Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия классического марксизмаСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Философские идеи И.Канта В конце 18 века Европа переживала разочарование в идеях просветителей. Создать образцовое общество, в котором все были бы свободны и равны, не удалось, почти все народы оказались втянуты в различные конфликты и войны. Философы задумались над проблемой, почему это произошло, ведь человек же вооружён разумом. Неужели разум – это ненадёжное и неэффективное средство познания и преобразования мира? Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) занялся исследованием вопроса о способностях и границах разума. До Канта философы считали, что в мире есть познанное и непознанное, причём, превратить второе в первое – дело времени, когда-нибудь вооружённый всемогущим разумом человек познает всё. Кант же полагал, что помимо познанного и непознанного в мире есть ещё и непознаваемое. Это значит, что между миром и нашим представлением о нём есть существенная, принципиальная разница. Она обусловлена специфическим устройством человека, а именно врождёнными способностями получения и осмысления чувственного опыта. Например, если бы у человека был другой набор органов чувств или другие мыслительные способности, то и картина мира была бы другой. По Канту, объекты действительности обладают гораздо большим набором свойств и связей, чем мы можем познать. Доступные познанию свойства и связи объектов философ называл феноменами – «вещами для нас». Непознаваемую сущность объектов Кант обозначил понятием «ноумен» - «вещь в себе». Таким образом, Кант показал принципиальную ограниченность разума в деле познания мира. Врождённые способности человека, с одной стороны, делают возможным познание, с другой стороны, выступают его границами. Человек никогда не узнает, каким на самом деле является мир. Это означает, что будут обречены на провал все попытки глобального разумного переустройства мира. Всегда останутся неизвестные и неучтённые человеком факторы, которые перечеркнут намеченные им планы. Что же тогда остаётся делать человеку? Кант полагал, что человек должен жить в соответствии со сформулированным им законом нравственного поведения – категорическим императивом (всеобщим повелением). Он гласит: «Поступай по отношению к людям так, чтобы они были целью, но не средством твоих действий». Императив запрещает использовать других людей как вещи, нужно жить не для себя, а ради других. Вторая формулировка императива: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали все».
2. Философская система Г.В.Ф.Гегеля Георг Гегель (1770-1831) также как и Кант пытался осмыслить разочарование в идеях просветителей, но у него был принципиально иной подход: философ задумался о перспективах развития общества – есть ли основание для веры в прогресс? По мнению Гегеля, такое основание есть. Философ считал, что мир и общество созданы всемогущей сверхъестественной разумной силой – Абсолютной идеей (Мировым разумом). История мира и общества – это реализация грандиозного замысла, разумного плана Абсолютной идеи. Людям кажется, что они сами творят историю, сами придумывают идеалы и цели своей деятельности. Однако результат всегда отличается от намеченных планов, а это значит, что на самом деле люди являются орудием неведомой для них силы, марионетками, исполняющими замысел Абсолютной идеи. Абсолютная идея внушает некоторым людям прогрессивные мысли, эти люди становятся выдающимися личностями, вдохновляющими массы на реализацию своих замыслов, а на самом деле – плана Абсолютной идеи. Люди для Абсолютной идеи – всего лишь средство, материал для реализации её замысла, и распоряжается она этим материалом расточительно, беспощадно и безжалостно, ценность человеческой жизни невелика, история общества пишется кровью. В различные эпохи разные народы становятся своеобразными избранниками Абсолютной идеи, носителями и выразителями её замысла. История начинается в Китае, эстафету разума подхватывает Индия, затем Персия, Ближний Восток, потом Греция и Рим и, наконец, Германия. Только эти народы вносят вклад в культурное развитие человечества и представляют ценность для истории. По мнению Гегеля, общественная жизнь кажется бессмысленным хаосом, если посмотреть на небольшой период. Если же обозреть всю историю человечества, то обнаружится устойчивое прогрессивное развитие, выражающееся в увеличении степени свободы. Таким образом, философская система Гегеля оптимистична. Правящая миром разумная Абсолютная идея является гарантом его прогрессивного развития, несмотря на отдельные недостатки и несовершенства. «Всё действительное разумно, всё разумное действительно», - утверждал философ. То есть, «всё, что ни делается – к лучшему». Г.Гегель является последним наиболее ярким и авторитетным представителем классической философии, отличавшейся верой в разумное и закономерное устройство мира. Классическая философия основывалась на признании существования Мирового разума (который представляли по-разному – в виде Бога, Абсолютной идеи и др.) и взглядом на человека как на разумное существо.
3. Философия классического марксизма Философские идеи Г.В.Ф.Гегеля оказали большое влияние на немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883). Маркс был согласен с Гегелем в том, что история представляет собой не хаотичный набор случайных событий, а закономерный и прогрессивно направленный процесс. Однако Маркс разошёлся с Гегелем в объяснении причин общественного развития. Гегель считал, что историей правит мистическая разумная сила – Абсолютная идея (Мировой разум). По мнению же Маркса, основой общественной жизни и главной причиной происходящих в социуме событий является отнюдь не мистическая, а вполне реалистическая сила – материальное производство. Хотя в материальном производстве действуют люди, обладающие сознанием, на макроуровне оно развивается независимо от их воли и желания. Об этом говорит, например, тот факт, что в разных государствах материальное производство проходит одни и те же этапы развития, постоянно увеличивая свою эффективность. Соответственно этапам развития материального производства Маркс выделил ступени последовательного прогрессивного развития общества – первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Таким образом, Маркс установил, что в обществе действуют такие же объективные, независимые от воли и желания людей законы, как и в природе, и их можно изучать. Развитие общества представляет собой естественноисторический процесс, в котором нет ничего мистического. Деятельность людей по преобразованию общественной жизни только тогда будет успешной, когда они познают и будут учитывать объективные социальные закономерности. Философские идеи в марксизме получают развитие в социально-политических и экономических идеях. Анализируя буржуазное общество, Маркс и его друг и соавтор многих работ Фридрих Энгельс (1820-1895) пришли к выводу о том, что капитализм исчерпал ресурсы своего существования, частная собственность становится тормозом дальнейшего развития материального производства. Частную собственность необходимо уничтожить, заменить ее общественной собственностью и приступить к строительству коммунистического общества. Поскольку класс буржуазии не отдаст власть добровольно, рабочий класс должен совершить мировую пролетарскую революцию («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). После революции должна быть установлена диктатура пролетариата – власть рабочего класса и всех трудящихся, главной задачей которой является насильственное подавление сопротивления свергнутой буржуазии. Под влиянием марксизма был совершен октябрьский переворот 1917 года в России, приведший к появлению СССР и мировой системы социализма. В процессе строительства первой фазы коммунизма – социализма – был реализован ряд экономических и политических идей Маркса: уничтожены частная собственность, товарно-денежные отношения (политика «военного коммунизма»), конкуренция, рынок, создано плановое централизованное народное хозяйство и др. Идеи были ошибочными, так как социализм, как показало время, оказался неэффективным хозяйственным механизмом и проиграл экономическое соревнование с Западом. Коммунизм так и не был построен. Поэтому сейчас в бывших социалистических странах осуществляются реформы, суть которых состоит в отказе от марксистского идейного наследия. Тема 8.Становление неклассической философии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.32 (0.007 с.) |