Религиозный тип мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозный тип мировоззрения



Религия и философия вышли из мифологии, имеют одни базовые вопросы, но стали развиваться разными путями.

Религия основана на безоговорочном веровании, в ее постулатах нельзя сомневаться, а философия основана на логическом мышлении, это вечный спор мыслителей разных веков.

Религия (лат. религио - святыня) – безоговорочная вера в сверхъестественную силу – бога, который породил мир и является ее основой. Религия прошла путь от политеизма до монотеизма. Религия отличается от философии наличием культа (обрядовых действий, постов, молитв, культовых сооружений).

 

Лекция №7

 

Классический период античной философии

 

Классический период греческой философии занимает 5-4 вв. до н.э. Это время расцвета древнегреческой философии. Ее центр перемещается в Афины. Так же в Афинах процветало искусство, и развивалась демократия, а с развитием демократии все больше ценилось ораторское искусство.

В классический период античной философии происходит отход от изучения природы и намечается тенденция к изучению человека и его проблем, родоначальниками данной тенденции были софисты и Сократ.

Софисты (гр. мудрец) первые философы профессионалы. Это были учителя философии, и их работа очень ценилась, т.к. греки считали, что образование человеку необходимо, чтобы успешно участвовать в политической жизни. Именно софисты обучали философии и ораторскому искусству. Самым большим искусством софисты считали способность логически доказывать любую мысль.

Многий положительный опыт софистов использовал античный мыслитель и оратор Сократ (469-399гг. до н.э.). Сократ считается первым настоящим античным философом. Он сам ничего не записывал, но у него было много учеников и один из них (Платон) в своих трудах изложил взгляды Сократа. Сократ отрицал существование богов и призывал к свободомыслию, за что преследовался властями. Главным объектом его размышлений был человек и его место в мире. Сократ считал, что человек не может полноценно познать природу и космос, поэтому сосредоточить сознание нужно на самом себе. Известные выражения Сократа: «Во всем сомневайся», «Познай самого себя», «я знаю, что ничего не знаю». Сократ всячески популяризировал метод диалектики (получение знаний путем вопрос и ответов).

Учеником Сократа был греческий философ Платон (427-247гг. до н.э.) (Аристокл). Платон считал что философ – человек, который стремится к мудрости и приоткрывает высший божественный мир. Философия это, прежде всего рефлексия, т.е. попытка заглянуть внутрь себя и познать. Платон основал учение – «объективный идеализм». Он выступал против идеалистов и считал, что в основе мира лежит духовная (идеальная) субстанция. Согласно Платону бытие делиться на 3 части:

1. Подлинное – мир идей

2. Небытие – материя

3. Кажущееся бытие – мир чувственно воспринимаемых вещей

Первичным Платон считал идеи, поэтому он идеалист, идеи вечны и неизменны, материя же вторична, это некая бесформенная первоматерия из которой, благодаря идеям, создаются все вещи. Так, когда то бог создал мир. Платон считал, что с самого рождения в человеке заложены все знания, в процессе обучения мы их припоминаем.

Душа человека состоит из 3х частей, у каждого развивается какая-то часть:

1. Разумная (основа мудрости, развита у мудрецов)

2. Волевая (основа мужества, развита у воинов)

3. Чувственная (основа эмоций, развита у необразованного народа)

Платон создал учение об идеальном государстве. Управлять им должны мудрецы, защищать воины, а работать должны простые необразованные люди, личность должна полностью подчинятся государству, а государство должно давать людям разностороннее образование. Платон создал первую утопию.

Учеником Платона является Аристотель (384-322гг. до н.э.). Был энциклопедически образован, основал около 20 современных наук.

Философия – самая возвышенная из наук т.к. не преследует практической цели, а изучает высшие начала. В основе мира лежат 4 причины:

1. Материальная

2. Движущая

3. Формальная

4. Целевая

Материя бесформенна, а вот соединение материи и формы некоторой идеи и порождает вещи.

