Методики запоминания вытесняют зубрежку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики запоминания вытесняют зубрежку



Наверное, любой человек сталкивался в своей жизни с трудностями заучивания не связанных между собой и даже случайных, на первый взгляд, фактов. К тому же рано или поздно заученные факты приходится извлекать из памяти, а это тоже очень непростая задача. И почти каждому приходилось в тот или иной момент мучиться, пытаясь вспомнить что-то, что он точно когда-то знал, но контекст при этом был другой.

Если вы выросли в США, то в детстве вам, вероятно, пришлось потратить немало времени на запоминание столиц штатов и фамилий президентов. Можете ли вы сейчас написать все столицы штатов? А как насчет фамилий президентов — в хронологическом порядке? Вспомните ли вы, кто был президентом в момент переноса столицы государства в Вашингтон? (Подсказка: 1800 г.) Могу поручиться, что ответ на эти вопросы будет отрицательный — если, конечно, вы не интересуетесь историей всерьез. Зазубривание этих фактов — своеобразный ритуал, необходимый для окончания средней школы, но оправдываются ли наши усилия? Знания, вколоченные зубрежкой, редко задерживаются в голове надолго, и их, как правило, не удается вспомнить, даже если возникает такая необходимость. Да, конечно, человек способен запоминать случайные факты, но делает он это из рук вон плохо. Иначе зачем бы нам столько устройств для запоминания — от ручек и блокнотов до электронных напоминалок?

И все же трудно опровергнуть представление, что наш успех в повседневной жизни, в том числе в бизнесе, профессиональных занятиях, торговле или иных делах в значительной мере определяется степенью развития нашей памяти. Память на лица, имена, факты, события, обстоятельства и другие аспекты повседневной жизни и деятельности заметно влияет на способность добиться поставленной цели и выполнить задание. В любых слоях общества обладание цепкой памятью — наполненной доступными фактами — помогает стать уважаемым человеком. Благодаря хорошей памяти порой можно даже подняться на более высокую ступень социальной лестницы и вырваться из привычной среды. Говоря словами Лактанция, состоявшего в III веке советником римского императора Константина I, «память кует процветание, смягчает несчастья, обуздывает юность и радует старость».

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высказывания известных людей о памяти:

Фрэнсис Бэкон (1561-1626): «Всякое знание есть лишь припоминание».

Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882): «Память — первичная и фундаментальная способность, без которой ничто другое работать не может: это цемент, битум, матрица, в которую заключены все остальные способности. Без нее всякая жизнь и мысль была бы лишь сменой бессвязных эпизодов».

Эдмунд Бёрк (1729-1797): «Каковы бы ни были возможности мозга, они не реализуются, если в памяти нет идей, на которые они могли бы опереться».

Джамбаттиста Базиле (1575-1632): «Память — это вместилище воображения, сокровище разума, хранилище совести и совещательная палата мысли».

 

Системы запоминания существуют столько, сколько существует человечество. В глубине души каждый из нас понимает, что сон полезен для мозга; точно так же в глубине души мы знаем, что системы запоминания существуют, более того, что существуют «тайные» способы повышения емкости памяти и ускорения работы мозга; мы понимаем даже, что развивать их полезно. Подумайте, какую ценность представляла хорошая память в те времена, когда не было доступных способов делать заметки, хранить информацию на компьютере в цифровом виде, даже вести дневник. Именно приемы запоминания позволяли людям хранить в памяти сказки, поэмы, песни или не забывать о необходимости избегать определенных мест в окрестностях, поскольку там обосновались местные грызуны — источники заразных болезней. Если человек, проходя по лесу, случайно прикоснулся к ядовитому плющу, то как-то должен был запомнить, как он выглядит, чтобы избежать этого в следующий раз. Требовался способ прочно запечатлеть в сознании любой образ, чтобы при необходимости в любой момент извлечь его из памяти.

 

Во времена Древней Греции и Рима ораторы, произнося длинные речи, без сомнения, пользовались какими-то системами запоминания, чтобы не сбиться с темпа и не пропустить ни одной мысли. Отцом систем запоминания можно назвать поэта Симонида Кеосского (ок. 500 г. до н. э.), знаменитого своими публичными выступлениями. Но ученым известны письменные источники, свидетельствующие о том, что еще за тысячу лет до Симонида в арсенал любого оратора непременно входили различные техники запоминания. Имейте в виду, в древности ораторское искусство очень ценилось, да и сегодня умение произнести убедительную речь необходимо всякому, кто претендует на публичную должность или готовит себя к общественной деятельности.

