Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие мировоззр., его структура и основные ф-ии↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие мировоззр., его структура и основные ф-ии Мир-е – сов-ть взглядов, принципов, убеждений, идеалов, оценок, опр-х понимание мира ч-м и своего места в нём и выступ. в кач-ве ориентиров и регуляторов его поведения. В его состав входят обобщ. знания: как повседневные жизненно-практич., так и професс., научные. В м-и осмысливается весь уклад ч-й жизни, выраж. опред-е системы ценностей, выстраиваются "образы" прошл. и буд., получ. одобр. или осужд. разл. способы жизни, поведения. Убеждения играют сущ. роль в м-и, это знания, превращенные в веру, на основе кот. ч-к осущ. свою деят-ть. Они явл-ся переходным звеном от знаний к практике. Дух. освоение мира возможно как путем исп-я органов чувств при помощи образов и представлений, так и путем исп-я знаний, научных понятий. Исходя из 2-х сущ-х путей освоения мира можно выделить 2-а уровня мир-я: 1) мироощущеие – эмоционально-образное восприятие мира; 2) миропонимание – логико-рассудочная ступень м-я, на кот. ч-к оперирует понятиями, чувствами, ощущениями. В структуре мировоззрения выделяют:1)потребности 2)интересы 3)знание 4)ценности 5)идеи 6)идеалы 7) психологические установки 8)принципы 9)убеждения В структуре мировоззрения выделяют следующие подсистемы:1)позновательная-включает пред.происхожд., строения и законах развития мира2)ценностная-состоит из элементов выражающих значимость явлений и действительности3)поведенческая-она охватывает совокупность преписуемых человеку норм,правил, эталонов поведения. Функции философии: 1)мировоззренческая-даёт картину мира в целом,объединяет данные наук,исскуств и практик. 2)методологическая-обосновывает пути и средства Исторические типы мировоззрения. Существуют 3 типа мировоззрения: 1) мифологическое Возникло на ранних этапах развития чел-ва. При отсутствии необх. знаний о мире, люди обращ. к фантазии и воображ., кот. явл-сь формами отражения мира. Осваивает действ-ть на основе воображ., вымысла, веры. Основные черты: 1)очеловечивание природы 2)наличие богов и их взаимодействие с человеком 3)практическая направленность мифов,на решение конкретных жизненных задач 2) релииозное Построено на принципе монотеизма. Бог – творец, он – положителен. Особенность религ. мировоззр. - вера в сверх естественное, как реально существующие.Существование двух миров:1)низменного земного и 2) сверхестественного земного 3) философское “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) – теорет. сформул. м-е, система общих теорет. взглядов на мир, место в нем ч-ка, учение разл. форм отношения ч-ка к миру.Изучает мир вне чел-ка, объективно. Раскрывает наиболее общие закономерности развития природы, общ-ва, ч-ка. Философия: определение, возникновение развитие. В современном познании помимо научного подхода нужен и обобщающее-мудрый взор, проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет познание с помощью веками отработанной, тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Философия дает систему знаний о мире в целом. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основной вопрос философии – противоборство идеального и материального. Основной вопрос философии по-разному решается в различных философских системах, а, именно, в Восточной и Западной философии. В то время как в Восточной философии распространена позиция примирения-«невмешательства» двух противоположных и изначальных философских категорий, в Западной философии преобладает принцип «Агона», который основан на жестком противоречии, более того, конфликте идеального и материального. Основной вопрос философии делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествуют материи, творит ее. Две разновидности идеализма: объективный и субъективный. О.И. признает основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало - мировой дух, внечеловеческий разум. С.И. считает первичным сознание человека, которое признается единственной реальностью, при этом действительность является результатом духовного творчества субъекта. Идеализм близок к религии, философия интерпретирует Бога, но не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, используя логические приемы аргументации Основные предпосылки возникновения. Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. 1)Отделение умственного труда от физического. Философ должен заниматься философскими изысканиями ради них самих, а не для того, чтобы свести концы с концами или для того, чтобы прокормить семью 2)Определенный уровень абстрактного мышления. Без развития подобного способа функционирования человеческого разума развитие философии бы никогда не состоялось 3)Развитые религиозные представления. Первоначально философия развивалась в тесной связи с религией и, во многом, эти две стороны человеческого мировосприятия поначалу были мало отделимы друг от друга. 