Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №4: Политическая мысль в России↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция №4: Политическая мысль в России 1.Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи Консервативная политическая мысль Основные этапы эволюции российского либерализма Революционный радикализм в русской политической мысли Политическая мысль русского зарубежья Ключевые понятия и категории: цезарепапизм и папоцезаризм, византийская модель власти, идея «Москва - Третий Рим», правительственный либерализм, оппозиционный либерализм, декабризм, славянофилы и западники, «охранительный» («консервативный») либерализм, социальный либерализм 1.Политическая мысль Древней Руси В силу целого ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государство (IХ-ХII вв.) отставало в своем развитии от стран Западной Европы. Более медленные темпы социально-экономического, политического, культурного процесса не могли не сказаться на развитии русской политической мысли, обусловив ее заметное отставание от западноевропейской как в древний период русской истории, так и на протяжении всех последующих этапов.
В древнерусских источниках нашли свое отражение важнейшие политические проблемы, волновавшие современников: - происхождение государства и великокняжеской династии (обосновывалась законность варяжской династии Рюриковичей), - укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон), - суть великокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной), взаимоотношения церкви и государства.
Последний вопрос, столь актуальный для политической мысли христианской Европы в Средние века, на Руси решался по образцу византийскому, в духе так называемой цезарепапистской идеологии: светские государи главенствуют над церковью.
Огромное влияние на Древнюю Русь уже с IX в. оказала византийская цивилизация, откуда были заимствованы восточное христианство и авторитарные принципы организации политической власти. Халкидонский Вселенский собор 451г. провозгласил формулу «царя-первосвященника — учителя веры». Крещение Руси в 988г. и возведение христианства в ранг государственной религии способствовали утверждению идеологии, согласно которой правитель является земным представителем самого Бога. В XIV векеначала проявляться пагубная особенность византийской традиции в истории Руси, получившей православие взамен католицизма. А православие стояло не на фаустианском, но магическом христианстве. То есть приоритет воли царя земного перед Царем небесным и рабская покорность власти, умноженные на осуждение индивидуализма, гордыни и стремления к личному лидерству и обогащению.
Древнейшие литературные памятники Руси, где политическая мысль нашла наиболее яркое отражение, — древнерусские летописи и жития древнерусских святых (среди них особо следует выделить Бориса и Глеба, а также Сергия Радонежского) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Русская Правда» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха, а также «Моление» Даниила Заточника. Поиски смысла исторического бытия русского народа и государства уже тогда становятся предметом «древнего любомудрия». К сочинениям такого рода следует отнести «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ок. 1050). Хотя трактат выдержан в богословском духе того времени, в нем впервые ставится вопрос о мессианской роли «свежего» русского народа, на который через акт крещения снизошла божественная благодать. К этому типу сочиненийпринадлежит и первый летописный свод «Повесть времени лет» (начало XII в.), в котором обсуждаются вопросы о началах исторического бытия русского народа и государства, о природе добра и зла в истории. Киевский период русской истории не знал абсолютной власти князя. Власть его была единодержавной, т. е. монархической, но еще не самодержавной в смысле абсолютной, будучи ограничена сильными вечевыми институтами и традицией совета с дружинниками-боярами.
Нельзя забывать и о феномене Новгородской и Псковской республик, где монархическая идея была вовсе отвергнута. Новгородские летописи свидетельствуют о том, что, официально приняв христианский культ, эти земли не приняли идеологии византизма и развивались на основе принципов самобытной русской демократии. Архиепископ Новгорода утверждался вечем, а значит, имел свои полномочия не свыше, а от народа. Господство Золотой Орды (в XIII - XV вв. российская политическая культура в значительной степени формировалась под ее влиянием) объективно помогло становлению на Руси византийской модели власти.
С присоединением Новгорода к Московскому княжеству носителем политического суверенитета становится только великий князь Московский. Политическая мысль периода Московского государства Новый период русской государственности — московский — генерирует политические идеи, ставшие базисными в российской политической культуре. Обосновывается право московских государей на неограниченную самодержавную власть (сильную, но справедливую — именно таково было значение словосочетания «грозная власть»), а также идея великодержавности: Москва — Третий Рим . Крушение Византии (в 1453г. Константинополь пал под напором турок) привело к возникновению теории о всемирно-исторической роли Москвы, кратко изложенной в посланиях игумена Псковского монастыря старца Филофея к московским князьям. В них проводилась мысль о том, что с падением Рима и Константинополя центром христианства становится Россия во главе с русским князем — страна принимает на себя миссию отстаивания и утверждения православной веры. Идея «Москва - Третий Рим» стала основой идеологии Московского государства: в сознание россиян настойчиво внедрялась Мысль, что Русь — это исключительное, стоящее на другими странами государство — Святая Русь, а русские — богоизбранный народ.