В Средние века философы и теологи также нуждались в надежных методиках запоминания, без которых трудно насаждать какие бы то ни было идеи в массах. Возможно, в те времена только им были известны практические методы тренировки памяти. Мне представляется, что умение запоминать тогда ценилось не меньше, чем умение читать и писать. Чтобы завоевать доверие, внимание и лояльность людей, необходимы были все три умения.

 
 

Несмотря на то что системы запоминания зародились в глубокой древности, прошли тысячи лет, прежде чем появились книги, раскрывающие секреты тренировки ума. Одна из самых известных книг о тренировке памяти — «Феникс» Питера Равеннского — появилась в 1491 г. Разумеется, сначала она была доступна немногим; миру пришлость подождать изобретения печатного станка с подвижными литерами и эры печатной книги, чтобы прочитать ее. Поразительно, но из всего разнообразия тем в те времена, когда книгопечатание было очень трудоемким делом, едва ли не первой в руки читателей-мирян попала книга, посвященная памяти; это свидетельствует о том, какое значение придавали тогда хорошо тренированному уму. В XV и XVI веках было написано много других книг на эту тему.

Осмелюсь предположить, что практически все великие лидеры и правители мира пользовались системами запоминания, иногда собственными, иногда заимствованными у других. То же можно сказать о великих учителях, рассказчиках, философах, врачах, писателях, юристах, судьях, изобретателях, ораторах, ученых, математиках, предпринимателях и бизнесменах. Шекспировский театр «Глобус» не зря называли «театром памяти». Его представления были великолепной демонстрацией искусства запоминания — ведь актерам, чтобы играть на сцене, приходилось заучивать наизусть длиннейшие тексты.

Куда я это положил?

Системы запоминания — неотъемлемая часть человеческой природы, а способность — и даже потребность — разума к упорядочению окружающего мира и постоянному выстраиванию ассоциаций в конечном итоге обеспечивает выживание человечества. В самом деле, у каждого из нас имеется встроенный «механизм» запоминания поразительного количества информации. Просто, чтобы повысить функциональные возможности памяти, нужно научиться ее тренировать.

Будем считать, что вы хорошо спите и это помогает вам поддерживать ментальные способности и в первую очередь банк памяти. Будем считать также, что ваш образ жизни и в других отношениях полезен для мозга и позволяет поддерживать его активность. Вы принимаете витамины, хорошо питаетесь и раз-

гадываете кроссворды, чтобы не дать мозгу «заржаветь». Кроме того, вы уже начали (будем оптимистами!) тренировать свой мозг так, как предлагается в этой книге. Но сегодня вы положили куда-то свои ключи и не можете их найти. В чем же дело?

Не стоит паниковать. Забывчивость такого рода проистекает от одного из самых распространенных и неудобных недугов: от рассеянности. Теряя предметы, которые мы «только что выпустили из рук», беспокоясь о том, выключили ли мы духовку или утюг, заперли ли дверь, отправили ли важное письмо и не оставили ли что-нибудь важное в поезде, в автобусе или у приятеля, мы нередко раздражаемся, сомневаемся в собственном разуме или даже начинаем гадать, не есть ли это признак умственной деградации, ведущей прямиком к слабоумию.

Хорошая новость состоит в том, что рассеянность никак не связана с интеллектом. В конце концов, у каждого из нас есть знакомые с высоким коэффициентом интеллекта, но при этом склонные постоянно терять ключи, забывать, где припарковали машину, или оставлять включенной духовку. И существует множество людей, обладающих фантастической памятью, которых, однако, при всем при том никто не назвал бы особенно умными. Но как же тогда относиться к ситуациям, когда мы делаем что-то бессознательно — не думая?

Ранее мы говорили уже о том, что одним из признаков умственной деградации служит не столько неспособность что-то вспомнить, сколько неспособность создавать память — воспринять необходимую новую информацию и заложить ее на хранение, чтобы позже при необходимости можно было извлечь. Когда человек говорит: «Я забыл», — это означает на самом деле, что он с самого начала не загрузил это в память. Поэтому ключевой совет: чтобы запомнить что-то, сначала надо как следует это закрепить, и тогда вы точно это не забудете!

