Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурная жизнь в СССР в 1920–1930-е годы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура русского зарубежья
В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления: 1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством. 2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками. 3. Культура русского зарубежья (эмигрантская). «Культурная революция» в 1920-е гг. Культурная революция – совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществлённых в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации». Цели культурной революции. 1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной. 2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании. 3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры. 4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний. 5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием. 6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции. Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят декрет Совнаркома «О ликвидации неграмотности». В 1923 г. учреждено общество «Долой неграмотность» во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. Открылись тысячи изб-читален, где обучались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры. Наука. Власть стремилась использовать техническую интеллигенцию для укрепления экономического потенциала Советского государства. Под руководством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной аномалии, разведка нефти между Волгой и Уралом. Академик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Дальнем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ракетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáндер. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основоположник самолётостроения Н.Е. Жуковский. В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов). Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. упразднили автономию высших учебных заведений. Профессоров и преподавателей, не разделявших коммунистические убеждения, увольняли. В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв. Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв. В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет – Главлит, осуществлявший контроль за «враждебными выпадами» против политики правящей партии. Затем создан Главрепетком – комитет по контролю репертуаров театров. В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л. Д. Троцкого на двух «философских пароходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных видных учёных и деятелей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Сорокин (он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США). В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «антисоветских и антихудожественных книг». В их число попали даже произведения античного философа Платона и Л.Н. Толстого. К сер. 1920-х гг. были закрыты частные книгоиздательства и журналы. Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безоговорочно преданной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабатывать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и университеты (к 1927 г. – 148, в дореволюционное время – 95). Например, в 1918 г. был открыт политехнический институт в Иваново-Вознесенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей среднего образования. К 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину студентов. Выходцам из буржуазно-дворянских и интеллигентских «социально чуждых» слоёв доступ к высшему образованию был затруднён. Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы. Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 ступеней (1-я ступень – четыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры административного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориентированы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обществоведение. Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать церковные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между «староцерковниками» (патриарх Тихон) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, патриаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр, но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митрополит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митрополит Иосиф. Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий. Литература и искусство в 1920-е гг. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали выставки последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Революция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока, С.А. Есенина. Большую активность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, конструктивизма – в живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.). Возникает множество новых литературных групп и организаций: -группа «Серапионовы братья» (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин и др.) искала новые художественные формы отражения послереволюционной жизни страны; -группа «Перевал» (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы. Возникли литературно-художественные объединения пролетарско-большевистской коммунистической ориентации: - Пролеткульт (1917–1932 г.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Демьян Бедный); -литературная группа «Кузница» (1920–1931 гг.), вошла в РАПП; - Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), (1925–1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту»; -группа ЛЕФ «Левый фронт искусств» (1922–1929 гг.) – поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ». Эти группы подвергли травле беспартийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигрантами» за уклонение от воспевания «героики революционных свершений». Критиковались также «попутчики» – литераторы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «колебания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.238.44 (0.01 с.) |