Социальные теории эпохи возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные теории эпохи возрождения



Никола Макиавелли 15-16вв. написал известную работу «Государь» в которой провозглашал идею сильного политика, абсолютного властителя. Его девиз: «цель оправдывает средства», т.е. правитель любыми путями, даже жестокими, должен обеспечивать процветание государства.

Томас Мор. Один из создателей утопического социализма, т.е. провозглашал равенство людей в обществе и устранение частной собственности.

Лекция №8

 

Эллинистический и римский периоды античной философии

 

Эллинистический период (3-1 вв. до н.э.) и римский (1в до н.э.-1в н.э.). Предыдущий классический период был расцветом античной философии. Начиная с 3в до н.э. в древнегреческом обществе происходят большие перемены. Это связанно с глубоким кризисом в обществе, в философию начали приходить выходцы с востока, кроме того, ею стали заниматься не только аристократы (был даже философ – раб Эпиктет), постепенно начала сворачиваться античная демократия, а вследствие этого падает интерес к политической жизни.

Эллинизм – этап в истории стран восточного средиземноморья, связанный с военным походом Александра Македонского. В результате этих походов в 3м веке до н.э. образуется Греко-македоно-персидская держава. Это сблизило греческую и восточную культуры.

Следствием социального кризиса стало падение интересов к изучению природы, возрос интерес к изучению человека и его проблем. В философии этих периодов происходит некий регресс (уже не создается сложных философских теорий), а роль философии сводится к тому, чтобы обеспечить личное счастье отдельного человека, при этом счастье понимается как нечто отрицательное, как невозмутимость. Философия практически сужается только до вопросов этики. Этика – учение о морали, о добре и зле, о всеобщих принципах совместной жизни людей. В результате появилось 3 новых направления: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

 

Античный скептицизм. Одно из главных направлений эллинистического периода. Это направление провозглашало постоянную текучесть, изменение всех вещей и явлений в мире. Основатель – Пиррон (365-275 гг. до н.э.). На его взгляды сильно повлияли учения восточных философов, особенно индийских аскетов. Идеалом появления человека для Пиррона является ничем невозмещаемая безмятежность (атараксия). Название скептицизм произошло от слов озираться и быть в нерешительности. Скептики полагали, что человек должен воздерживаться от прямых и резких высказываний относительно всех явлений в мире. Скептики считали, что философия должна заниматься выработкой знаний о том, как человеку нужно жить в этом мире, чтобы избежать всех бедствий и опасностей, они предлагали путь созерцания, т.е. невмешивания человека в окружающий мир. Так же скептики отрицали достоверное познание мира. Философия должна стать практической наукой о поведении человека и о достижении им блаженства. Идеал человека – невозмутимый мудрец.

 

Эпикуреизм. Влиятельное течение в античной философии. Создатель Эпикур (341-270 гг. до н.э.). Представитель материалистической философии. Сторонник атомистической теории. Полагал, что люди не могут познать весь мир, поэтому философия должна сосредоточиться на судьбе и счастье человека. Человек должен по возможности сохранять безмятежность духа, а философия должна освобождать его от страхов и волнений, т.к. смерть неизбежна, ее не нужно бояться, а нужно прожить земную жизнь в удовольствие, т.к. никакой загробной жизни нет.

У Эпикура около 300 сочинений, в которых он размышляет о счастливой и безмятежной жизни свободной от страданий. Эпикур считал благоразумие величайшим благом, делил страдания на страдание тела, и страдание души, при этом страдание души более тяжелые. Чтобы стать счастливым нужно: не боятся смерти, не боятся богов, искать удовольствие и телесное, и духовное.

 

Стоицизм. Важное направление философии древнего Рима. Основатель – Сенека (4г до н.э. – 65г н.э.). Философ и всякий человек должен проявить стойкость и мужество при всех случаях угрожающих ему бедствий и всегда стремится к добродетели. Все люди равны перед судьбой. Человека отличает от животного наличие логического мышления. Человек инстинктивно стремится к самосохранению и любит себя. 3 добродетели человека: рассудительность, умеренность, мужество. 3 порока человека: неразумие, необузданность, трусость. Все проблемы в жизни человека происходят от аффектов – чрезмерные чувства, лишенные меры.