Как это возможно? В конце концов, вся эта книга посвящена тому, как сделать мозг лучше, быстрее и больше, но существует ли какой-то единственный способ добиться этого? Какое-то чудодейственное средство? Если совсем коротко, то да.

Я уже подчеркивал важность создания ассоциаций в вашем сознании, и более развернутый ответ на этот вопрос подразумевает краткое описание того, как мы обычно теряем осознанность в повседневных занятиях. Вместо того чтобы осознанно связать в уме два совершенно разных объекта, мы норовим пропустить этот важнейший шаг, а потом обнаруживаем, что у нас отсутствует значимый кусок информации (к примеру, о том, куда мы положили ключи или в какое время сегодня нужно встретить ребенка).

В известной книге Харри Лорейна и Джерри Лукаса «Книга о памяти» (The Memory Book) авторы красноречиво описывают этот самый процесс — процесс установления, как они это называют, «изначальной осознанности». Это блестящий термин, поэтому я тоже буду его использовать. Он очень точно отражает суть дела: все, что вы изначально осознали, забыть невозможно. Но состояние осознанности для человека в обычной обстановке, как правило, нехарактерно. Классическим примером может служить вождение автомобиля. Находясь за рулем, вы на самом деле не «осознаете», что ведете машину. Вы делаете это на подсознательном уровне, особенно если машину вы водите давно. Вы вполне можете двигаться из пункта А в пункт Б и одновременно разговаривать с пассажирами или обдумывать что-то постороннее; вам не нужно специально думать, когда нужно тормозить, а когда нажимать на педаль газа. Или возьмите другой пример — бездумное поглощение пищи перед телевизором. Я ведь не просто так назвал его бездумным! В этой ситуации человек вполне может незаметно для себя съесть полный пакет чипсов или попкорна.

Так что же подразумевают Лорейн и Лукас под «изначальной осознанностью»? Этот термин они употребляют просто применительно к «первому разу» — когда вы в первый раз видите или делаете что-то и хотите это запомнить. Чтобы запомнить, что вы положили ключи не куда-нибудь, а на стол, вам нужно быть в состоянии изначальной осознанности в тот момент, когда вы их кладете. Вам следует активно наблюдать за тем, что вы делаете. Более того, наблюдение — необходимая составная часть изначальной осознанности, и «наблюдать» в данном случае — не то же самое, что просто «видеть».

В своей книге Лорейн и Лукас убедительно доказывают, что существует значительная разница между тем, что «видит» глаз, и тем, что «наблюдает» сознание. Если ваше сознание «отсутствует», когда вы производите какое-то действие, наблюдения не происходит; что еще важнее, не может быть осознания действия (осмысления) и соответствующего создания памяти. Но как, спросите вы, можно добиться изначальной осознанности, особенно если речь идет о случайных событиях и абстрактных или неуловимых вещах? Об этом позаботятся ассоциации, но если вы хотите, чтобы ассоциации получились запоминающимися, очень важно, чтобы они были значимы для вас. Позвольте мне повторить еще раз: вам следует формировать в своем сознании ассоциации, имеющие смысл лично для вас. Это фундаментальная особенность тренированной памяти. Помнить то, что имеет для вас значение, всегда проще, чем помнить что-то нейтральное и незначительное лично для вас. А поскольку сделать любые абстрактные или неуловимые вещи в вашем сознании значимыми для вас вполне возможно, то на самом деле никаких абстракций не существует! Способность сделать любой случайный факт личностно значимым превращает этот факт в нечто реальное, конкретное и незабываемое. Если вы сумеете овладеть искусством формирования ассоциаций везде и всюду, всякое запоминание — а значит, и всякое научение — навсегда станет для вас намного проще.

Ранее, когда мы с вами рассматривали паттерны, я упомянул о том, что мы с вами, будучи людьми, непрерывно ищем в окружающем мире закономерности, даже если сами этого не замечаем. И мы занимаемся этим с самого рождения — так младенец связывает бутылочку с пищей и удовлетворением голода, а малыш, увидев на улице знакомый киоск с мороженым, начинает выпрашивать лакомство. Мы инстинктивно настроены на паттерны в повседневном поведении, в привычках и пристрастиях. Но паттерны сами по себе и есть ассоциации. Замечая закономерности, мы тем самым выстраиваем где-то в сознании цепочки ассоциаций, и, как правило, эти ассоциации весьма значимы для нас.

