Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет истории как науки. Цели и задачи её изучения.

Поиск

ВОПРОС №1

Предмет истории как науки. Цели и задачи её изучения.

История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.
Реальная история не всегда всем известна.
Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.
Задача историка, как и любого другого ученого, — поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки
Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.
Задачи истории:

1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т.д.

2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.

3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.

4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.

5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.

6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.

 

7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.

 

8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.

 

9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

 

ВОПРОС №2

Киевская русь. Образование и укрепление древнерусского государства.

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

1) общественное разделение труда;

2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;

3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.

Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

1) норманнская теория;

2) антинорманнская теория.

Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.

Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.

В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.

Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.

 

http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/97818/3/Zubanova_-_Shpargalka_po_otechestvennoii_istorii.html

или

http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/obrazovanie_drevneruskogo_gosudarstva.htm

 

 

ВОПРОС №3

Вопрос №6

ВОПРОС №7

ВОПРОС # 8

СМУТНОЕ ВРЕМЯ, ЕГО ПРИЧИНЫ И ЭТАПЫ

 

Российское государство в период смутного времени, 16-н.17 в.

Смутное время1598 – 1613. Эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, правлениями самозванцев, разрушением государственной власти, польско-шведско-литовской интервенцией, разорением страны. Современные историки считают смуту гражданской войной в России.

Причины смутного времени:

  • Последствия разорения страны в период опричнины
  • Обострение социального конфликта из-за закрепощения крестьян
  • Кризис династии
  • Кризис власти: борьба за верховную власть среди знатных боярских фамилий, появление самозванцев
  • Претензии Польши на русские земли и престол
  • Голод 1601-1603 г

Последствия Смуты.

  • Территориальное единство было восстановлено, хотя часть русских земель остались за Речью Посполитой и Швецией.
  • Выросла роль дворянства и верхушки посада
  • Решался вопрос о существовании России и независимость отстояли
  • Осознали необходимость сильной государственности
  • Определен путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология, сословный строй как социальная структура

ВОПРОС НОМЕР 9

РОмановы

Вопрос НОМЕР 10

Реформы Петра 1, причины, сущность, последствия

 

Реформы Петра I.

Предпосылки реформ:

  • Отставание России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран. Осознание необходимости реформ
  • Поездка Петра I в Европу – «Великое посольство», 1697-1698. Активно-волевая деятельность Петра I направленная на преобразования в стране.

Сущность и особенности Петровских преобразований.

Идеи – как основа преобразований Петра I: служение Отечеству, общее благо – «народная польза», практицизм и рационализм.

Особенности: масштабность и новшества в различных сферах, бессистемность, спонтанность. Северная война явилась ускорителем петровских реформ.

Экономические реформы.

Создание мануфактурной промышленности (17в. – 30, а в первой четверти 18 века около 200 мануфактур). Металлургическая, текстильная промышленность, судостроение, шелкопрядение, стеклянное, фаянсовое, бумажное дело. Промышленность развивалась в условиях господства крепостничества, почти не было свободных рабочих рук. Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольного крепостнического труда в соответствии с указами Петра I – 1703 год – о приписных крестьянах (они свои подати государству платили не деньгами, а отрабатывали на заводах по установленным расценкам). 1721 – о посессионных крестьянах (купленные и переселенные на заводы крестьяне)

Осуществление в экономической сфере государственной политикиМЕРКАНТИЛИЗМА (накопление средств внутри страны) и ПРОТЕКЦИОНИЗМА (защита экономики от иностранной конкуренции).

Активное вмешательство государства в торговую деятельность купечества (государственная монополия на продажу ряда товаров - соль, табак, лен, смола и т.д.). Принудительное переселение купцов в С-Петербург, подати в пользу государства.

Военные реформы.

Рекрутская повинность с податных сословий в качестве основного принципа комплектования массовой регулярной армии. С 1705 года (до 1874).

Подготовка отечественных офицерских кадров.

Создаются новые воинские уставы, новая форма, ордена, медали, повышения в чине за воинские отличия.

Перевооружение армии.

Создан военно-морской флот.

Социальные реформы Петра I.

Изменения в положении социальных групп.