Логическим следствием распространения концепции «Москва — Третий Рим» явилось венчание на царство Ивана IV Грозного в 1547г. Основные этапы эволюции российского либерализма Сущность концепции Десницкого состояла в передаче значительного объема законодательных полномочий выборному представительному органу — сенату при сохранении за монархом верховного суверенитета и права абсолютного вето. Концепция Десницкого была попыткой адаптации английской конституционной модели к российским условиям.
Теоретические конструкции Десницкого и Радищева заложили концептуальные основы и российского либерализма, и одновременно радикализма. «Дворянская революционность» А. Н. Радищева предвосхитила влиятельную в 20-х гг. XIX в. идеологию декабризма.
Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., благодаря которым русское общество познакомилось с западноевропейской политической жизнью и философией, предопределили дальнейшее развитие оппозиционной политической мысли и практики. «Практики» стремились перенести в Россию те формы политического строя, которые уже получили развитие в Европе (конституционные монархии и республики), — это привело к формированию идеологии декабризма и декабристскому движению.
В рамках декабризма были выдвинуты два принципиально различных проекта обустройства России. П. Пестель (1793-1826), руководитель «Южного общества», создает модель унитарного республиканского государства с жесткой диктатурой, не предполагающей политической свободы, но с социальными и экономическими гарантиями для населения. Идеолог «Северного общества» Н. Муравьев (1796-1843) предлагает федеративное устройство с гарантиями политической свободы, принципом разделения власти.
Событием в развитии политической мысли России первой половины XIX в. стала публикация в журнале «Телескоп» (1836) первого письма из сочинения П. Я. Чаадаева (1794-1856) «Философические письма». Чаадаев резко критически оценивал прошлое и настоящее России. Согласно предложенной им концепции, Россия, приняв христианство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинного живительного христианства (католицизма) и замкнулась в своей религиозной обособленности. В то же время Чаадаев верил в особую миссию страны: по его мнению, Россия существует для того, чтобы «преподать великий урок миру». Как бы в ответ на пессимистическую позицию Чаадаева — Россия призвана Провидением указать другим народам не повторять ее судьбу.
Министр просвещения С. С. Уваров выдвинул известную формулу духовного единства внутри государства: самодержавие — православие — народность. Сторонники «официальной народности» исповедовали идею Третьего Рима, т. е. представление об исключительном призвании России продолжить культурно-политические традиции великих империй. В то же время те споры, которые велись в среде российской интеллигенции после опубликования «Философических писем», во многом способствовали возникновению двух направлений в русской общественной мысли 40-60-х гг. XIX в. — славянофильства и западничества.
К 1839г. сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841г. — взгляды западников. Славянофилы — А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), П. В. Киреевский (1808-1856), К. С. Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886) и другие, обосновывали самобытный путь развития России, основанный на народном самодержавии, духовном православии и общинном коллективизме. Западники - Н. В. Станкевич (1813-1840), Т. М. Грановский (1813-1855), К. Д. Кавелин (1818-1885), М. Н. Катков (1818-1887), Б. Н. Чичерин (1828-1904) и другие связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации: перенесением на российскую почву опробованных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма и разделения власти. К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин были представителями так называемой государственной школы в отечественной политической мысли: государство и его политические институты, по их мнению, сыграли первостепенную роль в историческом развитии страны. Б. Н. Чичерин (1828-1904) — один из основоположников политической науки в России, автор «Истории политических учений». Чичерина интересовал широкий круг проблем: происхождение и сущность государства; формы государственного устройства; представительные учреждения и их место в системе государственных структур; роль личности в истории; соотношение центральной и местной властей, власти и политики с моралью и др. Чичерин изложил программу практических действий, которая сводилась к требованиям отмены крепостного права, невмешательства государства в экономику, свободы частного предпринимательства, обеспечения минимальных гражданских и политических свобод, перехода от самодержавия к конституционной монархии.
