ТОП 10:

Развитие мореходства у восточных славян в 9-12 веке



Более тысячи лёт назад началось мореходство восточных славян. По свидетельству византийских источников, они совершали длительные морские походы и отличались высоким уровнем мореходного искусства. На реках и озерах создавались крепкие и прочные суда, способные выдерживать далекие плавания.

В русских летописях сохранились многочисленные сведения о развитии мореплавания в Древнерусском государстве: киевские дружины Олега, Игоря, Владимира направлялись на судах от устья Днепра через Русское (Черное) море к Царь-граду, новгородцы вели оживленную торговлю на Балтике, отважные поморы совершали плавания по Студеному морю. Эти походы были для того времени очень смелыми предприятиями. Их участникам приходилось не только преодолевать большие водные пространства, но и вступать в морские бои с сильными и многочисленными врагами. В Византии считали русов отличными моряками и охотно приглашали их на свою службу.

Таким образом, еще в далекие времена был приобретен первый отечественный опыт в кораблестроении, мореплавании, военно-морском искусстве.

Флот у восточных славян зародился в IV—VI веках и был связан с борьбой против Византии. Это был речной парусно-гребной флот, применимый для мореходства. С IX века на Руси существовали флотилии из нескольких сотен судов. Они предназначались для использования в качестве транспорта. Однако, морские сражения также имели место. Основным судном была ладья, перевозившая около 50 человек и иногда вооружённая тараном и метательными машинами.[2] В период борьбы за киевское княжение в середине XII века Изяславом Мстиславичем были использованы ладьи со второй достроенной над гребцами палубой, на которой располагались лучники.

 

ВОПРОС №4

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

 

Принятие христианства на Руси происходило в достаточно сложной обстановке и далеко не всегда добровольно: князь Владимир искоренял царившее тогда в стране язычество, как мог. Принятие христианства для Владимира было весьма важным: без этого не мог быть заключен брак между ним и сестрой византийского правителя, Анной.

Получается, что принятие христианства на Руси было политическим шагом: Василий Второй, правитель Византии, поставил условие перед Владимиром: брак не будет заключен, пока на Руси живут язычники.

В 988 году был крещен Киев, а затем христианство, как официальная религия, стало распространяться по всей Руси. Однако, например, в Новгороде, попытка насадить православие вылилась в вооруженное противостояние. И лишь благодаря значительным усилиям удалось создать епископства в самых основных русских городах – Переяславле, Чернигове, Белгороде и прочих. А первая десятинная православная церковь была выстроена в самом Киеве, который на тот момент был столицей молодого государства русичей.

Аналитики и историки отмечают, что принятие христианства на РУси повлекло за собой всплеск духовности, всеобщее постепенное повышение грамотности, смягчение людского нрава.

Людей крестили всех вместе в холодной воде (в Днепре), причем использовались не только вера, уговоры, но и прямое принуждение под страхом смерти. Кроме того, было нарушен канонический обряд крещения - крещение должно было происходить добровольно, по вере, с соблюдением таинства. Возможно, это исторически повлияло на историю Росси, где никогда приветствовался дух индивидуализма, личной жизни, демократии. Принятие Христианства на Руси дало толчок развитию государства, искусства, литературы. Благодаря этому Древняя Русь не ассимилировалась под натиском моголо-татар (как печенеги, татары, хазары, которые приняли иудаизм). Принятие христианства сделало Русь близкой к Европе. Однако следует заметить, что язычество на Руси (родноверие) сохранилось в подполье, несмотря на преследования церкви и государства.

 

 

 

ВОПРОС №5

 

Борьба русского народа с татаро-монгольским нашествием

 

Идите нахуй

 

 

Вопрос №6

Возвышение москвы и формирование русского централизованного гос-ва

Русское централизованное государство образовалось вокруг Мос­квы, которой было суждено со временем стать столицей великой дер­жавы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обус­ловлена прежде всего ее экономическим и географическим положени­ем. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была цен­тром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца ХШ в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли русской Александра Невского — Даниил. При нем в конце XIII — начале XIV вв. началось объединение русских земель, успеш­но продолженное его преемниками. Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко ис­пользуя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, де­лая их своими вассалами. Территория Московского княжества рас­ширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Да­ниила — Иване Калите (1325 — 1340). При нем продолжалось собира­ние русских земель. Иван Калита сумел получить у татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обес­печить мир на Руси. Москва стала и центром православной церкви, в 1326 г. в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. Расширяя территорию Московского государства, великие князья пре­вращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих уделах и приравнивались к боярам, т. е. станови­лись подданными великого московского князя. Они уже не могли те­перь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значи­тельным из которых явилась победа русских войск под командовани­ем князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. При Иване III объ­единение русских земель вступило в завершающую фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли — Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480 г. после известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от та­тарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую поло­вину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовско­го господства.

Вместе с объединением русских земель росла и власть великих кня­зей над ними. Московское княжество перестало быть совокупностью более или менее самостоятельных государств. Деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые наместниками и волостелями.

Наряду с объединением русских земель происходило присоедине­ние и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижего­родской, Пермской и другими землями в состав Московского госу­дарства вошли и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Некоторые из них ассимилиро­вались, растворялись в составе великорусской народности, но боль­шинство сохранили свою самобытность. Русское государство подо­бно Киевскому становилось многонациональным.

 

 

ВОПРОС №7







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.01 с.)