-х дат;

-день отгрузки Т. (Р,У) или передача права соб-ти на Т

-день оплаты Т. (Р,У);

-для орган-ий, выбр-х м-д продажи «по оплате», — по мере поступ-я денеж. ср-в, как день оплаты Т. (Р,У).

В БУ прод-я счит-ся реализ-й в момент ее отгрузки. Для целей н/о отгруж-я или предъяв-я покуп-м готовая прод-я по ценам реал-ии (включ. НДС и акцизы) отраж-ся по дебету счета 62 «Расчеты с покуп-ми и заказ-ми» и кредиту счета 90 «Реал-ия» субсчет 1 «Выручка от реал-ии» или по дебету счета 51 «Расч-й счет», 52 «Валют-й счет» и кредиту счета 90 «Реал-я» субсчет 1 «Выручка от реал-ии». С/с отгруж-й или предъяв-й покуп-лю прод-ии спис-ся в дебет счета 90 «Реал-ия» субсчет 2 «С/с реал-ии» с кредита счета 43 «Готовая прод-ия».

 

 


БУ опер-й с осн.сред-ми

ОС—часть им-ва орг-ии (активов), им-я мат—вещ-ю форму, использ-я в кач. ср-в труда при произ-ве прод-ии, вып-ии Р или оказ-ии У либо для упр-я орг-ей в теч-е норматив-го срока службы или срока полез-го использ-я продолжит-ю свыше 12 мес. и стоим-ю более 30 баз. вел-н за ед-цу.

В БУ ОС отраж-ся по первонач. ст-ти, кот. опр-ся для объектов:

А) изготов. на самом пред-ии, а также приобр-х за плату у др. орг-й и лиц — исходя из фактич. затрат по возв-ю или приобр-ю этих объектов, включ. расходы по доставке, монтажу, уст-ке;

Б) внес-х учред-ми в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) — по договор-ти сторон;

В) получ. от др. орг-й и лиц безвозмездно, а также неучт-х объектов ОС — по рыноч. ст-ти на дату оприход-я; Г) приобр-х по договорам, предусматр-м испол-е обяз-в (оплату) неденеж. сред-ми — по стоимости цен-й, перед-х или подлеж-х передаче орг-й. Ст-ть этих цен-й устан-ся исходя из цены, по кот. в срав-х обстоят-х обычно орг-я опред-т ст-ть аналогич. цен-й.

Восстанов-я ст-ть—ст-ть воспр-ва ОС в соврем. усл.(при соврем.ценах, соврем. технике и т.п.). Переоценка ОС по восстанов-й ст-ти производ-сь по соответ-м реш-м Правительства РБ.

Сумма дооценки объекта ОС в рез-те переоценки зачис-ся в добавоч-й капитал орг-ии (дебетуют счет 01 «ОС», кредитуют счет 83 «Добавоч. фонд»).

Сумма уценки объекта ОС в результате переоценки относ-ся на счет прибылей и убытков в кач-ве расх-в (дебетуют счет 92 «Внереализац. доходы и расходы», кредитуют счет 01 «ОС»).

Сумма дооценки объекта ОС, равная сумме его уценки, провед-й в предыдущ. отчетные периоды и отнес-й на счет прибылей и убытков в кач-ве операц. расх-в, относ-ся на счет прибылей и убытков отчет-го периода в кач-тве дохода. В этом случае сумму дооценки отраж. по дебету счета 01 «ОС» и кредиту счета 92 «Внереализац. доходы и расходы».

Поступ. ОС прин-т комиссия, назнач-я руков-м орг-ии. Для офор-я приемки комиссия сост-т в одном экземпляре "Акт о приеме-передаче объекта ОС " по форме ОС-1 на каждый объект ОС в отд-ти.

Синтетический учет наличия и движ-я ОС, принадлеж. орг-ии на правах собст-ти или иных вещных правах, осущ-ся на след-х счетах:

01 «ОС» (активный);02 «Амортизация ОС» (пассивный);

91 «Операционные доходы и расходы» (активно-пассивный).