ДВОРЯНЕ. Завершился процесс формирования дворянского сословия. Обязательная служба, принцип личной выслуги вместо принципа знатности. Указ о единонаследии - запрет на дробление поместий при наследовании (майорат), слияние поместий и вотчин.

ГОРОЖАНЕ. Управление городов через ратушу и магистраты, разделение жителей города по профессиональному признаку на цеха и гильдии. Городская реформа – 1699-1720. городских жителей разделили на регулярных (купцы, промышленники и ремесленники) и нерегулярных граждан (работающие на черных работах).

КРЕСТЬЯНЕ. Сформировано новое сословие – государственные крестьяне (однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне Сибири). Помещичьи крепостные крестьяне. Холопы переведены в разряд крепостных крестьян. Введена новая система налогообложения – подушная подать. 1718-1724.

Табель о рангах. 1722. Разделил гражданскую, военную и придворную службы. Все должности подразделялись на 14 рангов. Талантливые представители других сословий могли стать частью господствующего класса.

1724, Указ Петра о запрете крестьянам уходить на заработки без письменного разрешения помещика – начало паспортной системе.

Культура.

Просвещение. Для учебы и практического освоения наук россиян отправляли за границу. Царь издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об образовании. Возникла сеть организованных на казенный счет образовательных и специальных учебных заведений. Цифирные школы, навигацкие, гарнизонные – для детей солдат. Расширился выпуск книг, учебников. Введена гражданская азбука. Буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Открылись типографии, в Москве при частной типографии имелась библиотека. В1714 возникла первая в России государственная публичная библиотека в Петербурге.

Театр, с 1704 года в Москве на красной площади построили по распоряжению Петра «комедиальную храмину». Появление первой газеты «Ведомости».

1714 – первый естественно- научный музей – Кунсткамера в Петербурге.

Петр сам участвовал в сборе и редактировании материала по истории Северной войны.

Взамен старого летоисчисления от сотворения мира Петр I ввел с января 1700 года новое, принятое во многих европейских странах, от Рождества Христова. Раньше новый год начинался 1 сентября, а в 1700 указано праздновать 1 января., украшать дома еловыми и сосновыми ветвями, весельем и взаимными поздравлениями радовать всех. Введена одежда европейского покроя. Собственноручно стриг бороды. Дозволялось носить бороду после уплаты пошлины и получения «бородового знака». Для дворянства введены – ассамблеи (общественные собрания) на которых должны быть и женщины. Внедрялись хорошие манеры, умение танцевать, фехтовать, писать, говорить красиво.

Значение реформ. Петр I Великий – значимая фигура русской истории. Его преобразования грандиозны, что позволяет говорить о допетровской и послепетровской России. В оценках петровских реформ историки не единодушны.

  • Западники, сторонники петровских преобразований. Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации. (Ломоносов, Соловьев)
  • Славянофилы. Противники петровских реформ. Разрушены национальные русские устои. (Карамзин, Аксаков)
  • После Петра государство стало сильнее, а народ беднее … (Ключевский)
  • Современная историография – Реформы Петра носили противоречивый характер, проводились насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил.

 

ВОПРОС НОМЕР 11

 

Роль морского флота у петра

 

Дохуя же

 

ВОПРОС НОМЕР 12

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ

 

Предпосылки.

Ослабление правящей династии в период петровских реформ.

Изменение традиционной системы престолонаследия привело к появлению разных претендентов на престол, усилению борьбы за власть между придворными группировками.

Создание Петром I – элитных воинских полков (Семеновский, Преображенский) – ставшей инструментом власти, главной военной силой в столице, усилиями которой и совершались дворцовые перевороты.

1725-1727 ЕКАТЕРИНА I

Пока Сенат и высшие сановники обсуждали кому передать трон, Преображенский и Семеновский полки открыто встали на сторону Екатерины, жены Петра I.

Всевластие Меньшикова А.Д.

Создание Верховного Тайного Совета (1726) как совещательного органа при монархе. В состав совета входили: Меньшиков, Апраксин, Головкин, Толстой, Голицын, Остерман, герцог Голштинский. Продолжение политики Петра 1. Открытие Академии наук (1725)

Экспедиция В. Беринга на северо-восточную оконечность Азии.