 

Лекция №18

Русская философия (2)

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) - первый русский марксист. В своих работах «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» он высказывал идеи о применимости теории марксизма в России. Так же его интересовал вопрос о роли личности в истории. Вслед за Марксом Плеханов считал, что историю творят народные массы. Великие исторические личности являются лишь начинателями каких-то свершений, но без поддержки народных масс, они ничего не добьются. Вслед за Марксом Плеханов указывает, что главную роль в развитие общества играют экономические отношения, а всё развитие человечества связанно с развитием средств производства и каких-то материальных благ.

 

Алексей Иванович Хомяков (1804-1860) - русский религиозный философ и богослов. Главная работа «Записки о всемирной истории», в этой книге он описывает историю человечества, как борьбу двух противоположных начал. Одни народы (славянские) стремятся к свободе, духовному богатству и к миру с соседними государствами, а другие народы (западные) агрессивны, устремлены к материальным благам, строят свою жизнь на насилии и завоеваниях. Хомяков был славянофил и считал, что России ни в коем случае нельзя идти по пути западных стран, и только русский народ сохранил истинную веру в бога. У России и западных стран разные пути, т.к. на западе люди разделены и склонны к индивидуализму, а сила россиян в том, что они живут общиной.

Даже западную философию Хомяков считал ущербной, т.к. она рациональна. В ней противопоставляются материя, сознание и т.д., а русскому человеку присуще эмоции, чувства и он мыслит мир как всеединство. Хомяков всячески развивал принцип соборности - особый вид коллективного духовного братства, которое проявляется во время церковных богослужений. Хомяков полагал, что россиянам нужно вырабатывать своё национальное самосознание и развивать истинно русские ценности, такие как: жизнь людей сообща в сельских общинах, православная вера, духовное богатство народа и жизнелюбивый русский дух.

 

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) - русский религиозный философ. Основные работы: «Оправдание добра», «Чтение о богочеловечности», «Смысл и назначение любви» и т.д. Центральным местом в учении Соловьева занимает идея всеединства. Под всеединством он понимает - постепенное согласование всех частей вселенной. Идеал всеединства воплощен в боге. Человек, это высшее существо природы и только он через творчество и понимание добра движется к состоянию богочеловечности. Таким образом, человек - не инородное существо на земле и не противопоставленное всей природе существо, а часть божественного мира, но достичь совершенства может через свободу и духовную активность. Соловьёв вводит понятие София - своего рода женская часть бога, душа мира.

 

Русский космизм

Оригинальная школа русской философии. Философы космисты считали, что человек - органическая часть комического единства. Направление возникло в конце 19 века, а сформировалась в начале 20 века.

 

Николай Федорович Федоров считал, что главная цель человечества и человека овладение управлением космическими процессами, через это человек может стать бессмертным существом. Продолжатель Федорова Константин Эдуардович Циолковский философ и инженер. Он считал, что люди должен осваивать другие миры через открытие новых видов энергии, человечество и космос - элементы единой системы и в будущем люди способны будут заселять другие миры.

 

 

Лекция №16

Иррационалистическая философия конца 19 - начала 20 веков

Иррационализм - крупное направление в философии, которое зарождается в конце 19 века и главным в человеке считает не разум, а какие-то не рациональные начала (сфера бессознательного, интуиция и т.п.)

 

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – крупный немецкий философ, основатель направления иррационализм, основные сочинения: «Мир, как воля и представление», «Метафизика половой любви».

Шопенгауэр абсолютизировал в человеке, такое нерациональное свойство психики, как воля, поэтому его философию называют волюнтаризм. Причем, воля присуща не только людям, а является основой всего мира, то есть, есть некая мировая воля – это некое стихийное бессознательное начало которое управляет миром.

В человеке Шопенгауэр отдает первенство волюнтивным (связанным с волей) и эмотивным (связанными с эмоциями) началам. Шопенгауэр критиковал философию Гегеля, зато, что он главным, в мире и человеке, считал разум. А Шопенгауэр главным считал «слепую волю», и соответственно мир не является разумным и логически выстроенным, вся вселенная подчинена неким мистическим волевым порывам. В человеке это выражается, прежде всего, в половом влечении которое не подвластно разуму. Т.к. воля в человеке ненасытна, то она приносит в его жизнь – боль и мучения, т.к. человек – это сгусток вожделений, а жизнь – это попытка удовлетворить волевые желания, но этого не происходит и желания возникают вновь.