Возьмите еще один пример — ежевечерний звук подъезжающей к дому машины. Услышав знакомые звуки (шорох шин, рычанье двигателя, хлопанье дверцы), члены семьи понимают, что, возможно, это мама или папа, наконец, вернулись с работы. Испытываемые при этом ощущения очень значимы для тех, кто на них настроен; это сознание, что кто-то из близких благополучно добрался до дома, и эмоциональное удовлетворение от этого. Хотя речь идет всего лишь о звуках паркующейся машины, ясно, что это не просто автомобиль, а конкретная машина, которая ассоциируется с определенными людьми.

Силу ассоциаций может понять всякий, кому приходилось когда-нибудь слышать какую-то песню и чувствовать, как эта песня возвращает его к определенным событиям, прочно связанным с ней в его сознании. А бывает, что какой-то запах вдруг ярко напомнит о человеке или о месте из прошлого. К примеру, аромат определенных духов может вызвать в памяти образ бабушки, а запах средства для дезинфекции — напомнить об отце, работавшем в больнице. Сколько раз вам случалось видеть или слышать что-нибудь такое, что заставляло вас щелкнуть пальцами и сказать: «А! Это мне напоминает...»? Как правило, то, что вы увидели или услышали, не имеет непосредственного отношения к тому, о чем эта ситуация вам напомнила. Где-то в глубине — в подсознании — когда-то сформировалась случайная или абсурдная ассоциация, но сформировалась не просто так. Ключ к памяти — наши ощущения; они же зачастую служат своеобразным клеем, который прочно закрепляет ассоциации в нашем сознании. Все, что мы видим, слышим, осязаем, нюхаем и ощущаем на вкус, может решительно влиять на выстраиваемые нами цепочки ассоциаций.

Таким образом, вы пользуетесь ассоциациями всю жизнь, но, возможно, сами этого не замечаете. Все, что вы отчетливо связали с чем-то значимым для вас, пусть даже подсознательно, в любой момент можно легко вспомнить. Но поскольку свое подсознание человек не контролирует, то ассоциации по большей части работают нестабильно. Попробуем это изменить.

ИСКУССТВО АССОЦИАЦИЙ

Многие из нас стараются заучивать необходимую информацию при помощи чистой зубрежки — просто раз за разом проговаривают эту информацию в голове и надеются, что рано или поздно она там закрепится. Иногда этот метод срабатывает, по крайней мере ненадолго, но со временем информация все равно стирается. Иногда она исчезает сразу же после использования — в соответствии с поговоркой «в одно ухо влетает, в другое вылетает»; никто не удивляется тому, что информация, забитая в голову перед экзаменом, улетучивается оттуда, как только вы выходите из экзаменационного зала. В отличие от ассоциативного метода, который требует определенной осознанности для создания связей и делает их значимыми для нас, для зубрежки осознанность не нужна. Заучивая что-то наизусть, мы часто не «осознаем», что именно заучиваем, и затверженная информация часто остается для нас абстрактной конструкцией. А все, что для нас абстрактно и неосязаемо, попросту не доходит до тех областей мозга, где информация может осесть для дальнейшего использования.

Поэтому сформулируем базовое правило запоминания, которому учат все тренеры по развитию памяти, такие как Лорейн и Лукас, и бесчисленные другие преподаватели (включая и меня). Можно запомнить любую новую информацию, если связать ее с чем-то, что вы уже знаете или помните. Алфавит — одна из самых абстрактных вещей, которые нам приходится заучивать в раннем возрасте. И как мы его вспоминаем? При помощи песенки. Можно поспорить, кто даже сейчас у вас в голове крутится песенка про алфавит. Тому, кто знает ее с детства, порядок букв в алфавите кажется естественным, но вообще-то, если подумать, они расставлены там практически в произвольном порядке.

Если вы когда-нибудь учились музыке, то у вас в голове наверняка прочно засел удобный способ запомнить ноты, попадающие на линейки нотного стана в скрипичном ключе. Это ноты ми, соль, си, ре и фа, и их легко запомнить по считалке:

Там, где МИ, СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА,
там скрипичная страна.

Для басового ключа существует своя считалка:

Там, где СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ,
там басовая земля.