1727-1730 ПЕТР II

Престол занял 12-летний Петр, внук Петра I, при регентстве Верховного Тайного совета. Желая укрепить свое положение в государстве, Меньшиков обручил свою дочь Марию с Петром.

Борьба за влияние молодого царя между Меньшиковым и князьями Долгорукими и Остерманом А.И. Нежелание Петра II заниматься серьёзной государственной деятельностью и провождение времени в развлечениях. Ссылка в сентябре 1727 года Меньшикова в сибирский город Березов. Внезапная смерть 14-летнего Петра II в январе 1730 от болезни. Династия Романовых пресеклась по мужской линии.

1730-1740 АННА ИОАНОВНА

Приглашена на престол в результате политической борьбы по инициативе Верховного Тайного Совета. Верховники учитывали, что Анна не имела политических связей с русским дворянством. В 37 лет она становиться императрицей. Не отличалась ни умом, ни красотой. Мало интересовалась делами государства. Составляются Кондиции (условия приглашения на престол, ограничивающие власть монарха). Первоначальное согласие Анны Ивановны на «кондиции» и последующая их ликвидация. Всесилье Бирона (фаворит царицы). Без него не принимаются государственные решения. Время названо «Бироновщина». Все ключевые позиции оказались в руках немцев.

Основные направления политики:

-Изменения в структурах управления государством.

-упразднение Верховного Тайного Совета – 1730

-Создание кабинета министров – 1731

Социальная поддержка дворянства и начало расширения их привилегий:

-отмена петровского указа о единонаследии – 1730-1730

- сокращение срока службы до 25 лет (1736)

-жалованье русских офицеров установлено на уровне оплаты иностранцев

Рост производства продукции металлургии и резкое увеличение экспорта

-железа в 5 раз

-хлеба в 22 раза

-Крестьяне прочнее прикреплялись к личности владельца. С 1731 года помещики приносят присягу императору за крестьян.

- Принудительный труд господствует во всех отраслях промышленности

1740-1741 Иван VI Антонович и Анна Леопольдовна

Иван Антонович родился в год смерти Анны Ивановны. Регентом (правителем) при нем назначен был Бирон, через месяц арестован и сослан. (Впоследствии, возвращен из 22 летней ссылки и верно служил Екатерине II до самой смерти.)

Брауншвейгская династия на российском престоле

Продолжается борьба за власть внутри правящей верхушки. Отсутствие стремления правительства Анны Леопольдовны к серьезным преобразованиям. Дворцовый переворот – свержение брауншвейгской династии и воцарение Елизаветы Петровны.

1741-1761 Елизавета Петровна

При содействии французских и шведских дипломатов, заинтересованных в переориентации русской внешней политики, произошел очередной дворцовый переворот. С помощью гренадерской роты Преображенского полка на престол взошла Елизавета Петровна. (Чрезвычайно привлекательная 32-летняя женщина, веселого нрава и приветливая. Её страстью были наряды, балы, фейерверки, музыка). Мало занималась государственными делами, передоверив их своим фаворитам. На смену иноземцем пришли русские вельможи.

Основные направления политики:

- Изменение некоторых структур государственного управления (восстановление роли Сената, ликвидация кабинета министров, создание личной императорской Канцелярии.)

-Отмена внутренних таможенных пошлин, 1753.

-Упорядочение системы налогообложения

-1744-1747 – проведена перепись податного населения

- открыт государственный Дворянский банк, 1753

-Начало Генерального межевания помещичьих владений,1754.

Усиление крепостничества:

1742 - запрет крепостным крестьянам по собственной воле поступать на военную службу

1747 - разрешение дворянам продавать своих крестьян в рекруты

1760 – помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь

Фавориты – Разумовский, Шувалов.

Поддержка науки, культуры, просвещения, открытие Московского университета (1755), создание Академии художеств.

Семилетняя война 1756-1762. Победы русских войск. После смерти Елизаветы Русско-прусский мирный договор, по которому Фридриху II возвратили все завоеванные земли.