 

Сёрен Обю Кьеркегор (1812-1855) – датский философ, основатель нового направления – экзистенциализм. Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование) – представители этого направления считают, что философия должна изучать не мир в целом, а анализировать ощущения, чувства отдельного человека. Человек, есть тайна и для его познания недостаточно только разума. Ни наука, ни научные методы не могут объяснить экзистенцию человека, в принципе. Человек мира боится, он для него абсурден, и только религиозная вера помогает ему жить.

 

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). Основные произведения: «Антихрист», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра». Главным в природе человека Ницше считал не разум, а некую мистическую волю к власти. Он разработал теорию о сверхчеловеке, согласно которой есть серая масса людей, а есть некоторые избранные, волевые личности у которых воля и власти наиболее сильна, и они в жизни многого достигают.

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог и психиатр, создатель теории психоанализа. По этой теории главным в человеке является не разум, а сфера бессознательного (инстинкты, самый главный – сексуальный), но общество всячески загоняет человека в рамки, старается подавить сексуальный инстинкт, отсюда все люди неврастеники, т.к. инстинкт говорит «хочу», а общество говорит нельзя, поэтому человеческая личность конфликтна внутри себя.

 

Лекция №14

Немецкая классическая философия (2)

Продолжение теории Канта

Т.к. в философии нет эмпирического уровня и ее теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то в ней возникают антиномии (противоречия). Кант в своей теории пытался объединить материализм и идеализм, он пытался обосновать религию. Наука не может проникнуть в мир вещей-в-себе (бог, душа, свободная воля) и только религия может пытаться познать этот мир. Большое значение в своем творчестве Кант уделял этническим проблемам (морали и нравственности). Общество будет хорошим, если каждый человек в нем ограничит свой эгоизм и будет уважать свободу других людей.

Кант вывел императив (правила) которому должны следовать все люди в обществе: «Нужно поступать так, что бы каждый твой поступок мог быть правилом поведения для других людей».

Кант делил все хорошие поступки людей на 2 категории:

· Легальные, они хорошие, но совершаются не бескорыстно, они не являются высшими поступками.

· Моральные, подлинно бескорыстные поступки они намного выше легальных.

· В своей теории Кант также рассуждал об эстетике (учение о прекрасном). По его мнению человек относится к миру двояко:

· отношение к миру, как к средству, прагматично, с целью получить выгоду (смотреть на дерево как на потенциальные дрова) – это не является эстетическим отношением.

· отношение к миру как к цели, когда человек любуется миром, не ища какую-то выгоду – это подлинно эстетическое отношение.

 

Георг Гегель (1770-1831) – основные работы: «Феноменология духа», «Философия природы», «Философия права». Для Гегеля главной ценностью является свобода, свобода от угнетения, надзора и вообще любого деспотизма. Философия Гегеля принадлежит к идеалистическому направлению, т.к. главной субстанцией лежащей в основе мира является Абсолютный дух.

Абсолютный дух свободной волей запустил развитие мира с целью познать самого себя и начался сначала прогресс природы, а затем с появление человека, начался прогресс человеческой истории, таким образом, Абсолютный дух – это не статичная, а саморазвивающаяся субстанция, которая показывает свое содержание через развитие истории человечества. В историческом процессе нет хаоса, а есть некая высшая идея и движение к какой-то цели, эта цель самопознание Абсолютного духа самими себя. Оно проходит в 3 этапа:

1. Развитие идеи в самой себе, это стихия чистого мышления.

2. Развитие идеи в форме любопытия, путем отчуждения (порождения) природы.

3. Переход от чуждой природы (т.к. она материальна) в область развития духа (история человечества, ее духовные достижения).

Вся мировая история завершится, когда Абсолютный дух познает самого себя.

Для философии Гегеля характерны 3 особенности:

1. Пантеизм (бог постоянно присутствует в мире).

2. Панлогизм (мышление бога строго логично).

3. Диалектика (мир постоянно развивается через борьбу противоположностей).

 

Лекция №24

Человек, как объект философского изучения (2)

Специфика человеческого бытия

Бытие каждого человека представляет собой диалектическое единство тела и разума. Они взаимовлияют друг на друга. Человек сам для себя и «первая», и «вторая» природа, т.е. у него есть данное от природы физическое тело, но при этом человек может формировать сам себя с помощью воли.

В классической философии человека часто называли – «мыслящая вещь». Бытие каждого человека – это взаимодействие: природного бытия; духовного бытия; индивидуальной личности, взятой на каком-то этапе развития истории; социального существа в целом.