Аристотель дуалист, т.е. он в основе мира признавал 2 равноценные субстанции, материалистическую и духовную. У всех живых существ есть душа, но у человека она самая сложная, у растений душа вегетативная, ее главная цель способность – умение выживать. У животных душа чувственная. У человека душа разумная.

Аристотель выделял 6 форм правления государства.

1. 3 хороших:

· Аристократия (группа образованных людей)

· Монархия (власть одного образованного правителя)

· Демократия (власть образованного народа)

2. 3 плохих:

· Олигархия (власть богатых и необразованных)

· Тирания (власть одного человека)

· Охлократия (власть необразованного народа)

 

 

Лекция №9

 

Особенности философии средних веков

 

Под средними веками понимают период развития общества в западной Европе с 5 по 14вв. После бурного развития философии и искусства в эпоху античности, наступает период мрачного средневековья. Если в античность философия была относительно свободна от религии, то в средние века религия в обществе вышла на первое место и подчинила себе все сферы жизни общества, в этот период философия теряет свою самостоятельность и становится «служанкой богословия», материализм в философии почти исчезает.

Начиная с первого века н.э. в западной Европе происходит переход к монотеистической религии – христианство, а с 324г христианство становится официальной религией в странах западной Европы. Вследствие этого в философию стал проникать понятийный аппарат религии, появился даже термин «религиозная философия».

 

Общая характеристика эпохи средних веков:

1. В Европе происходят огромные социальные потрясения, на месте разрушенной римской империи возникли десятки варварских государств.

2. Носителями философии в это время являются богословы (священники), это образованный, но очень узкий круг населения.

3. Культура в целом сельская, роль городов резко снизилась.

4. Философия в это время служила богословию и развивалась однобоко, а естественные науки вообще не развивались.

5. Эта эпоха была очень жестокой, христианство боролось с ересью (не официальное толкование библии), вплоть до 15в действовал институт инквизиции.

 

Основные черты философии средних веков:

1. Одним из ее истоков была философия античности, но из нее развивался только идеализм, материализм в средние века почти исчез.

2. Присутствовала идея креационизма – создание богом мира из ничего.

3. Критерием истины бога была объявлено – божественное озарение.

4. Второй важный источник философии – христианская религия.

5. Для данной философии характерен теоцентризм, т.е. в центре мира и познания находится бог. Вся философия должна была заниматься только тем, что искать доказательство существования бога.

6. Цель человеческой жизни в эту эпоху – любовь к богу.

7. Для философии характерен провиденциализм. Бог управляет миром и судьбой каждого человека.

8. Самым главным способом доказательства считались ссылки на авторитет, а им была библия.

9. Для философии данной эпохи характерен антискептицизм, то есть люди не должны были сомневаться, что мир создан богом.

 

Философия средних веков делиться на 2 периода:

1. Патристика (2-5вв.) (патер – отец.)

В этот период философией занимались отцы церкви – богословы. Философия в этот период была элитарной и замкнутой, ее представителей еще называют апологетами – защитниками интересов христианской религии.

Тит Флавий Климент (сер. 1- нач.2вв.) – один из крупнейших апологетов. Именно он заявил о том, что философия должна быть служанкой религии, она должна пытаться рационально доказать существование бога.

Филон – еврейский философ 1го века, заявил что христианство – единственно правильная религия, т.к. в ней есть богочеловек – Иисус Христос.

Тертуллиан (сер. 1-2вв.). Был ярким апологетом, считал, что вера выше разума, т.к. разум ведет к сомнениям – к ереси. Его девиз: «верую, т.к. нелепо».

Августин Аврелий (354-430гг.) выдающийся средневековый философ и богослов. Сочинений сочинил >40 томов, почти все они посвящены рассуждению о боге, главные труды: «о граде божьем», «об истинной религии» и т.д. Всячески пытался обосновать креационизм.

2. Схоластика 6 – 16вв. (школа)

Философию стали делать более понятной для народных масс.

