Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание, постоянная готовность людей к вооруженному выступлению против несправедливой власти.

Поиск

 

Революционно-демократическое крыло в политической идеологии начала XIX в. было представлено П. И. Пестелем (1793-1826).

В «Русской правде» Пестель выдвигал требования ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, свободы печати и вероисповедания .

Пестель считал возможным сосуществование общественной и частной собственности на землю. Равенство перед законом подкрепляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения.

Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу концепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демо­кратами и народниками.

А. И. Герцен (1812-1870), В. Г. Белинский (1811-1848), II Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861) считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить подлинное равенство и демократию; русская крестьянская община - готовая ячейка будущего социалистического общежития.

 

Идея «русского социализма» была подхвачена народниками (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин, Н. К. Михайловский), но вскоре подверглась резкой критике со стороны отечественных марксистов.

 

Первой российской марксистской организацией стала возникшая в Женеве группа «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым (1856-1918), которого считают родоначальником русского марксизма.

Идеи Маркса в их Плехановской интерпретации были восприняты В. И. Лениным (1870-1924), который предложил совершенно новое прочтение марксизма применительно к условиям России.

В отличие от Маркса, который считал возможной победу социалистической революции в достаточно развитой в экономическом отношении стране с численным преобладанием пролетариата, Ленин утверждал, что диктатура пролетариата может быть установлена и в России.

Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть Республика Советов, где нет разделения власти на исполнительную и законодательную: принцип разделения власти тормозит осуществление государственной политики и делает власть неэффективной. Впоследствии, когда будет достигнута социальная однородность общества, государство отомрет.

 

Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм.

Представители русского анархизма М. А. Бакунин (1814-1876) и П. А. Кропоткин (1842-1921) считали возможными полную ликвидацию всех институтов государства (государство — механизм насилия над обществом — не имеет никакой положительной ценности) и немедленный переход к социалистическому обществу, основанному на самоуправлении рабочих ассоциаций.

 

Радикальная революционность как основа мировоззрения русской интеллигенции была подвергнута резкой критике в знаменитых сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).

Авторы сборников П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и другие делают вывод о невозможности достижения «земного рая» ценой разрушения.

Социализм в совокупности с атеистическим мировоззрением, отрицание самостоятельного значения личности и культуры — главная опасность для государства и нации.

Религия, утверждают философы, — духовная альтернатива тоталитарной идеологии; истинное предназначение человека — в свободном духовном творчестве по устроению социального бытия на принципах права и справедливости.

Политическая мысль русского зарубежья

Процесс формирования политической науки в стране оказался прерванным в связи с событиями 1917г.: в советском обществе утвердилось безраздельное господство коммунистической идеологии, а западная идеология была объявлена лженаукой. Начинается кризис обществознания в целом.

Дальнейшее развитие политической мысли стало возможно лишь в условиях русского зарубежья, где сформировались такие ее направления, как евразийство (Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский), неомонархизм (И.А. Ильин, Л. А. Тихомиров), христианский социализм (С. Л. Булгаков, Г. П. Федотов).

 

Большой вклад в развитие политико-правовой мысли, в создание теории христианского социализма внес Н. А. Бердяев (1874-1948).

Центральное место в концепции Бердяева занимают проблемы человеческой личности и ее свободы.

Абсолютизм народа, считает Бердяев, не менее опасен для человека, чем абсолютизм самодержавия; права и свободы гарантирует человеку не государство, а высшее начало — Бог.

Бердяев, Ильин, Федотов искали пути избавления от «неправды коммунизма»: анализируя сталинский режим, они дали всесторонний анализ феномена тоталитаризма.

Идеальная форма власти для России, по мнению И. А. Ильина (1883-1954), монархия.

Россия всегда имела монархическую форму государственного устройства, именно монархия создала и обустроила страну, а потому правосознание русского народа — монархическое.

Несмотря на то, что политической науки в составе советского обществоведения не существовало, политические проблемы в их марксистской интерпретации рассматривались в рамках таких дисциплин, как политическая экономия и марксистско-ленинская философия.

В условиях некоторого ослабления тоталитарного ре­жима стали возможны публикации, в которых, зачастую в завуалированной форме, затрагивались вопросы формирования гражданского общества, правового государства, демократической альтернативы тоталитаризму (Г. X. Шахназаров, Ф. М. Бурлацкий, Ю. А. Красин, А. А. Галкин и др.). Со второй половины 80-х гг. XX в. на волне начавшейся перестройки возникли условия для формирования но­вой российской политической науки.

План занятия

1. Политическая мысль Древней Руси и периода Московского государства.

