Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постройте дворец памяти — место, где все будет упорядочено (и удобно)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На мировых чемпионатах по запоминанию лучшие участники умудряются за час запомнить по порядку 20 перетасованных карточных колод, а за 15 минут — более 500 случайных цифр, не говоря уже о других достижениях. Для подобных поразительных ментальных достижений мало быстрого ума и надежной памяти. Для этого необходимы исключительные организационные навыки. Как вы считаете, у вас есть необходимые для этого качества? Хотите верьте, хотите нет, но почти каждый потенциально способен на невероятные вещи. Но для этого вам потребуется больше, чем просто набор организационных стратегий, с которыми вы уже познакомились в этой книге. Вам потребуется слить воедино множество стратегий и методик и создать соб- ственный дворец памяти, мысль о котором уже несколько столетий витает в воздухе. Ключ здесь — способность путешествовать по собственному сознанию, устраивать экспедиции в его глубины и при этом полностью контролировать ситуацию, картину за картиной, ступеньку за ступенькой. Это умение полезно не только для соревнований по запоминанию и прочей ерунды. Оно может серьезно увеличить емкость памяти, чтобы вы могли хранить в голове всю необходимую информацию, и одновременно повысить скорость обработки данных, остроту ума и общий интеллект. Позвольте мне объяснить. Дворец памяти — воображаемое место, куда можно пойти в поисках информации. Очень приблизительно это выглядит так: вы представляете себе большое здание (дворец) и мысленно обставляете его, наполняя внутри таким образом, чтобы обстановка позволяла вам хранить необходимую информацию. Так, если мне, к примеру, понадобится вспомнить подписантов Декларации независимости, то я могу мысленно пройти в тот зал моего дворца памяти, где все эти люди сидят за большим столом. Или, к примеру, во дворце у меня есть кухня, где на холодильнике висят листочки с важными телефонными номерами. Но дворец памяти — это не обязательно дворец как таковой. Память может располагаться на маршруте, которым вы много лет привычно ходите на работу, или в комнате, где вы чувствуете себя комфортнее всего (к примеру, в вашей спальне), или на дорожках любимого парка. Единственное, о чем следует помнить при строительстве такого воображаемого хранилища, — что вы должны сделать его значимым для вас, и совершенно причудливым. Вы должны наполнить свое личное пространство эксцентричными объектами, ситуациями, людьми и даже характерами. Вот вам иллюстрация: в одной из спален своего сознания я «вижу» Гарри с малышом Бобби на руках (если помните, это указание на первые десять элементов периодической таблицы Менделеева). Каждый может построить свой дворец памяти, если не пожалеет времени и усилий; и этот дворец может принести вам невероятную пользу, которая далеко не ограничивается успехами в чемпионатах по запоминанию. Вы можете использовать свой дворец при моделировании, скажем, презентации на ближайшем заседании совета директоров. Вы можете представить его в виде школы — чтобы вспомнить к экзамену всю информацию за год, а можете — как спортивное сооружение для хранения важной информации об играх и стратегиях. Можно использовать его и для более личных целей — к примеру, для запоминания жизненно важной информации, такой как дни рождения, годовщины, светский календарь и назначенные встречи. К примеру, вы могли бы организовать все дни рождения и другие даты в течение года, вообразив двенадцатиэтажное здание, где каждый этаж соответствует месяцу. Январь на первом этаже, декабрь на двенадцатом. На каждом этаже у вас будут мысленные картинки, обозначающие людей и даты их дней рождения. Теперь, наверное, вас уже не удивит то, что эффективность дворцов памяти объясняется личным участием создателя в их проектировании, строительстве и заполнении. Это значит, что они «строятся» из материала, который заранее знаком и близок их творцу. Может быть, вы не знакомы ни с одним президентом США, но поместите их всех в свою гостиную — и вы наверняка увидите мистера Монро или мистера Гарфилда иными глазами. Известно, что знакомые стены придают уверенности и снимают стресс; и, помещая абстрактные, непонятные или сложные концепции, мысли и идеи в знакомое место, вы организуете информацию и облегчаете себе ее запоминание. Важные, но трудно запоминающиеся