Специфика человеческого бытия проявляется в следующем: без нормальной психики личность не является целостной; здоровое тело является необходимой предпосылкой для нормальной умственной деятельности; человеческая деятельность зависит от социальной мотивации.

Все животные, в том числе и высшие, действуют предсказуемо, т.к. их деятельность регулируется инстинктами, а у человека есть социальные потребности иногда даже идущие вразрез с инстинктами.

Особенность человека состоит в том, что он не просто живет в мире, а может познавать и изменять его под себя. При этом сам для себя человек остается тайной. Все попытки его упростить (выделить в нем только разум или только инстинкты) сразу же приводят к потере сущности человека.

Трудность в изучении человека состоит в его многогранности, любое механическое соединение разнородных данных о человеке полученных из частных наук (биология, психология и т.д.) не позволяет определить его сущность, для этого нужно подняться до философского обобщения.

Частные науки не задумываются о таких проблемах, как: в чем смысле жизни человека, какое поведение называть нравственным, почему возникает любовь и другие чувства.

Современные ученые склоняются к тому, что становление человека заняло длительный исторический период (≈4 млн. лет), который завершился грандиозным скачком – выделением человека из животного мира, причем параллельно шло 2 процесса: антропогенез (становление человека) и социогенез (становление общества).

 

Проблема соотношения биологического и социального начал в человеке

С самых ранних эпох ученые задумывались о том, что же больше влияет на формирование человека – наследственность или общество. В 18-19 века существовало 2 крайних взгляда на эту проблему:

· панбиологизм, представители данной теории считали, что человек формируется полностью под влиянием наследственности, у него есть биологические задатки переданные предками. Крайние теории: фашизм, расизм, тория голубой крови.

· пансоциологизм, его представители отрицают наследственные задатки, считают психику новорожденного «чистой доской» (от лат. tabula rasa), а формируется человек полностью обществом.

В современной науке считается, что человек формируется благодаря генно-культурной коэволюции, т.е. на его формирование значимое влияние оказывают и наследственность, и социум.

 

Лекция №22

Природа как объект философского осмысления

Понятие природы в философии. Противопоставление философии и культуры

Понятие природа является очень широким и употребляется в двух значениях:

1. Как синоним Вселенной в целом, материи во всем её богатстве и многообразии

2. Как совокупность естественных условий существования человека и человечества, в значении части мира как одной из сфер материальной деятельности человека

Природа имеет две сферы: неорганическую (неживая) и органическую (живая).

По современным данным органическая природа появилась на земле около 4 млрд. лет назад. Возникли первые клетки, способные к фотосинтезу, то есть к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Это радикально изменило характер земной атмосферы, её химический состав и позволило распространиться жизни по всей поверхности планеты. Возникла биосфера.

В гуманитарных науках термин «природа» противопоставляют термину «культура». Культура – это нечто основанное, преобразованное человеком, включая искусственно выведенных растений и животных.

К середине 19 века стало ясно, что естественная природа может быть загублена человеческой культурой. Постепенно искусственная природа увеличивается и наступает на естественную. На сегодняшний день биомасса 1012 тонн, а техномасса - 1015 тонн. Таким образом техномасса поглощает естественную природу.

 

Проблема отношения человека с природой

В первобытности люди жили в природных условиях, боялись природы и ставили её выше себя. Человек считал себя частью природы, причем низшей. Об этом говорит то, что для мировоззрения первобытных людей были характерны:

1. Анимизм – это вера в наличие души у всех окружающих предметов и поклонение им.

2. Тотемизм – это вера в родство человека и животных.

Наук о природе еще не было, все знания были практическими.

В древневосточной философии просматривается преклонение перед природой. В древнеиндийской философии природа понимается как нечто совершенное, а в древнекитайской философии даосов провозглашается принцип недеяния по отношению к природе, то есть человеку нельзя вмешиваться в природные процессы, а нужно подстраиваться под них.

В Античности природа уже начинает целенаправленно изучаться. Греки понимали природу как подвижное целое и считали себя частью этого целого. Они гармонично сосуществовали с природой. Греки изучали природу, но старались её не разрушать, не пытались её не изменять. Главным методом было наблюдение, но постепенно накапливались и опытные знания.

Очень много для познания природы сделал Аристотель. Он первым разделил животных на позвоночных и беспозвоночных, основал анатомию и эмбриологию. Он дал определение жизни: «Жизнь – это такие тела, которые питаются, растут и умирают».