План занятия 1. Политическая мысль Древней Руси и периода Московского государства. 2. Консервативная политическая мысль в России: основные идеи и этапы развития. 3. Славянофилы и западники. Русская идея. Либерализм в России. 4. Радикальная политическая мысль в России. 5. Политическая мысль русского зарубежья. Темы рефератов 1. Политическая мысль Древней Руси: поиски смысла исторического бытия русского народа и государства. 2. «Москва — Третий Рим» — идеология Московского государства. 3. Иван Грозный и Андрей Курбский: деспотизм или упорядоченная монархия? 4. Н. М. Карамзин: у истоков российского консерватизма. 5. Политические идеи П. Я. Чаадаева и их влияние на русскую общественную мысль XIX в. «Философические письма». 6. Особенности российского либерализма. «Охранительный» либерализм Б. Н. Чичерина и его концепция правового государства. 7. Религиозно - нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX - начала ХХв. 8. Н. А. Бердяев о демократии, свободе личности, тоталитаризме. 9. Политическая философия евразийства. 10. Анархизм в России. М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин о безгосударственности, свободе, самоуправлении. Основная литература Шаповалов В. Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. М., 2001. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 3-4. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории политической отечественной мысли XIX и XX веков. М., 1997. Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. СПб., 2002. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2002. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М., 1995. Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии / Под ред. А. К. Голикова и других. СПб., 2001. Политология: Хрестоматия / Сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000. Дополнительная литература Бердяев Н. А. Судьба России: Сочинения. М., 1998. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991. Вехи. М., 1991. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. Вершинин М. С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М., 1990. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993. Козырева Л. Д. Философия народовластия в России. СПб., 1998. Леонтович В. В. История либерализма в России. М., 1995. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья, М., 1990. Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия для вузов / Сост. В. А. Мальцев. Пермь, 1999. Романовский С. И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции. СПб., 2000. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под. ред. М. П. Мчедлова. М., 2003. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М., 1993. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.,1991. Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / Под ред. В. Я. Гросула. М., 2000. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999. Русская идея / Сост. А. М. Маслин. М., 1992. Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. СПб., 1991. Согрин В.В. Либерализм в России. М., 1997. Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. Тихомиров Л. Апология монархии. М., 1998. Федотов Г. Судьба и грехи России. М., 1992. Т. 2. Христианский социализм (С. Н. Булгаков): споры о судьбах России / Сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991. Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1998.
Практическое задание 1. В чем смысл понятия «патернализм»? 2. Назовите важнейшие проблемы, которые нашли отражение в древнерусских летописях и трактатах. 3. Разъясните смысл концепции «Москва — Третий Рим». 4. В чем суть полемики между Иваном Грозным и А. Курбским? 5. Сформулируйте основные идеи русского консерватизма и назовите имена его наиболее ярких представителей. 6. Раскройте суть политических воззрений К. И. Леонтьева. Почему его концепцию принято называть византизмом? Прокомментируйте его слова из знаменитого трактата «Византизм и славянство»: «Основы нашего как государственного, так и домашнего быта остаются тесно связаны с византизмом». 7. Какую идею К. П. Победоносцев считал «великой ложью»? Аргументируйте его позицию. 8. Что представлял собой план Сперанского? Почему М. М. Сперанского можно считать основателем русской политико-правовой традиции? 9. Как вы понимаете выражение «правительственный либерализм»? Кого можно отнести к его представителям? 10. Разъясните смысл понятия «консервативный либерализм». Прокомментируйте высказывание Б. Н. Чичерина: «Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, могут желать только прогресса умеренного и постепенных преобразований». 11. В чем своеобразие российской цивилизации в трактовке П. Я. Чаадаева? Как понимать строки в его первом письме сочинения «Философические письма»: «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого». 12. Дайте развернутую характеристику взглядов славянофилов и западников. Почему полемика между сторонниками и противниками европейского пути развития России продолжается по сей день? 13. В чем суть знаменитой триады С. С. Уварова? Почему ее принято называть теорией официальной народности? 14. Объясните смысл концепции всеединства, разработанной В. Соловьевым? Какова, с его точки зрения, историческая миссия России? 15. Какое значение имеет понятие «общинный коллективизм» в концепциях русских революционеров-демократов и народников? Разъясните положение А. И. Герцена, согласно которому русский народ всем ходом своей истории был подготовлен к социализму. 16. В чем суть коммунистической теории Маркса—Ленина? Почему на практике она примела к результату, противоположному декларируемым целям?
Литература к дискуссии Амелина Е. М. Общественный идеал в философии всеединства. М., 2000. Бердяев Н. А. Судьба России. Сочинения. М., 1998. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский. М., 1997. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. Панарин А. С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы // Цивилизации и культуры. М., 1995. Вып. 1. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб., 1991. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. Соловьев В. С. Русская идея //Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992. Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1990. Т. 1. Лекция №4: Политическая мысль в России 1.Политическая мысль Древней Руси
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.01 с.) |