Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектурный ансамбль Акрополя в Афинах



Афинский Акрополь ( постройки архаического периода разгромлены персами в 480 - 479 гг. до н. э.).

· Парфенон: главный храм Афины-Девы (Афина Паллада), покровительницы города, поставленный у южного края скалы, на самой высокой точке (строился в 447- 438 гг., заканчивался отделкой до 432 г.).

· Пропилеи = парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя (437-432 гг. до н. о.)

· статуя Афины -Промахос (Воительницы) Фидия = на высоком пьедестале лицом ко входу и господствовавшая над всей западной частью ансамбля.

· (После Перикла = построен) маленький храмик Ники-Аптерос, поставленный несколько впереди Пропилей на высокой скале (Пиргосе),(спроектирован около 449 г. до н. э., построен около 421 г.).

· Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону = расположен напротив Парфенона с северной стороны. Сооружение с 421 г. до и. э.→ задержано Пелопоннесской войной до 407-406 гг.

Архитекторы и художники: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и др.

Скульптор: Фидий, близкий друг Перикла, руководил созданием всего ансамбля и создал важнейшие из его скульптур.

 

Акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. — перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

 

Греческая скульптура ранней классики. Творчество Мирона

МИРОН, древнегреческий скульптор сер. 5 в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы, утверждающие силу и красоту человека («Дискобол», «Афина и Марсий», сохранились в копиях). Первый мастер сложных бронзовых отливок. Все произведения Мирона дошли до нас только в римских копиях. «Дискобол» Мирона — первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности. Движение передается только при рассмотрении фигуры спереди. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом.

 

 

Искусство греческой архаики

Архаика— ранний период древнегреческой культуры, его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в. В архаическую эпоху появляется и расцветает лирика, не пресекается эпический жанр (продолжатели гомеровского эпоса), зарождается особый жанр историографии, появляются первые драматурги, формируется сама система драматургического театрального действа. Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика: соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков, от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков. В архаический период рождается философия Пифагор, Фалес, Гераклит.

Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Греческое понимание мироздания как разумно устроенного космоса, побеждающего стихийное и неоформленное, и в греческом храме нашло свое адекватное выражение — его структура в высшей степени ясная и продуманная, конструктивно понятная. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, — храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В руках этих мастеров рисунок быстро совершенствуется: они изучают человека, находят правдоподобные соотношения между частями тела, перестают бояться пересечений, ракурсов и движения, тщательно изучают костяк фигуры, мускулатуры.Такие задачи в 6 в. решали и греческие скульпторы. Теперь мастер обрабатывает глыбу не с одной стороны, углубляясь в толщу породы, но со всех сторон, добиваясь правильности контура сначала с четырех точек зрения, а затем увеличивая по возможности их количество. Древнейшие известные нам статуи — куросы, или Аполлоны, и коры (девы) — еще совершенно неподвижны и фронтальны, явно, что художник более всего занят постижением пропорций, формами отдельных частей тела, чем механикой движения и пластикой. Но уже во второй половине 6 в. происходят изменения: руки отделяются от туловища, ноги раздвигаются, увеличивается число осей вращения торса, глубже врезается в мрамор моделировка лица. К началу 5 в. до н. э. мастера знаменитых фронтонов эгинского храма Афины Афайи в значительной мере владеют человеческим телом, поворачивают его в любом направлении и заставляют совершать сложные движения. Лица архаических кор и куросов отмечены особой, так называемой архаической улыбкой, придающей им выражение торжественной величавости божества, загадочности и недоступной смертным радостности и надменности небожителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.023 с.)