В Средние Века природу начинают понимать как низшее и вторичное. Её создал Бог для человека. Из всей природы только человек наделен душой. Согласно средневековому мировоззрению природа не стоит того, чтобы её познавать, поэтому науки о природе (естественные науки) в Средние Века практически исчезли.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Её вновь начали изучать, а в искусстве царил романтизм по отношению к природе, то есть её приукрашивали. Постепенно человек ставит себя в центр мира, а природа опускается до роли служанки человека и его потребностей.

В эпоху Нового Времени в связи с развитием промышленности возникает утилитарно-прагматический взгляд на природу, когда человек начинается безжалостно использовать её ресурсы. Френсис Бэкон: «Цель науки и техники – господствовать над природой». К тому же природа начинает рассматриваться как идеал для опытов.

Постепенно начинают возникать глобальные экологические проблемы, затрагивающие все человечество.

 

 

Лекция №20

Бытие как основная философская категория

Философские категории - предельно общие понятия, с помощью которых философия описывает мир и строит картину мира. Бытие является основной категорией философии. Бытие изучается таким разделом философии, как онтология, это слово состоит из двух греческих слов – онтос – сущее, логос – знание, таким образом, переводится как знание о сущем. Термин бытие ввели в философию древние греки, т.к. они считали философию учением о предельных, фундаментальных структурах мира. Бытие означает объективную реальность, лежащую за пределами человеческого опыта и поэтому не зависящую от человека. Материалисты и идеалисты вкладывали в понятие бытия разные значения, у материалистов – материя, у идеалистов - бог.

Онтология – учение философии, которое пытается ответить на вопросы: «Как возник мир?», «Кто его создал?» и т.д. Собственно, ответив на эти вопросы, люди поймут сущность мира. Бытие – базисная категория философии, т.к. она необходима для построения картины мира, что и является целью философии. Пытаясь понять мир как целое, люди и ввели категорию бытие. Важно, что введя категорию бытия, философы не просто указывают на существование мира, а пытаются найти его смысл, т.е. выявить внутри мира связи всеобщего характера.

Отдельные частные науки тоже пытаются выявить всеобщие связи, но только в своей изучаемой стороне мира, а философия с помощью категории бытия пытается найти некую субстанцию (сущность, первооснова) общую для всех явлений в мире.

 

С помощью категорий бытия философия выдвигает следующие постулаты:

2. Мир существует, как беспредельная и непреходящая целостность.

3. Природное и духовное, индивиды и общество равносуществуют, что доказывает единство мира.

4. Мир – объективная реальность, предзаданная существованию человека.

 

В философии выделяют несколько форм бытия:

2. Бытие вещей (тел), оно делится на бытие «первой» природы (то, что не создано человеком) и бытие «второй» природы (что создал человек (культура)).

3. Бытие человека как сложного существа, единство тела и души.

4. Бытие духовного (идеального) – все, что относится к духовной жизни: язык традиции, знания, религия и т.д.

5. Бытие социального – все, что связанно с развитием общества.

 

Разные философы понимают бытие по-разному:

• В религиозной философии древней индии под бытием (основой мира) понимали понятие Брахман – некая основа мира в которую мир вернется.

• В древнекитайской философии основой мира был Дао (врата рождения мира).

Материалисты древней Греции основой мира считают разные субстанции. Фалес – вода, Анаксимандр – апейрон (смесь стихий), Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атом. Создатель идеализма – Платон, подлинным бытием называет мир идей.

• В средневековой философии основа мира – бог.

• У Гегеля основа мира – абсолютный дух.

• В марксизмеактивная материя, которая сама по себе бесконечно развивается.

 

Лекция №30

Общество как объект философского изучения

 

Практически со временем своего возникновения, наряду с другими сторонам мира, философия обращалась к изучения общества. Изучением общества занимается такая отрасль философии как социальная философия. Философов разных эпох интересовали следующие вопросы: «Почему люди создали общество?», «Есть ли закономерности в его развитии?», «Прогрессирует ли общество?», «можно ли создать идеальное общество?» и т.д. практически все мыслители считают, что у общества есть закономерности развития, а значит их можно изучать и даже предвидеть. Философия всегда изучает общество как некую целостность и исследует всю структуру общества, тогда как социология исследует части общества (например, социальные группы).