факты при этом трансформируются в надежно хранимые и удобно извлекаемые данные и подробности. Как я уже не раз говорил, с каждой каплей абсурда на воображаемой сцене ваша память становится сильнее и организованнее. Поэтому постарайтесь отпустить вожжи воображения и представить, к примеру, мистера Монро сидящим в туалете с журналом для мужчин; пусть мистер Гарфилд катается на вашем рыжем коте, которого очень кстати тоже зовут Гарфилдом. Один мой ученик мысленно размещал всех президентов в собственной спальне таким образом, чтобы при необходимости вспомнить их всех ему достаточно было просто мысленно окинуть взглядом стены. Существует множество сайтов, на которых вас научат строить дворец памяти. В большинстве случаев их инструкции примерно одинаковы: • Выберите план дворца. Будет ли он повторять план вашего дома? Или это будет маршрут поездки на работу? Или любимое место отдыха? • Определите маршрут, разместите на нем конкретные места и склады. • Запомните ваш дворец. • Поместите в свой дворец то, что вы хотите запомнить, используя символы и образы, которые значимы для вас и одновременно отражают вашу изобретательность. Планеты, к примеру, нет нужды засовывать в кладовку; достаточно «увидеть» движущийся макет Солнечной системы, подвешенный над кроватью, и бегущую строку на нем с любимым мнемоническим правилом: «Мы встретимся завтра, мой юный спутник, у новой планеты». • Постоянно обследуйте свой дворец, чтобы прочнее закрепить его в памяти, а при необходимости расширять его и обновлять обстановку. • Пользуйтесь своим дворцом. В первый раз, когда вы будете проделывать это упражнение, вы, вероятно, захотите даже нарисовать свой дворец на бумаге. Проверьте, поможет ли вам это. Вообще, дворцы памяти годятся не для всех, и может понадобиться немало времени и усилий, чтобы привыкнуть к своему дворцу. Но для некоторых людей этот метод невероятно эффективен; может быть, вы сами удивитесь своим успехам. Итоговое испытание. Считаете себя хорошим организатором? Попробуйте-ка вот что! Существует бесчисленное множество способов организовать мысли. Семь способов, с которыми я познакомил вас в этой главе, — всего лишь небольшая их часть. Вероятно, вы сможете найти другие способы сортировать и анализировать возникающие мысли при помощи воображения и нестандартного мышления. Подумайте, сумеете ли вы предложить какие-то новые методы кроме тех, что я описал, или просто воспользуетесь собственными идеями и личными стратегиями, чтобы модифицировать уже известные методики. Вы обнаружите, что для разных задач и типов данных подходят разные методики. Наша цель — научить мозг мгновенно выбирать самую подходящую систему, чтобы не приходилось тратить слишком много усилий сначала на выбор инструмента, а затем на работу с ним. Если вы хотите сравнить семь предложенных мной организующих тактик, выберите тему, о которой практически ничего не знаете, но хотите узнать больше, и соберите информацию по этому вопросу из разных источников. К примеру, вас интересует эпоха Просвещения или энология (наука о вине) или ваше любопытство возбуждают поп-арт и Энди Уорхол. За информацией далеко ходить не надо — в Интернете ее достаточно. Подберите данные — страниц десять или около того. Затем попытайтесь организовать эту информацию при помощи каждой из предложенных мной стратегий, начиная с системы опорных образов. Обратите внимание на то, что некоторые данные в вашей коллекции будет легко повесить на крючки, но трудно загнать, к примеру, в акростих. Какие это данные? Не обязательно проделывать все это в голове. Пока вы не определитесь с лучшей стратегией запоминания и не научитесь выбирать ее автоматически, полезно записывать свои рассуждения или хотя бы делать заметки. Возьмите маркер и карандаш и посмотрите, что получится на бумаге при попытках поиграть с текстом: обозначьте отдельные блоки информации, вычеркните несущественные подробности, выделите факты и определите закономерности и буквы, которые можно использовать в акростихе или другом мнемоническом правиле. Кроме того представьте, что вам нужно выступить с докладом на эту тему. Что вы подчеркнете? Как организуете презентацию от начала и до конца? Как сделаете ее увлекательной и запоминающейся для слушателей? Мы организуем свои мысли в течение дня просто для того, чтобы мыслить ясно. Однако редко кто-то из нас организует мысли на таком уровне, чтобы можно было в любой момент