Для учета аморт-ии ОС использ-т пассивный счет 02 «Аморт-я ОС.

Начис. сумму по собств. ОС производ-го назнач-я отраж-т по дебету счетов издержек произ-ва и обращ-я (23 «Вспомогат. произ-ва», 25 «Общепроиз-е расходы», 26 «Общехоз-е расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Аморт-я ОС».

По ОС, сданным в текущ. аренду, сумма аморт-ии отраж-ся по дебету счета 91 «Операц. доходы и расходы» и кредиту счета 02 (если аренд. плата форм-т операц-е доходы), а по ОС непроиз-го назн-я — по дебету счета 29 «Обслуж-е произ-ва и хозяйства» и кредиту счета 02.

Сумма аморт-ии по полностью аморт-м ОС не нач-ся.

 

УЧЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОС.

 

Восст. ОС м осущ посредством ремонта,модернизации и реконструкции. Факт.затраты связ с модернизацией,реконструкцией объектов ОС пров записями Д08К60 при осущ работ подрядным способом,а при осущ работ хоз способом записьюД08К02,10,70и др.Приемка зак работ по модернизации ОС осущ по форме ОС-3.

Факт затраты по мод-ции и рек-ции-Д01К08.Факт затраты по ремонт.работам вкл в с/с пр-ции,работ и услуг и отраж в учете по Д20,23,25,26,44,по К60,76,10,69.70,23при вып работ хоз.способом.

Резерв для осущ ремонтов,также как и рем.фонды отраж записью:Д20,44 и др К96. При факт проведении ремонта на сумму затрат по ремону:Д96К60,76,23.

Сумма резерва на ремонты не израсх а конец года спис в конце года отриц числом. Сущ вариант учета затрат на ремонты на счете 97-по дебету с равным их списанием с К97 в Д счетов затрат в течение отчетного года

 

 


Амортизация

Амортизация вкл в затраты пр-ва и в БУ пров-ся по Д20,23,25,26,44 и К02. Амортиз отчисления рассчит-ся:

· либо от ПС с учетом послед переоценок

· либо от остат-ной ст-ти, неамортизир-ой с учетом переоценок

Если имущ-во было в эксплуатации, то объектом м.б. недоамортиз ст-ть. По объектам неиспольз в предпр дея-ти сумма амортизации отраж Д92 К02.

В том случае, если орг-ция приним решение о принятии в качестве амортиз ст-ти или ост или первонач за вычетом ликвидац ст-ти, то такая ликвидац ст-ть уточняется ежегодно по состоянию на 1 января.

Амортиз ст-ть может меняться в случаях, устан закон-вом. Нормат срок службы объекта ОС опред-ся в соотв с врем классификатором ОС. Нормат срок о бывшим в эксплуатации объекте опр орг-ций в размере ½ ниже, чем по новым ОС.

СПИ объекта опр-ся исходя из нормат срока с примен повыш или пониж коэфф (от 0,5 до 1,5).

Амортизация начис орг-цией ежемесячно исходя из амортиз ст-ти и СПИ на основе месячных норм амортизации.

Линейный способ: начисл равномерно по годам в теч всего СПИ

Нелинейный: м-д уменьш ост-ка, м-д СЧЛ, м-д производственный.

 

 


Запасы

В качестве запасов в БУ прин имущ-во, уст в составе ср-в в обороте, приобр и (или) предназ для реал-ции или нах-ся в процессе пр-ва пр-ции, или нах-ся в виде сырья, материалов, кот могут использ в целях пр-ва и в целях управления орг-цией.