Основные черты общества:

1. устойчиво существующая общность людей, с их потребностями и интересами

2. совместная деятельность людей, как непрерывный процесс

3. устойчивые и организованные отношения людей, приводящие к возникновению социальных институтов

4. живущие в обществе имеют общие цели

Устойчивость и длительность существования общества зависит от того, насколько общество удается удовлетворять жизненно важные потребности у людей, если по каким-то причинам этого не происходит, может быть распад общества, или в нем произойдут коренные изменения.

Социальные познания – один из самых сложных видов познания, т.к. в процессе его люди изучают не что то внешнее (как физика изучает природу), а люди должны изучать сами себя, свои цели и потребности. Так же трудность социального познания состоит в том, что объект его изучения (общество) крайне подвижен и постоянно меняется. Выявить законы развития общества очень трудно.

Уже в античности появляться первые философские теории об обществе. Например Демокрит писал, что история человечества – естественный процесс перехода людей, от дообщественного к общественному состоянию, это процесс вынужденный, который был необходим для передачи знаний и традиций, для собирания запасов еды и т.д. Затем Платон разработал учение об идеальном государстве: управлять им должны мудрецы, философы, их должно быть не много, охранять должны воины, их должно быть больше мудрецов, а самая большая группа должна быть ремесленниками, и создавать материальные ценности.

Лекция 28

Проблема познаваемости мира

 

Философы разных эпох в своих теориях обращались к проблеме объективного познания мира. До сих пор остается открытым следующий вопрос: «Познаваем ли мир до конца и возможно ли чтобы люди познавали мир без примеси своей субъективности?» К тому же жизнь человека крайне мала по сравнению со временем существования мира.

В попытке ответить на вопрос об окончательном познании мира в философии существует 3 течения:

1. Оптимизм (Гегель и Марксизм). Они считали, что мир можно познать полностью.

2. Скептицизм (Пиррон). Его представители сомневаются в возможности познания мира до конца.

3. Агностицизм (Кант). Считал, что человек не может полностью познать мир и все его проявления.

Скептицизм появился еще в античности и кроме Пиррона его развивал Платон, Протагор, Геппит. А Аристотель писал – «Кто ясно хочет познать тот должен прежде основательно сомневаться». Знаменитая фраза Сократа – «Во всем сомневайся!». Именно она стала девизом всех философов и ученных.

В эпоху возрождения скептицизм развивали такие философы как Эразм Роттердамский, Пико Мирандола. В эпоху нового времени скептицизм развивал Дэвид Юм, который считал, что человек должен сомневаться даже в общепринятых положениях. Например: «Мир состоит из атомов», «Река впадает в море». Роль сомнения состоит в том, что оно подтачивает и разрушает устаревшие догмы, что движет науку вперед.

Агностицизм. Истоком его является гносеологический релятивизм. Это абсолютизация изменчивости и текучести всех явлений и событий в мире. Об этом говорил еще Гераклит (7 век до н.э.) Примером крайнего релятивизма является учение античного философа Кратила, который говорил о том, что мир настолько быстро меняется, что пока мы произносим название вещей или имя человека они уже координально меняются. Агностики все время подчеркивали что мы познаем мир необъективно, а через «сетку» своих представлений, желаний, потребностей и.т.д. Сильнее всего гносеологизм был разработан Кантом, который говорил о том, что у каждой вещи и явления есть 2 стороны. Это феномен, его и только его мы можем познать. И ноумен (вещь в себе), которую мы не можем познать не при каких обстоятельствах.

Оптимизм - диалектический материализм (марксизм) заявляет о том, что со временем с развитием общества человечество через трудовую практику выявляет основные законы и связи мира. Особенно это будет заметно на примере развития общества. Анализируя прошлые события (войны и революции) можно выявить их четкие причины, а также предсказать и предотвратить их возникновение, т.к. согласно марксизму мир материален и развивается по объективным законам, в нем нет никакого непонятного нам божественного замысла, то человек как часть природы и материального мира в целом может его понять.

Лекция 26

Познавательные способности человека. Чувственное познание

 

Проблемой того, как человек познает мир, является в философии одной из самых значимых. Изучением процесса познания занимается такая отрасль философии, как гносеология. Чувственное познание мира - это начало и очень важный этап процесса человеческого познания. В философии есть ученные, которые считали что чувственное познание наиважнейшей функцией человеческого познания. Бэкон говорил «В разуме нет ничего, чтобы не прошло через чувства».