прочитать длинную лекцию или выучить наизусть материалы по определенной теме, чтобы пересказать факты или припомнить мелкие подробности на ближайшей вечеринке. Тем не менее, став опытными организаторами памяти, мы без труда сможем проделывать подобное. Кроме того, мы натренируем свой мозг и серьезно увеличим емкость памяти. Помните, организованный мозг очень вместителен. Чем быстрее вы организуете свои мысли, тем больше информации сможете воспринимать за ограниченное время — и тем большему можете научиться. Готовы еще потренировать свои организационные навыки? Ниже вы найдете три упражнения, способные нагрузить мозг на всех уровнях. Проверьте, сможете ли вы при работе над ними применить некоторые из описанных в этой главе стратегий. Упражнения не только помогут вам уложить и закрепить в сознании эти методики; активно выбирая и используя нужную методику, вы поймете, какие из них приходят вам на ум естественнее и легче других, и в результате узнаете, какие подходят вам больше и работают лучше. Десять предметов Организация предметов — очень простая игра; тем не менее она очень полезна и позволяет развивать сосредоточенность, емкость памяти, организацию сознания и память. Когда играют мастера, эта игра становится весьма напряженной и требует громадной концентрации. Играть в нее можно вдвоем, а можно и с большим числом участников, и делать это лучше всего за большим столом в кухне или столовой. В качестве реквизита вам понадобятся самые обычные вещи: секундомер, бумага и карандаш, может быть, простыня или большое полотенце. Вот правила игры. Один из играющих — ведущий — выбирает десять обычных бытовых предметов (их может быть ровно 10, больше или меньше, как договорятся игроки), кладет их на стол и накрывает полотенцем. Затем начинается игра: ведущий открывает предметы, поднимая их со стола по одному, показывает каждый и называет его. Пусть, к примеру, этими предметами будут вишневый сироп, калькулятор, газировка, вилка, сотовый телефон, мыло, книга, шоколадный батончик, ручка и ремень. Закончив демонстрировать и называть предметы, ведущий запускает секундомер и говорит: «Начали!» Второй игрок должен как можно быстрее разложить предметы в алфавитном порядке слева направо: вилка, вишневый сироп, газировка, калькулятор, книга, мыло, ремень, ручка, сотовый телефон и шоколадка. Закончив, игрок говорит: «Готово!» — и если все сделано верно, секундомер останавливается. Если задание выполнено с ошибками, секундомер продолжает отсчитывать время до тех пор, пока они не будут исправлены. Если игрок, который расставляет предметы по алфавиту, забыл название какого-то из них, он может спросить, но за каждое повторение к его времени добавляется по 15 секунд. Лучше всего, если ведущий заранее запишет все названия, которые он дает предметам, и будет зачитывать их по бумажке, — тогда по этому поводу не возникнет споров. Вы сейчас, может быть, думаете: «Что же во всем этом сложного?» Дело в том, что нужно очень внимательно выслушать от ведущего названия представленных предметов и запомнить в точности, как именно они прозвучали, ведь каждый предмет можно называть по-разному. К примеру, вишневый сироп ведущий может определить и как сироп, и как вишневый сироп, и как бутылку сиропа и как угодно еще. Точно так же сотовый телефон можно назвать и телефоном, и сотовым, и мобилой, и самсунгом, и смартфоном и т.п. Если речь пойдет о диетической пепси, ведущий может назвать ее газировкой, пепси, Diet Pepsi, банкой газировки, напитком, безалкогольным напитком и т. п. Однако он не должен определять пепси как «лимонад» или «свою любимую газировку». Нельзя также добавлять к слову качественное прилагательное, называя, к примеру, сироп «вкусным вишневым сиропом». Важно назвать предмет корректно, и в этом состоит основная сложность — ведь вам предстоит вспомнить именно то, что он сказал. Так что в нашем примере, если бы те же десять предметов получили иные названия, в алфавитном порядке они могли вы выстроиться, к примеру, так: 1. Батончик шоколадный 2. Иллюстрированная книга 3. Карманный калькулятор 4. Кожаный ремень 5. Кола 6. Кусок мыла 7. Сироп 8. Столовый прибор 9. Телефон 10. Шариковая ручка Когда задание наконец выполнено, секундомер останавливается и игроки меняются ролями. Выигрывает тот, у кого суммарное время окажется меньше всех. СТРАТЕГИЯ Когда я оказываюсь в роли организующего, то первым делом осматриваю предметы и