В качестве материалов:

§ отд предметы в составе ср-в в обороте (выд только в учете РБ)

§ животные на выращивание

§ незавершенное пр-во

§ готовая продукция

товары

 


Оценка запасов

Затраты принимаются к учету по фактич. с/c, т.е. по сумме фактич. затрат на приобретение. Товары, приобретенные для реализации, оцениваются по ст-ти приобретения, а орг-ции, осуществляющие розничн. торговлю, могут оценивать товары по розничным ценам. Фактич. с/с запасов при их изг-нии оценив-ся в сумме фактич. затрат на изготовление.Фактич. с/с запасов, полученных безвозмездно, опред-ся по рыночн. ст-ти.

При передаче запасов в пр-во и ином их выбытии оценка произв-ся по одному из след. способов: 1)по с/c каждой единицы, 2)по средн. с/с, 3) по с/с первых по времени приобретения запасов(метод FIFO).

Запасы, кот. устарели, отраж-ся в бух. балансе за вычетом резерва от снижения ст-ти матер. ценностей, кот.относ-ся на убытки орг-ции.Резерв созд-ся записью Д92К14.

Запасы, используемые организацией в особом порядке, в т.ч. драг.металлы, драг.камни или же запасы, кот. не могут обычным образом заменять друг друга, оцен-ся по с/с каждой единицы таких запасов.

Способ FIFO основан на допущении, что запасы исп-ся в течении отч. периода в последовательности, т.е. запасы, первыми поступающими в пр-во, д.б. оценены по c/c первых в последовательности приобретений с учетом входящих остатков на начало периода.

 


БУ материалов

Основанием для учета материалов в организации явл. сопроводит. документы(товарно-транспортн.накладные(ТТН), товарн.накладные и т.д.).

Приемка поступивших мат-лов оформл-ся приходными ордерами или же без их оформл-я. В этом случае приемка мат-лов осущ-ся на основании товарно-сопровидит.документов. Если же устанавл-ся несоответствие поступивших мат-лов ассортименту, кол-ву и кач-ву, то приемка материалов оформл-ся актом о приемке мат-лов.

В зав-ти от учетн.политики орг-ции поступление мат-лов может отражаться и исп-ем счетов 15-го и 16-го. При исп-и счета 15 делается запись в БУ: Д15К60.

Разница м/ду ст-тью поступивш. мат-лов и ст-тью учтенных мат-лов отраж-ся в Д15 и затем согласно учетн.политике организации с К16 разница ст-ти мат-лов отраж-ся в дебет по учету затрат.

Ст-ть затрат, полученн.безвозмездно: Д10К92.

Ст-ть выявленных при инвентаризации излишков мат-лов: Д10К92.

Передача мат-лов со складов орг-ции в ее структурн.подразделения оформл-ся лимитно-задолженн. карты, требованием накладной либо путем записи в карточках складского учета. По факту передачи мат-лов в подразд-я мат-лы спис-ся записью с К10 в Д20,25,44.

 


Учет мат-лов на складе

ведется на карточках складского учета. Карточки открыв-ся на календарн.год снабженческими подразд-ями орг-ции. В карточке запис-ся отдельно операции по приходу и расходу мат-лов и ежедневно выявл-ся остатки на конец дня.

В течении месяца в зав-ти от объема операций по складу бухгалтер периодически забирает первичные документы отдельно по приходу и расходу на основании реестров.

Иногда вместо карточек на складе ведутся сальдовые книги, в кот. отраж-ся приход и расход мат-лов по каждой позиции.

Остатки мат-лов на складе периодически сверяются с остатками мат-лов в бухгалтерии.

При небольшой номенклатуре мат-лов и небольших оборотах допускается ведение на складах вместо карточек матер. отчетов.