Фома Аквинский (1225-1274гг.). Считал, что наука и философия должны всячески привлекаться на службу церкви. Сам вывел 5 логических доказательств существования бога. Его лозунг: «послушный религии разум и подкрепленная разными доводами вера». Считал, что вера и разум должны не противоречить, а сотрудничать и все же церковь должна контролировать науку и философию.

 

 

Лекция №11

Философия нового времени (1)

Философия нового времени занимает 16-18 века. Это время становления капитализма в странах западной Европы. Началось бурное развитие мануфактурного производства. Произошла научная революция в естествознании. Николай Коперник разработал гелиоцентрическую картину мира. Иоганн Кеплер сформировал основные законы движения планет. Галилео Галилей построил самый мощный телескоп и сделал много астрономических открытий. Исаак Ньютон создал теорию движения планет и связанный с ним закон всемирного тяготения.

Особенно в эпохе нового времени значим 17 век, который сегодня называется «век науки» и это справедливо. В это время научные знания стали цениться очень высоко.

Появилось направление сциентизм - вера в то, что наука решит все проблемы людей.

Философы нового времени одновременно являлась ученным, математиками, физиками и т.д., но они не стремились сделать из философии служанку науки, напротив, они отводили философии особую роль. Философию они считали наиболее широким учением, цель которого обобщать знания о природе, человеке и обществе. В эпоху нового времени происходит окончательное отделение различных наук от философии. Физика, химия, биология, математика, астрономия, механика превращаются в самостоятельные отрасли знания.

Роль философии заключалась в создании общенаучных методов познания и в систематизации данных получаемых от отделившихся наук. Многие философы нового времени считают, что цель философии - поиск рационального доказанных истин подобных истинам науки. Но со временем выяснилось, что философские истины не доказуемы научными методами.

 

Черты философии нового времени:

• В это время происходит полное отделение науки от религии. Мыслители данного периода заявляют, что синтез веры и разума невозможен.

• Для ученых нового времени характерно скептическое отношение к любым авторитетам, религиозным, античным и т.д.

• С этого времени наука начала рассматриваться как важнейшая отрасль человеческой действительности.

• Большое влияние стало уделяться практике, было заявлено, что наука должна опираться на факты.

• Постепенно начала создаваться картина мира, опирающаяся на науку.

 

Очень значительным философом нового времени является английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он считал, что главной своей целью выработку научного метода, который давал бы истинное и полезное знание. Его главная работа - «Новый Органон». В ней он писал о том, что цель человеческого знания - это направленное изучение природы и овладение её ресурсами.

По мнению Бэкона, наука должна приносить практическую пользу, а её цель изобретения и открытия для удовлетворения потребностей людей. Слова Бэкона «знание - сила» уже несколько веков являются лозунгом всех ученных. Бэкон является родоначальником крупного философского направления - эмпиризм - познание материального мира органами чувств, где главная роль отводится опыту. Лозунг Бэкона «В разуме нет ничего, чтобы не прошло через чувства». Бэкон выработал новый метод - индукция - движение мышления от единичных фактов к общим положениям, используется в естественных науках. (1, 2, 3, 4 → теория)

Бэкон считал, что сознание людей засоряется ошибками - идолами, это заблуждения человеческого разума, которые тормозят развитие науки и с которыми нужно бороться.

Идолы рода - ложные представления о мире передаваемые из поколения в поколение (лиса - хитрая; собака любит хозяина).

Идолы пещеры - искаженное представление о мире связанные с субъективным восприятием (пятница 13 - плохой день).

Идолы рынка - споры людей из-за неправильно употребляемых слов.

Идолы театра - преклонение перед авторитетами.


 

Лекция №13

Немецкая классическая философия (1)

Немецкая классическая философия представляет собой крупное направление философской мысли нового времени. Практически в одно время (18 век) в Германии появилось сразу несколько очень влиятельных философов. Всех их относят к немецкой классической философии.