4). Наличие письменности. 5). Свобода мысли. Филос. представления могут развиваться в обществе только самостоятельно. Принудительно «философствовать» невозможно. В частности, в тоталитарных обществах философия не достигла высокого уровня своего развития. Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Функции философии. Основные функции и задачи философии. Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.1)Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии; 2)Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире; 3)Гносеологическая функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире; 4)Социально-коммуникативная функция философии позволяет использ. ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом. Философия Древней Индии. Др. очагом мир. цив. была Индия, где в 1 тыс. до н.э. возн.. 1-е фил. идеи. Др. памятником явл. Веды (сборники гимнов и молитв богам) и Упанишады (коммент. к Ведам), кот явл. первым памятником зарожд. фил. В них содерж. критика религ. догм и обрядов, обсужд. вопр. сущности мира, природы его души, позн. мира. Отд. фил. высказ. перерост. в систему мировозр. Осн. понятиями первых фил. систем были: Атман (субъект. дух. начало); Брахман (космич. дух. нач.); Манас (душа ч-ка); Сансара (перевоплощ. души в цепи новых перерожд.); Мокша (высшее нравств. соверш.); Карма (общ. сумма соверш. всяким жив. существ. поступков и их последствий, опред. характ. его нового рождения, перевоплощ.). Не соц. справедл., а индивид. спасение и изменение судьбы всегда стояло в центре ф-и Др. Инд. На осн. Вед и Упан. форм. 1-е фил. системы. Санкхья. В центре нах. 2 первонач. – прокритий (неисчерп. творч. эн., кот. лишена созн.) и пируша (мн-во инд. душ, созн., но инертное нач.). Возд. пируши на прокрит. можно уподобить возд. магнита на металл: дух. нач. какбы намагн. лишенную созн. материю, придает ей форму. Это взаимод. явл. первой прич. возникн. мира явл. Цель ф-и Санкхья – помочь пируше освоб. из плена материи прокрития, покинуть тело и обрести сост. блаж-ва. Методы для достиж этой целибыли разраб. в системе Йоги (упражн., смысл кот. – науч. управлять и конорол. свои чувства, физ. и жизн. активность). Веданта. В кач-ве источника всего сущего рассм. Абсолют. Реальность – Брахман, кот. выступ. как вселенское начало. Акман выступ. в кач-ве инд. нач. Веданта отрицает реальность мира, не видит разл. муж. и жен. Матер. система мнима., внешний мир явл. иллюзорным. Для его постиж. необх. нравств. и матер. очищение, отказ от желаний и страстей (монахи-аскеты). Сущ. роль в разв. инд др. культуры сыграл Буддизм. Осн. фил. учения Будды явл. 4 великие истины: 1) все сущ. ч-ка есть страдание, неудовлетворенность, разочарование; 2) причина страд. явл. желания и жажда удовольствий; 3) т.к. есть причина страд., то ее можно устранить, избав. от желаний; 4) сущ. 8-чный путь, пройдя кот. можно избав. от страданий, добиться кон. цели – попасть в нирвану(соверш. сост. души) – самое гл. в буддизме. Ч-к способен достичь нирваны и стать Буддой. Одна из осн. заповедей буд. – любовь и милосердие ко всем живым существам. Санк., Вед. и Буд. пыт. науч. людей правильн. поведению для дост. высшей цели – слияния Брахмана с Атманом В фил. Канта. Он ставит задачи всей совокупности человеческого знания с целью найти ответ на вопрос о вещах в себе ( критический период). Они не зависят от нашего сознания, они порождают явления. Но не совпадают с ними, вещи в себе воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, но вещи в себе не познаваемы. Кант допускает существование априорных знаний, которые соответствуют вещам в себе, само значение имеет 3 ступени: чувство рас судок и разум. Чувство способно к ощущению, рассудок способен к понятию и суждению, а разум – к умозаключению восходя к идее ям. Идеи – понятие разума о безусловном единстве всех явлений в мире. Априорная форма чувственного знания – пространство и время, эти 2 ощущения создают сетку всем другим ощущениям. Априорные формы рассудка – понятия, ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Центральное понимание этики Канта – понятие категории, хочет чтобы правила его личного поведения могли стать правилами поведения для всех. Таким образом, критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Идеи Канта оказали огромное воздействие на европейскую мысль, в особенности на немецкую классическую философию. Ефросинья Полоцкая. «Житие» повествует, что постригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в келье - «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Дело это было многотрудным. Переписчиками были почти исключительно мужчины. Уже одно то, что молодая женщина взялась за это – было подвигом. Вполне вероятно, что перо просветительницы выводило не только слова