 

 


Особенности БУ ГСМ

Оприходование ГСМ произ-ся на основании ТТМ(ТИ1 и ТТМ-2)и др. приходных документов.При заправке трасп-х ср-в на АЭС с исп.электр-х карт оприходование ГСМ произ-ся на основании отчета по отпуску нефтепродуктов. Кол-во выдав-х ГСМ запис-ся в ведомости в видомости учета выдачи ГСМ,в кот.распис-ся водитель,а в путевом листе авто паспис-ся материально-ответ.лицо,отпуск.ГСМ.Этот порядок действует,если в орг-и есть собст.АЗС. Учет ГСМ в листах храненияведется матер.-ответст.лицом в карточках или книгах склад-го учета на основ.документов по приходу и отпуску ГСМ МОЛ сост.отчет о движении ГСМ,кот.вместе с первичными документами по приходу и расходу передается в бухгалтерию и служит основанием дня отражения в учете движения ГСМ.БУ ГСМ ведется на сч.10.Ст-ть ГСМ фактич.израсход.при эксплуатации трансп-х средств и т.д. спис-ся с К10 в Д счетов учета затрат.Основ-м для спис-я ГСМ на затраты явл.накопит-ые ведомости данных путевых листов о фактич.расходе или карточки учета расхода топлива за отч.период.

 


Особенности БУ тары

Тара-вид запасов предназ-х для упаковки,траспор-ки и хранения прод-и и др.матерх ценностей(разовая и многооборотная).

Тара примен.к БУ по факт.с/с,т.е.по сумме всех затрат по ее покупке и доставке или затрат по ее изгот-ю.Ст-ть тары однократного исп.вкл.в стть приобр-х запасов и отд.в БУ не отраж-ся.

Движение тары в орг-и отраж-ся:1.на сч.10 всеми орг-и,за искл.торговых или торгово-произ.орг-ий;2.на сч.41(товары) орг-и,заним.торговой и торгово-произ.деят-ю.Приемка тары от поставщика от тарных цехов своей орг-ии,отпуск.тары за пределы орг-и,перед-ся в собст.произ-во для упаковки оформся первичными учетными документами.

 


Учёт удержания из ЗП

 

Существуют:

1)Обязательные удержания- в ФЗП, налог на доход физ.лиц, по исполнит. местам.

2)удержания по инициативе организации- ч-з бухгалтерию из ЗП работника м.б. сделаны след. удержания:

-погашение кредита

-оплата за коммунал. услуги

-проф.взносы

Подоходный налог рассчит-ся так:

(Общая сумма дохода-льготы(по зак-ву)-установл. зак-вом станд. налог. вычеты-имущ.налог.вычеты-соц.нал.вычеты)*12%

Рассчит. сумма подоходного налога:Д70 К68

Удержания по исполнит.местам:Д70К76

 


Учет операционных расходов

Операционные расходы - платежи банков, компаний, предприятий, связанные и обусловленные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций.

Операционные расходы включают денежные затраты на производство товара, его продажу, управление компанией, выплату процентов по привлеченным вкладам и кредитам, уплату налогов, административные и прочие расходы. Согласно данному пункту операционные расходы представляют собой:

- затраты организации, соответствующие операционным доходам,

полученным организацией в отчетном периоде;

- затраты, не приводящие к появлению в будущем экономических

выгод и признаваемые расходами в период их осуществления.

Отражаются на счете 91

 

 


Общие положения доходов организации

доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, за исключением вкладов участников.

не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

§ сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

§ по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

§ в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

§ задатка;

§ в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

§ в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и на прочие поступления.

К прочим поступлениям относятся:операционные доходы;внереализационные доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием У. Дох. от обычн. видов деят-ти отраж.на счете 90 «Реализация».

Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Возможны и иные классификации доходов. Так, существуют следующие показатели прибыли и порядок их формирования:

1. Валовая прибыль

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

2. Прибыль (убыток) от реализации.

Валовая прибыль- коммерческие расходы - управленческие расходы 3. Прибыль (убыток) до налогообложения Прибыль (убыток) от продаж

+ операционные доходы- операционные расходы

+ внереализационные доходы- внереализационные расходы 4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности

Прибыль (убыток) до налогообложения

- налог на прибыль и иные аналогичные платежи

5. Чистая прибыль /нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Прибыль / убыток от обычной деятельности + чрезвычайные доходы

- чрезвычайные расходы

6. Нераспределенная прибыль /убыток отчетного года

 


Оценка и учет внереализ.доходов(ВД).

