Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие представления об обществе в истории философии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. Она анализирует ход событий, показывая, что последние подчиняются внутреннему закону конечной цели, Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона. По мнению Платона, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей, воинов, или стражей, ремесленников и земледельцев. Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию исторического процесса. Характерными для Средневековья являются идеи Аврелия Августина, который представляет историю как длительный процесс борьбы добра со злом, процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом. Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Макиавелли демонстрирует принципиально новый подход к пониманию общества и государства. По его мнению, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. Политика — это сфера действия, цель действия — власть. По мнению Т. Гоббса, природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное состояние — война всех против всех. Такое состояние гибельно для человеческого рода, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора. Дж. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Философ-просветитель Ж.Ж. Руссо предлагает свою версию концепции общественного договора. Люди по природе добры, считает он, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. Что касается понимания сущности исторического развития, то до середины XIX в. в философии господствовали идеалистические концепции двух видов: субъективистские и объективистские. С позиции исторического субъективизма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политических, религиозных или военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их ошибки и поражения приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории. С позиции исторического объективизма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил. Материалистическое объяснение истории впервые было предложено К. Марксом в его концепции исторического развития как смены общественно-экономических формаций. В конце XIX — начале XX в. произошло еще одно изменение в философских взглядах на историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби. Развитие идеи цикличности осуществлено в середине XX в. представителями французской исторической школы «Анналов». В совр. философии отсут. единая концепция возникн. и развития человеч. общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Понятие социальной реальности. Общество как система. Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Реальное общество и его идеализированная модель. Модель дает отвлечение от случайности, позволяет выделить, присущие обществу законы, порядки, основы, связи, и отношения.Теория общества рассматривается социологией.Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в производственную деятельность + техносфера. Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений) связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро общества) 2) переход от животного к социальному (Гоббс, Руссо. Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем договора, а естественнисторическим закономерным путем (затем и Маркс и другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти, расписанное по нормам}.Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь включены духовные процессы, поэтому 1) Само развитие общ-ва происходит не так как развитие природы 2) Изучение общ-ва требует других методов, учитывающих наличие духовного компонента в общественной жизни. Т.е. изучение общ-ва требует общего видения предмета изучения, т.е. требует определенной социальной философии. Социальная структура общества, её типы. Соц. структура - это уст. связь элементов в соц. системе. Осн. элем. соц. структ. общества явл. индивиды, заним. опред. позиции (статус) и выполн. опред. соц. функции (роли), объед. этих индивидов на основе их статусных призн. группы, соц.-террит., этнич. и иные общности и т. д.: 1) исторические общности людей (род, племя); 2) население города и деревни; 3) работники физического и умственного труда; 4) Классы и различные соц. слои; 5) разл. коллективы людей; 6) семья. Понятие соц. структуры в общ. обычно употр. в след. осн. смыслах. В шир. смысле соц. структ. - это строение общ. в целом, система связей между всеми его осн. элем. Соц. структ. в этом узком смысле - это совок. взаимосв.. и взаимод. друг с другом классов, соц. слоев и групп. Соц. структ. объект. и во многом зависит от способа производства. В социологии сущ. больш. множ. концепций соц. структуры общ., историч. одной из 1-х явл. маркс. уч. В маркс. социологии ведущее место отвод. соц.-клас. структуре общ. Соц.-клас. структ. общ. предст. собой взаимод. 3-х осн. элем.: классов, общ. прослоек и соц. групп. Ядром соц. структуры явл. классы. Марксизм делит классы на осн. и неосн. Осн. клас. явл. такие, чье сущ. непоср. вытекает из господств. в данной общ. формации экон. отнош., прежд. вс., отнош. собств.: рабы и рабовлад., крестьяне и феодалы, пролет. и бурж.. Неосн. - это ост. прежн. классов в новой общ.-экон.. формации или зарожд. классы, кот. придут на смену осн. и сост. основу клас. дел. в нов. формации. Структ. элем. общ. явл. общ. слои (просл.). Соц. слои - это промеж. или переходн. общ. группы, не имеющ. ярко выраж. специф. отнош. к средствам произв. и не облад. всеми призн. класса. Соц. слои м.б. внутриклас. и межклас. К 1-м мож. отн. крупн., средн., мелк., городск. и сельск. буржуазию, промышл. и сельский пролетариат, раб. аристократию. Историч. прим. межклас. слоев явл. “3-е сословие” - городское мещанство, ремесленничество. В совр. общ. - интеллигенция. Теория соц. стратифик. - это совр. теория, анализ-я соц. структ. общ. Теор. стратиф. (от лат. - слой) баз. на предст., что страта, соц. группа. предст. собой реальную общность, объед. людей на к-то общих позициях или имеющ. общее дело. В осн. теорий стратиф. лежат объед. людей в группы и противопоставл. их другим группам по статусным призн.: властным, имущ., профес., образ. В обществе, разд. на классы, сущ. соц. мобильность, т.е. перемещ. из одних соц. слоев в др. Она бывает горизнт. и вертикал. Общ. сравнивают с многоэт. домом, в кот. движутся 6 лифтов: экономика, армия, политика, церковь и культура, брак.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.006 с.) |