 

Основные черты немецкой классической философии:

1. Мыслители данного направления полностью признавали ведущую роль разума в системе человеческого познания. Таким образом, вся немецкая классическая философия является рационально-мистической. На первом месте – «Мыслящее Я», а чувствительный опыт признается второстепенным.

2. Представители данной философии часто обращались к исследованиям исторического процесса. Ими предложены несколько типов периодизации истории.

3. Практически все теории носят ярко выраженный идеалистический характер.

 

Иоганн Гердер (1744-1803), первым предпринял попытку периодизации исторического процесса. По его мнению, история человека прогрессирует и движется к гуманистическому обществу. Есть великая общечеловеческая история, но в нее вносят вклад не все народы, а лишь некоторые, избранные народы. К таким народам Гердер относил древних Египтян, древних Греков, древних Римлян, Китайцев, Индейцев и современные ему европейские народы (в первую очередь немецкий народ). Но далеко не все народы вносят заметный вклад в развитие исторического процесса, например славянские народы не относиться к числу великих, т.к. они создали богатую культуру, но не смогли создать государство, законы и воплотить свободу.

Гердер выводит процесс истории из прогресса природы. Сначала природа прогрессирует от низших форм к высшим, затем появляется человек и начинается человеческая история, которая также развивается по восходящей линии. Это связанно с научными открытиями и изобретениями. Всю историю человечества Гербер делит на 4 этапа:

1. «Детство» истории – в это время государства еще были деспотичными, подавляли права человека, но в некоторых странах уже зарождалась свободомыслие (древний Китай и Индия).

2. «Юность» истории - на этом этапе в некоторых странах происходит отделение государства от религии. В некоторых странах возникает даже демократия и расцветает свободомыслие (древняя Греция).

3. Появление учения Иисуса Христа, оно принесло прекрасные ценности (идеи равенства, сострадания и т.д.).

4. «Зрелость» истории - неуклонное движение к лучшему обществу, где люди относятся все более разумно и гуманно друг к другу (современная Гердеру европейская цивилизация, и в первую очередь немецкая).

 

Иммануил Кант (1724-1804) - известный немецкий философ 18 века. Творчество Канта делится на 2 периода:

1. Докритический. В этот период Кант занимался исследованием вопросов естествознания и стоял на материалистических позициях. Выдвинул гипотезу о материалистическом возникновении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Самая известная работа этого периода: «Всеобщая естественная история и теория неба».

2. Критический период. На нем Кант переходит на позицию дуализма и вплотную занимается анализом познавательных способностей человека. Пишет 3 основные свои работы: «Критика чистого разума» (учение о познании), «Критика практического разума» (проблемы этики), «Критика способностей суждения» (в ней изложено учение об эстетике).

Характерными чертами теории Канта являются: агностицизм (мир до конца не познаваем), априоризм (наличие у человека врожденных идей, в первую очередь пространства и времени).

По мнению Канта, все вещи в мире имеют 2 стороны:

1. «Вещь-в-себе» - это внутренняя сущность вещи, которую мы вообще познать не можем.

2. «Явление» – та сторона вещи, которую мы познаем органами чувств (форма, цвет и т.д.)

Отсюда, мир до конца не познаваем.

Кант выделил 3 этапа человеческого познания:

1. Познание мира органами чувств. На этом этапе человек упорядочивает хаос своих ощущений при помощи врожденных понятий пространства и времени (обыденный уровень познания).

2. Область рассудка. Он приводит многообразие чувственного опыта под единство понятий (научное познание).

3. Разум. Он пытается понять идеи находящийся за пределами опыта (бога, душу и т.д.) (этап философии).

Таким образом, наука вырабатывает достоверное знание. Они состоят из априорных идей и эмпирического источника, поэтому выводы науки проверяемые, а философские идеи не проверяемы, т.к. в них нет эмпирического уровня, философия оперирует чистыми идеями (бог, душа и т.д.).

