Художественный синтез в архитектуре Парфенона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественный синтез в архитектуре Парфенона



ПАРФЕНОН, храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Расположен напротив Эрехтейона, построил знаменитый архитектор Иктин. В храме стояла статуя Афины-Девы из золота и слоновой кости работы Фидия, в специальном хранилище храма хранились священные деньги богини и казна Афин и их союзников. Во фронтонах Парфенона, между скатами крыши, располагались скульптуры, изображавшие рождение Афины из головы Зевса и ее спор с морским богом Посейдоном за власть над Аттикой. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447-438 до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фриза (окончены в 432 до н. э.) созданы под руководством Фидия. Разрушен в 1687; частично восстановлен.

Свободное совмещение дорических и ионических архитектурных традиции. Мраморный, а не известняковый храм (более удобен для оптических усовершенствований).

— Размеры по стилобату 30,89 Х 69,54 м (самый крупный дорический храм в греческой метрополии).

— Торцы целлы (наоса) завершались 6-колонными простильными (выдвинутым вперед колонным портиком перед наосом) портиками.

План: обширная целла для статуи + самостоятельное, обращенное на запад помещение (сокровищница «Парфенон», т.е. "помещение для девушек").

Главное помещение: (отличие от других храмов с 3 нефами) продольные 2-ярусные колоннады соединялись позади статуи третьей, поперечной колоннадой — образуя вокруг целлы П-образный в плане обход (усиливало значение центрального нефа = впервые примененный Иктином).

Перекрытие западного помещения целлы храма поддерживалось 4 ионическими колоннами. Ионические черты — (позади наружной дорической колоннады) по верху стен целлы + над ее дорическими портиками тянулся непрерывный скульптурный фриз.

Система незначительных отклонений от геометрической правильности:

— Курватура = незначительный подъем в средине всех горизонтальных линий (ступеней стереобата, частей антаблемента),

— наклон осей колонн к стенам храма,

— утолщение угловых колонн,

— уменьшение крайних угловых интерколумниев (мнения разные= случайное или намеренное)

— наклон (в наружную сторону) тимпанов фронтона, стен наоса и т. д

Скульптура: Фидий и ученики.

Западный фронтон: спор Афины с Посейдоном из-за владычества над Аттикой (богиня - покровительница ремесел почиталась афинским демосом, Посейдон в древнейшие времена считался покровителем родовой знати).

Восточный фронтон: миф о рождении Афины из головы Зевса

— Скульптуры метоп наружной колоннады: (высокий рельеф) изображали мифологические подвиги греков, борьбу с кентаврами, взятие Трои.

— фриз стены целлы = протяжен 160 м. (в низком рельефе), стадии панафинейского шествия

Выступающие элементы выше капителей подчеркивались цветным воском.

 

Метопы Парфенона

МЕТОПЫ - прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера. Рельефы метоп Парфенона по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Скульптуры метоп наружной колоннады: (высокий рельеф) изображали мифологические подвиги греков, борьбу с кентаврами, взятие Трои. Выступающие элементы выше капителей подчеркивались цветным воском.

 

Искусство Древнего Рима. Периодизация, основные произведения

ПЕРИОДЫ истории архитектуры:

1. Этруско-архаический период — 7-5 в. до н.э.

2. Римская республика (период) — 4 в. до н.э. – 30 г. до н.э.

3. Римская империя (период) —30 г. до н.э. – 476 г. н.э.

Большой цирк. Центр Рима в 4 в. н.э. Стремясь удовлетворить требование толпы «хлеба и зрелищ», императоры строили грандиозные сооружения — цирки и амфитеатры, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов, укрощение диких зверей. «Бона Деа» (Добрая богиня).

Круглый храм на Форуме Боариум (Бычьем форуме) в Риме. 3 в. до н.э.

Табуларий (от «табула» — медная табличка с надписью) стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории. Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.

Колонна Траяна. Воздвигнута императором Траяном ок. 114 в честь победы над даками. Высота колонны 38 м. Ее ствол представляет собой мраморный цилиндр, водруженный на кубический постамент. Сверху донизу колонна покрыта спиральной лентой с барельефами, рассказывающими в хронологической последовательности о военных походах Траяна против подунайских племен даков. Длина ленты достигает 200 м. Ее основные сюжеты — разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоциональной напряженности сцены сражений.

Храм богини судьбы Фортуны Вирилис. Рим 1 в. н. э..

