Крито- Микенское искусство. Основные произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крито- Микенское искусство. Основные произведения



ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура), общее название цивилизаций бронзового века (в период около 3000-1100 до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии).

Ученые выделяют несколько локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западно-анатолийская. Культурным центром в раннеэгейский период являлись Киклады.

Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, статуэтки обнаженных женских тел).

С 2000 начинается строительство «Старых дворцов», которые являлись хозяйственными и религиозными центрами, появляется иероглифическая письменность (так называемый Фестский диск), возникают государственные образования. Среднеэгейский период (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) характеризуется наибольшим единством Эгейской культуры, о чем свидетельствует характер керамики, металлических изделий и др.

Самые известные из памятников эгейского искусства, включали обширные горизонтальные плоскости (дворы) и комплексы двух-трехэтажных помещений, световые колодцы, пандусы, лестницы. Вокруг дворцов вырастали обширные поселения из одноэтажных домов. Особым отличием дворцов являлось отсутствие каких бы то ни было оборонительных укреплений. На их стенах сохранились многочисленные фрески, изображающие различные стороны жизни минойского общества, в том числе ритуальные «игры с быком» (именно для них, возможно, предназначался открытый двор в центре дворцов), кулачные бои (фреска с острова Тира).

В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (20-18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в 17-16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу 15 в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».

С 1600 до н. э. на Крите возникает линейное письмо А, которое (за исключением некоторых символов) остается нерасшифрованным.

16-13 вв. до н. э. — период расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами (так называемая «циклопическая» кладка из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в два уровня — нижний город (для окрестного населения) и акрополь (укрепленная крепость с дворцом правителя). В архитектуре жилища складывался тип прямоугольного с портиком здания — мегарона. Раскопаны также купольные гробницы-толосы («гробница Атрея» близ Микен, 14-13 вв. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в 17-16 вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах, погребальные маски и сосуды, в том числе «маска Агамемнона» и «кубок Нестора»). Ахейское искусство 15-13 вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (Львиные ворота в Микенах). Культурное влияние проявлялось не только в искусстве, хозяйственная деятельность акрополей заимствовала хорошо организованную критскую систему; ахейцы приспособили под свой язык критское письмо (оно получило название линейное письмо Б), наибольшее число хозяйственных табличек найден в Пилосе. Линейное письмо Б после его дешифровки является одним из древнейших памятников индоевропейской письменности.

В конце 13 в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.

Произедения: Золотой кубок из гробницы в Вафио. «Минойский флот». Фриз во дворце Акротири на о. Тира (Санторин). «Игры с быком». Фреска из Кносса. Ваза в стиле «камарес» из Феста. «Царь-жрец» Фреска из Кносского дворца.

 

Архитектурные ансамбли в Луксоре и Карнаке

Храм Амона в Карнаке (с нач. 2 по 1 тыс. до н.э.)

Зодчие: Инени = Тутмос 1 16 в., Аменхотеп сын Хапу, Аменхотеп Младший = Аменхотеп 3 15 в.

Ряды огромных сфинксов-баранов (аллея) вела к пилонам (остались не достроеными до верха, стояли видимо статуи бога-фараона, обелиски, флаги) со стеной → за ними окруженный колоннадами большой двор, в нем слева (юго-восток) храм Рамсеса 3, справа (северо-запад) храм Сети 2 → за ним гипостильный зал (базиликальный разрез до святилища) с целым лесом колоссальных колонн (высота 20.4; диаметр 3.5) → 2-е пилоны с двором за ними → за ними храм Среднего царства (ядро) (развалины) → храм Тутмоса 3. Гипостильный зал: высота колонн 20.4 м диаметр 3.57 м (в средних рядах).

К первоначальному ядру его (много раз перестраивался) добавляли новые части: пилоны, дворы, гипостильные залы ← стремление превзойти грандиозностью выстроенных фараоном частей храма. НО ХРАМ НЕ утратил архитектурно-художественной целостности = развитие общего лейтмотива таинственности и грандиозной мощи. ХУД ВОЗДЕЙСТВИЕ через расстановку скульптуры, рельефы и красочные росписи = иногда покрывали сплошь все части и детали храма.

 

Храм Амона в Луксоре (древние Фивы, 15-13 вв. до н.э.):

Зодчие: Аменхотеп Младший, Гори и Сути при Аменхотепе 3 (1455-1424 гг. до н.э.); Бекенхонсу при Рамзесе 2 (1317-1251).Зодчий Аменхотеп Младший = построил большую основную часть храма: святилище → за ним гипостильный зал → за ним двор с колоннадой (не достроен) (14 папирусообразных колонн, 20 м высота). ТРАДИЦИОННО колокол капители закрывал абак = создавался видимый интервал между капителью и архитравными балками что маскировало опорную роль колонны. ЗДЕСЬ: подражание закрытым бутонам и упор резко выделен → за двором шла гигантская колоннада →→ Бекенхонсу = нового двора и пилона. ЕДИНАЯ ОСЬ немного отклоняется (из-за древнего святилища перед храмом). Колонны Рамсеса (нет членения на стебли) моностильные и примитивнее по художественному облику: грузные формы выразительно смотрелись со статуями в интерколумниях. В Луксоре 151 колонна.

Карнакский и Луксорский храмы = объединены в единый ансамбль друг с другом + цепь заупокойных храмов фараонов на противоположном берегу Нила. Ансамбль — по периферии огромного четырехугольника → в углах были расположены Карнаский и Луксорский храмы (на правом берегу Нила) + в углах подход к храму Хатшепсут и дворец Аменхотепа III (на левом) + цепь заупокойных храмов = одна из сторон четырехугольника, по 3 другим — аллеи сфинксов, пересеченные Нилом в двух местах ← с пристанями па переправах.

 

Скульптура Древнего Египта

При фараонах XII династии, значительно укрепивших свой авторитет и власть, египетская скульптура переживает бурный расцвет. Лучшими примерами могут служить менее идеализированные, чем в эпоху Древнего царства портретные скульптуры Сенусерта III и Аменемхета III.

Изображения (как скульптурные, так и рельефные), служили религиозным целям, так как они воплощали в себе то, что хотел видеть и иметь владелец гробницы после смерти. Статуи владельца гробницы воплощали его Ка — «двойника» умершего. Замечательные и, без сомнения, портретные скульптуры Хемиуна, Каапера, Каи, Анххафа, Рахотепа и Нофрет должны были служить вместилищем Ка умершего.

Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых. Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Статуя была обязательной для богатых захоронений. Эта статуя из известняка изображает царевича Рахотепа (вероятно сына фараона Снофру) и его жену Нофрет. Шедевр круглой скульптуры. Обе статуи были найдены в разных частях гробницы Рахотепа, сейчас изображение кажется парным портретом. IV династия Древнего царства. Первая половина 3 тыс до н.э. Высота статуи 120 см. Сохранились: Статуя царского сановника Каапера («Сельский староста») из гробницы Каапера в Саккара. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Скульптурный портрет семьи карлика Сенеба. Скульптурный портрет писца Каи. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Раскрашенный известняк.

Малая пластика и художественное ремесло, отличавшиеся очень высоким мастерством исполнения, следовали традициям большого искусства. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, резные косметические ложечки в форме обнаженных девушек, фигурные сосуды для притираний, бытовые принадлежности египетской знати (мебель, украшения). На всех материальных предметах этого времени лежит печать декоративности, характерной как для малой пластики, так и для рельефов и росписей в гробницах и храмах. (Плывущая девушка. Туалетная ложечка. Конец 15 в. до н. э.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.009 с.)