 

Лекция №15

Философия марксизма

Вопрос о роли и месте марксизма в современном, мире очень актуален. Одни учёные утверждают, что данная теория устарела, другие (большая часть) считают, что Маркс создал великую экономическую теорию, хотя некоторые выводы Маркса и не подтвердились.

Основали марксизм 2 учёных - Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Марксизм, как учение, сформировался к середине 19 века. Этому предшествовали следующие предпосылки:

1. В начале 19 века в странах Европы было несколько буржуазных революций и пролетариат (рабочие) заявили о себе как о мощной политической силе.

2. В это время уже начинаются значительные и болезненные кризисы капитализма. Они со временем усиливаются и выходят за рамки одной страны.

3. В начале 19 века в европейском обществе почти исчезли промежуточные слои населения и явно выделились 2 противостоящих друг другу класса - буржуазия и пролетариат. Возникла революционная ситуация.

4. Теоретическими предпосылками марксизма являлись немецкая классическая философия, английская политическая экономика, французский утопический социализм.

5. В первой половине 19 века бурно развивалось естествознание, была открыта клеточная теория строения растения и животных, была создана эволюционная теория развития природы Дарвина, и выяснилось, что природа развивается по законам диалектики (смена противоположностей). Многие законы естествознания Маркс перенёс на общество.

Основные труды Маркса:

1. «Капитал» - книга о мировой экономике.

2. «Экономическо-философские рукописи 1844».

3. «Тезисы о Фейербахе».

Центральное место в теории Маркса занимает идея развития. Развитие присутствует во всех явлениях и вещах в мире.

Черты развития:

1. Развитие всегда внутренне присуще любому материальному объекту в мире.

2. Для развития характерна необратимость, невозможность полного возврата материальной системы к прежнему состоянию (старик → молодой человек).

3. Для развития характерна преемственность, т.е. каждая последующая стадия развития строится на базе предыдущей.

4. Развитию присуща направленность (от простого к сложному)

5. Развитию присуща частичная цикличность, и Маркс пришёл к выводу, что общество развивается по спирали (всё повторяется, но на более высоком уровне).

Маркс абсолютный материалист, по его мнению, бога не существует. Мир появился и развивается материалистическим путем. Высший продукт развития природы - человек. Он отличается от животных способностью к коллективному труду, следовательно, появилась речь, преемственность культуры и т.д. Общество проходит 5 формаций: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Коммунизм высшая стадия социализма. При социализме происходит снятие отчуждения труда.

 

Лекция №17

Русская философия (1)

Русская философия является важной составной частью общественной философии. Она прошла сложный путь развития вместе со всей страной. Зародившись позднее, чем в соседних странах (как западных, так и восточных), она испытала сильное влияние сначала византийской и античной, а затем западноевропейской философии.

Российская философия делится на 4 периода:

1. Философия Древней Руси 10-17 веков.

2. Эпоха Просвещения 18 - начало 19 века.

3. Развитие оригинальной русской философии (период расцвета) вторая треть 19 - начало 20 века.

4. Послеоктябрьский период (после революции 1917 г.)

Черты русской философии:

1. Официальные власти России во все времена относились к развитию философии насторожено. Власти и церковь запрещали издавать почти все философские произведения, поэтому очень часто русская философия выражалась через художественную литературу, в которой поднималась философская идея свободы личности.

2. Из-за связи с художественной литературой русская философия не является рациональной (как западная), а больше связана с эмоциями и чувствами.

3. Русские философы никогда не разделяли в человеке разум и нравственные начала. У них человек – целостная личность, поэтому русскую философию называли «философией сердца».

4. В русской философии всегда была сильна идея справедливости. Именно в ней много рассуждали о проблеме построения Царства Божьего на земле.

5. Запрет властей на преподавание философии в университетах (с 1850 по 1862 гг.) привел к дефициту философов-профессионалов.

6. Русская философия печаталась в литературных журналах, поэтому она называлась публицистической.

7. Даже русская религиозная философия подавлялась Церковью, поэтому она носила светский (внецерковный) характер.