2. Консервативная политическая мысль в России: основные идеи и этапы развития.

3. Славянофилы и западники. Русская идея. Либерализм в России.

4. Радикальная политическая мысль в России.

5. Политическая мысль русского зарубежья.

Темы рефератов

1. Политическая мысль Древней Руси: поиски смысла исторического бытия русского на­рода и государства.

2. «Москва — Третий Рим» — идеология Московского государства.

3. Иван Грозный и Андрей Курбский: деспотизм или упорядоченная монархия?

4. Н. М. Карамзин: у истоков российского консерватизма.

5. Политические идеи П. Я. Чаадаева и их влияние на русскую общественную мысль XIX в. «Философические письма».

6. Особенности российского либерализма. «Охранительный» либерализм Б. Н. Чичерина и его концепция правового государства.

7. Религиозно - нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX - начала ХХв.

8. Н. А. Бердяев о демократии, свободе личности, тоталитаризме.

9. Политическая философия евразийства.

10. Анархизм в России. М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин о безгосударственности, свободе, самоуправлении.

Основная литература

Шаповалов В. Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 3-4.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории политической отечественной мысли XIX и XX веков. М., 1997.

Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. СПб., 2002.

История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2002.

Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М., 1995.

Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии / Под ред. А. К. Голикова и других. СПб., 2001.

Политология: Хрестоматия / Сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000.

Дополнительная литература

Бердяев Н. А. Судьба России: Сочинения. М., 1998.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.

Вехи. М., 1991.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Вершинин М. С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997.

Из глубины: Сборник статей о русской революции. М., 1990.

Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.

Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993.

Козырева Л. Д. Философия народовластия в России. СПб., 1998.

Леонтович В. В. История либерализма в России. М., 1995.

Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья, М., 1990.

Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия для вузов / Сост. В. А. Мальцев. Пермь, 1999.

Романовский С. И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции. СПб., 2000.

Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под. ред. М. П. Мчедлова. М., 2003.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М., 1993.

Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.,1991.

Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / Под ред. В. Я. Гросула. М., 2000.

Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999.

Русская идея / Сост. А. М. Маслин. М., 1992.

Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. СПб., 1991.

Согрин В.В. Либерализм в России. М., 1997.

Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2.

Тихомиров Л. Апология монархии. М., 1998.

Федотов Г. Судьба и грехи России. М., 1992. Т. 2.

Христианский социализм (С. Н. Булгаков): споры о судьбах России / Сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991.

Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1998.

 

Практическое задание

1. В чем смысл понятия «патернализм»?

2. Назовите важнейшие проблемы, которые нашли отражение в древнерусских летописях и трактатах.

3. Разъясните смысл концепции «Москва — Третий Рим».

4. В чем суть полемики между Иваном Грозным и А. Курбским?

5. Сформулируйте основные идеи русского консерватизма и назовите имена его наиболее ярких представителей.

6. Раскройте суть политических воззрений К. И. Леонтьева. Почему его концепцию принято называть византизмом? Прокомментируйте его слова из знаменитого трактата «Византизм и славянство»: «Основы нашего как государственного, так и домашнего быта остаются тесно связаны с византизмом».

7. Какую идею К. П. Победоносцев считал «великой ложью»? Аргументируйте его позицию.

8. Что представлял собой план Сперанского? Почему М. М. Сперанского можно считать основателем русской политико-правовой традиции?

9. Как вы понимаете выражение «правительственный либерализм»? Кого можно отнести к его представителям?

10. Разъясните смысл понятия «консервативный либерализм». Прокомментируйте высказывание Б. Н. Чичерина: «Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, могут желать только прогресса умеренного и постепенных преобразований».

11. В чем своеобразие российской цивилизации в трактовке П. Я. Чаадаева? Как понимать строки в его первом письме сочинения «Философические письма»: «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, мы не принадлежим ни к За­паду, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого».

12. Дайте развернутую характеристику взглядов славянофилов и западников. Почему полемика между сторонниками и противниками европейского пути развития России про­должается по сей день?

13. В чем суть знаменитой триады С. С. Уварова? Почему ее принято называть теорией официальной народности?

14. Объясните смысл концепции всеединства, разработанной В. Соловьевым? Какова, с его точки зрения, историческая миссия России?

15. Какое значение имеет понятие «общинный коллективизм» в концепциях русских рево­люционеров-демократов и народников? Разъясните положение А. И. Герцена, согласно которому русский народ всем ходом своей истории был подготовлен к социализму.

16. В чем суть коммунистической теории Маркса—Ленина? Почему на практике она при­мела к результату, противоположному декларируемым целям?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.007 с.)