Статуэтка из Альбано. 1-2 вв.

Монета эпохи Римской республики: Виртус (Мужество) и Гонор (Почесть).

 

Фаюмский портрет

Древнеегипетские заупокойные живописные портреты, найденные в 1880-х гг. близ оазиса Эль-Файюм в селении Эр-Рубайят. В Египте во времена династии Птолемеев и римского господства пришлое население (греки и римляне) оказалось под сильным воздействием египетской культуры, в том числе ими была заимствована древняя религиозная традиция бальзамирования тел, которую практиковали египтяне. В соответствии с египетским погребальным ритуалом лицо или голову обернутой пеленами мумии покрывали маской, представлявшей собой идеализированные черты лица усопшего.

Египетские погребальные традиции были восприняты римлянами, внесшими в них свои элементы. Переосмысление римлянами значения египетской погребальной маски привело к замещению ее портретами, написанными красками на дощечках. Файюмские портреты представляют собой изображения жителей римского Египта 1-4 веков н. э. — египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян В целом в музеях мира хранятся более 700 «файюмских портретов». Название файюмских портретов закрепилось за этими произведениями, хотя аналогичные экземпляры были найдены и южнее — в Фивах, Антиное, Ахмиме, Ассуане. К сожалению, о первых раскопках имеется мало информации, поскольку изыскание портретов велось варварскими методами. Исключением из этого печального правила была хорошо документированная, но охватывавшая лишь малый процент всех существующих портретов работа Питри в Хаваре.

Выполненные восковыми красками (в технике энкаустики) и темперой (либо в смешанной технике) портреты по римскому обычаю хранились в рамках в атриуме в доме заказчика, однако после смерти изображенного на них портрет (или его копию) клали на лицо мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов; при этом портреты, подлаживаемые под нужный размер, нередко грубо обрезались. Есть указания на то, что мумии еще долго хранились в доме умершего, пока их не хоронили потомки или родственники. Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по эллинистической моде того времени. Обычный цвет мужской одежды — белый; у женщин — красный, но также зеленый, голубой или белый. Туника была украшена двумя вертикальными полосами (clavi). Серьги и ожерелья, надетые в основном на женщинах, соответствуют типам украшений, распространенных в определенную эпоху. Прически, как женские, так и мужские следуют (правда, с опозданием) столичной моде, задаваемой императорской семьей.

Портреты выполнялись преимущественно на дощечках из кедрового или кипарисового дерева размером 43 на 23 см при толщине около 1,6 мм. Существовало две техники исполнения портретов — темперой и восковыми расплавленными красками (в технике энкаустики). Самые ранние и лучшие портреты были выполнены в технике энкаустики в 1-2 вв. н. э. Краска, являвшаяся смесью пигмента и пчелиного воска, нагревалась для облегчения ее нанесения на доску. Существовало, по крайней мере, два основных инструмента: кисть и cestrum — металлический инструмент вроде современного тонкого ножа. Фон и общие участки цвета в основном закрашивались кистью — следы отдельных мазков чаще различимы там, где применялся cestrum, чтобы более тщательно передать моделировку лица и волос. Античная техника энкаустики, в которой написано большое количество файюмских портретов, остается отчасти загадочной. В античности восковые краски, дававшие большие возможности для передачи пластического строения модели, играли такую же роль, как масляные в живописи позднейших времен. В отличие от энкаустики портреты, написанные темперой, выполнялись только кистью и были дешевле; краска замешивалась на яичной основе и сохла быстрее, однако уже нанесенные штрихи нельзя было исправить. Это и объясняет эффект рисунка большинства поздних «файюмских портретов».

Ранние экземпляры датируются 1 в. н. э., большинство — 2-3 вв. Со 2 в. портреты выполнялись прямо на холщовых погребальных пеленах, несмотря на то, что это был менее долговечный материал. Обыкновенно в заранее расписанный на определенный сюжет саван вставлялся заранее написанный портрет заказчика. Такова, например, погребальная пелена 2 в. молодого мужчины из собрания Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в 3 в., но с 4 в. портреты пишутся почти всегда анфас и становятся схематичными. В 4 в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших файюмские портреты постепенно исчезают. Известны: Портрет девочки. Начало 3 в. н. э; Портрет женщины. Около 100-120 н. э; Портрет мужчины. Около 125-159 н. э; Портрет мальчика Евтихия. Около 100-150 н. э

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.007 с.)