Понятие мировоззр., его структура и основные ф-ии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мировоззр., его структура и основные ф-ии



Понятие мировоззр., его структура и основные ф-ии

Мир-е – сов-ть взглядов, принципов, убеждений, идеалов, оценок, опр-х понимание мира ч-м и своего места в нём и выступ. в кач-ве ориентиров и регуляторов его поведения. В его состав входят обобщ. знания: как повседневные жизненно-практич., так и професс., научные. В м-и осмысливается весь уклад ч-й жизни, выраж. опред-е системы ценностей, выстраиваются "образы" прошл. и буд., получ. одобр. или осужд. разл. способы жизни, поведения.

Убеждения играют сущ. роль в м-и, это знания, превращенные в веру, на основе кот. ч-к осущ. свою деят-ть. Они явл-ся переходным звеном от знаний к практике.

Дух. освоение мира возможно как путем исп-я органов чувств при помощи образов и представлений, так и путем исп-я знаний, научных понятий. Исходя из 2-х сущ-х путей освоения мира можно выделить 2-а уровня мир-я:

1) мироощущеие – эмоционально-образное восприятие мира;

2) миропонимание – логико-рассудочная ступень м-я, на кот. ч-к оперирует понятиями, чувствами, ощущениями.

В структуре мировоззрения выделяют:1)потребности 2)интересы 3)знание 4)ценности 5)идеи 6)идеалы 7) психологические установки 8)принципы 9)убеждения

В структуре мировоззрения выделяют следующие подсистемы:1)позновательная-включает пред.происхожд., строения и законах развития мира2)ценностная-состоит из элементов выражающих значимость явлений и действительности3)поведенческая-она охватывает совокупность преписуемых человеку норм,правил, эталонов поведения.

Функции философии:

1)мировоззренческая-даёт картину мира в целом,объединяет данные наук,исскуств и практик.

2)методологическая-обосновывает пути и средства

Исторические типы мировоззрения.

Существуют 3 типа мировоззрения:

1) мифологическое Возникло на ранних этапах развития чел-ва. При отсутствии необх. знаний о мире, люди обращ. к фантазии и воображ., кот. явл-сь формами отражения мира. Осваивает действ-ть на основе воображ., вымысла, веры.

Основные черты:

1)очеловечивание природы 2)наличие богов и их взаимодействие с человеком 3)практическая направленность мифов,на решение конкретных жизненных задач

2) релииозное Построено на принципе монотеизма. Бог – творец, он – положителен. Особенность религ. мировоззр. - вера в сверх естественное, как реально существующие.Существование двух миров:1)низменного земного и 2) сверхестественного земного

3) философское “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) – теорет. сформул. м-е, система общих теорет. взглядов на мир, место в нем ч-ка, учение разл. форм отношения ч-ка к миру.Изучает мир вне чел-ка, объективно. Раскрывает наиболее общие закономерности развития природы, общ-ва, ч-ка.

Философия: определение, возникновение развитие.

В современном познании помимо научного подхода нужен и обобщающее-мудрый взор, проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет познание с помощью веками отработанной, тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Философия дает систему знаний о мире в целом. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основной вопрос философии противоборство идеального и материального. Основной вопрос философии по-разному решается в различных философских системах, а, именно, в Восточной и Западной философии. В то время как в Восточной философии распространена позиция примирения-«невмешательства» двух противоположных и изначальных философских категорий, в Западной философии преобладает принцип «Агона», который основан на жестком противоречии, более того, конфликте идеального и материального. Основной вопрос философии делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествуют материи, творит ее. Две разновидности идеализма: объективный и субъективный. О.И. признает основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало - мировой дух, внечеловеческий разум. С.И. считает первичным сознание человека, которое признается единственной реальностью, при этом действительность является результатом духовного творчества субъекта. Идеализм близок к религии, философия интерпретирует Бога, но не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, используя логические приемы аргументации

Основные предпосылки возникновения.

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. 1)Отделение умственного труда от физического. Философ должен заниматься философскими изысканиями ради них самих, а не для того, чтобы свести концы с концами или для того, чтобы прокормить семью 2)Определенный уровень абстрактного мышления. Без развития подобного способа функционирования человеческого разума развитие философии бы никогда не состоялось 3)Развитые религиозные представления. Первоначально философия развивалась в тесной связи с религией и, во многом, эти две стороны человеческого мировосприятия поначалу были мало отделимы друг от друга.