декабрь 1761-июнь 1762 ПЕТР III

По достижения совершеннолетия женился на дочери мелкого немецкого князька Софье Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, которая в России получила имя Екатерины Алексеевны. В 1747 году у них родился сын Павел. В 1761 году 33-летний Петр III стал императором России.

Основные направления политики:

1762 - Манифест «О вольности дворянства». Освобождение дворян от обязательной государственной службы

1762 – секуляризация церковных земель

1762 – Ликвидация тайной канцелярии, ведавшей политическим сыском

Социальные волнения на Урале, восстания

+ Выход из Семилетней войны, возврат завоеванных территорий, переход от конфронтации к союзу с Пруссией, начало подготовки к войне со Швецией за прусские интересы

- Недовольство в русской армии, которым воспользовалась Екатерина IIдля осуществление государственного переворота.

Различные оценки деятельности:

-- Слабый монарх, отрицательно относившийся ко всему русскому (Ключевский, Соловьев)

++Монарх, продолживший реформы, опирался на русскую бюрократию елизаветинского времени (Карамзин, Татищев)

ВОПРОС НОМЕР 13

ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ

 

Губернская реформа

Городская реформа

1785 – Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и имущества благородного российского дворянства» - расширение их привилегий

1782 – полицейская реформа, за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль. Введение «Устава благочиния, или полицейского»

1769 – Финансовая реформа, введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Дворянского и Купеческого банков.

1786 – Образовательная реформа, создание системы образовательных учреждений.

1775 – введение свободы предпринимательства. Начал складываться рынок вольнонаемного труда. Но оформление и дальнейшее развитие капиталистического уклада проходило в стране, где господствовало крепостничество. И в этот период крепостной мало отличался от раба.

Крестьянский вопрос.

1803 – «Указ о вольных хлебопашцах» - освобождение от крепостной зависимости за выкуп по согласованию с помещиком.

Освобождение крестьян от крепостничества без земли в Прибалтике. Разрабатывались проекты по освобождению крестьян во всей стране (Аракчеева – покупка государством помещичьей земли и наделения крестьян землей по 2 десятины на душу; Гурьева – разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа)

Реакционную политику проводил Аракчеев. Он стремился к укреплению личной власти императора через развитие бюрократии. «аракчеевщина» - мелочная регламентация, полицейско-репрессивные меры,уничтожение свободомыслия, насаждение палочной дисциплины. Яркое проявление – военные поселения. Это особая форма содержания армии через самообеспечение и самовоспроизводство. В поселениях царил произвол. Жены – поселянки, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты,а с 18 в солдаты. Идея в целом провалилась, но военные поселения просуществовали довольно долго.

В сфере экономики – поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства. – 1807 год –Указ «О даровании купечеству новых выгод», 1818 – закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы.

 

Планы сторон.

Франция. Разгром основных сил русских войск. Подписать договор, чтобы подчинить Россию.

Россия. Сохранение армии, ослабление военного потенциала армии Наполеона.

Этапы войны.

1. 12 июня - середина октября 1812. Отступление русской армии с арьергардными боями с целью заманивания противника вглубь территории, срыв молниеносной войны.

2. Середина октября – 25 декабря. Контрнаступление с полным изгнанием противника.

Ход военных действий.

· 12 июня 1812 года. Начало войны, вторжение французов, отступление русской армии

· 27-28 июня победа конницы атамана Платова под Миром над польской кавалерией.

· 15 июля. Бой при г. Кобрине. 3 армия Тормасова разбиласаксонскую бригаду генерал-майора Кенгеля.

· 2 августа. Бой под Красным. Соединение 1 и 2 русской армий в Смоленске.

· 4-5 августа. Смоленское сражение, отступление русских войск.

· 8 августа – назначение Кутузова главнокомандующим.

· 17 августа прибытие Кутузова в войска.

· 24 августа – Шевардинский бой.

