Развитие представления об обществе в истории философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие представления об обществе в истории философии.



Философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. Она анализирует ход событий, показывая, что последние подчиняются внутреннему закону конечной цели, Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона. По мнению Платона, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей, воинов, или стражей, ремесленников и земледельцев. Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию исторического процесса. Характерными для Средневековья являются идеи Аврелия Августина, который представляет историю как длительный процесс борьбы добра со злом, процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом. Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Макиавелли демонстрирует принципиально новый подход к пониманию общества и государства. По его мнению, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. Политика — это сфера действия, цель действия — власть. По мнению Т. Гоббса, природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное состояние — война всех против всех. Такое состояние гибельно для человеческого рода, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора. Дж. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Философ-просветитель Ж.Ж. Руссо предлагает свою версию концепции общественного договора. Люди по природе добры, считает он, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. Что касается понимания сущности исторического развития, то до середины XIX в. в философии господствовали идеалистические концепции двух видов: субъективистские и объективистские. С позиции исторического субъективизма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политических, религиозных или военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их ошибки и поражения приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории. С позиции исторического объективизма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил. Материалистическое объяснение истории впервые было предложено К. Марксом в его концепции исторического развития как смены общественно-экономических формаций. В конце XIX — начале XX в. произошло еще одно изменение в философских взглядах на историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби. Развитие идеи цикличности осуществлено в середине XX в. представителями французской исторической школы «Анналов». В совр. философии отсут. единая концепция возникн. и развития человеч. общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д.

Понятие социальной реальности. Общество как система.

Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени.

Реальное общество и его идеализированная модель. Модель дает отвлечение от случайности, позволяет выделить, присущие обществу законы, порядки, основы, связи, и отношения.Теория общества рассматривается социологией.Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в производственную деятельность + техносфера. Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений) связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро общества) 2) переход от животного к социальному (Гоббс, Руссо. Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем договора, а естественнисторическим закономерным путем (затем и Маркс и другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти, расписанное по нормам}.Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь включены духовные процессы, поэтому 1) Само развитие общ-ва происходит не так как развитие природы 2) Изучение общ-ва требует других методов, учитывающих наличие духовного компонента в общественной жизни. Т.е. изучение общ-ва требует общего видения предмета изучения, т.е. требует определенной социальной философии.

Социальная структура общества, её типы.

Соц. структура - это уст. связь элементов в соц. системе. Осн. элем. соц. структ. общества явл. индивиды, заним. опред. позиции (статус) и выполн. опред. соц. функции (роли), объед. этих индивидов на основе их статусных призн. группы, соц.-террит., этнич. и иные общности и т. д.: 1) исторические общности людей (род, племя); 2) население города и деревни; 3) работники физического и умственного труда; 4) Классы и различные соц. слои; 5) разл. коллективы людей; 6) семья. Понятие соц. структуры в общ. обычно употр. в след. осн. смыслах. В шир. смысле соц. структ. - это строение общ. в целом, система связей между всеми его осн. элем. Соц. структ. в этом узком смысле - это совок. взаимосв.. и взаимод. друг с другом классов, соц. слоев и групп. Соц. структ. объект. и во многом зависит от способа производства.

В социологии сущ. больш. множ. концепций соц. структуры общ., историч. одной из 1-х явл. маркс. уч. В маркс. социологии ведущее место отвод. соц.-клас. структуре общ. Соц.-клас. структ. общ. предст. собой взаимод. 3-х осн. элем.: классов, общ. прослоек и соц. групп. Ядром соц. структуры явл. классы. Марксизм делит классы на осн. и неосн. Осн. клас. явл. такие, чье сущ. непоср. вытекает из господств. в данной общ. формации экон. отнош., прежд. вс., отнош. собств.: рабы и рабовлад., крестьяне и феодалы, пролет. и бурж.. Неосн. - это ост. прежн. классов в новой общ.-экон.. формации или зарожд. классы, кот. придут на смену осн. и сост. основу клас. дел. в нов. формации. Структ. элем. общ. явл. общ. слои (просл.). Соц. слои - это промеж. или переходн. общ. группы, не имеющ. ярко выраж. специф. отнош. к средствам произв. и не облад. всеми призн. класса. Соц. слои м.б. внутриклас. и межклас. К 1-м мож. отн. крупн., средн., мелк., городск. и сельск. буржуазию, промышл. и сельский пролетариат, раб. аристократию. Историч. прим. межклас. слоев явл. “3-е сословие” - городское мещанство, ремесленничество. В совр. общ. - интеллигенция. Теория соц. стратифик. - это совр. теория, анализ-я соц. структ. общ. Теор. стратиф. (от лат. - слой) баз. на предст., что страта, соц. группа. предст. собой реальную общность, объед. людей на к-то общих позициях или имеющ. общее дело. В осн. теорий стратиф. лежат объед. людей в группы и противопоставл. их другим группам по статусным призн.: властным, имущ., профес., образ. В обществе, разд. на классы, сущ. соц. мобильность, т.е. перемещ. из одних соц. слоев в др. Она бывает горизнт. и вертикал. Общ. сравнивают с многоэт. домом, в кот. движутся 6 лифтов: экономика, армия, политика, церковь и культура, брак.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.004 с.)