Тема России в русской философии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема России в русской философии



Русский космизм

Философская мысль Беларуси

1. Тема России в русской философии

Русская философия возникла в эпоху средневековья и долгое время не выдвигала собственных оригинальных идей, а развивала идеи, почерпнутые в Византии и Западной Европе. Свои самобытные учения появляются только в 19 веке. Центральной темой русской философии становится тема России, то есть обширный и сложный вопрос о специфике российского общества и пути его развития. Начало исследованию и обсуждению этой темы положил Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) в своих «Философических письмах» 1829-1831 гг. После публикации первого же письма в журнале «Телескоп» Чаадаев по указанию царя был объявлен сумасшедшим, помещен под домашний арест, ему было запрещено печататься, журнал закрыт, редактор сослан в Сибирь.

Чаадаев разделял мнение просветителей, что человечество движется по пути прогресса, увеличения степени свободы. Исключение составляет Россия. Страна имеет выгодное географическое положение – между Западом и Востоком – и могла бы синтезировать достоинства двух цивилизаций – западный рационализм, умение организовать материальную жизнь и восточную духовность. Это сделало бы Россию лидером мирового развития и культурного прогресса. Синтез не состоялся. В итоге, Россия – отсталая страна, не способная создать ничего, что вошло бы в сокровищницу мировой культуры. Историческая миссия России заключается лишь в том, чтобы дать отрицательный урок другим народам – «так жить нельзя». Причинами застоя в России Чаадаев считал самодержавие (абсолютную власть царя), крепостничество (отсутствие прав и свобод у граждан, в том числе, у знатных и богатых), православие (которое не осуждало самодержавие и крепостничество). России нужно учиться у Запада, перестроить общество по западному образцу.

Идеи Чаадаева вызвали большой резонанс, в результате чего в середине 19 в. сформировались два течения общественной мысли – западники и славянофилы. Они начали спорить о значении реформ Петра I, разрезавших историю страны на две части, и о пути дальнейшего развития России.

Западники одобряли реформы Петра I. Они считали, что существуют единые для всего человечества закономерности развития. Наилучшим образом они учтены на Западе, поэтому европейские страны добились внушительных успехов в развитии. России же нужно копировать западный опыт во всех сферах жизни. Самодержавие должно смениться конституционной монархией, сходной с монархиями Западной Европы.

Славянофилы считали реформы Петра и европеизацию изменой России. Они были против копирования Запада, так как, по их мнению, Запад – это мир кризисов, эгоистического индивидуализма и бездуховности, у него нет будущего. Западный путь развития ведёт в тупик. Россия должна идти своей самобытной дорогой, сохраняя свои специфические черты, которые являются её достоинствами. К ним относятся: 1) православие; 2) общинный строй жизни крестьян, в котором проявляются такие отличительные качества русского народа, как прирождённый коллективизм, приоритет общественных интересов над личными, взаимопомощь; 3) самодержавие, так как большой стране нужна сильная власть. Но царь должен учитывать мнение народа, выразителем которого должен стать совещательный Земский собор. Возражая западникам, славянофилы утверждали, что копирование Запада не приведёт к желаемым результатам, потому что у русских другой менталитет, другие привычки и стереотипы действия, сформировавшиеся под влиянием религии, истории, климата, размера и рельефа территории государства. Особый путь России должен привести её к процветанию и мировому лидерству.

Спор между западниками и славянофилами продолжается и в наши дни.

2. Русский космизм

Одной из отличительных черт русской философии является внимание к вопросам нравственности. Этический подход чётко выражен в учении русского космизма, представители которого обострённо ощущали несовершенное устройство мира, его жестокость и бессмысленность. Чтобы жили одни, должны умереть другие – люди и хищные животные убивают и потребляют в пищу других животных. Природные катастрофы уносят тысячи жизней. Из-за засух и наводнений в мире свирепствуют голод и нищета. Смерть забирает не только стариков, но и детей. Поскольку человек - разумное и нравственное существо, постольку он может и должен поправить природу, усовершенствовать мир и себя самого, уменьшить количество зла в мире. До сих пор эволюция шла «вслепую», бессознательно, но теперь человек уже созрел для того, чтобы своим разумом направлять её, сознательно и целенаправленно совершенствовать себя и мир.

Основоположник русского космизма – Николай Фёдорович Фёдоров (1828-1903). Основной труд Фёдорова называется «Философия общего дела». Он считал, что человечество должно осознать, что оно является единой планетарной семьёй, перестать конфликтовать, объединиться и заняться общим делом - познанием и овладением силами природы, чтобы покончить с нищетой и голодом. Нужно научиться управлять погодой, климатом, предотвращать стихийные бедствия, овладеть энергией солнца, превратить планету в космический корабль, снять её с орбиты и отправиться на ней заселять бесконечный космос. Вселенная должна стать единой космохозяйственной системой.

