Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консервативная политическая мысль

Поиск

На формирование консервативной политической мысли в России оказали несомненное влияние идеи европейских традиционалистов — Э. Берка, Ж. Де Местра и др.: их резко критическое отношение к теориям естественного права, идеям индивидуальной свободы и гражданского равенства.

Российские консерваторы М. М. Щербатов (1733-1790), Н. М. Карамзин (1766-1826) подчеркивали незыблемость монархии и крепостного права, сословного построения общества.

Самодержавие, по их мнению, есть всесословное и отеческое правление, властитель — строгий и добрый отец, крепкий в православной вере и отстаивании заветов старины. Только такое правление — гарант единства общества и его благополучия.

 

В 1811г. Карамзин пишет «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой резко критикует либеральные реформы, которые начал Александр I.

В «Записке» сформулированы классические принципы русской охранительной идеологии: «требуем более мудрости охрани­тельной, нежели творческой», «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, создавая образ иде­ального самодержавного правления, Карамзин критикует самодержавие реальное: самодержец для него есть «обычный политик».

 

В «Записке» впервые сфор­мулирована важнейшая задача: не переносить механически на русскую почву выработанные европейской культурой понятия, а осмысливать собственный ис­торический опыт для создания новых законов и политических процедур.

 

Идеи Карамзина стали основой для развития русской консервативной мысли, в даль­нейшем представленной Н. Я. Данилевским (1822-1855), К. Н. Леонтьевым (1831-1891), К. П. Победоносцевым (1827-1907), евразийцами и др.

 

В книге Данилевского «Россия и Европа» (1871) обосновывается концепция о принципиальном расхождении между Европой и «славянским культурно-историческим типом».

Подобные мысли высказывает и К. Н. Леонтьев. Обосновывая византийские истоки российской цивилизации, он предостерегает от следования «отвратительному пути», по которому пошла Евро­па.

От разрушительного влияния Запада Рос­сию ограждает православие. По Леонтьеву, назначение России — создание особой цивилизации, славяно-азиатской, причем ближайшая практическая задача — «взятие Царь-града и заложение там основ новому куль­турно-государственному зданию».

Таким образом, византизм Леонтьева основы­вался и на идее перенесения столицы как предпосылке обновления и возвышения России.

Гибельность европейского пути для России обосновывает К. П. Победо­носцев в своей знаменитой работе «Великая ложь нашего времени».

Такой лож­ной идеей является, с его точки зрения, теория парламентаризма: выборы не от­ражают волю избирателей, а избранные представители руководствуются лишь собственными честолюбивыми интересами.

Последовательным критиком демократии - самого страшного, по его мнению, вида деспотизма – был Л.А. Тихоми­ров (1852-1923), автор трактата «Монархическая государственность».

 

При всем разнообразии концепций можно выделить рад общих признаков, присущих российской консервативной мысли:

· провозглашение необходимости для России следовать по собственному пути развития, отличному от западного;

· признание незыблемости самодержавной власти в России, допускающее возможность проведения реформ, не затрагивающих сути существующей системы власти;

· критика парламентаризма (представительная система есть отчуждение власти от народа, а парламент - «ужасная говорильня»), либерализма и социализма (свобода и равенство, идеи народного суверенитета — самые лживые из политических идей);

· религиозное (православное) мировоззрение, сакрализация явлений политической жизни, представление о монархе как о «помазаннике Божьем»;

· сохранение традиционной системы отношений, общественной иерархии как основы самодержавной власти и отражения «иерархии небесной»;

· высшая нравственная задача личности — служение общему благу, выразителем которого является государство.

Основные этапы эволюции российского либерализма

Проникновение в Россию со второй половины XVIII в. идей Просвещения способствовало формированию в стране либеральной мысли.

 

Так называемый правительственный либерализм был представлен императрицей Екатериной II (ряд мероприятий, осуществленных в период ее царствования, а также ее знаменитый «Наказ», где императрица говорила о роли права и закона в государстве), княгиней Е. Р. Дашковой, графом Н. И. Паниным и др.

При отсутствии основ гражданского общества государственная власть, осуществляя модернизацию «сверху», сама инициировала процесс распростране­ния либеральных ценностей.

 

С воцарением Александра I правительственный ли­берализм обрел характер конкретной программы действия, которая была четко сформулирована М. М. Сперанским (1772-1839).

Сперанского можно считать ос­нователем русской политико-правовой традиции.

В 1809г. он пишет «Введение к Уложению государственных законов», которые вошли в историю под названием «план Сперанского»: правовое государство, разделение властей, конституционное ограничение самодержавия.

Идеи Сперанского, не реа­лизованные при его жизни, стали основой для либеральных реформ Александ­ра II, заложивших фундамент конституционно-правовой системы на уровне мест­ного самоуправления.

 

Либеральными по своей сути были многие мероприятия С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

 

Однако, непоследовательность проводившихся «сверху» реформ, периодические отказы от них усиливали оппозиционный либерализм, представителями которого на начальном этапе его развития были Н. И. Новиков (1744-1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 - ок. 1794), Д. И. Фонвизин (1744- 1792), А. Н. Радищев (1749-1802), С. Е. Десницкий (1740-1789).

Основные идеи русских просветителей:

- резкая критика самодержавия и крепостничества с позиций теории естественного права;

- установление конституционной монархии (С.Е. Десницкий);

- либо республики, основанной на разделении власти (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев);

- законодательное закрепление прав граждан — формирование правового государства.

Наиболее полное развитие либеральная тенденция русской просветительской мысли второй половины XVIII в. получила в произведениях профессора Московского университетаС. Е. Десницкого, который считается основателем русской научной юриспруденции .

Сущность концепции Десницкого состояла в передаче значительного объема законодательных полномочий выборному представительному органу — сенату при сохранении за монархом верховного суверенитета и права абсолютного вето.

Концепция Десницкого была попыткой адаптации английской конституционной модели к российским условиям.

 

Теоретические конструкции Десницкого и Радищева заложили концептуальные основы и российского либерализма, и одновременно радикализма. «Дворянская революционность» А. Н. Радищева предвосхитила влиятельную в 20-х гг. XIX в. идеологию декабризма.

 

Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., благодаря которым русское общество познакомилось с западноевропейской политической жизнью и филосо­фией, предопределили дальнейшее развитие оппозиционной политической мысли и практики.

«Практики» стремились перенести в Россию те формы политического строя, которые уже получили развитие в Европе (конституционные монархии и республики), — это привело к формированию идеологии декабризма и декабристскому движению.

 

В рамках декабризма были выдвинуты два прин­ципиально различных проекта обустройства России.

П. Пестель (1793-1826), руководитель «Южного об­щества», создает модель унитарного республикан­ского государства с жесткой диктатурой, не предпо­лагающей политической свободы, но с социальными и экономическими гарантиями для населения.

Идеолог «Северного общества» Н. Муравьев (1796-1843) предлагает федеративное устройство с гарантиями политической свободы, принципом разделения власти.

 

Событием в развитии политической мысли России первой половины XIX в. стала публикация в журнале «Телескоп» (1836) первого письма из сочинения П. Я. Чаадаева (1794-1856) «Философические письма».

Чаадаев резко критически оценивал прошлое и настоящее России. Согласно предложенной им концепции, Россия, приняв христианство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинного живительного христианства (католицизма) и замкнулась в своей религиозной обособленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.012 с.)