Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №4: Политическая мысль в России

Поиск

Лекция №4: Политическая мысль в России

1.Политическая мысль Древней Руси

Политическая мысль периода Московского государства

Политическая мысль периода Империи

Консервативная политическая мысль

Основные этапы эволюции российского либерализма

Революционный радикализм в русской политической мысли

Политическая мысль русского зарубежья

Ключевые понятия и категории: цезарепапизм и папоцезаризм, византийская модель власти, идея «Москва - Третий Рим», правительственный либерализм, оппозиционный либерализм, декабризм, славянофилы и западники, «охранительный» («консервативный») либерализм, социальный либерализм

1.Политическая мысль Древней Руси

В силу целого ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государство (IХ-ХII вв.) отставало в своем развитии от стран Западной Европы.

Более медленные темпы социально-экономического, политического, культурного процесса не могли не сказаться на развитии русской политической мысли, обусловив ее заметное отставание от западноевропейской как в древний период русской истории, так и на протяжении всех последующих этапов.

 

В древнерусских источниках нашли свое отражение важнейшие политические проблемы, волновавшие современников:

- происхождение государства и великокняжеской династии (обосновывалась законность варяжской династии Рюриковичей),

- укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон),

- суть вели­кокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной), взаимоот­ношения церкви и государства.

 

Последний вопрос, столь актуальный для полити­ческой мысли христианской Европы в Средние века, на Руси решался по образцу византийскому, в духе так называемой цезарепапистской идеологии: светские го­судари главенствуют над церковью.

 

Огромное влияние на Древ­нюю Русь уже с IX в. оказала византийская цивилизация, откуда были заимство­ваны восточное христианство и авторитарные принципы организации политиче­ской власти.

Халкидонский Вселенский собор 451г. провозгласил формулу «царя-первосвященника — учителя веры». Крещение Руси в 988г. и возведение христианства в ранг государствен­ной религии способствовали утверждению идеологии, согласно которой правитель является земным представителем самого Бога.

В XIV векеначала проявляться пагубная особенность византийской традиции в истории Руси, получившей православие взамен католициз­ма.

А православие стояло не на фаустианском, но магическом христиан­стве. То есть приоритет воли царя земного перед Царем небесным и рабская покорность власти, умноженные на осуждение индивидуализ­ма, гордыни и стремления к личному лидерству и обогащению.

 

Древнейшие литературные памятники Руси, где политическая мысль нашла наиболее яркое отражение, — древнерусские летописи и жития древнерусских святых (среди них особо следует выделить Бориса и Глеба, а так­же Сергия Радонежского) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Русская Правда» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха, а также «Моление» Даниила Заточника. Поиски смысла исторического бытия русского народа и государства уже тогда становятся предметом «древнего любомудрия».

К сочинениям такого рода следует отнести «Слово о законе и благодати» митро­полита Илариона (ок. 1050). Хотя трактат выдержан в богословском духе того времени, в нем впервые ставится вопрос о мессианской роли «свежего» русского народа, на который через акт крещения снизошла божественная благодать. К этому типу сочиненийпринадлежит и первый летописный свод «Повесть времени лет» (начало XII в.), в котором обсуждаются вопросы о началах исторического бытия русского народа и государства, о природе добра и зла в истории.

Киевский период русской истории не знал абсолютной власти князя. Власть его была единодержавной, т. е. монархической, но еще не самодержавной в смысле абсолютной, будучи ограничена сильными вечевыми институтами и традицией совета с дружинниками-боярами.

 

Нельзя забывать и о феномене Новгородской и Псковской республик, где монархическая идея была вовсе отвергнута.

Новгородские летописи свидетельствуют о том, что, официально приняв христианский культ, эти земли не приняли идеологии византизма и развивались на основе принципов самобытной русской демократии.

Архиепископ Новгорода утверждался вечем, а значит, имел свои полномочия не свыше, а от народа.

Господство Золотой Орды (в XIII - XV вв. российская политическая культура в значительной степени формировалась под ее влиянием) объективно помогло становлению на Руси византийской модели власти.

 

С присоединением Новгорода к Московскому княжеству носителем политического суверенитета становится только великий князь Московский.

Политическая мысль периода Московского государства

Новый период русской государственности — московский — генерирует политические идеи, ставшие базисными в российской политической культуре.

Обосновывается право московских государей на неограниченную самодержавную власть (сильную, но справедливую — именно таково было значение словосочетания «грозная власть»), а также идея великодержавности: Москва — Третий Рим .

Крушение Византии (в 1453г. Константинополь пал под напором турок) привело к возникновению теории о всемирно-исторической роли Москвы, кратко изложенной в посланиях игумена Псковского монастыря старца Филофея к московским князьям.