· 26 августа – Бородинское сражение. Генеральное сражение. Кутузов избрал оборонительную тактику. Наполеон намеревался прорвать оборону русской армии, окружить её и окончательно разгромить. Соотношение сил было почти равным. Смертельно ранен генерал Багратион. Батарея Раевского несколько раз переходит из рук в руки. Наступательный порыв французов иссяк. Императорская гвардия – последний резерв Наполеона в бой не введена. Потери огромны: русские – 44 тысячи, французы – 58,5 тысяч . При Бородино Россия одержала моральную и политическую победу. Боевой потенциал наполеоновской армии ослаблен.

· 1 сентября – Военный совет в Филях. Кутузов решил оставить Москву.

· 2 сентября – вступление французов в Москву. Жители ушли, страшный пожар. Наполеоновская армия превратилась в грабителей и мародеров.

· Тарутинский маневр (русские вышли на старую Калужскую дорогу – это предотвратило захват французами Калужской и тульской губерний, там были боеприпасы и продовольствие. В Тарутинском лагере русские войска отдохнули)

· 7 октября оставление Москвы французами

· 12 октября. Сражение при Малоярославце (французы остановлены и вынуждены отступать по разоренной ими же Смоленской дороге.)

· Партизанское движение уничтожало врага (отряды Герасима Курина, Василисы Кожиной и др.)

· Октябрь – Бой при Чашниках(русские победили французские войска маршалов Удино и Виктора

· 3-6 ноября Сражение под Красным. Поражение французов (из 50 тысяч отступающей армии более половины взяты в плен или уничтожены).

· 14-16 ноября сражение на р. Березине. Переправа Наполеона через Березину.

· 3 декабря – переправа остатков «Великой армии» через Неман.

· 14 декабря – переход русских через Неман

· Манифест Александра I об окончании войны.

Углублялось экономическое и социально-политическое отставание России от передовых западно-европейских стран. Недовольство крестьян выливалось в восстания и бунты. Подъем общественно-политического движения проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции – ситуация в России.

Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительноуменьшилась. Создавались секретные комитеты, подчинявшиеся лично царю. Система министерств, созданная при Александре I частично подменялась разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она ведала политическими, общественными, духовными делами страны. Особое место занимало III отделение С.Е.И.В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 году корпус жандармов (политический сыск). Бюрократическая система охватила всю страну – с одной стороны некоторый порядок, но в то же время – коррупция, казнокрадство.

  • Политика Николая I способствовала сплочению господствующего дворянского сословия.
  • Кодификация законов.

Император верил, что следование закону обеспечит порядок. Проводит кодификацию (упорядочение) российского законодательства. Эта работа поручена М.М. Сперанскому. 1830,1832 – законы обобщены, опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи» и «Своде законов». Это усилило бюрократизацию управления.

  • Крестьянский вопрос.

Страна аграрная, основная масса населения – крестьяне, находились в крепостной зависимости. Сельское хозяйство становилось все менее эффективным, отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Необходимость изменений назрела.

1837-1841 г. Под руководством графа П.Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами.

Цель:

Поднять благосостояние, облегчить сбор налогов, показать помещикам пример отношения к крестьянам.

  • Создано Министерство государственных имуществ. Оно решало хозяйственные и бытовые проблемы, проводило размежевание земель, увеличивало наделы малоземельных, создавало семенной фонд и склады на случай неурожая, следило за раскладкой налогов, открывало школы, больницы, улучшилось правовое положение государственных крестьян, избирались сельские и волостные суды. Все это были попытки решения крестьянского вопроса.

Финансовая реформа 1839-1843 года. Министр финансов Канкрин. Стабилизация финансовой системы России. Введение серебряного рубля, свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты.

1834. Утверждение официальной идеологии самодержавия – «теории официальной народности» Автор Уваров – министр народного просвещения.(Самодержавие, православие, народность – основные положения).

1826,1828. ужесточение идеологического контроля и введение в действие жесткого цензурного устава. «чугунный»

1826.Создан комитет по устройству учебных заведений.

Его задачи:

  • проверить все уставы учебных заведений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Законодательно принципы правительственной политики в области образования закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828г. Сословность, замкнутость, ограничение в возможности получения образования – сущность политики в области просвещения.

1835. Устав фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции. Повысилась плата за обучение, пересматривались программы.