4). Наличие письменности. 5). Свобода мысли. Филос. представления могут развиваться в обществе только самостоятельно. Принудительно «философствовать» невозможно. В частности, в тоталитарных обществах философия не достигла высокого уровня своего развития.

Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Функции философии.

Основные функции и задачи философии.

Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.1)Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии; 2)Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире; 3)Гносеологическая функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире; 4)Социально-коммуникативная функция философии позволяет использ. ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.

Философия Древней Индии.

Др. очагом мир. цив. была Индия, где в 1 тыс. до н.э. возн.. 1-е фил. идеи. Др. памятником явл. Веды (сборники гимнов и молитв богам) и Упанишады (коммент. к Ведам), кот явл. первым памятником зарожд. фил. В них содерж. критика религ. догм и обрядов, обсужд. вопр. сущности мира, природы его души, позн. мира. Отд. фил. высказ. перерост. в систему мировозр. Осн. понятиями первых фил. систем были: Атман (субъект. дух. начало); Брахман (космич. дух. нач.); Манас (душа ч-ка); Сансара (перевоплощ. души в цепи новых перерожд.); Мокша (высшее нравств. соверш.); Карма (общ. сумма соверш. всяким жив. существ. поступков и их последствий, опред. характ. его нового рождения, перевоплощ.). Не соц. справедл., а индивид. спасение и изменение судьбы всегда стояло в центре ф-и Др. Инд. На осн. Вед и Упан. форм. 1-е фил. системы.

Санкхья. В центре нах. 2 первонач. – прокритий (неисчерп. творч. эн., кот. лишена созн.) и пируша (мн-во инд. душ, созн., но инертное нач.). Возд. пируши на прокрит. можно уподобить возд. магнита на металл: дух. нач. какбы намагн. лишенную созн. материю, придает ей форму. Это взаимод. явл. первой прич. возникн. мира явл. Цель ф-и Санкхья – помочь пируше освоб. из плена материи прокрития, покинуть тело и обрести сост. блаж-ва. Методы для достиж этой целибыли разраб. в системе Йоги (упражн., смысл кот. – науч. управлять и конорол. свои чувства, физ. и жизн. активность).

Веданта. В кач-ве источника всего сущего рассм. Абсолют. Реальность – Брахман, кот. выступ. как вселенское начало. Акман выступ. в кач-ве инд. нач. Веданта отрицает реальность мира, не видит разл. муж. и жен. Матер. система мнима., внешний мир явл. иллюзорным. Для его постиж. необх. нравств. и матер. очищение, отказ от желаний и страстей (монахи-аскеты).

Сущ. роль в разв. инд др. культуры сыграл Буддизм. Осн. фил. учения Будды явл. 4 великие истины: 1) все сущ. ч-ка есть страдание, неудовлетворенность, разочарование; 2) причина страд. явл. желания и жажда удовольствий; 3) т.к. есть причина страд., то ее можно устранить, избав. от желаний; 4) сущ. 8-чный путь, пройдя кот. можно избав. от страданий, добиться кон. цели – попасть в нирвану(соверш. сост. души) – самое гл. в буддизме. Ч-к способен достичь нирваны и стать Буддой. Одна из осн. заповедей буд. – любовь и милосердие ко всем живым существам.

Санк., Вед. и Буд. пыт. науч. людей правильн. поведению для дост. высшей цели – слияния Брахмана с Атманом

В фил. Канта.

Он ставит задачи всей совокупности человеческого знания с целью найти ответ на вопрос о вещах в себе ( критический период). Они не зависят от нашего сознания, они порождают явления. Но не совпадают с ними, вещи в себе воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, но вещи в себе не познаваемы.

Кант допускает существование априорных знаний, которые соответствуют вещам в себе, само значение имеет 3 ступени: чувство рас судок и разум. Чувство способно к ощущению, рассудок способен к понятию и суждению, а разум – к умозаключению восходя к идее ям. Идеи – понятие разума о безусловном единстве всех явлений в мире. Априорная форма чувственного знания – пространство и время, эти 2 ощущения создают сетку всем другим ощущениям. Априорные формы рассудка – понятия, ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Центральное понимание этики Канта – понятие категории, хочет чтобы правила его личного поведения могли стать правилами поведения для всех.

Таким образом, критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Идеи Канта оказали огромное воздействие на европейскую мысль, в особенности на немецкую классическую философию.

Ефросинья Полоцкая.

