Герменевтика, структурализм и постструктурализм. Философия на рубеже веков. Постмодернизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Герменевтика, структурализм и постструктурализм. Философия на рубеже веков. Постмодернизм.



Г – основное направление мировой ф. мысли 20в. В античности Г называлась- искусство разъяснения, перевода, истолкования. Основным ядром античной Г б. искусство аллегорической интерпритации, которая должна была раскрыть второй смысл текста. Основателями Г явл. нем. ф. Шлейермахер и Дильтей. Они положили нач. наукам о межличностном понимании. Особую роль в развитии современного Г-кого метода пренадлежит Хайдеггеру. У него Г есть ни что иное как феноменология чел-го бытия, она выявляет условия благодаря которым чел-кое сущ-ние может быть тем, что оно есть. Г имеет специфическую связь с логикой, прослеживается ее связь с аналитической ф-ей, так же тесно связано с реторикой, поскольку язык загнимает в Г центральное место. Г универсальна в том смысле, что она интегрирует научные знания в практическое сознани. К-ме ф-кой герменевтики сущ. юридическая, филологич-я, теологическая. Всех объеденеят, что это и метод и иск-во разъяснения. В сер.20в. фил-кая Г получила шир. распространение в герм., а как раздел аналит. философии – в Англ. В США на основе гермен. метода успешно развивается понимающая социология. В развитии структурализма выделяют следующие этапы:1)20-50 гг.-разработка структурного метода в ряде гуманитарных дисциплин2)50-60гг.- философия структурализма как проекция структурного метода на различные феномены культуры3)начиная с 70гг-переход к постструктурализму, обусловленный частичным преодалением структурной методологии и новой культурной ситуацией-постмодерном. Объект исследования С.— культура как совокупность знаковых систем.С середины ХХ века структурализм развивается как широкое течение в рамках социогуманитарного знания, выражая стремление выявить глубинные универсальные структуры, определяющие сущность человеческого бытия, начиная с бессознательных психических моделей и заканчивая структурами общественного бытия. Определ. роль в формировании структурализма сыграла лингвистика.

Постструктурализм - общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 - 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма. Цель П. - осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, построение новых практик чтения. П. сосуществует как со структурализмом, так и с постмодерном. В отличие от структурализма П. принадлежит эпохе постмодерна, что в значительной степени предопределяет многие существенные его характеристики. Он выражает разочарование в классическом зап. рационализме, отвергает прежнюю веру в разум, науку и прогресс, выражает глубокое сомнение в возможности осуществления великих идеалов гуманизма. Постмодернизм - термин, обозначающий структурно-сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Основные харак­теристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универ­сального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодер­нистов выступает "единство" предметных полей. Понимание фи­лософии как некоего текста или акта говорения приводит пос­тмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мысли­телей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмо­дернизма — философствование без субъекта.

29) Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения и Реформации. В целом, философия Великого княжества Литовского ориентирована на проблемы, которые озвучивает западное Возрождение – антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. Специфическими чертами белорусской философии эпохи Возрождения можно назвать следующие:- не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы; -в отечественной философской практике доминирует идея права, как одного из основных институтов государственного управления; -гуманистические идеи Ренессанса на Беларуси тесно связаны с идеями и практикой Реформации. В целом ренессансный гуманизм на Беларуси отличает охват широких слоев общества, стремление преодолеть узкие рамки духовных элит. Развитие философской мысли Беларуси 17 – нач. 18 вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Развертывались философские дискуссии между представителями разных направлений. Конец 18 – нач. 19 века связан со становлением практического естествознания и его философским осмыслением; анализируются проблемы познания, методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденций Просвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в сер. 19 века, когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением в состав Российской Империи. С середины 19 ст. в связи с увеличением количества этнографических исследований и ростом интереса к ним философская мысль акцентирует проблематику поиска национальной культурной идентификации, идеи национально-культурного возрождения. Наряду с западноруссизмом, отстаивавшим общерусские корни белорусов, великороссов и малороссов и не видевшим перспектив самостоятельного государственного развития белорусов, формируется идеология революционного демократизма, повышается интерес к истории Беларуси и белорусскому языку, впервые ставится вопрос о национально-государственном устройстве Беларуси. Уже в начале ХХв. можно выделить три направления философской мысли Беларуси – религиозно-идеалистическое, марксистское, национально-возрожденческое. Современный период философского творчества на Беларуси связан с разработкой идей национальной самобытности белорусов, формированием четкой мировоззренческой позиции, включенности белорусов в мировую культуру и т.д. В целом, спектр современных отечественных философских исследований касается изучения методологии научной деятельности и исследований по философии науки, социологических исследований взаимоотношений общество-природа, техногенная цивилизация – человек, эстетической проблематики и мн. др.

Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского.

Ефросинья Полоцкая.

«Житие» повествует, что постригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в келье - «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Дело это было многотрудным. Переписчиками были почти исключительно мужчины. Уже одно то, что молодая женщина взялась за это – было подвигом. Вполне вероятно, что перо просветительницы выводило не только слова религиозно-нравственных текстов, но и строки византийских хроник, отечественных летописей, переводила книги с греческого и латинского. Из «Жития» можно понять, что часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Именно она заложила основу уникальной библиотеки Софийского собора, утраченной в период Ливонской войны.

После основания Ефросиньей двух монастырей в них были созданы книжные мастерские - скриптории. Из скрипториев созданные высокохудожественные книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределами. В школах того времени дети обучались чтению, письму, цифири и церковному пению. Высокообразованная игуменья стремилась расширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского юные полочане учили греческий, приобретали знания по естественным наукам, риторике, медицине. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь. Ефросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. По ее желанию византийский императорский дом прислал один прижизненных ликов Девы Марии. Этот самый ранний образец иконографии стал излюбленным сюжетом в белорусской иконописи. С именем Ефросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста – шедевра древнебелорусского ювелирного искусства.

Кирилла Туровский.

Будучи монахом, Кирилл начал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решается на новый шаг – заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла на Руси не было. Известны восемь проповедей, принадлежащие его перу. Есть только один путь спасения, согласно мировоззрения Кирилла в этот период – монашество. Кирилл сравнивает удаление из мира в монашество с избавлением от рабства мысленному «фараону» – дьяволу. В то же время, Кирилл считает, что очеловечивание Христа было мнимым. Не мог принять образ человека тот, кто пожелал спасти человечество. В этот период для Кирилла не существовало проблемы познания мира. Истина для него была дана изначально в откровении, изложенном в «Священном писании». Кирилл не отрицал ценности земной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. В религиозной антропологии Кирилла этого периода решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения — единственной существенной цели человеческого бытия. Кирилл отдавал решительное предпочтение "ангельскому житию", монашескому пути. Второй этап жизни и общественной деятельности связан с его пастырской деятельностью. Новая деятельность, он стал епископом, способствовала смягчению его прежнего аскетизма, выработке более терпимых мировоззренческих ориентаций. В это время философ занят выработкой общезначимого идеала мирской личности. В своих проповедях Кирилл скорее поэт, нежели богослов: строки написаны не столько благодаря анализу священ. текста, сколько под воздействием чувства, радостно взволнованного в обстановке праздничного богослужения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.006 с.)