Чувственные познания - это те знания о мире, которые мы получаем через органы чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, которая направлена на внешнюю среду - это зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность. Все эти способности объединяют в одну группу и называются способностью человека к чувствительной отражению действительности.

В философии есть направление сенсуализм, представители которого (Юм, Беркли, Локк, Ламетри и т.д.) выводит все содержимое познание из органов чувств человека.

Органы чувств животных гораздо более развиты, чем у людей. Получается что органы чувств человека ущербны, по сравнению с животными, но внимательное изучение человека показывает, что природа дала ему именно такое качество органов чувств, которое необходимо ему для адекватного познания мира. Ограниченность органов чувств человека по сравнению с животными не отрицательный, положительный факт. Человек может усиливать свои органы чувств в процессе социальной практики. Человек в процессе социального развития способен усиливать физиологическую ограниченность своих органов чувств. С помощью изобретения технических приспособлений (микроскоп, телескоп).

Чувственное отражение человека имеет 3 этапа:

1)ощущения – это восприятие человеком отдельных свойств предмета (вкус яблока, холода).

2)восприятие – это целостное знание о предмете и о всех его качествах.

3)представление- это целостный образ предмета без непосредственно контакта с ним.

Именно формирование на основе чувственного восприятия такой формы как представление позволяет человеку мысленно комбинировать образы, предметы и ситуации и создавать фантастические предметы и предвидеть будущее.

 

Лекция №32

Аксиологическая функция философии: философия любви

 

Практически ежедневно мы встречаемся со словом любовь, но как правило подразумевается ее узкий смысл, а именно эротическая любовь между мужчиной и женщиной, но понятие любви гораздо шире, за всю историю человечества так и не было дано единого определения этого понятия, хотя на проблему любви выходили практически все философы, начиная с древних эпох. Определению любви дать трудно, т.к. в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, и индивидуальное и социально, и личное и общечеловеческое, при этом практически все философы, начиная с древних эпох и до современности, приходят к выводу о том, что без любви человек не может нормально сформироваться.

Эрих Фромм: «любовь – единовременный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека». При этом форм любви очень много: половая, к самому себе, к человеку, к богу, к жизни, к родине, к власти и т.д. А так же есть любовь романтическая, рыцарская, платоническая, родительская и т.д.

Древнегреческие философы много писали о любви, она ими рассматривалась как некий космический дар, как часть гармоничного космоса. У греков вся явления природы разбивались на противоположности, а их соединение считалось гармонией, поэтому брак считался гармоничным соединением мужчины женщины, поэтому в гармоничном браке, по мнению греков, супруги выполняют различные функции. Соответственно мужчине должны быть присуще такие качества как активность и воля, а женщине пассивность и послушание. Греки разделяли любовь на 2 категории: эрос – любовь – страсть, она иногда связанна с безумием, чувственная, порывистая, но не долговечная; филия – любовь разумная, устойчивая, долговечная. В диалоге Платона «Пир» излагается о древних людях – гермафродитах, которые объединили в себе мужское и женское начала, но в наказание боги разделили их и теперь каждый ищет свою половинку.

В раннем средневековье отношение к эротической любви было резко негативным, женщина рассматривалась как врата ада и сосуд соблазна, которая отвлекает мужчину от главного назначения человека – любви к богу. Августин Аврелий делил любовь на 2 вида: 1) земная (греховная, плотская). 2) святая (к богу). Но в дальнейшем, в позднее средневековье любовь между мужчиной и женщиной была реабилитирована, но лишь с целью создания семьи.

В эпоху возрождения полностью реабилитируется человеческое тело и любовь опять возводиться в ранг наивысших человеческих ценностей.

Современный философ Ивин разделил любовь на 9 кругов:

1. половая любовь и любовь к самому себе, причем Фромм считал, что если человек не любит сам себя, он не способен полюбить другого.

2. любовь к ближнему (к детям, родителям). Семен Франк считал эту любовь самой истинной.

3. любовь к посторенним людям и даже к будущим поколениям.

4. любовь к жизни (к богу). Она возникает инстинктивно.

5. любовь к природе и к миру в целом.

6. любовь к добру и справедливости.

7. любовь к творчеству, к славе и деятельности.

8. любовь к игре, общению и путешествиям.

9. пристрастие к пище.

Чем дальше от центра, тем ниже интенсивность индивидуальной любви тем больше влияние социума.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.091 с.)