Человек также должен овладеть природными силами внутри себя – раскрыть тайну смерти и стать бессмертным. У поколения бессмертных будет нравственный долг, возвращение которого станет целью жизни – воскрешение всех умерших предков вплоть до Адама и Евы. Для этого необходимо организовать научные центры с привлечением специалистов разного профиля. Поскольку потребуется воскресить десятки миллиардов людей, а ресурсы Земли ограничены, воскрешённые поколения необходимо будет расселить в космосе.

Бессмертное человечество откажется от деторождения. Инстинкт размножения мудрая природа вложила в людей, чтобы не прервалась эстафета жизни. Когда эстафету жизни станет не нужно передавать, инстинкт будет вытеснен культом предков, который станет религией человечества (влияние конфуцианства). Вместо того, чтобы тратить время и энергию на воспроизводство своих несовершенных копий, люди займутся преобразованием мира и доведением до совершенства самих себя.

При грандиозных планах преобразования мира Фёдоров отрицал технический путь развития цивилизации, так как разрыв между мощью техники и слабостью человека постоянно растёт. Человек должен не изобретать всё новые приставки к телу, а научиться обновлять свой организм, выращивать для себя новые органы.

Представители русского космизма – К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и др. – были уверены в том, что эволюция человека будет продолжаться, он слишком несовершенен. Дальнейшее развитие человека должно привести к появлению у него «сверхжизни» и «сверхсознания». «Сверхсознание» - это такие способности как телепатия, телекинез, предвидение будущего, левитация и т.п. В наше время ими владеют те, кого называют экстрасенсами, колдунами, магами и др. В будущем они проявятся у многих. «Сверхжизнь» - это значительное продление продолжительности жизни, причём, в наиболее активном возрасте.

Для уменьшения количества зла в мире будущее человечество станет автотрофным. Автотрофы – это организмы, синтезирующие из неорганических веществ необходимые для жизни органические вещества. Автотрофами являются растения. Человек же пока как и все животные, некоторые растения, большинство бактерий, грибы является гетеротрофом, питающимся другими организмами.

3. Философская мысль Беларуси

Белорусская философия не отличается собственными оригинальными идеями и теориями, однако всё же стоит отметить отечественных мыслителей, внёсших свой посильный вклад в развитие белорусской культуры.

Наиболее известными мыслителями в эпоху средневековья были Ефросинья Полоцкая ( княжна-просветительница, святая, покровительница земли белорусской)и Кирилл Туровский (епископ, затворник – человек, отказавшийся от общения с людьми, закрывшийся в каком-либо помещении для уединённых размышлений, молитв, написания религиозных сочинений и т.п.) (12 в.). Они выражали типично религиозные идеи: креационизм, провиденциализм, заботу о душе, подготовку её к жизни вечной.

В эпоху Возрождения (16 в.) появляются такие мыслители как Франциск Скорина (белорусский первопечатник, просветитель, учёный) и Сымон Будный (теолог-реформатор). Они были верующими людьми, однако в духе ренессансных идей подчёркивали значимость земной жизни, активной практической деятельности на благо окружающих, познания окружающего мира, нравственного самосовершенствования личности. Сымон Будный продолжил дело книгопечатания, начатое Скориной, написал и издал две книги на белорусском языке. Будный пытался истолковать христианское вероучение с позиций разума, здравого смысла, отрицая чудеса, поэтому его идеи существенно отличались от церковного учения: Бог у него не Троица, а безличная космическая первопричина мира, Иисус Христос – человек и пророк, отрицается бессмертие души и существование загробного мира, разум ставится выше веры. Своими взглядами нажил много врагов, испытал гонения.

В 17 в. известность получили Симеон Полоцкий и Казимир Лыщинский. Симеон Полоцкий (философ-просветитель, педагог, общественный и церковный деятель) был самым известным и авторитетным мыслителем своего времени. Русские цари доверяли ему обучение и воспитание своих детей – наследников престола. Казимир Лыщинский (педагог, просветитель, общественный деятель) написал рукопись «О несуществовании Бога». Сочинение содержит критику церкви. Утверждается, что религия – это обман народа, она создана людьми неверующими для того, чтобы подчинить народ себе. За подобные идеи Лыщинский был арестован и отдан под суд. Дело атеиста привлекло внимание широкой европейской общественности, за процессом следила вся парижская пресса. Варшавский сейм 19 раз заседал по делу Лыщинского. Суд закончился вынесением смертного приговора. Перед казнью Лыщинский принародно сжёг свою рукопись, после чего ему отрубили голову, тело сожгли, пепел развеяли выстрелом из пушки.

