Философия всеединства В. Соловьева. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия всеединства В. Соловьева.



Философия Владимира Соловьева явилась синтезом русской религиозной философии XIX в. Идея всеединства всю жизнь сопровождала Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека.

Соловьеву были чужды и славянофильство, и западничество. Широкие перспективы всеединства, в которых ставились вопросы совершенствования мира, преодоления индивидуализма, осуществления христианских идеалов любви, достижения абсолютных ценностей определяли его всемирно-историческую точку зрения. Из идеи всеединства вытекал и принцип свободы. Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. Отсюда истинная суть человека не может быть сведена к каким-либо его частным определениям. Осуществление «живого всеединства», по Соловьеву, свершилось в лице Христа. В том хаосе, которым являлся мир далекого прошлого, истиной Христа овладели «немногие» человеческие души. И христианская идея свободного человеческого единения, всемирного братства снизилась до «христианства домашнего», лишь до индивидуальной духовной жизни немногих людей. Для основного же большинства Христос как живое воплощение всеединства, гармонии идеального и материального стал далеким и непостижимым фактом. Так христианская идея была искажена церковной организацией, которая безуспешно пытается одухотворить общество и самого человека верой в «чудо, тайну, авторитет». В таком «храмовом, неистинном христианстве» человек, по мысли философа, находится в еще большем духовном рабстве, чем язычник перед силами природы. Философия идеализма восстает против лжехристианства и освобождает разум человека от химер и тем самым открывает путь христианской истине. Богочеловечество надо искать не в окружающем мире, а в самом человеке, в его «свободно-разумной» личности. Французский же материализм восстановил материю и развил значение материального начала в мире и в человеке. С точки зрения Соловьева, тем самым материализм также послужил христианской идее о воскресении и вечной жизни тел. Разнонаправленным путями философия идеализма и материализма восстановила полноту божественного всеединства человека. Теперь, по Соловьеву, остаются пути практического осуществления всеединства для человечества в целом. Главным окончательным условием такой всечеловечности является Бог, совершенный человек Христос и «бесконечность души человеческой». Стремясь к универсальному синтезу науки, философии и религии, Соловьев создает возможность «цельного знания», которое вместе с «цельным творчеством» образует «цельную жизнь». Одним из средств к достижению этого является магия любви и эстетическое творчество. Сам акт божественного творения, преображающего хаос, разрозненный мир в космос, есть длительный процесс мистического соединения «лучезарного небесного существа Софии» с реальной стороной, материей мира. Человек как проявление всеединства в этом процессе является посредником, связующим звеном. Импульсом и реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир, является искусство. Благодаря магии любви преодолевается односторонность мужского и женского начала. Таким образом, магия любви и эстетическое творчество являются у Соловьева механизмом, приводящим весь мир к Всеединству и Богочеловечеству. Поднимаясь к Богочеловечеству, люди вместе с собой поднимают природу. Но процесс этот длителен. Очищение и возрождение мира должно быть только проявлением свободы воли Запада и Востока.

Нравственно-религиозные поиски в русской философии на рубеже 19-20 вв (Бердяев, Флоренский)

Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний, последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.

Н.А. Бердяев (1874-1948) продолжает специфические темы русской философии – о Богочеловечестве, о конфликте личности с обществом и историей. В своих работах Бердяев бросает вызов духу времени, в котором стали господствовать рассудок, расчет и материальный интерес. У одной части общества, по Бердяеву, стал преобладать «гедонистический идеал земного довольства», а у другой – материальный гнет вызвал обостренное сознание необходимости «материального» переустройства мира, погруженного в обыденную повседневность. Однако мыслитель считает, что и марксизм, и позитивизм, верящие в достижение счастья людей благодаря либо политической борьбе, либо развитию техники, есть иллюзии мышления. Трагически безысходно стремление человека к свободе, на котором вырастает всякая социально-политическая идеология. Таким образом получается вполне определенный вывод: жизнь как эмпирическое сцепление явлений есть бессмыслица; духовная природа человека не соответствует эмпирическому абсурду. Это трагедия каждого существования. Решить проблему, по Бердяеву, можно только выйдя за рамки эмпирической безысходности в плоскость «философского спиритуализма». Одним из его источников является философский идеализм, который восстановил разум человека, бывший в плену у чувственности и рассудка. Сама идея разума как первичной реальности человеческого существования, выдвинутая идеализмом, меняет систему координат мыслящего человека. Он преодолевает собственную замкнутость, ограниченность, созидает новые формы жизни и культуры. Человек, по Бердяеву, - это целый мир, микрокосм. Он является не функцией жизни, а самой жизнью и высшим ее подтверждением. Но общество и культура подменяют полноту жизни правилами и инструкциями по ее эксплуатации. Тирания рассудка и традиционной морали вытесняет в итоге и жизнь, и человека. Один из основных мотивов творчества Бердяева – это антроподицея, оправдание человека в творчестве и через творчество. Бердяев говорит о проблеме свободы, которая всегда рассматривалась как свобода выбора между добром и злом. С точки зрения Бердяева, свобода есть независимость человека, определяемость его личности изнутри, не выбор между поставленными перед ним добром и злом, а его собственное созидание добра и зла. Бердяев пересматривает проблему свободы и морали в христианстве. Свобода, по его мнению, не обусловлена Творцом. Бог не создавал свободу, она существует раньше мира, как и он сам. Следовательно, Бог не несет никакой ответственности за действия человека. П.А. Флоренский (1882-1937) - религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных областях. Закончив математическое отделение Московского университета, поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его диссертация "Столп и утверждение истины обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.

Философия русского комизма.

Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.

По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу.

По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э. Циолковский был сторонником идеи веч­ности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разно­образие материальных тел.

Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распа­дается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохра­няется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта кос­мического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в бу­дущем.

Н.В. Бугаев построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состо­ит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Мо­нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

А.Л. Чижевский - создал уникальную и ориги­нальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Вспле­ски активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.009 с.)