религиозно-нравственных текстов, но и строки византийских хроник, отечественных летописей, переводила книги с греческого и латинского. Из «Жития» можно понять, что часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Именно она заложила основу уникальной библиотеки Софийского собора, утраченной в период Ливонской войны. После основания Ефросиньей двух монастырей в них были созданы книжные мастерские - скриптории. Из скрипториев созданные высокохудожественные книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределами. В школах того времени дети обучались чтению, письму, цифири и церковному пению. Высокообразованная игуменья стремилась расширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского юные полочане учили греческий, приобретали знания по естественным наукам, риторике, медицине. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь. Ефросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. По ее желанию византийский императорский дом прислал один прижизненных ликов Девы Марии. Этот самый ранний образец иконографии стал излюбленным сюжетом в белорусской иконописи. С именем Ефросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста – шедевра древнебелорусского ювелирного искусства. Кирилла Туровский. Будучи монахом, Кирилл начал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решается на новый шаг – заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла на Руси не было. Известны восемь проповедей, принадлежащие его перу. Есть только один путь спасения, согласно мировоззрения Кирилла в этот период – монашество. Кирилл сравнивает удаление из мира в монашество с избавлением от рабства мысленному «фараону» – дьяволу. В то же время, Кирилл считает, что очеловечивание Христа было мнимым. Не мог принять образ человека тот, кто пожелал спасти человечество. В этот период для Кирилла не существовало проблемы познания мира. Истина для него была дана изначально в откровении, изложенном в «Священном писании». Кирилл не отрицал ценности земной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. В религиозной антропологии Кирилла этого периода решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения — единственной существенной цели человеческого бытия. Кирилл отдавал решительное предпочтение "ангельскому житию", монашескому пути. Второй этап жизни и общественной деятельности связан с его пастырской деятельностью. Новая деятельность, он стал епископом, способствовала смягчению его прежнего аскетизма, выработке более терпимых мировоззренческих ориентаций. В это время философ занят выработкой общезначимого идеала мирской личности. В своих проповедях Кирилл скорее поэт, нежели богослов: строки написаны не столько благодаря анализу священ. текста, сколько под воздействием чувства, радостно взволнованного в обстановке праздничного богослужения. Философия русского комизма. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. К.Э. Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем. Н.В. Бугаев построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация. А.Л. Чижевский - создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции. Понятие мировоззр., его структура и основные ф-ии Мир-е – сов-ть взглядов, принципов, убеждений, идеалов, оценок, опр-х понимание мира ч-м и своего места в нём и выступ. в кач-ве ориентиров и регуляторов его поведения. В его состав входят обобщ. знания: как повседневные жизненно-практич., так и професс., научные. В м-и осмысливается весь уклад ч-й жизни, выраж. опред-е системы ценностей, выстраиваются "образы" прошл. и буд., получ. одобр. или осужд. разл. способы жизни, поведения. Убеждения играют сущ. роль в м-и, это знания, превращенные в веру, на основе кот. ч-к осущ. свою деят-ть. Они явл-ся переходным звеном от знаний к практике. Дух. освоение мира возможно как путем исп-я органов чувств при помощи образов и представлений, так и путем исп-я знаний, научных понятий. Исходя из 2-х сущ-х путей освоения мира можно выделить 2-а уровня мир-я: 1) мироощущеие – эмоционально-образное восприятие мира; 2) миропонимание – логико-рассудочная ступень м-я, на кот. ч-к оперирует понятиями, чувствами, ощущениями. В структуре мировоззрения выделяют:1)потребности 2)интересы 3)знание 4)ценности 5)идеи 6)идеалы 7) психологические установки 8)принципы 9)убеждения В структуре мировоззрения выделяют следующие подсистемы:1)позновательная-включает пред.происхожд., строения и законах развития мира2)ценностная-состоит из элементов выражающих значимость явлений и действительности3)поведенческая-она охватывает совокупность преписуемых человеку норм,правил, эталонов поведения. Функции философии: 1)мировоззренческая-даёт картину мира в целом,объединяет данные наук,исскуств и практик. 2)методологическая-обосновывает пути и средства
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.016 с.) |