нумерую их от 1 до 10 слева направо еще до того, как ведущий начинает их называть. Затем я запоминаю номера предметов, названия которых начинаются на буквы из первой половины алфавита (от «А» до «М», как обычно делятся двухтомные энциклопедии), затем мысленно хватаю их и расставляю по алфавиту. Таким образом, если позже я забуду название какого-нибудь предмета, я буду точно знать, в какой половине алфавита находится его первая буква; вспоминать так, скажу вам по секрету, намного легче. МАСТЕРСКИЙ УРОВЕНЬ По мере того как вы играете в эту игру все лучше и лучше, вы чрезвычайно развиваете свой мозг, но добиться настоящего мастерства очень сложно. Для начала нужно взять четыре небольших листочка бумаги и написать на них четыре способа расстановки предметов по алфавиту: 1. Просто по алфавиту 2. По алфавиту, исходя из последних букв названия 3. По алфавиту, исходя из вторых букв первого слова названия 4. По алфавиту, исходя из третьих букв первого слова названия Прежде чем ведущий зачитает вслух названия предметов, вы должны выбрать одну из сложенных бумажек. Если вы, к примеру, вытащите вторую бумажку (то есть должны будете расставить названия по алфавиту, исходя из последних букв), то десять названий, использованные нами в предыдущем примере (по второму варианту названий, а не по первому), расположатся следующим образом: 1) иллюстрированная книгА 2) шариковая ручкА 3) колА 4) кусок мылА 5) батончик шоколадныЙ 6) телефоН 7) сироП 8) столовый прибоР 9) карманный калькулятоР 10) кожаный ременЬ Причина, по которой КОЛА располагается в списке выше КУСКА МЫЛА, заключается в том, что, хотя и то и другое слово заканчивается на «А», а потом идет одна и та же буква «Л», задают порядок следующие от конца буквы «О» и «Ы». Если бы вы выбрали четвертый способ упорядочивания (по третьим буквам первого слова), то список выглядел бы так: 1) коЖаный ремень 2) коЛа 3) теЛефон 4) илЛюстрированная книга 5) стОловый прибор 6) шаРиковая ручка 7) каРманный калькулятор 8) сиРоп 9) куСок мыла 10) баТончик шоколадный Эта игра требует невероятной сосредоточенности и концентрации, памяти и координации зрения с движениями рук; кроме того, соперничество в этой захватывающей игре иногда достигает небывалого напряжения. Всякий раз к моменту завершения игры вы успеваете потренировать мозг, развивая при этом разные его участки.
Факт: Почти невозможно запомнить и упорядочить список из десяти предметов без применения какой-либо стратегии работы с информацией. Попробуйте применить один из семи подходов, приведенных в этой главе!
Фокус «13-1 = 10 + 2» Этот карточный фокус предлагается заучить, чтобы потом демонстрировать перед друзьями или любой другой аудиторией. Я рекомендую выполнить все предложенные действия пошагово несколько раз, пока вам не покажется, что вы уже знаете фокус и можете сами его проделать. Все это требует организованности, потому что приходится держать в памяти все шаги в надлежащем порядке. Видеозапись этого фокуса можно посмотреть на моем сайте. Да, и если вам интересно, откуда взялось название этого фокуса («13-1 = 10 + 2»), то объяснение я приберегу напоследок. Посмотрим, догадаетесь ли вы самостоятельно! КАК ИГРАТЬ • Начните с полной перетасованной колоды карт. (Джокеры уберите заранее, у вас должно быть ровно 52 карты.) Возьмите колоду в руку лицевой стороной вниз. • Откройте верхнюю карту, положите ее на стол и обратите внимание на ее достоинство. Пусть, к примеру, вы открыли шестерку пик. (Примечание: в этом фокусе тузы оцениваются как единица. Если же вы открыли валета, даму или короля, то положите карту обратно в колоду в самый низ и откройте следующую, и так до тех пор, пока не попадется карта с цифровым номиналом.) • Открывайте следующие карты и кладите их сверху на шестерку пик, пока сумма числа этих карт (кроме первой, то есть самой шестерки) и номинала первой карты не составит 13. Номиналы этих карт вас не интересуют; достаточно, чтобы их было семь штук, поскольку 6 (номинал первой карты) и 7 (число последующих карт) в сумме дают 13. Проделав все это, вы получаете стопку 1. (Примечание: в число семи карт могут входить и картинки, здесь нет необходимости убирать их в низ колоды и искать карты с цифровым номиналом.) • Сформировав стопку 1, повторите процесс — начните новую стопку. Прежде всего откройте одну карту с верха колоды и положите ее рядом со стопкой 1; заметьте ее номинал (здесь опять нужна