Ваш преподаватель ничего здесь не выдумывал. Подобные рифмованные фразы давно используются для запоминания абстрактной информации и подчиняются базовому правилу запоминания: нужно связать информацию с тем, что вы уже знаете или по крайней мере понимаете, — с простым предложением, как в этом случае, — и информация прочно запомнится.

Мнемоническое правило может использовать для запоминания как простые, так и достаточно сложные схемы. Так, фраза «весной вперед, осенью назад» подскажет, в какую сторону нужно переводить часы при переходе на летнее время и обратно. Известная запоминалка цветов радуги «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — тоже мнемоническое правило.

Ассоциации бывают самые разные. Иными словами, существует масса способов формировать их. Любой из нас может представить себе очертания Италии — ведь нам с детства говорили, что она напоминает сапог. Но как быть с Германией?

Определить ее форму далеко не так просто, правда? Вероятно, у вас нет готовых ассоциаций на эту тему. Вообще мнемонических правил множество. Так, чтобы определить верное ударение в слове «торты», можно вспомнить стишок: «Долго ели торты — не налезли шорты». А если посчитать количество букв в предложении: «Вот и знаю я число, именуемое “пи”. Молодец!» — то можно получить восемь первых цифр числа «пи». А если вам вдруг понадобится запомнить порядок расположения четырех основных островов Японии, то наверняка пригодится такая фраза: «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку дай тебя Кюсю».

Несмотря на всю ценность данных конкретных примеров, работают они только в том случае, если вы сумеете сделать их значимыми для себя. Если фраза вам не понравится, вы ее, скорее всего, не запомните. Может быть, лучше в каждом случае самому придумывать слово или предложение, которое будет что-то значить лично для вас. Следует отметить, что у мнемоники есть одно очень ценное качество: не существует никаких пределов для ее применения, было бы желание. Если вы сумеете осознанно связывать то, что хотите запомнить, с чем-то уже известным (то есть обеспечивать ту самую изначальную осознанность), то станете обладателем тренированной памяти. При этом ассоциации не обязаны быть логичными или разумными. Более того, чуть позже мы увидим, что некоторая причудливость и даже нелепость ассоциаций может оказаться невероятно полезной. Всякий раз, когда вы при помощи воображения приводите себя в состояние изначальной осознанности, вы тем самым максимально интенсифицируете работу памяти, потому что заставляете себя сконцентрироваться и сформировать ассоциативный ряд.

Рассмотрим пример. Пусть вам нужно запомнить следующие вещи, причем именно в таком порядке: футболка, молоко, песок, лодка и часы. Как уложить этот список в памяти и не запутаться с последовательностью слов? Для начала свяжите между собой первые два слова, футболку и молоко. Способов это сделать, конечно, может быть множество; к примеру, можно представить себе футболку с пятном от молока. Затем придумайте какую-нибудь историю, куда вошли бы остальные слова. Может быть, вы видите, как мальчик в футболке пьет молоко, сидя на песке и глядя на лодки в море; затем он поворачивается к матери и спрашивает: «Сколько времени?» Последняя часть истории звучит слегка нелепо, но именно подобный полет фантазии лучше всего помогает запоминать. Чем безумнее звучит, тем лучше запомнится.

Но разве логика не важна? Зачем я сбиваю вас с толку разговорами о том, что нужно придумать что-нибудь как можно более нелогичное и чудное? Несомненно, логика играет существенную роль во всем, что связано с разумом; особенно она важна там, где речь идет об использовании мозга, где надо глубоко продумать задачу и не позволить внешним раздражителям вмешиваться в этот процесс. Но когда дело касается запоминания как такового, полезно привлечь к делу и эксцентричную свою сторону — ту часть сознания, которая жаждет смешного, странного, необычного, а иногда даже абсурдного. Привлекая к делу творческое начало, вы, как ни странно это звучит, делаете вещи более логичными для себя. Поэтому все не так противоречиво, как вы думаете. Создавая сплав воображения, артистичности и оригинальности с фактами, данными и информацией так, чтобы сохранилась целостность данных, вы, по существу, развиваете свою личную логику.

Много веков назад Аристотель начал одну из своих книг следующей фразой: «Мышление невозможно без воображения».