Итоги:

  • В целом внутренняя политика – реакционно-репрессивная.
  • Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства.
  • Цензура свирепствовала
  • Жандармы III отделения устрашали страну
  • Не решили ни один назревший государственный вопрос
  • Не было преобразований в экономике
  • Вырос внутренний и внешний долг

 

 

ВНЕШНЯЯ Политика Николая I в Европе была направлена на:

§ сохранение приобретенных ранее территорий

§ укрепление новых границ

§ подчинение Польши, Прибалтики и Финляндии интересам Российского государства

Борьба с революционной опасностью была вызвана не только идеологическими соображениями, но и необходимостью обеспечения европейской стабильности и сохранения неприкосновенности западной границы империи.

Если в силу исторических фактов (в первую очередь затянувшихся наполеоновских войн) европейское направление в первой четверти XIX в. было основным для России, то в период царствования Николая I центральное место занял восточный вопрос - взаимоотношения с Османской империей и решение международным проблем, связанным со все большим ее ослаблением. Для России чрезвычайно важными задачами были:

§ укрепление своих позиций на черноморском побережье

§ защита границ на юге страны

§ недопущение в Черное море иностранных военных судов

§ обеспечение наиболее благоприятного режима проливов - Босфора и Дарданеллы

В экономическом и стратегическом отношении Черное море приобретало для России все большее значение. Во взаимоотношениях России с Османской империей большую роль играл тот факт, что в составе последней находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя, а русская общественность глубоко им сопереживала как своим собратьям.

Еще одним направление оставались взаимоотношения с Ираном, в которых особое место занимала проблема Закавказья.

Во 2-ой четверти XIX в. большее значение, чем в 1-ой четверти, приобрели среднеазиатское и дальневосточное направления. Начались изучения Средней Азии, к которой Великобритания также проявляла интерес и тормозила продвижение России в этот регион.

 

ВОПРОС НОМЕР 17

ВОПРОС НОМЕР 18

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Подготовка реформы

Проекты освобождения крестьян разрабатывались в Секретном комитете, созданном в 1857 году. Медлительность, ропот недовольства, слухи. Все это заставило пойти на более решительные меры. 20 ноября 1857 года - рескрипт виленскому генерал – губернатору Назимову В.И. об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 1858 год – Секретный комитет преобразовывается в Главный комитет по крестьянскому делу. В 46 губерниях создаются аналогичные комитеты. Гласно и открыто обсуждаются проблемы отмены крепостного права. С 1859 года создаются Редакционные комиссии при Главном комитете во главе с генералом Ростовцевым, где рассматриваются материалы из губернских комитетов по обсуждаемой проблеме. В 1860 году распускаются редакционные комиссии и передаются документы по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а потом в Государственный совет для обсуждения.

19 февраля 1861 года император подписал основные правовые документы по крестьянской реформе (всего их было 17) Главные:

  • Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»
  • «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
  • «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительства в приобретении ими в собственность полевых угодий»

Манифест и положения касались трех основных вопросов:

  • Личное освобождение крестьян
  • Наделение их землей
  • Выкупная сделка

Основные положения крестьянской реформы:

  • Крестьяне получали личную свободу и наделялись гражданскими правами (владеть имуществом движимым и недвижимым, заключать сделки, свободно вступать в брак, поступать на службу, менять место жительства, переходить в иное сословие).
  • Но! Личная свобода крестьянина ограничивалась сохранением общины: общинной собственностью на землю, круговая порука, переделы наделов (участков). Крестьяне оставались единственным сословием, платившим подушную подать, несущим рекрутскую повинность и подвергалось телесному наказанию.
  • Крестьяне освобождались с землей, размер надела колебался от 3 до 12 десятин в зависимости от района России.
  • Земля крестьянами должна была выкупаться у помещика. До совершения выкупной сделки крестьянин оставался «временнообязанным» и должен выполнять прежние повинности – барщину и оброк.
  • Размер выкупа за землю устанавливался в зависимости величины денежного оброка крестьянина. Положенный в банк капитал должен был давать 6% годовых.
  • 20% суммы крестьянин платил помещику сразу и сам собирал эту сумму.
  • 80% выку


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 4610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.015 с.)