карта с цифровым номиналом, картинки не годятся) и выложите сверху столько карт, сколько вам нужно, чтобы достичь 13. Пусть первая карта во 2-й стопке — тройка червей; к ней вам нужно добавить еще 10 карт. Повторите весь процесс еще дважды, чтобы перед вами на столе лежали четыре стопки карт. • Переверните все четыре стопки и положите их на стол лицевой стороной вниз. • Избавьтесь от одной из стопок, положив ее обратно в колоду (сверху или снизу, неважно). • Задумайте число 10. Переверните по одной верхней карте в двух стопках, лежащих перед вами на столе. Добавьте номиналы перевернутых карт к 10. Так что если вы перевернули шестерку и тройку (3 + 6 = 9), то получится 19, так как 10 + 9 = 19. • Теперь сбросьте 19 карт из своей колоды. • Число оставшихся в колоде карт будет равно номиналу неперевернутой верхней карты единственной оставшейся неперевернутой стопки карт на столе. Запутались? На самом деле этот фокус довольно прозрачен, но выполнять пошаговые действия следует очень осторожно и точно. Совершенно нормально, если вам потребуется проделать все это несколько раз, чтобы запомнить наизусть последовательность действий. Если вы еще не догадались, то название фокуса помогает мне вспомнить все шаги по порядку. Мы выкладываем четыре стопки, считая определенным образом до 13; затем убираем одну стопку и возвращаем карты из нее в колоду. Во второй половине фокуса мы начинаем с числа 10 и прибавляем к нему еще два числа (номиналы верхних карт двух стопок). Игра в имена В главе 4 вы узнали секреты запоминания лиц и имен. У меня всегда был талант мгновенно вспоминать каждое имя, когда-либо услышанное мной. Кроме того, я держал в памяти имена героев всех телефильмов, как и всех актеров. Возьмите хотя бы сериал «Семейка Брэди». Я даже сейчас с легкостью перечислю имена всех главных героев и исполнителей — Майк Брэди (Роберт Рид), Кэрол Брэди (Флоренс Хендерсон), Грег Брэди (Барри Уильямс), Марсия Брэди (Морин Маккормик) и т.д. Конечно, это может быть просто врожденной способностью, но я точно знаю, что умение быстро запоминать и извлекать из памяти имена можно развивать, хотя оно и требует постоянной практики. Я сам, к примеру, практикуюсь всякий раз, когда сталкиваюсь с новым человеком, именем или действующим лицом. И если вы изначально не слишком хорошо усваиваете имена или другие факты, которые вам хотелось бы сохранить в голове и при желании легко вспомнить, вам просто необходимо тренироваться! А вот и самое интересное: это умение прочно связано с ментальной организацией, и, развивая одно, вы неизбежно развиваете и другое. Может быть, читая главу 4 и осваивая умение запоминать имена и лица, вы об этом не думали, но на самом деле вам приходилось заниматься именно этим. Ведь даже для того, чтобы как-то контролировать «входящие» имена, их нужно сортировать и упорядочивать. Однако теперь мы собираемся перевести эту задачу на следующий уровень, добавив более глубокий слой ментальной организации. Игра в имена — прекрасный способ не только попрактиковаться в запоминании имен, но и лишний раз поработать над организацией своего сознания. Ваша задача — извлекать информацию из памяти и упорядочивать ее как можно быстрее. Позвольте для начала показать вам, как проходит игра, а затем я расскажу еще немного о том, для чего она вам необходима. КАК ИГРАТЬ Для этой игры нужны по крайней мере два человека, но можно играть и с большим числом участников. Для начала возьмите листок бумаги и выпишите буквы алфавита вертикальным столбиком посередине страницы[7]. Их получится 28:
Теперь возьмите столько же случайных букв и припишите по одной в каждую строчку. Для этого примера воспользуйтесь фразой «В чащах юга жил-был цитрус... да, но фальшивый экземпляр!», поскольку в ней содержатся все буквы алфавита, за исключением Ё и твердого знака. На самом же деле можно взять любую фразу из книги или статьи и переписать из нее нужное число букв. При этом не имеет значения, будут ли эти буквы складываться в осмысленные слова или фразы. Нужно просто взять откуда угодно 28 произвольных букв, причем они вполне могут повторяться. Вы можете их просто придумать из головы, двигаясь вниз по столбцу с алфавитом. В нашем списке, если использовать буквы из фразы про цитрус (и пропустив те же буквы, что и в первый раз, когда они нам встретятся), мы получим следующее:
Каждая пара букв здесь играет роль инициалов. Цель — вспомнить как можно больше подходящих имен по заданному списку инициалов за ограниченное время (скажем, за пять минут). Инициалы могут обозначать литературного или киногероя, известную личность или просто знакомого человека, если остальные игроки тоже его знают. Очки подсчитываются следующим образом: • За имя человека, знакомого всем игрокам, — одно очко. • За имя известного человека (это может быть политик, спортсмен, деятель шоу-бизнеса) —два очка. • За имя исторической личности — три очка. Как вы думаете, почему исторические личности дают больше очков? Потому что их часто сложнее вспомнить. Люди, которых вы видите или о которых слышите ежедневно, легче приходят на ум, тогда как извлечение из глубин памяти требует больше энергии, а значит, заслуживают большей награды. Вот еще несколько правил: • Инициалы можно менять местами, так что, к примеру, третью пару — ВА — можно рассматривать и как АВ. Попытайтесь вспомнить как можно больше имен, читая пары инициалов то в прямом, то в обратном направлении. • Нельзя использовать измененную форму имени — только ту, под которой этот человек известен. К примеру, Билла Клинтона нельзя назвать Уильямом Клинтоном — только Биллом. И не Норма Бейкер, а Мэрилин Монро. • Можно, однако, использовать имена, под которыми известны те или иные люди, даже если они не полные, например, леди Ди. Что делает эту игру такой ценной для запоминания имен, так это то, что вам здесь приходится мысленно работать с несколькими потоками информации одновременно, по мере того как вы Вы были бы поражены, узнав, сколько всего уже хранится в вашей голове. Кстати говоря, способность извлекать информацию из памяти можно оценить по тому, как мы вспоминаем лица и имена. Таким образом, если вы работаете над тем, чтобы усилить и оптимизировать свою способность за доли секунды вспомнить любое имя, вы тем самым укрепляете и расширяете и способность вспоминать все что угодно. Вы ускоряете работу тех участков мозга, которые позволяют мгновенно вытаскивать на свет божий любую сколь угодно давно и далеко хранимую информацию — от отдельных фрагментов до крупных массивов данных со множеством подробностей. МОЙ СПИСОК Признаться, мне трудно пришлось с некоторыми сочетаниями букв: имен с такими инициалами я припомнить не смог*. Тем не менее я потратил на этот список всего около 20 минут. При этом я избегал простых имен из моей личной жизни, не пользовался Интернетом и ничего не проверял. А что получится у вас? Поделиться результатами можно все там же, на моем сайте www.MikeByster.com.
* Поскольку пары инициалов строились на основе русского языка, список составлен в соответствии с ними. — Прим. ред.
Примечание: в списке могут оказаться имена, об обладателях которых я вообще ничего не знаю и даже не могу сказать, кто это такие и чем занимаются. Иногда мозг без всякого участия сознания фиксирует случайно встреченные или услышанные имена, и это лишний раз доказывает, что на самом деле мы храним в памяти намного больше информации, чем нам кажется. В части III я предложу вам еще несколько игр, на которых вы сможете оттачивать свои организационные навыки. Вы получите возможность освоить каталогизацию и систематизацию больших объемов данных. А пока пора познакомиться с одним из наименее ценимых в деле развития мозга навыков: с забыванием. Знание о том, как и когда надо «забывать», рано или поздно понадобится вам, поскольку без него невозможно стать настоящим дирижером оркестра, постоянно играющего в вашем сознании. Это умение поможет вам разбирать и координировать входящую информацию, не теряя при этом из виду важных фактов. Путеводитель по главе Эту главу полезно перечитывать каждые несколько месяцев или хотя бы дважды в год, чтобы напомнить себе обо всех тех методиках, которые можно использовать для более эффективной организации мыслей и поступающих данных. Давайте посмотрим правде в глаза: человеческое сознание, оставленное без присмотра, склонно возвращаться — и очень быстро — к первозданному хаосу, к неряшливому и беспорядочному обращению с информацией. Над организацией мыслительного процесса нужно работать постоянно. Поставьте перед собой цель как можно чаще проделывать упражнения и играть в игры, описанные в этой главе. Выберите те из них, которые покажутся вам самыми интересными и приятными, и постарайтесь играть в них хотя бы раз в месяц, если не чаще.
Навык 6:
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.012 с.) |