8. В русской философии присутствовала оригинальная идея соборности – это единение людей в церкви на основе любви к Богу.

9. Русская философия всегда носила ярко-выраженный социальный характер, то есть много писали о проблемах общества.

10. Русская философия носила антропологический характер, то есть была обращена к человеку и его проблемам.

11. В русской философии присутствовала идея космизма, которая заключалась в восстановлении естественной связи между человеком и природой.

Развитие философии в России начинается с 988 года, когда было принято Христианство.

Первые русские философы: Илларион (11 век); Филофей (16 век) - у него возникла идея «Москва – третий Рим»; В.Н. Татищев (конец 17 - середина 18 века) – представитель русского Просвещения, выделял три важных исторических события: создание письменности, пришествие Иисуса Христа и книгопечатание.

Петр Яковлевич Чаадаев (конец 18 - середина 19 века) считался первым русским философом; главная книга - «Философические письма»; был западником; считал, что татаро-монгольское иго затормозило развитие России, и она должна развиваться, копируя западные страны; выступал за единство мира и за нравственное совершенствование человека.

 

 

Лекция №19

Основные направления философии 20 века

Характеристика эпохи

Наступление 20 века характеризуется огромным переменами в жизни всего мирового сообщества. 20 век определяется огромным ростом влиянием науки на все сферы человеческой жизни. В первом десятилетии 20 века Эйнштейн создал теорию относительности, которая перевернула все прежние представление о пространстве, времени и движении. Во втором десятилетии 20 века Эйнштейн написал общую теорию относительности, в которой говорит о взаимодействии всех масс во вселенной. Развивалась квантовая механика, открывались все новые микрочастицы. В 30-е года 20 века выяснилось, что наша вселенная расширяется, и был сделан вывод о ее возникновении 15-20 млрд. лет назад в результате большого взрыва. В биологии был выявлен механизм наследственности и открыты ее носители - гены. В медицине были созданы антибиотики, которые позволили человечеству, избавится от многих смертельных болезней. Очень много было изобретений в технике, развивались самолеты и автомобили, развивались сети коммуникаций, была открыта атомная энергия, изобретено атомное оружие. Все эти события повлияли на развитие философии. Если до 20 века создавались классические философские системы, которые пытались найти единые основы бытия, то в 20 веке выяснилось, что мир гораздо более сложен и многообразен, и в философии появляются неклассические теории, которые занимаются лишь какой-то одной стороной мира.

 

Прагматизм

Основатели: Чарльз Пирс, Уильям Джеймс. Данное направление предполагает утилитарный подход к окружающему миру, его представители заявляют, что философия должна заниматься не абстрактными проблемами, а сугубо практическими, вся прежняя философия обвинялась в оторванности от реальных проблем человека. Прагматизм заявляет, что философия должна заниматься не поисками основ бытия, а быть методом решения реальных проблем людей в различных жизненных ситуациях. Истинными называются только те теории, которые приносят пользу для жизни человека в реальном мире.

 

Феноменология

Основатель - Эдмунд Гуссерль (немец). Оригинальное направление философии 20 века. Феноменология должна описывать события и действия такими, какими они являются нашему сознанию. Феномены - единицы нашего сознания, представляющие собой непрерывный поток. Философия должна заниматься понятием смыслов предметов окружающего мира и пониманием смыслов связей между предметами. Философия должна изучать «жизненный мир», т.е. простые жизненные ситуации, такие как написание письма, помол зерна.

 

Неофрейдизм

Это продолжение в 20 веке теории Фрейда, который считал что главное в человеке это его бессознательная сфера (инстинкты) и именно она определяет работу сознания человека и его поведения.

Карл Юнг разработал теорию коллективного бессознательного, которая состоит из совокупностей архетипов древних людей и их переживания мира. Коллективное бессознательное - это скрытые следы памяти, оставленные в нашем сознании прошлым поколениями людей. Архетипы - система установок древних людей, когда мир казался жутким и непонятным, и к которому они приспосабливались через объяснение, чаще всего фантастическое. Архетипы появляются в мифах, сказках, легендах, содержании снов. Это некие мифы истории человечества.