Как это верно! Сам Эйнштейн подтвердил эту мысль, сказав: «Если я не могу это представить, то не могу и понять». Наше сознание все время что-то воображает. Мы непрерывно видим что-то мысленным взором, без конца перебираем картинки и образы; в голове у нас как будто показывают кино. Ну вот попробуйте: прочитав слова МАЛЫШ, ГРУЗОВИК и НОСОРОГ, вы не сможете подумать о любом из этих объектов, не «увидев» перед собой, хотя бы на мгновение, соответствующей картинки. То же можно сказать о действиях или движущихся объектах. Что делает ваш мозг при чтении слов КАТАНИЕ НА ЛЫЖАХ, СКАЛОЛАЗАНИЕ, СЕРФИНГ? Демонстрирует вам на мгновение эти действия. За высшие мыслительные процессы отвечает именно та часть мозга, где формируются зрительные образы. Мы никогда не думаем, не рисуя мысленной картинки, потому что сам процесс мышления реализуется в формах и образах. Даже незрячие люди, думая, «видят» в собственном мире воображаемые картины. Мало того, мы никогда не научились бы осмысливать что бы то ни было, если бы не обладали способностью воспринимать образы. Если же нас вынуждают думать о чем-то абстрактном или гипотетическом, то мозг изо всех сил старается сформировать хоть какие-то ментальные картины, которые можно было бы для этого использовать. Изобретатели методик тренировки памяти учат нас конструировать образы, то есть делать примерно то же, что имел в виду Аристотель, когда говорил, что предметы можно мысленно помещать перед глазами.

Поскольку наша память ориентирована на образы, почти все техники запоминания опираются на какие-либо формы визуализации, особенно когда дело доходит до таких неосязаемых вещей, как имена и географические названия. Если вы встречаетесь с фразой, лишенной для вас всякого смысла, думайте о чем-то, что звучит похоже или напоминает вам об этих абстрактных материях, но что вы можете мысленно увидеть. Мы посмотрим, как это работает, в следующих разделах; речь там пойдет именно о том, как запоминать имена и лица. А пока короткий пример. Представьте, что вы хотите запомнить улицу под названием Келтон. Название это ни о чем вам не говорит, и зрительного образа не возникает, зато по звучанию слово напоминает о кельтах. Поэтому вы можете представить себе племя кельтов, или что-нибудь из кельтской культуры, или что-то, связанное лично для вас с Ирландией. Когда вам потребуется вспомнить название улицы, вы вспомните об Ирландии и кельтах и, если связь в вашем мозгу окажется достаточно прочной, по ассоциации вспомните и улицу Келтон. Конечно, любую ассоциацию полезно усилить дополнительными деталями. Может быть, ваш приятель, живущий на этой улице, щеголяет веснушками и рыжей шевелюрой, — тогда связь с Ирландией станет еще более живой и прочной. Но главное — выстраивать такие ассоциации, которые будут работать именно для вас. Настройте их на ваш опыт, знания и чувство юмора и постарайтесь не усложнять; не стоит также тратить слишком много времени на выдумывание. Ассоциации должны возникать легко и быстро; если они не появляются, поищите другую связь.

Чтобы запомнить информацию в заданной последовательности, полезно научиться «снимать» внутреннее кино. Если вы хотите запомнить некий набор предметов — а этим упражнением мы займемся в самое ближайшее время, — лучше всего сочинить историю, развитие которой от сцены к сцене поможет вам вспомнить всю нужную информацию в правильном порядке.

Это, по существу, все. Сочетание изначальной осознанности с силой ассоциаций, воображения и сочинения истории (или кино) в нашем сознании — верное средство тренировки памяти и максимального раскрытия ее возможностей. Далее мы рассмотрим все эти задачи в действии и намного подробнее. Теперь мы знаем, что рассеянность, которой страдают многие пожилые люди, не обязательно является признаком заболевания. Это говорит о многом. Вдобавок ее вполне можно предотвратить. Более того, растет число исследований, из результатов которых явствует, что, во-первых, умственные упражнения представляют собой мощное средство профилактики, а во-вторых, что они способны замедлить, остановить или даже повернуть вспять развитие болезни. Исследования показали также, что ментальная активность вдвое снижает риск возникновения болезни Альцгеймера! И не бывает возраста, в котором уже поздно — или еще рано — начинать увеличивать нагрузки на мозг, чтобы избежать его деградации.