Внереализац.доходами явл.доходы от операций,непоср-венно не связанных с производственной деят-тью орг-ции. В состав ВД включ.:1)штрафы,пени,неустойки за нарушение условий договоровполученные или присужденные судом;2)ст-ть безвозмездно полученных активов;3)ст-ть имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации;4)поступления в возмещение причиненных орг-ции убытков;5)прибыль прошлых лет, выявленная в отч,году;6)суммы кредиторской задолженности, по кот.истек срок исковой давности;7)положит.и отрацат.курсовые разницы,возникающие при переоценкеимущественных обязательств;8)суммовые разницы, возникающие в связи с погашением кредит.или дебиторской задолж-ти;9)сумма дооценки имущества;10)разница от округления при формировании розничных и отпускных цен.

ВД учитываются по кр.92 и деб.счетов учета затрат ден. Ср-в и иного имущества, расчетов и др. счетов.

 

 


Признание доходов.

Выручка от реализации в БУ признается при выполнении след.условий:1)орг-ция на основании договора или законодательства имеет право на получение выручки;2)сумма выручки определена в соотв-вии с учетной политик;3)расходы, включенные в фактич.с/с реализованных товаров и т.д.,определены и соответствуют выручке. При невыполнении хотя бы 1 из условий полученные в оплату ден. ср-ва отражаются в БУ как внереализац.доходы.

Орг-ция в завис.от условий договора может признавать в БУ выручку от выполнения работ с длительным циклом изготовления по мере готовности работ.

Если сумма выручки не может быть определена, то она принимается к БУ в размере понесенных факти.расходов по изготовлению прдукции.

 

 


Учет покупки ин. валюты.

При покупке ин. валюты сумма ден. ср-в, перечисленная банку, отраж-ся по Д 57, 76, К 51.

Ст-ть приобр-ой валюты по курсу Нац. банка на дату зачисл-ия на валютн. счет либо на дату ее покупки отраж-ся по Д 52, 55, К 57, 76.

Расходы, связан. с покупкой ин. валюты отраж-ся на счетах учета затрат либо по Д 08 в сумме разницы м/ду курсом покупки и курсом Нац. банка.

 


Продажа ин. валюты.

Продажа ин. валюты отраж-ся на сч. 91 (К 91 Д 51) – сумма выручки от реализации валюты.

Д 57, 76, К 52 – сумма валюты, перечисленная банку для реализации.

Ст-ть реализованной валюты по курсу Нац. банка отраж-ся по Д 91, К 57, 66.

Курсов. разницы от переоценки ст-ти ин. валюты и дебиторск. задолж-ти при продаже учит-ся по К 92, 98.

 


Учет долговых ценных бумаг

Долговые ц.б. – обяз-ва, размещ. эмитентами для заимствов. ден. ср-в. Это облигации, сбер. и депоз. сертификаты, чеки и векселя.

Учет долговых ц.б. осущ. на сч. 58. Сбер. и депоз. сертификаты и чеки учит. на сч.55. Все ц.б. отраж. по фактич. затратам на приобр. Перечисл. денег на покупку пров. по Д55,58 и К51,52.

Начисл. % по долгов. обяз-ам – Д62,76 и К91.

 


Учет подотчетных сумм

Подотч-ми суммами наз. авансы выдаваем. раб-кам орг-ции из кассы на мелкие хоз. расчеты и на расходы по командировкам.

Порядок оформл-я и учета команд. расходов на терр-рии РБ предусм. возмещ. команд. раб-ку след. расходов:

1)По оплате найма жилого помещения

2)Оплата суточных за каждый день нахожд. в команд-ке

3) расх. по проезду и месту команд-ки и обратно.

Для целей НО затраты на команд-ки приняты в устан. пределах.

Подотчетн. суммы учит. на сч. 71. Выдача ден. авансов отр-но Д71 и К50. Расходы из подотч. сумм, подтв. Первичными док-ми проводятся Д10, 18, 26, 20, 44 и К71.