В 18 в. на белорусских землях распространяются идеи просвещения о необходимости познания природы, накопления научных знаний, преобразования общества с целью увеличения прав и свобод личности. Иосиф Еленский пишет первую белорусскую утопию. За критику крепостного строя был сослан в Соловецкий монастырь на 7 лет.

В 19 в. усиливается политика русификации, проводимая царским правительством на белорусских землях. В ответ начинается формирование национального самосознания белорусов. Большой вклад в этот процесс внесли писатели, юрист Франтишек Богушевич и руководитель восстания 1863 г. Константин Калиновский. Оба были революционными демократами, народниками.

Ф.Богушевич (1840-1900) первым попытался осмыслить такие вопросы, как кто такие белорусы, какая у них историческая судьба, как складывались их отношения с соседними народами. Он первым из белорусских писателей выступил за сохранение белорусского языка, считал его основой существования нации. Богушевич обосновал право белорусского народа на государственный суверенитет и самостоятельность (белорусские земли тогда входили в состав Российской империи), защищал права крестьян, ратовал за предоставление политических свобод для широких народных масс. При жизни произведения Богушевича в царской России были запрещены.

К.Калиновский (1838-1864) организовал выпуск первой белорусской революционно-демократической газеты «Мужыцкая праўда», в которой говорил о народном горе, нищете и бесправии пореформенной белорусской деревни, объяснял крестьянам, что причиной их бед являются царизм и произвол чиновников российской империи. Он обосновал первую программу борьбы за политическое и духовное освобождение белорусского народа, призывал крестьян бороться за свои права, считал, что только революционным путём можно добиться свободы и независимости родины. Выдвинул идею создания демократического народного государства, основанного на конституционном и парламентском опыте Англии, США, Франции и др. Казнён после подавления восстания 1863 г. На эшафоте назвали его имя – «дворянин Константин Калиновский», в ответ он воскликнул: «У нас няма дваран, усе роўныя». К. Калиновский – один из самых известных представителей белорусской нации в мире.

В 20 веке различные темы жизни народа разрабатываются писателями Янкой Купалой и Якубом Коласом.

Идеи в духе русского космизма развивал Василий Феофилович Купревич (1897-1969). Купревич 17 лет был президентом Академии наук Беларуси, биолог, выступал за исследования на генном уровне, чтобы сначала значительно увеличить продолжительность жизни, а потом и достичь бессмертия. «Если старость болезнь, то её можно лечить. Если она запрограммирована в гене, то эту программу нужно менять». Сейчас в Минске на улице, названной в честь академика Купревича, расположился Парк высоких технологий, в котором работают самые креативные белорусские учёные и инженеры.

Культовой фигурой белорусской интеллектуальной жизни последних десятилетий называют философа, поэта, литературного критика Валентина Васильевича Акудовича (р.1950). Он осмысливает мироощущение современного человека, положение Беларуси среди других европейских стран, национальную самооценку белорусов, специфические черты их менталитета, современное состояние белорусской культуры и исторические факторы, его определившие. Отличительным качеством белорусов является невероятная адаптивность, выживаемость при любых катаклизмах и завоевателях. Акудович отмечает, что на протяжении нескольких последних веков Беларусь становилась частью разных государств, в которых белорусы оказывались не титульной, а второстепенной нацией. Их пытались то ополячить, то русифицировать. Последнее в значительной степени удалось: белорусы пользуются русским языком, пренебрегая роднай мовай, слабо представляют национальное отличие себя от русских, дают заниженную оценку своей нации, истории, культуры. Уничижительная самооценка ведёт начало от мифа, созданного Ф.Богушевичем: Беларусь – это гнилая хатка, лапти, колтун в волосах и дурной, как ворона, мужик, со своей несчастной долей. Совсем другой образ Беларуси был создан Адамом Мицкевичем: Беларусь – страна красивых женщин и отважных мужчин, великих поэтов, благородных романтиков, бесстрашных воинов. Образ, созданный Мицкевичем, присвоили поляки, белорусы же до сих пор страдают комплексом неполноценности, описанным Богушевичем. Акудович полагает, что главной проблемой Беларуси и белорусов является избавление от комплекса национальной неполноценности, второсортности, формирование национальной гордости, патриотизма.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.003 с.)