Но здесь есть и ловушка: многие думают, что для тренировки навыков мышления и остроты ума достаточно играть в «Скрабл», разгадывать кроссворды и судоку. Но эти игры обеспечивают мозгу весьма ограниченную нагрузку; на самом деле они не задействуют части мозга, отвечающие за воображение, концентрацию и наблюдение. Они не помогут вам в самый нужный момент найти ключи, вспомнить лица и имена (особенно при встрече со множеством людей, как часто бывает на собраниях и вечеринках), не научат запоминать телефонные номера или другие длинные числа, усваивать сложные слова с малопонятным значением, осваивать иностранный язык. Это следующая задача: я собираюсь научить вас своим способам решения этих задач, и на этих уроках вам пригодится все, о чем здесь уже говорилось, а именно: осознанность и ассоциации.

Лекарство от рассеянности

Само слово «рассеянность» говорит о том, что рассеянное внимание — это когда вы делаете что-то, а думаете о другом. Я уже указывал на то, что существует разница между тем, что мы видим, и тем, что наблюдаем. Видим мы глазами, а вот за наблюдение — более сложный процесс — отвечает сознание. Наш мозг проделывает несколько операций, чтобы организовать информацию и поместить на хранение. Если мозг не осознает необходимости замечать поступающую информацию, он не может исполнить свою миссию. Проще говоря, если ваше сознание занято чем-то другим или отключено, когда вы что-то делаете и видите новую информацию, то наблюдать вы уже не можете. Состояние изначальной осознанности не достигнуто.

Средство от рассеянности, казалось бы, очевидно: когда вы делаете что-то, добивайтесь состояния изначальной осознанности. Думать о том, что делаешь, необходимо целенаправленно и сосредоточенно. Это значит, что нужно заставлять себя сразу же выстраивать ассоциации. А как иначе удастся всерьез думать о каком-то незначительном действии в момент его выполнения? Очень легко оказаться в западне почти бессознательного совершения действий. Поэтому, чтобы выйти из этого порочного круга, необходимо принуждать свой мозг выдумывать ассоциации, сколь угодно причудливые и нереальные. В конце концов изначальная осознанность как раз и заставляет человека регистрировать в сознании все происходящее вокруг, причем сразу же. Достаточно просто добиваться изначальной осознанности через ассоциации, чтобы избавиться от рассеянности — или по крайней мере частично предотвратить ее.

Рассмотрим пример. Представьте, что вы сидите за столом, желая разобраться с электронной почтой. В момент, когда вы собираетесь ответить на письмо с пометкой «Важно!», звонит телефон. На время разговора вы сворачиваете почтовую программу на экране компьютера, потому что вам нужно открыть файл в другой программе. Телефонный разговор затягивается. Наконец он все же заканчивается, и вы вешаете трубку, совершенно забыв ответить на важное письмо. Через несколько часов раздается новый телефонный звонок; звонит автор письма с недоуменным вопросом: вы же обещали ответить сразу, что случилось? Как вы могли забыть? Вам очень неловко, приходится оправдываться. Вам очень хотелось бы в будущем избежать подобных ситуаций.

Вот как нужно поступать: в следующий раз, когда вас отвлекут от дела, к которому необходимо вернуться после того, как вы уладите неожиданно возникшие проблемы, найдите способ, прежде чем переключаться, быстро придумать мысленную картинку, связанную с незаконченным делом. Если, к примеру, вас оторвали от неоконченного письма коллеге по имени Салли, то перед тем, как взять трубку, постарайтесь мысленным взором «увидеть» сердитую Салли и представьте, что сердита она на вас из-за письма. Или, может быть, лучше вообразить, что Салли застывает перед вашим рабочим столом, а к ее лбу скотчем приклеен конверт, символизирующий электронное письмо. Она не вернется к жизни, пока вы не доведете начатое до конца. Возможно, описанные мной идеи звучат глупо донельзя, но любая из них волей-неволей заставит вас подумать о том, чем вы занимались перед тем, как раздался телефонный звонок.

Буду честен: чтобы сформировать у себя привычку выстраивать подобные ассоциации всякий раз, когда понадобится что-то запомнить, переключая скорость или выполняя любое другое действие, нужна практика. Какое-то время вам придется заставлять себя придумывать ассоциации по любому, самому пустячному случаю, и лишь потом, когда это войдет в привычку, процесс станет происходить почти автоматически.