Эрих Фромм. В своей теории он соединил взгляды Фрейда и Маркса. Он пытался создать концепцию личности, и пришел к выводу, что формирует человека общество, т.к. именно оно закладывает в человека ценности, такие как любовь, ненависть, стремление к власти. С одной стороны люди стремятся к свободе, с другой стороны, чем ее больше, тем более невротизация людей и человек начинает бежать от свободы.

 

Лекция №21

Понятие материи в философии. Материальное единство мира

Мир, в котором мы живем и частью которого являемся, называется материальным миром, а все предметы и процессы мира составляют материальную действительность.

Материя – это философская категория, которой обозначается многообразие природных процессов и явлений мира. Ввел эту категорию античный философ в 1 веке до н.э. Тит Лукреций Кар, и произошло оно от латинского слова «мать».

В философии материя – это абстрактная категория, некая субстанция.

 

Существует 3 основных подхода к пониманию материи в философии:

1. Субстанционный. Он был характерен для древних эпох, т.к. уже в древности люди пытались найти некую единую материальную причину мира.

Субстанция (от лат. «первооснова») – это некая первоматерия, абсолютное начало мира.

Уже в древней Индии существовали материалистические школы (Червака и Локаяка). Они признавали материю единственной рациональностью. Они отвергали религиозные тексты Вед и заявляли о том, что Бога не существует, а душа человека смертна вместе с телом.

В Древней Греции появились первые последовательные материалисты. Это философы Милетской школы. Они считали, что мир произошел от какой-то стихии. У Фалеса - это вода, у Анаксимандра – смесь стихий, у Анаксимена – воздух. А Гераклит считал материальной основой мира огонь (тепло). Вершиной античного материализма стало учение Левкиппа и Демокрита об атомах. Они уже поняли, что все материальные вещи в мире состоят из мелких частиц – атомов. Атом – это последний структурный уровень материй. В то время считалось, что он неделим.

Демокрит выдвинул следующие положения, очень прогрессивные для своего времени:

• Атомы существуют вне нашего сознания и независимо от него

• Атомы обладают физическими характеристиками, у них есть форма и они движутся

• Атомы – самые мелкие частицы материи

• Из них состоят все вещи мира

В Средние Века, когда вся философия была религиозной, главной целью философов было доказать невозможность вечности материи, так как если материя вечна, то Бог её не создавал, а это принижает значение Бога. Поэтому в Средние Века всячески развивалась идея креационизма – это создание мира Богом из ничего.

Вновь развиваться материализм начал в эпоху Возрождения. Николай Кузанский и Джордано Бруно заявляли о том, что мир возник материальным путем.

 

2. Субстратный. Он сложился в эпоху Нового Времени (начало 17 века). В это время материю начинают понимать как некий субстрат (с лат. «фундамент») – материя как носитель определяется свойствами массы, размеров, протяженности. Главным свойством материи объявляется механическое движение. Возникает механистическая картина мира. Её развивали представители французского материализма 17-18 веков: Гельвеций, Дидро, Гольбах, Ламетри. Считалось, что вся материя в мире развивается по двум механистическим законам (притяжение и отталкивание).

 

3. Понимание материи, как реальности, которая копируется нашими органами чувств и существует независимо от них. В 1902г. Резерфорд открыл радиационный распад атома, и выяснилось, что атом как бы исчезает. По этому определению под понятие материи попадают и процессы мира (поля, волны, радиация и т.д.).

 

Материальное единство мира

Материя в мире не хаотична, а четко структурирована и представляет собой систему. Выделяют 3 типа материальных систем:

1. Неорганическая материальная система (неживая): микроэлементарный уровень (частицы меньше атома), атомы, молекулы, единичные вещи, макротела, планеты, галактики, Вселенная в целом.