В них проводилась мысль о том, что с падением Рима и Константинополя центром христианства становится Россия во главе с русским князем — страна принимает на себя миссию отстаивания и утверждения православной веры.

Идея «Москва - Третий Рим» стала основой идеологии Московского государства: в сознание россиян настойчиво внедрялась Мысль, что Русь — это исключительное, стоящее на другими странами государство — Святая Русь, а русские — богоизбранный народ.

 

Логическим следствием распространения концепции «Москва — Третий Рим» явилось венчание на царство Ивана IV Грозного в 1547г.

Основные этапы эволюции российского либерализма

Сущность концепции Десницкого состояла в передаче значительного объема законодательных полномочий выборному представительному органу — сенату при сохранении за монархом верховного суверенитета и права абсолютного вето.

Концепция Десницкого была попыткой адаптации английской конституционной модели к российским условиям.

 

Теоретические конструкции Десницкого и Радищева заложили концептуальные основы и российского либерализма, и одновременно радикализма. «Дворянская революционность» А. Н. Радищева предвосхитила влиятельную в 20-х гг. XIX в. идеологию декабризма.

 

Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., благодаря которым русское общество познакомилось с западноевропейской политической жизнью и филосо­фией, предопределили дальнейшее развитие оппозиционной политической мысли и практики.

«Практики» стремились перенести в Россию те формы политического строя, которые уже получили развитие в Европе (конституционные монархии и республики), — это привело к формированию идеологии декабризма и декабристскому движению.

 

В рамках декабризма были выдвинуты два прин­ципиально различных проекта обустройства России.

П. Пестель (1793-1826), руководитель «Южного об­щества», создает модель унитарного республикан­ского государства с жесткой диктатурой, не предпо­лагающей политической свободы, но с социальными и экономическими гарантиями для населения.

Идеолог «Северного общества» Н. Муравьев (1796-1843) предлагает федеративное устройство с гарантиями политической свободы, принципом разделения власти.

 

Событием в развитии политической мысли России первой половины XIX в. стала публикация в журнале «Телескоп» (1836) первого письма из сочинения П. Я. Чаадаева (1794-1856) «Философические письма».

Чаадаев резко критически оценивал прошлое и настоящее России. Согласно предложенной им концепции, Россия, приняв христианство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинного живительного христианства (католицизма) и замкнулась в своей религиозной обособленности.

В то же время Чаадаев верил в особую миссию страны: по его мнению, Россия существует для того, чтобы «преподать великий урок миру». Как бы в ответ на пессимистическую позицию Чаадаева — Россия призвана Провидением указать другим народам не повторять ее судьбу.

 

Министр просвещения С. С. Уваров выдвинул известную формулу духовного единства внутри государства: самодержавие — православие — народность.

Сторонники «официальной народности» исповедовали идею Третьего Рима, т. е. представление об исключительном призвании России продолжить культурно-политические традиции великих империй.

В то же время те споры, которые велись в среде российской интеллигенции после опубликования «Философических писем», во многом способствовали возникновению двух направлений в русской общественной мысли 40-60-х гг. XIX в. — славянофильства и западничества.

 

К 1839г. сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841г. — взгляды западников.

Славянофилы — А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), П. В. Киреевский (1808-1856), К. С. Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886) и другие, обосновывали самобытный путь развития России, основанный на народном самодержавии, духовном православии и общинном коллективизме.

Западники - Н. В. Станкевич (1813-1840), Т. М. Грановский (1813-1855), К. Д. Кавелин (1818-1885), М. Н. Катков (1818-1887), Б. Н. Чичерин (1828-1904) и другие связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации: перенесением на российскую почву опробованных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма и разделения власти.

К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин были представителями так называемой государственной школы в отечественной политической мысли: государство и его политические институты, по их мнению, сыграли первостепенную роль в историческом развитии страны.

Б. Н. Чичерин (1828-1904) — один из основоположников политической науки в России, автор «Истории политических учений».

Чичерина интересовал широкий круг проблем: происхождение и сущность государства; формы государственного устройства; представительные учреждения и их место в системе государственных структур; роль личности в истории; соотношение центральной и местной властей, власти и политики с моралью и др.

Чичерин изложил программу практических действий, которая сводилась к требованиям отмены крепостного права, невмешательства государства в экономику, свободы частного предпринимательства, обеспечения минимальных гражданских и политических свобод, перехода от самодержавия к конституционной монархии.

 

План занятия

1. Политическая мысль Древней Руси и периода Московского государства.

2. Консервативная политическая мысль в России: основные идеи и этапы развития.

3. Славянофилы и западники. Русская идея. Либерализм в России.

4. Радикальная политическая мысль в России.

5. Политическая мысль русского зарубежья.

Темы рефератов

1. Политическая мысль Древней Руси: поиски смысла исторического бытия русского на­рода и государства.

