Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия всеединства В. Соловьева.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Философия Владимира Соловьева явилась синтезом русской религиозной философии XIX в. Идея всеединства всю жизнь сопровождала Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. Соловьеву были чужды и славянофильство, и западничество. Широкие перспективы всеединства, в которых ставились вопросы совершенствования мира, преодоления индивидуализма, осуществления христианских идеалов любви, достижения абсолютных ценностей определяли его всемирно-историческую точку зрения. Из идеи всеединства вытекал и принцип свободы. Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. Отсюда истинная суть человека не может быть сведена к каким-либо его частным определениям. Осуществление «живого всеединства», по Соловьеву, свершилось в лице Христа. В том хаосе, которым являлся мир далекого прошлого, истиной Христа овладели «немногие» человеческие души. И христианская идея свободного человеческого единения, всемирного братства снизилась до «христианства домашнего», лишь до индивидуальной духовной жизни немногих людей. Для основного же большинства Христос как живое воплощение всеединства, гармонии идеального и материального стал далеким и непостижимым фактом. Так христианская идея была искажена церковной организацией, которая безуспешно пытается одухотворить общество и самого человека верой в «чудо, тайну, авторитет». В таком «храмовом, неистинном христианстве» человек, по мысли философа, находится в еще большем духовном рабстве, чем язычник перед силами природы. Философия идеализма восстает против лжехристианства и освобождает разум человека от химер и тем самым открывает путь христианской истине. Богочеловечество надо искать не в окружающем мире, а в самом человеке, в его «свободно-разумной» личности. Французский же материализм восстановил материю и развил значение материального начала в мире и в человеке. С точки зрения Соловьева, тем самым материализм также послужил христианской идее о воскресении и вечной жизни тел. Разнонаправленным путями философия идеализма и материализма восстановила полноту божественного всеединства человека. Теперь, по Соловьеву, остаются пути практического осуществления всеединства для человечества в целом. Главным окончательным условием такой всечеловечности является Бог, совершенный человек Христос и «бесконечность души человеческой». Стремясь к универсальному синтезу науки, философии и религии, Соловьев создает возможность «цельного знания», которое вместе с «цельным творчеством» образует «цельную жизнь». Одним из средств к достижению этого является магия любви и эстетическое творчество. Сам акт божественного творения, преображающего хаос, разрозненный мир в космос, есть длительный процесс мистического соединения «лучезарного небесного существа Софии» с реальной стороной, материей мира. Человек как проявление всеединства в этом процессе является посредником, связующим звеном. Импульсом и реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир, является искусство. Благодаря магии любви преодолевается односторонность мужского и женского начала. Таким образом, магия любви и эстетическое творчество являются у Соловьева механизмом, приводящим весь мир к Всеединству и Богочеловечеству. Поднимаясь к Богочеловечеству, люди вместе с собой поднимают природу. Но процесс этот длителен. Очищение и возрождение мира должно быть только проявлением свободы воли Запада и Востока. Нравственно-религиозные поиски в русской философии на рубеже 19-20 вв (Бердяев, Флоренский) Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний, последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества. Н.А. Бердяев (1874-1948) продолжает специфические темы русской философии – о Богочеловечестве, о конфликте личности с обществом и историей. В своих работах Бердяев бросает вызов духу времени, в котором стали господствовать рассудок, расчет и материальный интерес. У одной части общества, по Бердяеву, стал преобладать «гедонистический идеал земного довольства», а у другой – материальный гнет вызвал обостренное сознание необходимости «материального» переустройства мира, погруженного в обыденную повседневность. Однако мыслитель считает, что и марксизм, и позитивизм, верящие в достижение счастья людей благодаря либо политической борьбе, либо развитию техники, есть иллюзии мышления. Трагически безысходно стремление человека к свободе, на котором вырастает всякая социально-политическая идеология. Таким образом получается вполне определенный вывод: жизнь как эмпирическое сцепление явлений есть бессмыслица; духовная природа человека не соответствует эмпирическому абсурду. Это трагедия каждого существования. Решить проблему, по Бердяеву, можно только выйдя за рамки эмпирической безысходности в плоскость «философского спиритуализма». Одним из его источников является философский идеализм, который восстановил разум человека, бывший в плену у чувственности и рассудка. Сама идея разума как первичной реальности человеческого существования, выдвинутая идеализмом, меняет систему координат мыслящего человека. Он преодолевает собственную замкнутость, ограниченность, созидает новые формы жизни и культуры. Человек, по Бердяеву, - это целый мир, микрокосм. Он является не функцией жизни, а самой жизнью и высшим ее подтверждением. Но общество и культура подменяют полноту жизни правилами и инструкциями по ее эксплуатации. Тирания рассудка и традиционной морали вытесняет в итоге и жизнь, и человека. Один из основных мотивов творчества Бердяева – это антроподицея, оправдание человека в творчестве и через творчество. Бердяев говорит о проблеме свободы, которая всегда рассматривалась как свобода выбора между добром и злом. С точки зрения Бердяева, свобода есть независимость человека, определяемость его личности изнутри, не выбор между поставленными перед ним добром и злом, а его собственное созидание добра и зла. Бердяев пересматривает проблему свободы и морали в христианстве. Свобода, по его мнению, не обусловлена Творцом. Бог не создавал свободу, она существует раньше мира, как и он сам. Следовательно, Бог не несет никакой ответственности за действия человека. П.А. Флоренский (1882-1937) - религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных областях. Закончив математическое отделение Московского университета, поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его диссертация "Столп и утверждение истины обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия. Философия русского комизма. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. К.Э. Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем. Н.В. Бугаев построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация. А.Л. Чижевский - создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.5 (0.007 с.) |