«Житие» повествует, что постригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в келье - «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Дело это было многотрудным. Переписчиками были почти исключительно мужчины. Уже одно то, что молодая женщина взялась за это – было подвигом. Вполне вероятно, что перо просветительницы выводило не только слова религиозно-нравственных текстов, но и строки византийских хроник, отечественных летописей, переводила книги с греческого и латинского. Из «Жития» можно понять, что часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Именно она заложила основу уникальной библиотеки Софийского собора, утраченной в период Ливонской войны.

После основания Ефросиньей двух монастырей в них были созданы книжные мастерские - скриптории. Из скрипториев созданные высокохудожественные книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределами. В школах того времени дети обучались чтению, письму, цифири и церковному пению. Высокообразованная игуменья стремилась расширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского юные полочане учили греческий, приобретали знания по естественным наукам, риторике, медицине. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь. Ефросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. По ее желанию византийский императорский дом прислал один прижизненных ликов Девы Марии. Этот самый ранний образец иконографии стал излюбленным сюжетом в белорусской иконописи. С именем Ефросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста – шедевра древнебелорусского ювелирного искусства.

Кирилла Туровский.

Будучи монахом, Кирилл начал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решается на новый шаг – заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла на Руси не было. Известны восемь проповедей, принадлежащие его перу. Есть только один путь спасения, согласно мировоззрения Кирилла в этот период – монашество. Кирилл сравнивает удаление из мира в монашество с избавлением от рабства мысленному «фараону» – дьяволу. В то же время, Кирилл считает, что очеловечивание Христа было мнимым. Не мог принять образ человека тот, кто пожелал спасти человечество. В этот период для Кирилла не существовало проблемы познания мира. Истина для него была дана изначально в откровении, изложенном в «Священном писании». Кирилл не отрицал ценности земной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. В религиозной антропологии Кирилла этого периода решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения — единственной существенной цели человеческого бытия. Кирилл отдавал решительное предпочтение "ангельскому житию", монашескому пути. Второй этап жизни и общественной деятельности связан с его пастырской деятельностью. Новая деятельность, он стал епископом, способствовала смягчению его прежнего аскетизма, выработке более терпимых мировоззренческих ориентаций. В это время философ занят выработкой общезначимого идеала мирской личности. В своих проповедях Кирилл скорее поэт, нежели богослов: строки написаны не столько благодаря анализу священ. текста, сколько под воздействием чувства, радостно взволнованного в обстановке праздничного богослужения.

Философия русского комизма.

Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.

По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу.

По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э. Циолковский был сторонником идеи веч­ности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разно­образие материальных тел.

Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распа­дается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохра­няется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта кос­мического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в бу­дущем.

Н.В. Бугаев построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состо­ит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Мо­нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

А.Л. Чижевский - создал уникальную и ориги­нальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Вспле­ски активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.

Понятие мировоззр., его структура и основные ф-ии

Мир-е – сов-ть взглядов, принципов, убеждений, идеалов, оценок, опр-х понимание мира ч-м и своего места в нём и выступ. в кач-ве ориентиров и регуляторов его поведения. В его состав входят обобщ. знания: как повседневные жизненно-практич., так и професс., научные. В м-и осмысливается весь уклад ч-й жизни, выраж. опред-е системы ценностей, выстраиваются "образы" прошл. и буд., получ. одобр. или осужд. разл. способы жизни, поведения.

Убеждения играют сущ. роль в м-и, это знания, превращенные в веру, на основе кот. ч-к осущ. свою деят-ть. Они явл-ся переходным звеном от знаний к практике.

Дух. освоение мира возможно как путем исп-я органов чувств при помощи образов и представлений, так и путем исп-я знаний, научных понятий. Исходя из 2-х сущ-х путей освоения мира можно выделить 2-а уровня мир-я:

1) мироощущеие – эмоционально-образное восприятие мира;

2) миропонимание – логико-рассудочная ступень м-я, на кот. ч-к оперирует понятиями, чувствами, ощущениями.

В структуре мировоззрения выделяют:1)потребности 2)интересы 3)знание 4)ценности 5)идеи 6)идеалы 7) психологические установки 8)принципы 9)убеждения

В структуре мировоззрения выделяют следующие подсистемы:1)позновательная-включает пред.происхожд., строения и законах развития мира2)ценностная-состоит из элементов выражающих значимость явлений и действительности3)поведенческая-она охватывает совокупность преписуемых человеку норм,правил, эталонов поведения.

Функции философии:

1)мировоззренческая-даёт картину мира в целом,объединяет данные наук,исскуств и практик.

2)методологическая-обосновывает пути и средства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.026 с.)