2. «Москва — Третий Рим» — идеология Московского государства.

3. Иван Грозный и Андрей Курбский: деспотизм или упорядоченная монархия?

4. Н. М. Карамзин: у истоков российского консерватизма.

5. Политические идеи П. Я. Чаадаева и их влияние на русскую общественную мысль XIX в. «Философические письма».

6. Особенности российского либерализма. «Охранительный» либерализм Б. Н. Чичерина и его концепция правового государства.

7. Религиозно - нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX - начала ХХв.

8. Н. А. Бердяев о демократии, свободе личности, тоталитаризме.

9. Политическая философия евразийства.

10. Анархизм в России. М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин о безгосударственности, свободе, самоуправлении.

Основная литература

Шаповалов В. Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 3-4.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории политической отечественной мысли XIX и XX веков. М., 1997.

Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. СПб., 2002.

История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2002.

Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М., 1995.

Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии / Под ред. А. К. Голикова и других. СПб., 2001.

Политология: Хрестоматия / Сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000.

Дополнительная литература

Бердяев Н. А. Судьба России: Сочинения. М., 1998.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.

Вехи. М., 1991.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Вершинин М. С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997.

Из глубины: Сборник статей о русской революции. М., 1990.

Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.

Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993.

Козырева Л. Д. Философия народовластия в России. СПб., 1998.

Леонтович В. В. История либерализма в России. М., 1995.

Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья, М., 1990.

Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия для вузов / Сост. В. А. Мальцев. Пермь, 1999.

Романовский С. И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции. СПб., 2000.

Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под. ред. М. П. Мчедлова. М., 2003.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М., 1993.

Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.,1991.

Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / Под ред. В. Я. Гросула. М., 2000.

Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999.

Русская идея / Сост. А. М. Маслин. М., 1992.

Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. СПб., 1991.

Согрин В.В. Либерализм в России. М., 1997.

Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2.

Тихомиров Л. Апология монархии. М., 1998.

Федотов Г. Судьба и грехи России. М., 1992. Т. 2.

Христианский социализм (С. Н. Булгаков): споры о судьбах России / Сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991.

Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1998.

 

Практическое задание

1. В чем смысл понятия «патернализм»?

2. Назовите важнейшие проблемы, которые нашли отражение в древнерусских летописях и трактатах.

3. Разъясните смысл концепции «Москва — Третий Рим».

4. В чем суть полемики между Иваном Грозным и А. Курбским?

5. Сформулируйте основные идеи русского консерватизма и назовите имена его наиболее ярких представителей.

6. Раскройте суть политических воззрений К. И. Леонтьева. Почему его концепцию принято называть византизмом? Прокомментируйте его слова из знаменитого трактата «Византизм и славянство»: «Основы нашего как государственного, так и домашнего быта остаются тесно связаны с византизмом».

7. Какую идею К. П. Победоносцев считал «великой ложью»? Аргументируйте его позицию.

8. Что представлял собой план Сперанского? Почему М. М. Сперанского можно считать основателем русской политико-правовой традиции?

9. Как вы понимаете выражение «правительственный либерализм»? Кого можно отнести к его представителям?

10. Разъясните смысл понятия «консервативный либерализм». Прокомментируйте высказывание Б. Н. Чичерина: «Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, могут желать только прогресса умеренного и постепенных преобразований».

11. В чем своеобразие российской цивилизации в трактовке П. Я. Чаадаева? Как понимать строки в его первом письме сочинения «Философические письма»: «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, мы не принадлежим ни к За­паду, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого».

12. Дайте развернутую характеристику взглядов славянофилов и западников. Почему полемика между сторонниками и противниками европейского пути развития России про­должается по сей день?

13. В чем суть знаменитой триады С. С. Уварова? Почему ее принято называть теорией официальной народности?

14. Объясните смысл концепции всеединства, разработанной В. Соловьевым? Какова, с его точки зрения, историческая миссия России?

15. Какое значение имеет понятие «общинный коллективизм» в концепциях русских рево­люционеров-демократов и народников? Разъясните положение А. И. Герцена, согласно которому русский народ всем ходом своей истории был подготовлен к социализму.

16. В чем суть коммунистической теории Маркса—Ленина? Почему на практике она при­мела к результату, противоположному декларируемым целям?

 

Литература к дискуссии

Амелина Е. М. Общественный идеал в философии всеединства. М., 2000.

Бердяев Н. А. Судьба России. Сочинения. М., 1998.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский. М., 1997. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.

Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности.

М., 2000.

Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.

Панарин А. С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы // Цивилизации и культуры. М., 1995. Вып. 1.

Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб., 1991.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

Соловьев В. С. Русская идея //Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2.

Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1990. Т. 1.

Лекция №4: Политическая мысль в России

1.Политическая мысль Древней Руси



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.01 с.)