НДС может отраж-ся на основании первичн. док-ов или не выделяться.

 


Учет с учредителями

Провод-ся через сч.75. Размер УФ согластно учредит-ым док-ам Д75 К80. Фактич. внесение вкладов в УФ прав-ся записью Д10, 50, 51, 52, 01, 41 и т д К75. Начисление девидендов отраж. Д84 К75. Удержание подох-го налога – Д75 К68.

 

 


61,62 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Учет внутрихозяйственных расчетов

 

Для учета расчетов применяется 73 счет по прочим операциям. Здесь учитываются все виды расчетов с персоналом за исключением расчетов по оплате труда с подотчетными лицами и ментами (76).

На 73 могут учитываться операции по предоставленным займам, по возмещению материального ущерба, по продаже товаров в кредит.

Расчеты с учредителями

Проводятся через счет 75. Размер УФ согласно учредительным документам Д75К80 создают УФ.

Фактическое внесение вкладов в УФ проводится записью Д10,51,01,41К75

Начисление дивидендов отражается записью Д84К75

Для учета операций с разными и кредиторами(операций некоммерческого характера) применяется счет 76

Внитрихозяйственные расчеты юр. лиц, имеющих филиалы представительства и иные обособленные структурные подразделения осуществляющиеся с использованием сч79. Переданное имущество юр. Лицам своему стр. подразделению отражается записью у юр лица К01, 10Д79.

У стр. подразделения получние имущества от юр лица проводится записью Д01,10 и т.дК79.

Возврат имущества отражается обратной проводкой. В следствие разрыва рав-ва оборотов по Д и К 79 сч данный счет сальдо не имеет и 8 б?,fk не отражается.

 

Сущность БУ

Бух. учет-система непрерывн. и сплошного документальн. отражения инф. о состоянии и движении имущества и обязательств орг-ции методом ее двойной записи в ден. выражении на счетах бух. учета в соответствии с законод-вом РБ.

В данном определении отражены:

- основн. этапы учетного процесса (вначале любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осущ. его регистрация, дальнейшая обработка учетн. инф. для ее передачи пользователям);

- основн. отличия БУ от др. видов — статистич. и оперативного.

Эти отличия следующие. Предмет БУ ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Он уже, чем в статистике, изучающей, помимо хозяйств. деят-ти, др. стороны обществ. жизни, но шире, чем в оперативн. учете, учитывающ. только отдельн. стороны хоз. деят-ти организаций. В бух. учете отраж. вся инф. об имуществе, обязательствах и хозяйств. операциях орг-ции, и поэтому он должен быть сплошн. и непрерывн., что необязательно в статистике и оперативн. учете. В БУ его объекты обязательно отражаются в стоимостн. оценке, также не обязательной в других видах учета.

БУ обязаны вести все орг-ции, находящиеся на террит. РБ, а также филиалы и представительства иностр. орг-ций, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.

Граждане, кот. осущ. предприним. деят-ть без образования юр. лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установл. законом РБ «О БУ и отчетности» и налоговым законодательством РБ.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

-формир. полн. и достоверн. инф. о деят-ти орг-ции и ее имуществен. положении, необх. внутр. пользователям бух. отчетности,—руководителяям, учредителям, участникам и собственникам имущ-ва орг-ции, а также внешним — инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности;

-обеспеч. инф., необх. внутр и внешн. пользователям бух. отчетности для контроля за соблюд. законод-ва РБ при осущ. орг-цией хоз. операций и их целесообразностью, наличием и движением имущ-ва и обязат-в, использ. материальню, труд. и фин. ресурсов в соотв. с утвержден. нормами, нормативами и сметами;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

 


Виды изменений бух. баланса под влиянием хоз. операций

 

Под влиянием хоз. операций происх. изменение в бух. балансе.

Различают 4 типа изменений бух.баланса:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.196 с.)