2. Органическая материальная система (живая): доклеточный уровень, клетки, многоклеточные организмы, популяции, виды, биоценозы (пустыни, болота), биосфера в целом.

3. Социально-материальная система: отдельный человек, семья, группа, коллектив, класс, этнос, нация, государство, союзы государств, человечество в целом.

 

Лекция №23

Человек, как объект философского изучения (1)

Философия с момента своего появления пыталась ответить на вопросы связанные с человеком: что есть человек, как он появился, какое свойств в нем главное и т.д. Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле. На протяжении последних 4 веков интерес к изучению человека постоянно возрастает. Связано это с процессом секуляризации (освобождение всех сфер жизни от влияния церкви) и с переходом цивилизации к постиндустриальному этапу. В философии изучением человека занимается антропология (антропос – человек).

 

Отличия человека от животного

Практически все свою историю люди пытались найти критерии, отличающие их от животных. Ими объявлялись: религиозность, нравственность, речь, сознание и т.д. Но ни один из этих признаков не может служить четким критерием.

Наличие психики так же зафиксировано и у животных, а у приматов она достаточно развита. В итоге главным критерием отличия человека от животных является его сложное поведение. У животных в генах заложены стереотипы поведения (набор инстинктов), а люди в своем поведении очень разнообразны, у них нет врожденного поведения.

Люди не являются стереотипными в своем поведении, т.к. человек может вести себя по мерке любого вида, в котором он формировался (как людей, так и животных). Наблюдается глубокое различие в поведении людей принадлежащим разным историческим эпохам. Для формирования личности человеку необходимо общество, именно оно обучает человека речи и всем знаниям, и еще только человек создает орудия труда.

 

Понимание сущности человека мыслителями разных эпох

В античности человек понимался как микрокосмос, как некая модель большого разумного космоса, при этом он не был чем-то чужим. Раз гармоничен космос, значит должен быть гармоничен и человек, т.е. он должен быть прекрасно развит и умственно, и физически. Древние греки считали, что в человеке соединено божественное и природное, и что бы подняться до уровня богов нужно постоянно развивается, путем приобщения к искусствам, ремеслам, философии и спорту.

В средние века человек считался вторичным по отношению к богу, тело человека объявлено неразумным и греховным, земная жизнь считается временной, поэтому заботится нужно только о душе. Человек не свободен, а управляется божьей волей.

В эпоху возрождения реабилитируется тело человека и вновь, как и в античности, объявляется прекрасным, возрождается античный гуманизм.

В новое время человек объявляется свободным от религии и от всяческих авторитетов. Главной его целью считается познание мира и переделывание его под себя.

В эпоху просвещения появляется теория «разумного эгоизма», согласно которой человек должен сочетать личные интересы и общую пользу.

Иррационалистическая теория 19 века выводит на первый план в сущности человека нерациональные (немыслительные) начала – воля (Шопенгауэр), интуиция (Анри Бергсон), инстинкты (Фрейд), стремление к жизни (Ницше), тайная внутренняя экзистенция (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю и т.д.) – по их мнению, главными в человеке являются процессы чувствования, эмоциональное переживание мира и себя в нем.

В 20-х годах 20 века возникает философическая антропология (Шелер и Гелен), которая ставит своей целью на основе открытий частных наук создать целостное учение о природе человека и его поведении.


Лекция 25

Проблемы сознания в философии

 

Сознание – идеальная (психологическая) форма действительности ориентированная на отражение и преобразование действительности. Проблема сознания является в философии одной из ключевых. И раньше и сейчас возникновение сознания и его структура во многом является тайной. Философия в связи с изучением проблемы сознания ставит следующие вопросы:

-как возникло сложное человеческое сознание?

-как оно функционирует?

-является ли сознание отличительной четой человека или оно есть у животных?

В древние времена сознание представлялось в виде некого бестелесного начала души, которое вселяется в человека при рождении и покидает его после смерти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.125 с.)