Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Герменевтика, структурализм и постструктурализм. Философия на рубеже веков. Постмодернизм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Г – основное направление мировой ф. мысли 20в. В античности Г называлась- искусство разъяснения, перевода, истолкования. Основным ядром античной Г б. искусство аллегорической интерпритации, которая должна была раскрыть второй смысл текста. Основателями Г явл. нем. ф. Шлейермахер и Дильтей. Они положили нач. наукам о межличностном понимании. Особую роль в развитии современного Г-кого метода пренадлежит Хайдеггеру. У него Г есть ни что иное как феноменология чел-го бытия, она выявляет условия благодаря которым чел-кое сущ-ние может быть тем, что оно есть. Г имеет специфическую связь с логикой, прослеживается ее связь с аналитической ф-ей, так же тесно связано с реторикой, поскольку язык загнимает в Г центральное место. Г универсальна в том смысле, что она интегрирует научные знания в практическое сознани. К-ме ф-кой герменевтики сущ. юридическая, филологич-я, теологическая. Всех объеденеят, что это и метод и иск-во разъяснения. В сер.20в. фил-кая Г получила шир. распространение в герм., а как раздел аналит. философии – в Англ. В США на основе гермен. метода успешно развивается понимающая социология. В развитии структурализма выделяют следующие этапы:1)20-50 гг.-разработка структурного метода в ряде гуманитарных дисциплин2)50-60гг.- философия структурализма как проекция структурного метода на различные феномены культуры3)начиная с 70гг-переход к постструктурализму, обусловленный частичным преодалением структурной методологии и новой культурной ситуацией-постмодерном. Объект исследования С.— культура как совокупность знаковых систем.С середины ХХ века структурализм развивается как широкое течение в рамках социогуманитарного знания, выражая стремление выявить глубинные универсальные структуры, определяющие сущность человеческого бытия, начиная с бессознательных психических моделей и заканчивая структурами общественного бытия. Определ. роль в формировании структурализма сыграла лингвистика. Постструктурализм - общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 - 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма. Цель П. - осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, построение новых практик чтения. П. сосуществует как со структурализмом, так и с постмодерном. В отличие от структурализма П. принадлежит эпохе постмодерна, что в значительной степени предопределяет многие существенные его характеристики. Он выражает разочарование в классическом зап. рационализме, отвергает прежнюю веру в разум, науку и прогресс, выражает глубокое сомнение в возможности осуществления великих идеалов гуманизма. Постмодернизм - термин, обозначающий структурно-сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта. 29) Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси. Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения и Реформации. В целом, философия Великого княжества Литовского ориентирована на проблемы, которые озвучивает западное Возрождение – антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. Специфическими чертами белорусской философии эпохи Возрождения можно назвать следующие:- не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы; -в отечественной философской практике доминирует идея права, как одного из основных институтов государственного управления; -гуманистические идеи Ренессанса на Беларуси тесно связаны с идеями и практикой Реформации. В целом ренессансный гуманизм на Беларуси отличает охват широких слоев общества, стремление преодолеть узкие рамки духовных элит. Развитие философской мысли Беларуси 17 – нач. 18 вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Развертывались философские дискуссии между представителями разных направлений. Конец 18 – нач. 19 века связан со становлением практического естествознания и его философским осмыслением; анализируются проблемы познания, методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденций Просвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в сер. 19 века, когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением в состав Российской Империи. С середины 19 ст. в связи с увеличением количества этнографических исследований и ростом интереса к ним философская мысль акцентирует проблематику поиска национальной культурной идентификации, идеи национально-культурного возрождения. Наряду с западноруссизмом, отстаивавшим общерусские корни белорусов, великороссов и малороссов и не видевшим перспектив самостоятельного государственного развития белорусов, формируется идеология революционного демократизма, повышается интерес к истории Беларуси и белорусскому языку, впервые ставится вопрос о национально-государственном устройстве Беларуси. Уже в начале ХХв. можно выделить три направления философской мысли Беларуси – религиозно-идеалистическое, марксистское, национально-возрожденческое. Современный период философского творчества на Беларуси связан с разработкой идей национальной самобытности белорусов, формированием четкой мировоззренческой позиции, включенности белорусов в мировую культуру и т.д. В целом, спектр современных отечественных философских исследований касается изучения методологии научной деятельности и исследований по философии науки, социологических исследований взаимоотношений общество-природа, техногенная цивилизация – человек, эстетической проблематики и мн. др. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского. Ефросинья Полоцкая. «Житие» повествует, что постригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в келье - «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Дело это было многотрудным. Переписчиками были почти исключительно мужчины. Уже одно то, что молодая женщина взялась за это – было подвигом. Вполне вероятно, что перо просветительницы выводило не только слова религиозно-нравственных текстов, но и строки византийских хроник, отечественных летописей, переводила книги с греческого и латинского. Из «Жития» можно понять, что часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Именно она заложила основу уникальной библиотеки Софийского собора, утраченной в период Ливонской войны. После основания Ефросиньей двух монастырей в них были созданы книжные мастерские - скриптории. Из скрипториев созданные высокохудожественные книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределами. В школах того времени дети обучались чтению, письму, цифири и церковному пению. Высокообразованная игуменья стремилась расширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского юные полочане учили греческий, приобретали знания по естественным наукам, риторике, медицине. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь. Ефросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. По ее желанию византийский императорский дом прислал один прижизненных ликов Девы Марии. Этот самый ранний образец иконографии стал излюбленным сюжетом в белорусской иконописи. С именем Ефросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста – шедевра древнебелорусского ювелирного искусства. Кирилла Туровский. Будучи монахом, Кирилл начал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решается на новый шаг – заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла на Руси не было. Известны восемь проповедей, принадлежащие его перу. Есть только один путь спасения, согласно мировоззрения Кирилла в этот период – монашество. Кирилл сравнивает удаление из мира в монашество с избавлением от рабства мысленному «фараону» – дьяволу. В то же время, Кирилл считает, что очеловечивание Христа было мнимым. Не мог принять образ человека тот, кто пожелал спасти человечество. В этот период для Кирилла не существовало проблемы познания мира. Истина для него была дана изначально в откровении, изложенном в «Священном писании». Кирилл не отрицал ценности земной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. В религиозной антропологии Кирилла этого периода решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения — единственной существенной цели человеческого бытия. Кирилл отдавал решительное предпочтение "ангельскому житию", монашескому пути. Второй этап жизни и общественной деятельности связан с его пастырской деятельностью. Новая деятельность, он стал епископом, способствовала смягчению его прежнего аскетизма, выработке более терпимых мировоззренческих ориентаций. В это время философ занят выработкой общезначимого идеала мирской личности. В своих проповедях Кирилл скорее поэт, нежели богослов: строки написаны не столько благодаря анализу священ. текста, сколько под воздействием чувства, радостно взволнованного в обстановке праздничного богослужения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.180 (0.009 с.) |