При формировании ассоциаций полезно делать их как можно более нелепыми и наглядными. К примеру, если вы, спеша ответить на телефонный звонок в кухне, бросили ключи на обеденный стол (где обычно их не оставляете), имеет смысл представить себе нелепый образ, как ключи падают в миску с фруктовым салатом и превращаются там на ваших глазах в кусочки фруктов. Или можно «увидеть», как ключи свисают с люстры и роняют вниз капли кетчупа или какого-нибудь другого соуса. Для возникновения подобной ассоциации, кстати говоря, достаточно доли секунды, не нужно даже замедлять шаги. Если вы просто подумаете о ключах, вы уже облегчите себе их поиски, а дополнительные пищевые ассоциации (кетчуп, фруктовый салат) точно подскажут, куда вы их положили.

Наверное, почти каждому случалось положить какую-то ценную вещь в безопасное место — чтобы она не потерялась, — а потом рвать на себе волосы, безуспешно пытаясь ее отыскать. А может быть, так никогда больше ее и не увидеть. Но это не обязательный исход. Все, что нужно сделать, чтобы избежать этой ловушки, — это, пряча сокровище, сформировать в голове необычную и живую зрительную ассоциацию между этим предметом и местом. Представим, к примеру, что вы хотите припрятать 500 долларов наличными на черный день и кладете их в коробку, которая уже очень давно стоит у вас на книжном шкафу и, скорее всего, будет стоять там еще очень долго. Возвращая коробку на шкаф, отвлекитесь на секунду и представьте, что это не коробка, а большая кнопка, открывающая тайный ход за шкафом, а ход этот ведет к сейфу, где и спрятано ваше сокровище. Абсурд? Да. Запоминается? Да. В следующий раз, подумав об этой коробке, — сколько бы ни прошло времени, — вы сразу вспомните, где она находится.

Надоело забывать у друзей всякие мелочи? Или, уходя из дома, оставлять что-то необходимое? И эти проблемы способны решить ассоциации. Не забудьте только, что цепочка ассоциаций должна вести вас от одного объекта к другому в логической последовательности. Если вы не хотите забыть блюдо, на котором принесли друзьям свой фирменный пирог, то, входя в дом в начале вечеринки, представьте себе это блюдо на ступенях: как вы наступаете на него, уезжая домой, как оно раскалывается на мелкие кусочки. Эта картина свяжет блюдо с моментом отъезда. Если вы приехали на машине, добавьте еще один образ, связывающий блюдо с автомобилем, — к примеру, представьте его на месте ветрового стекла. Садясь в машину после вечеринки и бросив взгляд на ветровое стекло, вы, вероятно, вспомните об этом блюде и при необходимости вернетесь за ним.

Выстраивая ассоциации для подобных случаев, полезно связывать вещь, которую вы опасаетесь забыть, с теми объектами, которые вы обычно видите последними, покидая какое-то место. Если вы не хотите оставить телефон на работе (опять!), то, выкладывая его угром на стол, представьте, как вы с его помощью вызываете в холле лифт, чтобы спуститься со своего одиннадцатого этажа. Большинство людей, выходя из дома, запирают дверь на ключ. Найдите способ связать любые предметы, которые вы боитесь оставить дома, с процессом запирания входной двери. К примеру, квитанцию, которую вам сегодня обязательно надо оплатить, свяжите в своем воображении с ключом, которым запираете дверь.

Как видите, везде речь идет об ассоциациях — об умении придумать образы, отражающие те самые вещи, которые вы стараетесь запомнить. Это не то же самое, что обмотать ниточкой палец и завязать узелок на память; не то же, что написать самому себе записку или завести будильник на то время, когда нужно вынимать жаркое из духовки. Часто нам не удается сделать эффективные напоминалки для себя просто потому, что мы не задаем себе соответствующие ассоциации. В этом случае мы ощущаем, что должны что-то вспомнить, но никак не можем сообразить, что именно (разве что мы подробно описали все в записке)! Весь смысл выстраивания ассоциаций заключается в достижении двух важных целей: 1) создать напоминал- ку, то есть ввести себя в состояние изначальной осознанности, и 2) сформулировать для себя, что нужно запомнить. В следующий раз, когда вы будете что-нибудь печь и захотите посмотреть телешоу, пока ваш пирог печется, сделайте следующее: заведите, как обычно, будильник на кухне, но одновременно возьмите с собой к телевизору лопатку для выпечки и положите перед собой на видном месте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.033 с.)